Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"
презентация к уроку (9 класс) на тему
Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в практической деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в 5 - 9 классах. Работа отражает разнообразие используемых форм и приемов работы, позволяющее повысить мотивацию познавательной деятельности школьников с недостатками интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.ppt | 647.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практическая значимость этой темы заключается в поиске адекватных методов и средств коррекционной работы, способствующих более эффективному развитию речи умственно отсталых детей. Это позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и как следствие, будет способствовать их социализации.
Работа по развитию связной устной речи строится с учетом психофизических и возрастных особенностей школьников с недостатками интеллектуального развития. Поэтому на уроках и в учебниках используются задания, побуждающие учащихся выполнить то или иное речевое упражнение. Известно, что очень ограничен словарь умственно отсталых школьников, затруднено речевое общение, их ответы односложны, эмоционально скудны, им очень трудно, а порой практически невозможно строить монологическую речь, они затрудняются при ведении диалога, самостоятельного описания, повествования. Поэтому в уроки нужно включать такие задания, которые бы стимулировали, развивали у школьников мотивацию устного высказывания.
В речевой практике используем : * составление рассказа с опорой на наглядно-предметный план; * составление рассказа с опорой на графическую схему; * составление рассказа по серии сюжетных картинок с разными вариантами их представления; * составление плана; * составление рассказа по плану. Для конкретизации мылительно-речевой деятельности ребенку предлагается ответить на вопросы: 1. Нарисуй мысленно предмет, о котором будешь говорить. 2. Что ты увидел ? 3. «Потрогай» его, какой он? 4. Какие признаки, свойства предмета важны? 5. К какой группе предметов его можно отнести? 6. О чём ты будешь говорить вначале… 7. Твоё отношение к этому предмету. 8. Как к нему относятся другие?
В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в план работы на уроке необходимо включать упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщающим значением, работу с многозначными словами, ритмом и рифмой. * замена слова в словосочетании: прозрачный воздух - свежий, чистый увлекательное дело - интересное, любимое * подбор наиболее точного слова по смыслу: На рассвете море было тихим и … . Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети. * составление предложений со словами синонимического ряда: осень – ранняя, золотая, разноцветная закат – красный, багряный, кровавый * поиск многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, сказках: русский язык – язык за зубами месяц года – месяц по небу гулял * рисование на тему многозначного слова.
На уроках развития речи используются виды работ, формирующие навыки связной речи с использованием наглядного материала, опорных схем, вопросов, планов: * сочинение по сюжетным картинкам * сочинение по данному началу, по данному плану * изложение * описание по картине На уроках литературного чтения и развития речи: * характеристика героев по плану * пересказ по плану * детальный анализ стихотворений * отзыв о прочитанной книге На уроках используется показ презентаций, видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей.
Сочинение по сюжетным картинкам Описание, составление рассказа по картинам
Употребление слов в прямом и переносном значении Золотое кольцо Золотые руки Золотое сердце Кольцо из золота Умелые руки Доброе сердце
Работа над образным сравнением Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные Горячий, как огонь. Легкий, как ... . Черный, как ... . Острый, как .... Красный, как .... Слова для справок: рак, пух, игла, уголь
Работа с антонимами «Что хорошо, а что плохо?» (подберите антонимы к словам) Грязь - чистота ложь - правда горе - радость отвага - трусость сила - слабость вражда – дружба «Добавь слово». (вставьте слово, противоположное по смыслу) * Надо людям делать добро, а не ... . * Месяц ходит по небу ночью, а солнце … . * Готовь сани летом, а телегу ... .
Работа с синонимами Подберите к именам существительным близкие по значению слова с шипящими на конце: Неправда, друг, доктор, родник, сила, слабость, поддержка. Слова для справок: помощь, немощь, мощь, ключ, врач, товарищ, ложь. Найдите и подчеркните в парах предложений синонимы. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник.
П овышение мотивации речевой деятельности школьников с недостатками интеллектуального развития достигается путем использования заданий и упражнений с учетом их возрастных и познавательных особенностей. Для достижения цели в структуру урока включаются игровые моменты, словесные дидактические игры, моделируются речевые ситуации, формирующие устойчивые речевые навыки. Тема развития речи воспитанников коррекционной школы всегда будет актуальной. Результативность этой работы повышается при условии взаимосвязи в работе педагогов и содействия со стороны родителей учеников.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка
"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая работа после прохождения курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...
Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся....
Статья на тему Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом раз...
Мастер-класс "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка"
Мастер-класс по развитию речи учащихся на уроках русского языка...