Мастер-класс "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка"
опыты и эксперименты по русскому языку
Мастер-класс по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_synaa.pptx | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер
Межличностное общение В подростковом возрасте ведущая деятельность – это межличностное общение. Задача начальной школы « учить ученика учиться» формообразуется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении ». Акцент делается на системно- деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока . Меняется роль учителя - теперь он тьютор , организатор развития ученика
К коммуникативным действиям относятся : *планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; *постановка вопросов ; *инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; *разрешение конфликтов ; *принятие решения и его реализация ; *умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; *владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка
Актуальность работы Вопросы цивилизованного общения, нравственного развития, вопросы воспитания личности , совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас , когда всё чаще мы встречаем жестокость и насилие. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.
Средства формирования УУД Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами , использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д . Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей , партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Типовые задания, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий: -«Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером ». -«Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои ». - Напиши текст с использованием изученных орфограмм и т. д .
Микроисследования: • развернутый ответ на вопрос проблемного характера; • сочинение на лингвистическую тему ; • исследование вопроса; • различные виды диктантов; • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (предложения из школьных сочинений ); • упражнения с выборочным ответом ( выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Дискуссия как технология формирования УУД Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности не участвуют в устных обсуждениях.
Работа с текстом 1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. 2. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится ?». 2 . Прием составления схемы . С хема – это способ моделирования логической структуры текста. 3 . Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста . 4. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста.
Публичная защита На уроке-путешествии «Сбор весеннего букета» предлагается группам составить 7-8 словосочетаний «сущ . + прил » в разных падежах, где существительные должны называть весенние цветы. Игровая деятельность Для того, чтобы помочь сохранить ребенку свое физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Достаточно организовать учебно-познавательную игру.
Работа в парах и группах построена на следующих основных правилах: 1.Полное внимание к однокласснику; 2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость , дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку ». Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил . Обязательно распределение ролей в группах: организатор , секретарь и т.д. Деятельность учителя здесь - это организация совместного действия детей внутри группы: он направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ -Составление текстов с использованием изученных орфограмм и пунктограмм ; -составление диалогов и их чтение по ролям ; -придумывание различных конфликтных ситуаций с предложениями выхода ; -редактирование текстов ; -чтение наизусть стихотворных и прозаических текстов ; -инсценировка фрагментов текста и т . д.
Выводы ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ ПИСАЛ, ЧТО ПРАВИЛЬНО ОБУЧАТЬ – ЭТО НЕ ЗНАЧИТ ВБИВАТЬ В ГОЛОВЫ КАКУЮ-ТО ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, А ЗНАЧИТ «РАСКРЫВАТЬ СПОСОБНОСТИ ПОНИМАТЬ ВЕЩИ, ЧТОБЫ ИМЕННО ИЗ ЭТОЙ СПОСОБНОСТИ , ТОЧНО ИЗ ЖИВОГО ИСТОЧНИКА, ПОТЕКЛИ РУЧЕЙКИ », РУЧЕЙКИ ЖИВОЙ МЫСЛИ . Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной , творчески одарённой, нравственной личности , способной к общению в любом культурном пространстве .
Список используемой литературы 1. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования » - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153 . 2.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества . - М.: Центр Педагогический поиск, 2000. - 144с . 5.Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991. 6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993. 7.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка
"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая работа после прохождения курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...
Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"
Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...
Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся....
Статья на тему Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом раз...