Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"
методическая разработка
«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».
Действительно, как много о каждом из нас может рассказать наша речь. Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, воспитания, образования. Речь человека - это его визитная карточка. Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством. Умение чётко и убедительно говорить, правильно сформулировать мысль и донести её до собеседника, слушателя играют важную роль в построении взаимоотношений в семье, в кругу друзей, на работе. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи. В школе эта задача решается в первую очередь на уроках русского языка и литературы через использование разных методов, приемов. У каждого учителя есть свои наработки в данном направлении. Я бы хотела поделиться своим опытом работы в этой области и предложить некоторые из заданий, которые я использую на уроке. Вначале давайте немного поиграем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Визитная карточка человека».
«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».
Действительно, как много о каждом из нас может рассказать наша речь. Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, воспитания, образования. Речь человека - это его визитная карточка. Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством. Умение чётко и убедительно говорить, правильно сформулировать мысль и донести её до собеседника, слушателя играют важную роль в построении взаимоотношений в семье, в кругу друзей, на работе. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи. В школе эта задача решается в первую очередь на уроках русского языка и литературы через использование разных методов, приемов. У каждого учителя есть свои наработки в данном направлении. Я бы хотела поделиться своим опытом работы в этой области и предложить некоторые из заданий, которые я использую на уроке. Вначале давайте немного поиграем.
Игра–ассоциация по цепочке. Я называю первое слово солнце, вы называете к нему ассоциацию - лето, потом следующий - каникулы, другой - друзья и т.д.
Школа. Знания. Учитель. Наставник. Помощник. Март. Праздник. Радость. Улыбка. Доброта.
Игра «Лесенка». Я называю первое слово, а каждый из вас добавляет по одному слову, подходящему по смыслу, чтобы получилось предложение. «Жёлтый»; жёлтый цыплёнок; гуляет жёлтый цыплёнок; по траве гуляет жёлтый цыплёнок; по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на широком лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок.
Друг. Настоящий друг. Настоящий друг поможет. Настоящий друг поможет в беде. Настоящий друг всегда поможет в беде. Настоящий друг всегда мне поможет в беде. (и не предаст)
Учитель. Молодой учитель. Молодой учитель математики. Молодой учитель математики у доски.
Такие игровые задания можно использовать в начале урока. Они не занимают много времени.
Построение предложения по алгоритму. Составьте любое количество предложений, не связанных между собой. Их структура и содержание должны соответствовать алгоритму: кто-где-чем-зачем-когда. У Вас 2 мин. на подготовку. Прочитайте предложения.
Следующее задание. Я назову слова, которые вы должны запомнить, а затем записать по памяти. Лошадь, дорога, мост, грузовик, ананас, моряк, игрушка, Новосибирск. Записываем. Проверяем. Кто написал все 8 слов? Прочитайте. Допишите пропущенные слова. Составьте текст, используя данные слова. У вас 5 минут. Прочитайте полученный текст.
Ещё одна интересная форма работы – синквейн, который можно использовать на обобщающих уроках или можно давать задание на свободные темы. Я хочу вам предложить иную форму, которую я использую недавно. Даймонд –7-стишие. Составляется сверху и снизу по алгоритму. (На слайде)
Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.
Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.
Третья строчка – 3 глагола или деепричастия, которые относятся также к первому существительному.
4-я строчка – фраза (два противоположных по смыслу нераспространенных предложения), в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.
5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Пример даймонда. День - Ночь
Составим даймонд «Учитель – Ученик» (Лист А3)
1. Учитель.
2. Активный, знающий.
3. Воспитывает, обучает, организует.
4. Учитель отдаёт, а ученик получает.
5. Учится, узнаёт, подражает.
6. Пассивный, обучаемый.
7. Ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?»
Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?» является завершающим в блоке «Расширяйте свой словарь!» Это урок совершенствования знаний, умений и навыков. Умение применять...
Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».
На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...

«Современные подходы к развитию речи учащихся 5-11 классов на уроках русского языка»
Качанова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории, педагогический стаж – 17 лет.Методическая разработка «Современные подходы к развитию речи...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....