Урок русского языка. Обобщение по теме «Односоставные предложения».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения". (Учебник Бархударова.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 «В» классе. 22.12.2014.

Составила Заводилкина С.А., учитель русского языка и литературы.

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цель урока: повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:

закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

обучать школьников   анализу текста.

  1. Развивающие задачи:

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать умения решать тестовые задания.

  1. Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Урок сегодня не совсем обычный, а в присутствии гостей. Поприветствуем гостей, мило улыбнёмся,  пожелаем удачи друг другу и начнём урок.

2. Орфографическая разминка.

Преодолеваем преграды; клеишь обои; проверьте тетради; светает; не построили здания; тихо едете; таинственные шорохи; встревоженные глаза; опасный эксперимент; давайте поработаем. 

(Попутные задания: указать состав слова, обозначить форму слова.)

3.  Мотивация к учебной деятельности.  Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

-Какие слова или сочетания слов при определённом контексте могли бы выступить в роли предложений? (Они подчёркнуты прямой линией.)

-Какие они по наличию главных членов предложения? А к какому типу односоставных мы их отнесём?

-Сегодня у нас завершающий урок по односоставным предложениям. Какие цели и задачи мы перед собой поставим?

4. Актуализация знаний.

-Вспомним теоретические сведения.

 Перед вами схема, которую нужно восстановить.

Один ученик работает у доски, другие осуществляют взаимопроверку. Затем оценивают работу друг друга.

Даём определения каждому типу односоставных предложений через фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

                                                                                                 

1.        Какие бывают предложения по характеру грамматической основы?

2.        На какие группы делятся односоставные предложения?

3.        Назовите виды односоставных предложений с главным членом – сказуемым.

4.        Какие предложения называются определенно-личными?

5.        Неопределенно-личными?

6.        Безличными?

7.        Какие предложения считаются назывными?

Будет ли назывным предложение: «На холме сосна»? (Нет, т.к. оно распространено обстоятельством. Это двусоставное неполное. Назывное м.б. распространено только определением.) Превратите исходное предложение в назывное: «Могучая сосна».

5.Проверка индивидуальных  домашних заданий.

Индивидуальное задание: учащийся должен  выписать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»  односоставные предложения всех типов.  Используется на уроке для  проведения проверочной работы.

Дополнительный вопрос: «Кому принадлежат реплики?»  

Ответ: «Все реплики, кроме специально выделенных, принадлежат Городничему».

Дополнительное задание: «Определить, какое предложение является сложным, назвать тип сложного предложения».  

Ответ: «Сложным является первое предложение, это СПП».

1.        Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. – Обобщённо-личное.

2.        Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые. – Безличное.  (Земляника)

3.        …В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.  -  Безличное.

4.        А подать сюда Землянику!  -  Безличное.

5.        Просто нам плохо будет, а не туркам. -  Безличное.

6.        Смотри! не по чину берёшь! Ступай! – Определённо-личное.

7.        Совершенная правда. -  Назывное.  (Почтмейстер)

8.        Совершенно справедливо. - Безличное.  (Почтмейстер)

9.        Да когда говорят тебе? –  неопределённо-личное  (Анна Андреевна)

10.        Чему смеётесь? над  собой смеётесь!..  – Обобщённо-личное.

Индивидуальное задание: учащийся должен  найти стихотворение с односоставными предложениями. (Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Храни меня, мой талисман…») Вывод ученика: в стихотворении употребляются два вида односоставных предложений – назывное и определённо-личные.

Выписываются на доску соответствующие предложения и составляются их схемы, делается синтаксический разбор последнего предложения.

6.Закрепление темы.

-Запись текстов под диктовку, определение структуры  предложений,  выяснение функции односоставных предложений.

1.Вечереет. Пишу в Переделкине за садовым столом, застеленным белой скатертью. Белые рамы, дома как бы отдаляются, растворяясь   в сумерках…  Уже совсем темно. Не видно ни места, ни пера, ни руки… (по А.Вознесенскому)

2.Как печально! Как скоро померкла на закате заря. Погляди: уж за ближней межою… ничего не видать впереди. (И.А.Бунин)

-Составьте небольшой связный текст, используя односоставные предложения. Темы могут быть такие: «Утром», «Собираюсь в школу», «Зима», «Мой обычный день».

Примеры.

-Светает, и мне пора просыпаться. До школы ещё долго, но надо вставать. Быстро вскакиваю с постели, умываюсь, завтракаю. Я уже на улице. Встречаю своего друга, и мы вместе едем на тренировку. Затем возвращаюсь домой. Повторяю домашние задания, обедаю и иду в школу. Так проходит почти каждый мой день, кроме каникул и выходных. Но я не жалуюсь. Такой ритм дисциплинирует и не позволяет мне лениться.

В это же время те, кто затрудняется составить связный текст, составляют предложения по схемам:

 

 [  Назывн.], и [безл.]                        Утро, и мне пора просыпаться.

 [  Двусост.] , и [безл. ]                     Я болею, и меня знобит.

 [  назывн.  ] , и   [    двусост ]         Ненастье, и мы остаёмся дома.

7. Рефлексия.  

Какую цель ставили на уроке?  Какого результата достигли? Что показалось трудным? а интересным?

8. Итоги урока. Выставление отметок.

9.Домашнее задание. Сочинение-миниатюра по данному началу с использованием, где необходимо, односоставных предложений.

Ясное зимнее уто! Сколько чувств оно вызывает во мне!

Подготовиться к контрольной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать второе декабря. Классная работа.

Слайд 2

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Слайд 5

1. «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». – Обобщённо-личное . 2. «Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые». – Безличное. (Земляника) 3. «…В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было». – Безличное. 4. «А подать сюда Землянику!» – Безличное. 5. «Просто нам плохо будет, а не туркам». – Безличное. 6. «Смотри! не по чину берёшь! Ступай!» – Определённо-личное. 7. «Совершенная правда». – Назывное. (Почтмейстер) 8. «Совершенно справедливо». – Безличное. (Почтмейстер) 9. «Да когда говорят тебе?» – Неопределённо-личное (Анна Андреевна) 10. «Чему смеётесь? над собой смеётесь!..» – Обобщённо-личное .

Слайд 6

Проверьте себя. 1.В е чере е т. Пишу в Переделкине за садовым ст о лом , заст е л енн ым белой скатерт ь ю. Белые рамы , дома как бы о т даля ются, ра с творяясь в сумерках… Уже совсем темно. Не видно ни места , ни пера , ни руки… (по А.Вознесенскому ) 2.Как п е чально ! Как скоро померкла на закате з а ря. Погл я ди : уж за ближн е й м е жою… н и чего не в и дать вп ереди. ( И.А.Бунин )

Слайд 7

1. Составьте связный текст на одну из тем: «Утром», «Мой обычный день», «Зима» или на любую другую тему. 2. Составьте предложения по схемам: [ Назывн . ] , и [ безл. ] . [ Двусост .] , и [ безл. ] . [ Назывн . ] , и [ двусост ].

Слайд 8

Рефлексия. Какую цель ставили на уроке? Какого результата достигли? Что показалось трудным? а интересным?

Слайд 9

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра по данному началу с использованием, где необходимо, односоставных предложений. Ясное зимнее утро! Сколько чувств оно вызывает во мне! Подготовиться к контрольной работе.

Слайд 10

Благодарю за любознательность, внимание, за доброту и понимание, за умный взгляд пытливых глаз, одни из первых вы у нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Односоставные предложения. Определенно-личные.

Содержащаяся информация помогает различать односоставные и двусоставные предложения, развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи....

Урок русского языка. Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение». 9 класс

Урок проводится в 9 классе в апреле месяце, с целью обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненное предложение»1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложно...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"...

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения". Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. 2. Закрепить умение различать виды односоставн...

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

Урок " Односоставные предложения" в 8 класс является повторительно-обобщающим. Он позволяет:закрепить знания о  видах  односоставных предложений;совершенствовать умение видеть и различать их...

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...