Мастер-класс по развитию речи учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему
В данном мастер-классе рассказывается, как помочь учителю-словеснику научить учеников писать сочинение по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
- Оргмомент
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию я хочу представить свой мастер-класс по развитию речи. Я хочу поделиться с вами тем, как я учу детей писать сочинение-описание по картине. Такой вид работы довольно сложен, и не всегда получается у учащихся. Развивать речь учащихся необходимо, так как на ОГЭ и ЕГЭ одним из видов работы является сочинение.
А работать мы будем с картиной замечательного художника Петра Петровича Кончаловского.
Отгадав мою загадку, вы поймете, что изображено на картине живописца.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется …
(сирень)
- Релакс. Звучит мелодия Рахманинова «Нежность» СЛАЙД
Закройте глаза. Представим, что ранним майским утром вы вышли в сад, наполненный ароматом сирени. Вы слышите чудесное пение птиц. Ваше лицо ласкает легкий прохладный ветерок. Вы осторожно пробираетесь между кустами сирени. Вот одна ветка качнулась, и на вас упали мелкие капли росы. Вы идете дальше – в самое сердце сиреневого царства. Посмотрите, какая кругом великолепная, роскошная, восхитительная сирень! Вы вдыхаете ее нежный аромат. Вам хорошо, легко и спокойно.
А теперь откройте глаза.
- Какие чувства у вас вызывает вид сирени в этот холодный зимний день ?
(Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой. Когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее при ее виде).
Для начала я расскажу вам ЛЕГЕНДУ О СИРЕНИ СЛАЙД
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ СИРЕНИ СЛАЙД
Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке.
В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Когда наступала
весна, сады помещиков заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений.
Сиренью нельзя не восхищаться. Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей лёгкостью, неповторимостью, а художников – своими яркими красками. Многие русские художники любили изображать сирень. СЛАЙД
Одним из таких художников является П.П.Кончаловский.(Краткое сообщение о художнике) СЛАЙД
П. П. Кончаловский – П.П. Кончаловский написал большое количество натюрмортов
с изображением цветов. Особенно он любил сирень и часто изображал ее на своих полотнах. Вот некоторые из них: «Сирень в кошелке», «Сирень в двух корзинах», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне», «Сирень у окна», «Сирень на кресле».
СЛАЙДЫ
- А что же такое натюрморт?
(Натюрморт от франц. «натюр» – природа+ «морт» - мертвый ». Это картины, объектами изображения которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь ( рыба, дичь и т.д.).
СЛАЙД
- Сегодня мы постараемся «прочитать» натюрморт П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». А итогом нашей работы будет совместное сочинение по данному произведению живописи.
Повторение структуры сочинения
-Из скольких частей состоит любое сочинение? (из 3)
-Назовите их (вступление, основная часть и заключение)
РАБОТА С КАРТИНОЙ. Составление плана сочинения
- Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень в корзине».
- Что изобразил художник на своей картине (Букет сирени в корзине)
– О чём мы будем писать во вступлении?(О том, что Кончаловский умел и любил рисовать цветы)
– Выберите из предложенных вступлений свое:
- П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов
- П. П. Кончаловский –известный садовод
- П. П. Кончаловский – любитель цветов.
– О чем мы будем писать в основной части сочинения?
(Мы будем описывать букет сирени).
- Выберите название основной части
1. Чудесный букет сирени
2. Корзина с сиренью
3. Фон картины
- Основную часть сочинения мы разобьем на пункты
- Цвет сирени.
- Гроздья сирени.
- Листья сирени.
- Корзина.
- Фон картины
- А о чем, по-вашему мы напишем в заключении нашей творческой работы?
(О наших впечатлениях о картине)
- Выберите название заключения
1. Место картины в творчестве художника.
2. Настроение, вызванное картиной
3. Сирень – прекрасный куст.
- Итак, у нас получился такой план сочинения
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов СЛАЙД
II. Чудесный букет сирени.
- Цвет сирени.
- Гроздья сирени.
- Листья сирени.
- Корзина.
- Фон картины
III . Настроение, вызванное картиной
- У каждой команды получился свой план сочинения, который будет лежать у вас на столах .
Работа с картиной
- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником.
- Какого цвета сирень?
(На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розовая, лиловая, тёмно-красная, жемчужная, голубая, серебристая, фиолетовая, сливовая ). СЛАЙД
- Какими мы видим гроздья сирени. Подберите подходящие по смыслу прилагательные, (Тяжелые, крупные, пышные, богатые, напоминающие веер; похожие на грозди винограда)
СЛАЙД
- Тщательно ли выписаны художником листочки?
(Не совсем, они не такие яркие, как соцветья сирени.)
- Какие прилагательные мы можем подобрать, говоря о листьях сирени?
(Зеленые с тоненькими прожилкам, темно-зеленые, салатовые, светло-зеленые с золотистым оттенком) СЛАЙД
- Что мы можем сказать о запахе сирени? Какая она?
(Ароматная)
- Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный?
(Пахучая, душистая, благоухающая, манящая, пленяющая, дурманящая). СЛАЙД
-Продолжите ряд прилагательных, которыми можно применить, описывая красоту сирени.
( Чудесная, великолепная, дивная, замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная, нежная, очаровательная, изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, бесподобная, великолепная, роскошная, превосходная, замечательная.
СЛАЙД
- В чём стоит сирень? (в корзине).
Какая она? (темно- коричневая, плетеная)
- На каком фоне изображена сирень? И почему?
(Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)
- Какие чувства вызывает у вас сирень? Что вы чувствуете, глядя на нее?
(Наслаждение, восхищение, восторг, радость) СЛАЙД
- Какое чувство вызывает у вас картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»?
(Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы.)
Работа над созданием сочинения
- Перед вами макет будущего текста с пропущенными словами.
Доработать текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова
1 вид
П. П. Кончаловский - (какой?) ________________________________художник, изображавший на своих полотнах (что?) ____________________________________ Особенно часто в своих натюрмортах он рисовал (какой куст?)_____________________
Перед нами картина (название)___________________________________________
В центре натюрморта изображена сирень различных цветов и оттенков(каких?) __________________________________________________________________________
Соцветия сирени собраны в (какие?) _________________________________гроздья, которые обрамлен (какими?)__________________________________________листочками.
Художник специально использует такие невзрачные цвета листьев, чтобы подчеркнуть (что?)___________________________________________________________
Букет сирени стоит (в чем?)____________________________ __________________
Она (какая?) ____________________________________________________________
(Какой?)_____________________________букет сирени изображен (на каком?) фоне, чтобы подчеркнуть (что?)______________________ (чего?)_________________________
Когда я смотрю на картину, то чувствую (что?)_________________________
2 вид
П. П. Кончаловский написал очень много (вид живописи, о котором говорили сегодня на занятии?)_____________________________________-
Мне очень понравилась его картина (название)_______________________.
На ней изображена (что?)______________________ ____________________, стоящая (в чем?)________________________________(какого цвета?)_________________________________________________________.
Соцветия (какого цвета?)_________________________________собраны
(в какие?)__________________________гроздья, обрамленные (какими?)__________________________________________листьями.
(Какой?)___________________________фон картины подчеркивает красоту веточек (чего?)________________________________.
При виде этой картины я испытываю (что?)____________________.
- А теперь давайте зачитаем сочинение каждой команды- Вы молодцы!
Прекрасно поработали! Я думаю, смогли убедиться, что писать сочинение по картине не так уж и сложно.
Проделав такого вида работу в классе, я предлагаю своим ученикам написать сочинение по картине дома. А слабым учащимся даю на дом клише. Но после создания коллективного сочинения все ученики пытаются написать сочинения сами, без использованиямакета.
Макет сочинения-описания по картине
П. П. Кончаловский -(какой?) ________________________________художник, изображавший на своих полотнах (что?) ____________________________________ Особенно часто в своих натюрмортах он рисовал (какой цветок?)_____________________
Перед нами картина (название)___________________________________________
В центре натюрморта изображена сирень различных цветов и оттенков(каких?) __________________________________________________________________________--
Соцветия сирени собраны в (какие?) _________________________________гроздья, которые обрамлены (какими)__________________________________________листочками.
Художник специально использует такие невзрачные цвета листьев, чтоы подчеркнуть (что?)___________________________________________________________
Букет сирени стоит (в чем?)____________________________ __________________
Она (какая?) ____________________________________________________________
(Какой?)_____________________________букет сирени изображен на (Каком?) фоте, чтобы подчеркнуть (что?)______________________ (чего?)_________________________
Когда я смотрю на картину, то чувствую (что?)_________________________
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"
Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...
Мастер-класс в рамках конкурса "Учитель года г. Сочи 2015" на тему "Работа с текстом как средство формирования развития речи учащихся"
Мастер-класс на тему "Работа с текстом...."Прилагается презентация, текст для работы.Работа планируется в группах....
Мастер-класс на тему «Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов»
Мастер-класс на тему "Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов" я провела среди педагогов, преподающих татарский язык в русских группах....
Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...
Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"
laquo;Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть». Действительно, как много о каждом из нас может рассказать наша речь. Речь является показателем уровня культуры ...
Мастер-класс "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка"
Мастер-класс по развитию речи учащихся на уроках русского языка...