Мастер-класс по развитию речи учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Елисеева Ксения Геннадьевна

В данном мастер-классе рассказывается, как помочь учителю-словеснику научить учеников писать сочинение по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

  1. Оргмомент

    Добрый день, уважаемые коллеги!

     Вашему вниманию я хочу представить свой мастер-класс по развитию речи. Я хочу поделиться с вами тем, как я учу детей писать сочинение-описание по картине. Такой вид работы довольно сложен, и не всегда получается у учащихся. Развивать речь учащихся необходимо, так как на ОГЭ и ЕГЭ одним из видов работы является сочинение.

   А работать мы будем с картиной замечательного художника Петра Петровича Кончаловского.  

   Отгадав мою загадку, вы поймете, что изображено на картине живописца.

                                                    Благоухает и манит,
                                                   Цветами нежными дарит,
                                                   Протянешь руку за плетень -
                                                   И в ней окажется …

                                                                                   (сирень)

 

  1. Релакс. Звучит мелодия Рахманинова «Нежность»                                СЛАЙД

   Закройте глаза. Представим, что ранним майским утром вы вышли в сад, наполненный ароматом сирени. Вы слышите чудесное пение птиц. Ваше лицо ласкает легкий прохладный ветерок. Вы осторожно пробираетесь между кустами сирени. Вот одна ветка качнулась, и на вас упали мелкие капли росы. Вы идете дальше – в самое сердце сиреневого царства. Посмотрите, какая кругом великолепная, роскошная, восхитительная  сирень! Вы вдыхаете ее нежный аромат. Вам хорошо, легко и спокойно.

   А теперь откройте глаза.

- Какие чувства у вас вызывает вид сирени в этот холодный зимний день ?

 (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой. Когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее при ее виде).

        

            Для начала я расскажу вам ЛЕГЕНДУ  О СИРЕНИ                СЛАЙД             

    Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ СИРЕНИ                                       СЛАЙД

     Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке.

 В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Когда наступала
весна, сады помещиков заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений.

        Сиренью нельзя не восхищаться. Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей лёгкостью, неповторимостью, а художников – своими яркими красками. Многие русские художники  любили изображать сирень.                СЛАЙД                                          

        Одним из таких художников является П.П.Кончаловский.(Краткое сообщение о художнике)                                                                                                          СЛАЙД

  П. П. Кончаловский – П.П. Кончаловский  написал большое количество натюрмортов

 с изображением цветов.  Особенно он любил сирень и часто изображал ее на своих полотнах. Вот некоторые из них: «Сирень в кошелке», «Сирень в двух корзинах», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне», «Сирень у окна», «Сирень на кресле».

                                                                                                                             СЛАЙДЫ

   - А что же такое натюрморт?    

(Натюрморт  от франц. «натюр» – природа+ «морт» - мертвый ». Это картины, объектами изображения которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь  ( рыба, дичь и т.д.).

                                                                                                                                  СЛАЙД

 - Сегодня мы постараемся «прочитать»  натюрморт П. П. Кончаловского  «Сирень в корзине». А итогом нашей работы будет совместное сочинение по данному произведению живописи.

Повторение структуры сочинения

-Из скольких частей состоит любое сочинение?               (из 3)

-Назовите их     (вступление, основная часть и заключение)

РАБОТА С КАРТИНОЙ. Составление плана сочинения

-  Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень в корзине».

- Что изобразил художник на своей картине (Букет сирени в корзине)

– О чём мы будем писать во вступлении?(О том, что Кончаловский умел и любил рисовать цветы)

– Выберите из предложенных вступлений свое:

  1. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов
  2. П. П. Кончаловский –известный садовод
  3. П. П. Кончаловский – любитель цветов.

– О чем мы будем писать в  основной части сочинения?

                                                                                   (Мы будем описывать букет сирени).

- Выберите название основной части

     1. Чудесный букет сирени

     2. Корзина с сиренью

     3. Фон картины

 - Основную часть сочинения мы разобьем на пункты

  1. Цвет сирени.
  2. Гроздья сирени.
  3. Листья сирени.
  4. Корзина.
  5. Фон картины

- А о чем, по-вашему мы напишем в заключении нашей творческой работы?

                                                                                   (О наших впечатлениях о картине)

- Выберите название заключения

1.   Место картины в творчестве художника.

2.   Настроение, вызванное картиной

3.   Сирень – прекрасный куст.

  - Итак, у нас получился такой план сочинения

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов                           СЛАЙД

II. Чудесный букет сирени.

  1. Цвет сирени.
  2. Гроздья сирени.
  3. Листья сирени.
  4. Корзина.
  5. Фон картины

III . Настроение, вызванное картиной

- У каждой команды получился свой план сочинения, который будет лежать у вас на столах .

Работа с картиной

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником.

 - Какого цвета сирень?

(На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розовая, лиловая, тёмно-красная, жемчужная, голубая, серебристая, фиолетовая, сливовая ).                 СЛАЙД

- Какими мы видим гроздья сирени. Подберите подходящие по смыслу прилагательные, (Тяжелые, крупные, пышные, богатые, напоминающие веер; похожие на  грозди винограда)    

                                                                                                    СЛАЙД

- Тщательно ли выписаны художником листочки?

(Не совсем, они не такие яркие, как соцветья сирени.) 

- Какие прилагательные мы можем подобрать, говоря о листьях сирени?

 (Зеленые с тоненькими прожилкам,  темно-зеленые, салатовые,  светло-зеленые с золотистым оттенком)                                                                                     СЛАЙД

- Что мы можем сказать о запахе сирени? Какая она?

          (Ароматная) 

- Какими  эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный?

 (Пахучая, душистая, благоухающая, манящая, пленяющая, дурманящая).           СЛАЙД

-Продолжите ряд прилагательных, которыми можно применить, описывая красоту сирени.

( Чудесная, великолепная, дивная, замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная, нежная,  очаровательная, изумительная, чудная, несравненная, восхитительная,  бесподобная, великолепная, роскошная, превосходная, замечательная.                                                                  

                                                                                                                          СЛАЙД

- В чём стоит сирень? (в корзине).

Какая она? (темно- коричневая, плетеная)

- На каком фоне изображена сирень? И почему?

(Сирень изображена на тёмном столе у стены  с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

- Какие чувства вызывает у вас сирень?  Что вы чувствуете, глядя на нее?

(Наслаждение, восхищение, восторг, радость)                               СЛАЙД

 -  Какое чувство вызывает у вас картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»? 

(Невозможно оторвать взгляд от  этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы.)

Работа над созданием сочинения

- Перед вами макет будущего текста с пропущенными словами.

Доработать текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова

1 вид

П. П. Кончаловский  - (какой?) ________________________________художник, изображавший на своих полотнах (что?) ____________________________________                           Особенно часто в своих  натюрмортах он рисовал (какой куст?)_____________________

       Перед нами картина (название)___________________________________________

В центре натюрморта изображена сирень различных цветов и оттенков(каких?) __________________________________________________________________________

Соцветия сирени собраны в (какие?) _________________________________гроздья, которые обрамлен (какими?)__________________________________________листочками.  

Художник  специально использует такие невзрачные цвета листьев, чтобы подчеркнуть (что?)___________________________________________________________

Букет сирени стоит (в чем?)____________________________ __________________      

Она (какая?) ____________________________________________________________

(Какой?)_____________________________букет сирени   изображен (на каком?) фоне, чтобы подчеркнуть  (что?)______________________ (чего?)_________________________

 Когда я смотрю на картину, то чувствую (что?)_________________________

2 вид

   П. П. Кончаловский  написал  очень много (вид живописи, о котором говорили сегодня на занятии?)_____________________________________-

   Мне очень понравилась его картина (название)_______________________.

На ней изображена (что?)______________________ ____________________, стоящая (в чем?)________________________________(какого цвета?)_________________________________________________________.

Соцветия (какого цвета?)_________________________________собраны

(в какие?)__________________________гроздья, обрамленные (какими?)__________________________________________листьями.

(Какой?)___________________________фон картины подчеркивает красоту веточек (чего?)________________________________.

      При виде этой картины я испытываю (что?)____________________.

- А теперь давайте зачитаем сочинение каждой команды- Вы молодцы!

Прекрасно поработали! Я думаю, смогли убедиться, что писать сочинение по картине не так уж и сложно.

   Проделав такого вида работу в классе, я предлагаю своим ученикам написать сочинение по картине дома. А слабым учащимся даю на дом клише. Но после создания коллективного сочинения все ученики пытаются написать сочинения сами, без использованиямакета.


Макет сочинения-описания по картине

      П. П. Кончаловский  -(какой?) ________________________________художник, изображавший на своих полотнах (что?) ____________________________________                           Особенно часто в своих  натюрмортах он рисовал (какой цветок?)_____________________

       Перед нами картина (название)___________________________________________

В центре натюрморта изображена сирень различных цветов и оттенков(каких?) __________________________________________________________________________--

Соцветия сирени собраны в (какие?) _________________________________гроздья, которые обрамлены (какими)__________________________________________листочками.  

Художник  специально использует такие невзрачные цвета листьев, чтоы подчеркнуть (что?)___________________________________________________________

Букет сирени стоит (в чем?)____________________________ __________________      

Она (какая?) ____________________________________________________________

(Какой?)_____________________________букет сирени   изображен на (Каком?) фоте, чтобы подчеркнуть  (что?)______________________ (чего?)_________________________

 Когда я смотрю на картину, то чувствую (что?)_________________________

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"

Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...

Мастер-класс в рамках конкурса "Учитель года г. Сочи 2015" на тему "Работа с текстом как средство формирования развития речи учащихся"

Мастер-класс на тему "Работа с текстом...."Прилагается презентация, текст для работы.Работа планируется в группах....

Мастер-класс на тему «Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов»

Мастер-класс на тему "Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов" я провела среди педагогов, преподающих татарский язык в русских группах....

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...

Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"

laquo;Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры ...

Мастер-класс "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка"

Мастер-класс по развитию речи учащихся на уроках русского языка...