"Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 39.18 КБ |
Презентация к уроку | 540.15 КБ |
Маршрутный лист обучающегося | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Дульнева Инна Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 5б
Тип урока: общеметодологической направленности
Тема | «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных» |
Цель | Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности. |
Задачи | Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных. Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета. |
Планируемые | Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию. Метапредметные: познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника; коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,формулировать собственное мнение; регулятивные:актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников. Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом; ходе рассуждения, помогающем определить, какое окончание пишется у прилагательного; уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на (-ий,-ый,-ой в форме мужского рода); графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Основные понятия | Орфограмма, имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного. |
Ресурсы: основные дополнительные | Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2013г. Презентация к уроку, раздаточный материал. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, наблюдение над языком, эвристический метод. |
Ход урока
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствие. - Добрый день, ребята! Я считаю, что все дети талантливы. Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много вы достигните, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. - Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе. | Приветствие учащихся, подготовка к уроку Слушают. Поворачиваются лицом к соседу, поочередно соприкасаясь пальцами и проговаривая: «Желаю большого успеха всегда и во всем!» | Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа:подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания. - Ребята, какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? -Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном. Что вы уже знаете об этой части речи? - Назовите морфологические признаки прилагательного. -Назовите синтаксическую роль прилагательного. Диктует предложение: На лесной полянке дети лакомились спелой земляникой. - Выполните синтаксический разбор предложения. -Выпишите словосочетания сущ.+прил. Укажите главное и зависимое слово. Определите род, число, падеж прилагательных. | Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Развивают речь, память. - Имя прилагательное. - Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета. - Род, число, падеж. -Определение и сказуемое. 1 ученик у доски, остальные в маршрутных листах записывают, выполняют синтаксический разбор предложения. На лесной полянке, спелой земляникой. | Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ Регулятивные:выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание. Коммуникативные:формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога |
III. Постановка учебной задачи.Создание проблемной ситуации. Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Организовывает погружение в проблему. Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. -Какому окончанию имени прилагательного вы доверяете? -Почему? -А в слабой позиции? - Как вы думаете, какова будет тема урока? - Какие задачи сегодня на уроке вы себе поставите? - Запишите число, тему урока. | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока. -Ударному. -Сильная позиция. -Нужно проверять. -Правописание падежных окончаний имен прилагательных. -Узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных. -Научиться правильно писать окончания прилагательных. | Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Предлагает мини – исследование Учитель выступает в роли организатора. Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске Работа в паре. На доске написаны словосочетания. -Ребята, решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий. В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, зимн.. вечером, из гибк.. ветви. -А теперь давайте сверим с выводом авторов учебника (стр.87) | Работают с информацией, систематизируют её. Планируют свою работу. Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.
| |
V. Первичное закрепление Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция. | 1)Предлагает послушать текст и поработать с ним. Даётся учителем задание на листочках, и текст проецируется на доске. - Ребята, сейчас я вам прочту текст (или же читает обучающийся). Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц. 1)-Определите тему текста, главную мысль. -Как можно озаглавить текст? -Определите стиль речи и тип речи. -Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Зачитайте эти прилагательные. 2)Решите орфографические задачи, комментируя свои действия. -Обратите внимание на произношение в Р.п.: на месте -ого-, -его- буква г обозначает звук (в). Слайд -Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам? -Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И.п. и В.п.? (стр.88 учебника) 2)-Ребята, вы уже убедились в том, что прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение. Но для того, чтобы наша речь была красива, очень важно правильно употреблять прилагательные. -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесной ландышем-__________; у аккуратных девочки-_____________; о весёлые ручейке-____________; над нежным облаками -_________. | Концентрируют своё внимание на задании. Делают соответствующие записи. Размышляют, анализируют. Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы Стиль: художественный. Тип речи: повествование с элементами описания.«Весеннее утро в лесу». Благодаря прилагательным. Выходят по очереди, в тексте на доске решают орфографическую задачу. -Далекого, легкого, весеннего. -В косвенных падежах. -Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какой?, но имеют разные окончания: -ый, -ий, -ой. Комментируют свои действия. На слайде ответы: 1)с чудесным ландышем (м.р.,ед.ч.,Т.п.) 2)у аккуратной девочки(ж.р.,ед.ч.,Р.п.) 3)о веселом ручейке(м.р.,ед.ч., П.п.) 4)над нежными облаками(мн.ч., Т.п.) | Личностные:проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания. Коммуникативные:умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем) Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность иоценивать результаты деятельности,умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: контроль знаний | -Предлагаю вам выполнить тест. 1.Как изменяется имя прилагательное? а) по родам и падежам б) по падежам в) по родам, числам, падежам 2.Как определить падеж прилагательных? а) по окончанию прилагательных б) по вопросу от существительного к прилагательному в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное 3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом. а) на низк… потолке б) близк… другом в) горяч… сердцем 4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных. а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца. б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем. в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные Самоотметка. | Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде). Ключ к тесту: 1-в 2-в 3-а 4-б Оценивают свою работы по следующим критериям: нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 4 ошибки – «2» | Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания. Личностные:формирование адекватного понимания причин успеха.Коммуникативные:адекватно использовать речь для представления результата. |
VII. Рефлексия. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | - Подведём итоги. - Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. -Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос обучающихся) «Незаконченное предложение». -Как ты собираешься преодолевать трудности? Отметки за урок. | - Я ставил перед собой задачу узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных. - Я научился правильно писать окончания прилагательных. Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Мне было трудно… | Регулятивные:констатация необходимости продолжения действий Познавательные:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания |
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания. | Упр. 582 (обязательно)- обозначить окончания прилагательных в стихотворении Е.Благининой «Радуга»; Упр. 581 (по желанию)-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни. | Слушают и записывают задания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
В красив.. лесу, удивительн .. тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.
В красив ом лесу, удивительн .. тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.
В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.
В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк .. ветви.
В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк ой ветви.
В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк ой ветви.
ПОМНИ! Прилагательные в форме мужского рода в именительном и сходном с ним винительном падежах имеют окончания – ый , – ий , –ой , но отвечают на вопрос какой? НАПРИМЕР: молод ой зелен ый клейк ий листок Эти окончания Н Е Л Ь З Я проверить вопросом.
Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесной ландышем-_______________ ; у аккуратных девочки-_______________ ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.
Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратных девочки-_______________ ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.
Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.
Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёл ом ручейке- м.р.,ед.ч ., П.п ; над нежным облаками -_______________.
Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёл ом ручейке- м.р.,ед.ч ., П.п ; над нежн ыми облаками - мн.ч., Т.п. .
ТЕСТ 1.Как изменяется имя прилагательное? а) по родам и падежам б) по падежам в) по родам, числам, падежам 2.Как определить падеж прилагательных? а) по окончанию прилагательных б) по вопросу от существительного к прилагательному в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное 3. Отметь имя прилагательное с окончанием – ом . а) на низк … потолке б) близк … другом в) горяч… сердцем 4 . Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных. а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца. б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем. в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные
КЛЮЧ К ТЕСТУ 1-В 2-В 3-А 4-Б
Домашнее задание Упр.578 (обязательно ). Упр.581(по желанию)-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни.
Спасибо за сотрудничество!!!
Предварительный просмотр:
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя__________________________________________________________________________
Тема урока «____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________»
Задания | |
Задание № 1 _________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ | |
Задание №2 Работа в паре. Решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий. В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, по син.. небу, из гибк.. ветви. Опишите свои действия _1.______________________________________________________________________________________ _2.______________________________________________________________________________________ _3.______________________________________________________________________________________ | |
Задание № 3 __________________________________ Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц. | |
Задание № 4 -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесной ландышем-_________________________; у аккуратных девочки-_________________________; о весёлые ручейке-____________________________; над нежным облаками -_________________________. | |
Задание № 5 Самостоятельная работа. Тест. 1.Как изменяется имя прилагательное? а) по родам и падежам б) по падежам в) по родам, числам, падежам 2.Как определить падеж прилагательных? а) по окончанию прилагательных б) по вопросу от существительного к прилагательному в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное 3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом. а) на низк… потолке б) близк… другом в) горяч… сердцем 4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных. а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца. б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем. в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные | Самоотметка Оцените свою работу по следующим критериям: нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 4 ошибки – «2» Образец рассуждения: - Надо было выполнить 4 задания. - Я справился со всеми заданиями, не допустив ни одной ошибки. - Я допустил ошибку в задании №… - Я ставлю себе отметку… ОТМЕТКА______________ |
Сегодня на уроке я научился ________________________________________________________________ Своей работой на уроке я ___________________________________________________________________ Урок заставил меня задуматься о ____________________________________________________________ Я понял, что ______________________________________________________________________________ Мне было интересно, потому что _____________________________________________________________ Мне было трудно ___________________________________________________________________________ Как собираюсь преодолевать трудности________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс
Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....
Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных
Разработка презентации к уроу русского языка в 5 классе....
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных
Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе
Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....
Конспект урока в 5 классе. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.
Лично разработанный конспект урока по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановой, Л. А. Тростенцовой...
Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных...