"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 5 классе
на тему «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
Цели:
- Формировать навыки орфографически правильного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных.
- Развитие связной речи, развитие творческих способностей.
- Нравственное и патриотическое воспитание.
Тип урока: урок закрепления знаний (вторичное осмысливание уже известных знаний);
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, опережающий.
Оформление: слайды с портретом С.А. Есенина, А. Прокофьева, изображением березы, природы; релаксирующая музыка.
- Организационный момент урока. Рапорт дежурного.
- Проверка домашнего задания. (Дежурный проверяет и докладывает).
- Минутка поэзии. Выразительное чтение. Ученик читает стихотворение А. Прокофьева «Русская березка». (Слайд с текстом стихотворения)
Русская берёзка
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)
Задания: а) определяем тему, идею; находим изобразительные средства. (Эпитеты, олицетворения, метафоры, литота, инверсия)
б) Работа с орфограммами: березка, грустную.
Слово учителя: Есть замечательный русский поэт, С.А. Есенин (слайд), который посвятил около 60 своих стихотворений красавице - березе. Не только поэты и писатели воспевают это чудо - дерево, но и художники не могут устоять перед красотой березы (слайд).
Действительно, когда смотришь на это чудо – дерево, у тебя невольно поднимается настроение, переполняют чувства за нашу природу.
-Вопрос: Почему поэты, писатели, художники воспевают ее? ( Чтобы мы берегли природу, гордились ею.) Говорят, человек - дитя природы. Если не будет лесов, рек, гор, то мы не можем существовать.
в) Отгадайте загадку: Сам алый сахарный,
Кафтан зеленый бархатный (арбуз).
Вопрос: Какая часть речи преобладает в стихотворении и загадке? Правильно, сегодня урок посвящен имени прилагательному.
- Повторение. – Какая часть речи называется именем прилагательным? Как их по -другому называют? (Слова – волшебники)
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Как их иначе называют? ( Нитка с иголкой)
- Как определить род, число, падеж имен прилагательных?
Слайд - Слова – волшебники, Нитка с иголкой - ПЕРИФРАЗЫ
Вывод: Повторили хорошо, теперь продолжим тему.
5. Пишем число, тему урока «Правописание падежных окончаний прилагательных». (Сообщаются цели урока)
А) Читаем правило орфограммы №19 и составляем кластер.
Вернемся к стихотворению о березке. Стр 214.
Б) Работа у доски
Задание: выписываем первые два словосочетания для дальнейшей работы.
(1 с/с- Березка русская, светлая, грустная
2 с/с – беленом сарафанчике. Беленом – словарная работа).
- В каком роде, числе и падеже стоят прилагательные? (ж.р; в.п; ед. ч)
-Просклоняем, выделяя окончания.
В) А остальные составляем словесный портрет лучшего друга или подруги.
Г) (Слайд) У меня есть подруга. Она невысокого роста, красивая, темноволосая, кареглазая. Она веселая, воспитанная, дружелюбная. Угадайте, кто она?
Вывод: Какую роль играют имена прилагательные? Как они изменяются? Какие у них окончания?
- Физминутка. Варим кашу, варим кашу
Рисовую, гречневую
Овсяную, манную,
Добавляем сахар, соль,
Молоко и масло.
Разливаем на тарелки
И, ура, едим, едим!
Вопрос: Имена прилагательные в каких падежах были использованы в вашей речи?
Вывод делают сами учащиеся: Мы научились просклонять имена прилагательные не только письменно, но и устно, т. е. употреблять в устной речи.
- Игра – разминка. На столе перед каждым лежат слова. У каждого – отдельное слово. Соберите все слова и составьте предложение.
Результат: перед вами подсказка – цвета радуги. С какого цвета начинается и каким цветом кончается радуга?
- Итог урока.
- Оценки с комментариями
- Домашнее задание: девочкам – мини-сочинение « Я - тающее мороженое»; мальчикам – 5 пословиц и 5 поговорок с именами прилагательными, определить род, число, падеж всех имен прилагательных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе....
Открытый урок по теме :"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Открытый урок по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"....
"Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Правописание гласных О и Е в падежных окончаниях имен прилагательных»
Тип урока: общеметодологической направленности...
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе
Урок-повторение...
Методическая разработка конспекта урока«Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
Правописание падежных окончаний имен прилагательных...
Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных...