Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_oyo_posle_shipyashchih_i_ts._7_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Учитель – Самахужина Фазима Уразаевна.
МОУ Метелевская СОШ
Предмет – русский язык.
Класс – 7.
Тема: Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Цели урока:
- Знакомство с правилом написания о,е после шипящих на конце наречий;
- Формирование умения выделять орфограмму, определив часть речи и часть слова;
- Повторение пройденного материала;
- Учить составлять алгоритм и пользоваться им;
Ход урока: І. Организационный момент.
Слайд №2. Постановка целей и задач урока.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Учитель: Рассказать орфограммы №14, 18, 35, 37, 55.
Слайд № 3
№14 | №18 | №35,37 | №55 | № ? |
Шёпот Искл. шов шорох капюшон | О Е Сущ., Прилаг Врачом большой | Λ О Е Сущ., Прилаг Крючок ежовый | Λ Ё Прич. Сожжён-ный | Ё Глагол Жжёт |
Учащиеся делают вывод: Выбор орфограммы определяют 3 условия: часть речи, часть слова и ударение.
ІІІ. Объяснение нового материала.
Слайд № 4
Учитель: Из данных слов образовать наречия с суффиксами о,е.
Блестящий
неуклюжий
могучий
тягучий
скрипучий
кричащий
зовущий
трепещущий
вызывающий
певучий
горячий
свежий
общий
Справа появляются наречия.
Учащиеся делают вывод. В суффиксах наречий под ударением пишется О, а без ударения Е. Исключение – ещё.
ІV. Закрепление нового материала.
1) Работа по учебнику.
- Чтение правила
- Упр. 241. Задание: Выписать только те наречия, в которых пропущен суффикс О.
Ответ: свежо, горячо.
2) Слайд № 5
Синтаксический разбор предложения:
Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе щумя, ползёт к голове Рагима.
V. Повторение и закрепление пройденного материала.
- Учитель: Мы узнали, что в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется буква О так же как и в существительных и в прилагательных. Поэтому можно составить общий алгоритм по теме: Гласные О, Е после шипящих в разных частях речи.
- Составление алгоритма. Слайд № 6
- Порядок применения правила. Слайд № 7, 8.
- Контрольный тест. Слайд № 9.
Буква Ё пишется на месте пропуска в обоих словах ряда:
- Жесткош…рстный, ш…лковый;
- Беч..вка, прож…рливый;
- Пиж…н, ш…рник;
- По деш…вке, обж…гший;
- Трущ…ба, грубош…рстный.
Буква О пишется на месте пропуска в обоих словах ряда:
- Расч…санный, ж…стче,
- Ш…ковый, ж…лудь;
- Ж…нглировать, ож…г (пальца);
- Чащ…ба, расч…тливый;
- Крыж…венный, молодож…н.
- Самопроверка.
- Заучивание рифмовки. Слайд № 10.
Шорох, чокаться, трущоба,
Жом, изжога и чащоба,
Шов, крыжовник и обжоры,
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоу, джоуль, корнишон,
Рожон, боржоми и пижон,
Капюшон, мажор и шорты,
Шок, харчо, анчоус, джонки,
Трещотка, джокер, чох, вечор –
Запомни весь этот набор.
После шипящей не спеши,
В рифмовку входит? О пиши.
Вывод: слова - исключения нужно запомнить.
VІ. Лексико–орфографическая работа.
Жор – сильный клёв рыбы.
Жокей - профессиональный наездник на скачках
Жом – 1) пресс для выжимания, отжимания. 2) выжимки сахарной свеклы
Жонглёр - цирковой артист зан-ся жонглированием
Жох – ловкий в делах, прижимистый человек, пройдоха, плут
Шоры – боковые конские наглазники для пугливых лошадей; перен. - то, что мешает кому-нибудь правильно понимать окружающее, ограниченность
Чох, чохом – все вместе
Анчоус - мелкая рыба
Чомга – утка-нырок
Пончо – короткий плащ из куска ткани, надеваемый через голову.
Каприччо – виртуальное музыкальное произведение.
Джоуль – единица энергии, работы и количества теплоты.
Джонка – китайская лодка.
VІІ. Диктант.
Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежде сидел на жёстком диване и пил дешёвый кофе, чокаясь со своим отражением в тяжёлом самоваре, стоящем на скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и объедался крыжовником, хотя у него была изжога и больная печёнка. Потом он встряхнул чёлкой и стал плясать чечётку. Цоканье копыт было очень сильным, и в цокольном этаже подумали, что это гарцевала лошадь. Чёрт врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой, но ожог оказался тяжёлый, поэтому чёрту пришлось лечить свой пятачок.
VІІІ. Домашнее задание.
Упр. 243. ( Распределить слова в 3 столбика: Е, Ё, О)
ІХ. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"
В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....
Урок русского языка по теме "Буквы о – е после шипящих на конце наречий"
Цели урока: знакомство с правилом написания букв о – е после шипящих на конце наречий; формирование умения выделять данную орфограмму; совершенствовать навыки морфологического и...
Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»
Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса поможет учащимся познакомиться с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий; разноуровневые задания, направленные...