Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И.Платова
СОГЛАСОВАНО Председатель МС ___________Т.Э.Немытова Протокол № ____ от _____________ | Принята на педсовете Протокол № ____ от ______________ | Рассмотрена на заседании МО учителей естественно – научного цикла Руководителей МО _______________С.В.Денисенко Протокол № ____ от ___________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №3 Им. атамана М.И. Платова __________Т.С.Романенко «___» ____________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
в 8- Б, Г классах
Учитель: Ковалёва Е.С.
г. Новочеркасск
2017г
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с:
– Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1089 от05.03.2004
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования 2004г.
–Учебным планом МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова на 2017/2018 уч.г.
Цели и задачи:
– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Планируемые результаты освоения программы по русскому (родному) языку
Учащиеся должны знать определения изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
- Соблюдать нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Создавать тексты публицистического стиля на разные темы, выполнять комплексный анализ текста.
Место предмета
Учебный предмет «Русский язык» реализуется за счёт инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова в объёме 3 часа в неделю. Примерная программа по русскому языку рассчитана на 102 часа, рабочая программа реализуется за 99 часов в соответствии с производственным календарем на 2017 и 2018 год ( праздничные дни 23.02; 9.03; 1.05;) и календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2017-2018 учебный год. Тема «Повторение» рассчитана на 6 часов, планируется дать фактически 3 часа. Уплотнены темы « Лексика и фразеология», « Словообразование», « Морфология».
№ | Раздел программы | Основное содержание раздела, темы | Виды деятельности ученика |
1 | Общие сведения | Русский язык в современном мире. | опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах | функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания. виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные); виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое) условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными | разграничивать знаки препинания по их функциям; пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления; определять вид сложного предложения; соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения; создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм; разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи; разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи; правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи; обозначать графически условия выбора орфограмм. |
3 | Синтаксис как раздел грамматики | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. | находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения; разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной; соотносить содержание предложения с фрагментами действительности; разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения. |
4 | Словосочетание | что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные свободные словосочетания и фразеологические обороты подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл; порядок устного и письменного разбора словосочетания | составлять разные виды словосочетаний; определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла; разграничивать разные виды словосочетаний по их значению; определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах; использовать в речи синонимические по значению словосочетания; разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты; определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании; составлять словосочетания с заданным видом связи; правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью; производить устный и письменный разбор словосочетания. |
5 | Простое предложение | виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный; в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении; основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения. | разграничивать односоставные и двусоставные предложения; определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному); определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении; выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам; выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении; составлять графическую интонационную схему предложения. |
6 | Двусоставное предложение | способы выражения подлежащего; способы выражения сказуемого; правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде; основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции; способы выражения вспомогательного глагола; основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции; способы выражения именной части; тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. | находить подлежащее и определять способы его выражения; определять способы выражения сказуемого; соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях; находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи; находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части; разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть; определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации; интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире; пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей; использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека. |
7 | Второстепенные члены предложения | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. | находить в предложении второстепенные члены; распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения; разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого; использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании; распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями; разграничивать прямое дополнение и подлежащее; находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка; разграничивать определение и именную часть составного сказуемого; распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения; различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения; использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения; находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их; использовать приложения в речи; согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях; находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы, использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения; распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи; находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла; разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения; находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения; ставить вопросы к обстоятельствам условия; использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи; находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения; производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения. |
8 | Односоставное предложение | Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений; различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения; распространять нераспространенные односоставные предложения; распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения; определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.); пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами; использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения; разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения; пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; использовать определенно-личные предложения в речи; распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения; разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением; разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека; находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения; использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации; пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами; различать разные способы выражения главного члена безличного предложения; находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных; определять способ выражения их главного члена; правильно интонировать данные предложения; производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения |
9 | Простое осложнённое предложение | Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения. | определять способ осложнения предложения |
10 | Обособленные члены предложения | Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. | интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении; выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления; распространять обособленные члены; правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами; интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения; находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения; находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления; распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления; объяснять использование тире для выделения приложения; использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания; распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления; обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически; распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически; обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла; согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами; находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления; находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль; распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми; распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте; объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых; определять их роль в раскрытии авторского замысла; использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации; производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами; производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
11 | Обращение | Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений. | подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение); интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме; обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее; использовать распространенные обращения в речи; использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.; определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи; распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях; определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями; определять текстообразующую роль обращений. |
12 | Вводные и вставные конструкции | Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль вводных слов и междометий. | интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения; разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания; использовать вводные слова разных значений в речи; обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания; определять текстообразующую роль вводных слов; распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми; использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах; распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания; использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения; разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными; употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте; обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение; распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания; употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте; обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте; обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль; распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях; разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения; производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения. |
13 | Чужая речь | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью; разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части; распространять комментирующую часть предложений с чужой речью; разграничивать предложения с прямой и косвенной речью; обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль; заменять прямую речь косвенной; конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания; обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции; составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи; соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой); выделять в произношении комментирующую часть (слова автора); соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения; объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему; пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания; заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог; определять текстообразующую роль цитаты; обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи; распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью; определять текстообразующую роль цитаты; использовать цитаты в речи; исправлять речевые недочеты при цитировании; цитировать стихотворный текст; использовать цитаты в заданной речевой ситуации; производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью. |
14 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | взаимосвязи синтаксиса и морфологии; первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации; алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания содержание понятия «культура речи»; о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи о взаимосвязи синтаксиса и орфографии | производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения; пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте; разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение); правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов; правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания; обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 8 «Б» классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма контроля | ||
Общие сведения | |||||
1. | Знакомство с учебником. Русский язык в современном мире. | 1 | Устный опрос | 4.09 | |
Повторение изученного в 5-7 классах | |||||
2. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | Устный опрос | 5.09 | |
3. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Устный опрос | 7.09 | |
4. | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | Устный опрос | 11.09 | |
5. | Рр Подробное изложение (упр. 27). | 1 | изложение | 12.09 | |
6. | Рр Подробное изложение (упр. 27). | 1 | изложение | 14.09 | |
7 | Контрольный диктант по проверке остаточных знаний | 1 | диктант | 18.09 | |
8. | Анализ контрольного диктанта. Слитное и раздельное написание не- ни- с разными частями речи. | 1 | Устный опрос | 19.09 | |
9. | Слитное и раздельное написание не- ни- с разными частями речи. | 1 | Устный опрос | 21.09 | |
10. | Рр Сочинение-письмо (упр. 36). | 1 | Сочинение | 25.09 | |
Синтаксис как раздел грамматики | |||||
11. | Работа над ошибками. Основные единицы синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 26.09 | |
12. | Основные единицы синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 28.09 | |
13. | Рр Текст как единица синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 2.10 | |
14. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 3.10 | |
15. | Рр Сжатое изложение (упр. 52). | 1 | Устный опрос | 5.10 | |
16. | Рр Сжатое изложение (упр. 52). | 1 | Устный опрос | 9.10 | |
Словосочетание | |||||
17. | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | Устный опрос | 10.10 | |
18. | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | Устный опрос | 12.10 | |
19. | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | Устный опрос | 16.10 | |
20. | Рр Сочинение (упр. 72). | 1 | Сочинение | 17.10 | |
21 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | Устный опрос | 19.10 | |
22 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | диктант | 23.10 | |
23. | Рр Подготовка к изложению с грамматическим заданием (упр. 76). | 1 | Изложение | 24.10 | |
24. | Рр Изложение с грамматическим заданием (упр. 76). | 1 | Изложение | 26.10 | |
Простое предложение | |||||
25. | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | Устный опрос | 7.11 | |
26. | Рр Описание архитектурного памятника.С. В. Герасимов «Церковь Покрова на Нерли», С. А. Баулин «Храм Покрова на Нерли». | 1 | Устный опрос | 9.11 | |
Двусоставное предложение | |||||
27. | Подлежащее. | 1 | Устный опрос | 13.11 | |
28. | Подлежащее. | 1 | Устный опрос | 14.11 | |
29. | Рр Работа с репродукцией картины И. Шевандроновой «На террасе». | 1 | Устный опрос | 16.11 | |
30. | Сказуемое. Виды сказуемого. | 1 | Устный опрос | 20.11 | |
31. | Простое глагольное сказуемое. | 1 | Устный опрос | 21.11 | |
32. | Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. | 1 | Устный опрос | 23.11 | |
33. | Составное глагольное сказуемое. | 1 | Устный опрос | 27.11 | |
34. | Составное именное сказуемое. | 1 | Устный опрос | 28.11 | |
35. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Устный опрос | 30.11 | |
36. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Устный опрос | 4.12 | |
37. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Словарный диктант | 5.12 | |
Второстепенные члены предложения | |||||
38. | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 | Устный опрос | 7.12 | |
39. | Дополнение. | 1 | Устный опрос | 11.12 | |
40. | Рр Сочинение (упр. 132). | 1 | Сочинение | 12.12 | |
41. | Работа над ошибками.Определение. | 1 | Устный опрос | 14.12 | |
42. | Контрольная за 2 четверть | 1 | диктант | 18.12 | |
43. | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | Устный опрос | 19.12 | |
44. | Обстоятельство. | 1 | Устный опрос | 21.12 | |
45. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | Устный опрос | 25.12 | |
46. | Рр Характеристика человека как вид текста. Работа с репродукцией картины Ю. Ракши « Проводы ополчения». | 1 | Устный опрос | 26.12 | |
47. | Обобщающее повторение по теме «Двусоставные предложения». | 1 | Устный опрос | 28.12 | |
48. | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения». | 1 | диктант | 15.01 | |
Односоставное предложение | |||||
49. | Главный член односоставного предложения. | 1 | Устный опрос | 16.01 | |
50. | Назывные предложения. | 1 | Устный опрос | 18.01 | |
51. | Определённо-личные предложения. | 1 | Устный опрос | 22.01 | |
52. | Неопределённо-личные предложения. | 1 | Устный опрос | 23.01 | |
53. | Рр Инструкция. | 1 | Устный опрос | 25.01 | |
54. | Обобщённо-личные предложения. | 1 | Устный опрос | 29.01 | |
55. | Безличные предложения. | 1 | Устный опрос | 30.01 | |
56. | Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения (упр.208-209). | 1 | Изложение | 1.02 | |
57. | Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения (упр.208-209). | 1 | Изложение | 5.02 | |
58. | Рр Работа с репродукцией картины К. Юона « Новая планета». | 1 | Устный опрос | 6.02 | |
59. | Неполные предложения. | 1 | Устный опрос | 8.02 | |
60. | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | Устный опрос | 12.02 | |
61. | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». | 1 | диктант | 13.02 | |
Простое осложнённое предложение | |||||
62. | Понятие об осложнённом предложении. | 1 | Устный опрос | 15.02 | |
63. | Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | Устный опрос | 19.02 | |
64. | Рр Текст-сравнительная характеристика. (упр. 242). | 1 | Словарный диктант | 20.02 | |
65. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Устный опрос | 22.02 | |
66. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Устный опрос | 26.02 | |
67. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | Устный опрос | 27.02 | |
68. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | Устный опрос | 1.03 | |
69. | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | Устный опрос | 5.03 | |
70. | Рр Работа с репродукцией картины В. Е. Попкова « Осенние дожди ». | 1 | Устный опрос | 6.03 | |
71. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Диктант | 12.03 | |
Обособленные члены предложения | |||||
72. | Понятие об обособлении. Обособленные определения. | 1 | Устный опрос | 13.03 | |
73. | Выделительные знаки препинания. | 1 | Устный опрос | 15.03 | |
74. | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | Устный опрос | 19.03 | |
75. | Рр Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение (упр. 302). | 1 | Сочинение | 20.03 | |
76. | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений. | 1 | Устный опрос | 22.03 | |
77. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Устный опрос | 2.04 | |
78. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Устный опрос | 3.04 | |
79. | Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот. | 1 | Устный опрос | 5.04 | |
80. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | Устный опрос | 9.04 | |
81. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | Устный опрос | 10.04 | |
82. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | Устный опрос | 12.04 | |
Обращение | |||||
83. | Назначение обращения.. Распространённые обращения. | 1 | Устный опрос | 16.04 | |
84. | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | Устный опрос | 17.04 | |
85. | Рр Составление делового письма. | 1 | Сочинение | 19.04 | |
Вводные и вставные конструкции | |||||
86. | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | Устный опрос | 23.04 | |
87. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | Устный опрос | 24.04 | |
88. | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | Устный опрос | 26.04 | |
89. | Междометия в предложении. | 1 | Устный опрос | 28.04 | |
90. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Устный опрос | 3.05 | |
91 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Словарный диктант | 7.05 | |
Чужая речь | |||||
92 | Понятие о чужой речи. | 1 | Устный опрос | 8.05 | |
93 | Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть.. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. | 1 | Устный опрос | 10.05 | |
94 | Контрольная работа за год | 1 | Устный опрос | 14.05 | |
95 | Рр Рассказ. Сжатое изложение (упр.419). | 1 | Устный опрос | 15.05 | |
96 | Цитата. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью. | 1 | Устный опрос | 17.05 | |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе | |||||
97. | Повторение. Синтаксис | 1 | Устный опрос | 21.05 | |
98. | Повторение. Словосочетание. | 1 | Устный опрос | 22.05 | |
99 | Повторение. Предложение. | 1 | Устный опрос | 24.05 |
Итого по программе – 99 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 8 «Г» классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма контроля | ||
Общие сведения | |||||
1. | Знакомство с учебником. Русский язык в современном мире. | 1 | Устный опрос | 4.09 | |
Повторение изученного в 5-7 классах | |||||
2. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | Устный опрос | 5.09 | |
3. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Устный опрос | 7.09 | |
4. | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | Устный опрос | 11.09 | |
5. | Рр Подробное изложение (упр. 27). | 1 | изложение | 12.09 | |
6. | Рр Подробное изложение (упр. 27). | 1 | изложение | 14.09 | |
7 | Слитное и раздельное написание не- ни- с разными частями речи. | 1 | Устный опрос | 18.09 | |
8. | Контрольный диктант по проверке остаточных знаний | 1 | диктант | 19.09 | |
9. | Анализ контрольного диктанта Слитное и раздельное написание не- ни- с разными частями речи. | 1 | Устный опрос | 21.09 | |
10. | Рр Сочинение-письмо (упр. 36). | 1 | Сочинение | 25.09 | |
Синтаксис как раздел грамматики | |||||
11. | Работа над ошибками. Основные единицы синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 26.09 | |
12. | Основные единицы синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 28.09 | |
13. | Рр Текст как единица синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 2.10 | |
14. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | Устный опрос | 3.10 | |
15. | Рр Сжатое изложение (упр. 52). | 1 | Устный опрос | 5.10 | |
16. | Рр Сжатое изложение (упр. 52). | 1 | Устный опрос | 9.10 | |
Словосочетание | |||||
17. | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | Устный опрос | 10.10 | |
18. | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | Устный опрос | 12.10 | |
19. | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | Устный опрос | 16.10 | |
20. | Рр Сочинение (упр. 72). | 1 | Сочинение | 17.10 | |
21 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | Устный опрос | 19.10 | |
22 | Рр Подготовка к изложению с грамматическим заданием (упр. 76). | 1 | диктант | 23.10 | |
23. | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Изложение | 24.10 | |
24. | Рр Изложение с грамматическим заданием (упр. 76). | 1 | Изложение | 26.10 | |
Простое предложение | |||||
25. | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | Устный опрос | 7.11 | |
26. | Рр Описание архитектурного памятника.С. В. Герасимов «Церковь Покрова на Нерли», С. А. Баулин «Храм Покрова на Нерли». | 1 | Устный опрос | 9.11 | |
Двусоставное предложение | |||||
27. | Подлежащее. | 1 | Устный опрос | 13.11 | |
28. | Подлежащее. | 1 | Устный опрос | 14.11 | |
29. | Рр Работа с репродукцией картины И. Шевандроновой «На террасе». | 1 | Устный опрос | 16.11 | |
30. | Сказуемое. Виды сказуемого. | 1 | Устный опрос | 20.11 | |
31. | Простое глагольное сказуемое. | 1 | Устный опрос | 21.11 | |
32. | Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. | 1 | Устный опрос | 23.11 | |
33. | Составное глагольное сказуемое. | 1 | Устный опрос | 27.11 | |
34. | Составное именное сказуемое. | 1 | Устный опрос | 28.11 | |
35. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Устный опрос | 30.11 | |
36. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Устный опрос | 4.12 | |
37. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Словарный диктант | 5.12 | |
Второстепенные члены предложения | |||||
38. | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 | Устный опрос | 7.12 | |
39. | Дополнение. | 1 | Устный опрос | 11.12 | |
40. | Рр Сочинение (упр. 132). | 1 | Сочинение | 12.12 | |
41. | Работа над ошибками.Определение. | 1 | Устный опрос | 14.12 | |
42. | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | Устный опрос | 18.12 | |
43. | Контрольная за 2 четверть | 1 | диктант | 19.12 | |
44. | Обстоятельство. | 1 | Устный опрос | 21.12 | |
45. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | Устный опрос | 25.12 | |
46. | Рр Характеристика человека как вид текста. Работа с репродукцией картины Ю. Ракши « Проводы ополчения». | 1 | Устный опрос | 26.12 | |
47. | Обобщающее повторение по теме «Двусоставные предложения». | 1 | Устный опрос | 28.12 | |
48. | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения». | 1 | диктант | 15.01 | |
Односоставное предложение | |||||
49. | Главный член односоставного предложения. | 1 | Устный опрос | 16.01 | |
50. | Назывные предложения. | 1 | Устный опрос | 18.01 | |
51. | Определённо-личные предложения. | 1 | Устный опрос | 22.01 | |
52. | Неопределённо-личные предложения. | 1 | Устный опрос | 23.01 | |
53. | Рр Инструкция. | 1 | Устный опрос | 25.01 | |
54. | Обобщённо-личные предложения. | 1 | Устный опрос | 29.01 | |
55. | Безличные предложения. | 1 | Устный опрос | 30.01 | |
56. | Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения (упр.208-209). | 1 | Изложение | 1.02 | |
57. | Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения (упр.208-209). | 1 | Изложение | 5.02 | |
58. | Рр Работа с репродукцией картины К. Юона « Новая планета». | 1 | Устный опрос | 6.02 | |
59. | Неполные предложения. | 1 | Устный опрос | 8.02 | |
60. | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | Устный опрос | 12.02 | |
61. | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». | 1 | диктант | 13.02 | |
Простое осложнённое предложение | |||||
62. | Понятие об осложнённом предложении. | 1 | Устный опрос | 15.02 | |
63. | Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | Устный опрос | 19.02 | |
64. | Рр Текст-сравнительная характеристика. (упр. 242). | 1 | Словарный диктант | 20.02 | |
65. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Устный опрос | 22.02 | |
66. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Устный опрос | 26.02 | |
67. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | Устный опрос | 27.02 | |
68. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | Устный опрос | 1.03 | |
69. | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | Устный опрос | 5.03 | |
70. | Рр Работа с репродукцией картины В. Е. Попкова « Осенние дожди ». | 1 | Устный опрос | 6.03 | |
71. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Диктант | 12.03 | |
Обособленные члены предложения | |||||
72. | Понятие об обособлении. Обособленные определения. | 1 | Устный опрос | 13.03 | |
73. | Выделительные знаки препинания. | 1 | Устный опрос | 15.03 | |
74. | Рр Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение (упр. 302). | 1 | Сочинение | 19.03 | |
75. | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | диктант | 20.03 | |
76. | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений. | 1 | Устный опрос | 22.03 | |
77. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Устный опрос | 2.04 | |
78. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Устный опрос | 3.04 | |
79. | Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот. | 1 | Устный опрос | 5.04 | |
80. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | Устный опрос | 9.04 | |
81. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | Устный опрос | 10.04 | |
82. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | Устный опрос | 12.04 | |
Обращение | |||||
83. | Назначение обращения.. Распространённые обращения. | 1 | Устный опрос | 16.04 | |
84. | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | Устный опрос | 17.04 | |
85. | Рр Составление делового письма. | 1 | Сочинение | 19.04 | |
Вводные и вставные конструкции | |||||
86. | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | Устный опрос | 23.04 | |
87. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | Устный опрос | 24.04 | |
88. | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | Устный опрос | 26.04 | |
89. | Междометия в предложении. | 1 | Устный опрос | 28.04 | |
90. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Устный опрос | 3.05 | |
91 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Словарный диктант | 7.05 | |
Чужая речь | |||||
92 | Понятие о чужой речи. | 1 | Устный опрос | 8.05 | |
93 | Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть.. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. | 1 | Устный опрос | 10.05 | |
94 | Рр Рассказ. Сжатое изложение (упр.419). | 1 | Изложение | 14.05 | |
95 | Контрольная работа за год | 1 | диктант | 15.05 | |
96 | Цитата. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью. | 1 | Устный опрос | 17.05 | |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе | |||||
97. | Повторение. Синтаксис | 1 | Устный опрос | 21.05 | |
98. | Повторение. Словосочетание. | 1 | Устный опрос | 22.05 | |
99 | Повторение. Предложение. | 1 | Устный опрос | 24.05 |
Итого по программе – 99 часов
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000.
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
- Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
- Ивченков П.Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П.Ф. Ивченков. – М.: 1994.
- Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
- Нурн. О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1998.
Для учащихся:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / А.Т Арсирий ; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
- Книгина М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2008.
- Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /
Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александроваи; научн. Редакт. Н.М. Шанский. – 6-е издание. – М.: Просвещение. 2009
4. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л.А. Ахременкова. М.: Просвещение,2005.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п.п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание |
1 | Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату. |
2 | Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету. |
4 | проектор | Используется учителем и учащимися |
Интернет-ичточники(рекомендованные для учеников) | ||
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 2. Имена.org–популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org 3. Крылатые слова ивыражения http://slova.ndo.ru 4. Мир слова русского http://www.rusword.org 5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет –учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ 7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru 10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 11. http://www.svetozar. |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Оценки | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта. | Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
«1» | В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических ошибках, если среди есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5кл. допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4-х пунктуационных. Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....