Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым" Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Самахужина Фазима Уразаевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rya_5kltire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.zip2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Учитель Метелевской СОШ – Самахужина Фазима Уразаевна.

Предмет – русский язык.

 Класс – 5.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Слайд № 1.

Цели урока:

  •  Объяснение нового материала, закрепление пройденного;
  • Развитие речи, мышления;
  • Воспитание любви к природе;

Оборудование: , сигнальные карточки, короны для Ранней и Поздней Осени, листы №1 и №2 с заданиями на закрепление.

Ход урока: І. Организационный момент.

 Постановка целей и задач урока. Записать число.

ІІ. Подготовительная работа.

Слайд № 2

(Входят 2 девочки – Ранняя и Поздняя Осень).

- (вместе) Здравствуйте, я – Осень!

Ранняя Осень: Это я – осень. Это обо мне сказал поэт А.С.Пушкин:

Унылая пора! Очей Очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса

В их сенях ветра шум и свежее дыханье

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Поздняя Осень: Это я – осень. Это обо мне сказал поэт Алексей Николаевич Плещеев:

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца

Чахлая рябина

Мокнет под окном

Смотрит деревушка

Сереньким пятном

Что так рано в гости

Осень к нам пришла

Ещё сердце просит

Света и тепла!

Учитель: Не спорьте, девочки! Вы обе правы. Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем, а другая – Невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особая любовь.

А сейчас в природе какая осень? (поздняя)

Слайд №  3    На экране показан фонетический разбор слова поздняя.

Задание: Исправьте ошибки.

Позд – ня – я      3 слога.

П - [п ] – согласный, глухой, твёрдый,

О - [о] – гласный, ударный,

З - [з] – согласный, звонкий, мягкий,

Д - [д] - согласный, звонкий, мягкий,

Н - [н] - согласный, звонкий, мягкий,

Я - [я] - – гласный, ударный,

Я - [я] - – гласный, ударный,

                     7 букв, 7 звуков.

[]

Слайд №  4

Позд – ня – я      3 слога.

П - [п ] – согласный, глухой, твёрдый,

О - [о] – гласный, ударный,

З - [з] – согласный, звонкий, мягкий,

Д -[ ] -

Н - [н] - согласный, звонкий, мягкий,

Я - [а] - гласный, безударный,

             [й] - согласный, звонкий, мягкий,

Я  <

             [а] - – гласный, безударный,

                     7 букв, 7 звуков.

   ІІІ. Работа по развитию речи. Слайд № 5

Учитель: Сейчас я вам прочитаю ещё одно стихотворение А.С.Пушкина.

Задание: Определите тему и основную мысль стихотворения.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице  ещё багровый цвет.

Она жива ещё сегодня, завтра нет.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ответ: Тема – об осени. Основная мысль – Осень – любимое время А.С.Пушкина.

Учитель: Это стихотворение называется «Осень». В названии отражена тема стихотворения. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин любил осень?

Ответ: Потому что осенью красиво и осенью поэт ощущал творческий подъём, т.е. желание творить.

Учитель: В литературе есть выражение. Это выражение связано с биографией А.С.Пушкина и означает творческий подъём. Весной 1830 года Александр Сергеевич повторил своё предложение Наталье Гончаровой и получил согласие на брак. 3 сентября 1830 года Пушкин приехал в деревню Болдино, чтобы войти во владение имением отца. Но там ему пришлось пробыть не один месяц, как он намеревался, а больше, до 30 ноября, так как началась эпидемия холеры.

Слайд № 6 - 7

За этот период им написано:

- около трёх десятков стихотворений;  поэма «Домик в Коломне»; «Сказка о Медведихе»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; две главы и «ПутешествиеОнегина»; маленькие трагедии «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы»; «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка»), «История села Горюхина».  

Творческий подъём по - другому называют Болдинской осенью.

ІV. Объяснение нового материала.

- Учитель: Осень была для Пушкина любимым временем года. Запишем на доске главную мысль.

                   

Запись: Осень – любимое время года А.С.Пушкина.

- Найдём грамматическую основу и сделаем вывод.

Вывод: Если и подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, то между подлежащим и сказуемым ставится тире.

- Запись темы урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

- Запомните!. Тире - знак паузы. Перед тире повышается голос.

V. Закрепление нового материала

1) Работа по учебнику

- Чтение вывода. (стр. 67).

- Упр. 158 (Списать только те предложения, где нужно тире между подлежащим и сказуемым).

- Упр. 160 (устно)

VІ. Домашнее задание.

Упр. 160 (письменно), !61 (письменно).

VІІ. Закрепление пройденного материала

  1. Раздать листы с заданиями на закрепление.

Лист №1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Задание 1

   Вспомним замечательное имя – Владимир Иванович Даль. Этот человек был не только составителем «Толкового словаря живого великорусского языка». Он впервые составил сборник пословиц русского народа. Предлагаем вам пословицы из этого сборника.

Ваша задача – выписать номера пословиц, в которых вы поставили бы тире между подлежащим и сказуемым.

1. Счастье без ума дырявая сума. 2. Риск благородное дело. 3. Лишние деньги лишние заботы. 4. Чужбина по шерсти не гладит. 5. Чужая душа потёмки. 6. Новгород отец, Киев мать, Петербург голова, Москва сердце.

Задание 2

В предложениях найдите подлежащее и сказуемое и сделайте вывод.

 

Храм Покрова на Филях в Москве – это удивительное творение русских зодчих. Восхищение – вот чувство, которое вызывает это прекрасное здание.

 

Задание 3.

  В составе сказуемых бывают такие слова, в присутствии которых тире не ставится. Прочитайте примеры и сделайте вывод, перед какими словами тире не ставится.

Квадрат есть равносторонний прямоугольник. Бедность не порок. Попытка не пытка, спрос не беда. Небо как колокол, месяц – язык. Большой гриб под ёлкой  будто сказочный гном. Иней на окнах словно волшебные белые узоры. Хорошая  книга точно беседа с умным человеком.  Дружба что стекло.

                                           

Творческое задание.

    Один мальчик написал так: «Счастье – это большой – большой диван, большой – большой арбуз и «Три мушкетёра», которые никогда не кончаются». А вот мнение другого мальчика: «Счастье – это то, что было, пока не заболел зуб».

В работе одного второклассника мы прочитали: «Совесть – это милиционер, который сидит внутри человека и не даёт ему совершать плохие поступки».

             Известный учёный Вениамин Франклин считал, что человек –это животное, делающее  

         орудия. А учёный – лингвист Роман Якобсон утверждал, что человек – это единственный  

         говорун в мире. По мнению одного из английских учёных, человек – самое весёлое

         существо во Вселенной. Все, кто выше или ниже его, серьёзны.

  Один из современных российских писателей сказал, что доброта – это способность человека принимать чужие интересы и нужды как свои и действовать во имя интересов другого. Он же считает, что справедливость – это наше представление о том, какой должна быть жизнь.

    Напишите своё мнение о том, что такое счастье, что такое совесть, что такое

      человек, что такое доброта и  что такое справедливость.

  1. Вывод по 1,2,3 заданию: Между подлежащим и сказуемым тире ставится обязательно перед словами это, вот, значит. Не ставится тире перед частицей не и перед сравнительными союзами: как, словно, будто, что, точно и т. д.
  2. Творческое задание выполняется устно.

VІІІ. Орфографическая минутка.

Лист № 2

  1. Задания  1,2 по сигнальным карточкам.

Повторим орфографию!

Задание 1

Найдите лишнее слово.

1. Ключ, кирпич, печь, луч.

2. Гуашь, мощь, ложь, стоишь.

3. Спрячь, дремуч, бережёшь, заваришь.

Задание 2

Спишите, вставляя, где нужно, мягкий знак.

Весенний грач…,    воздух горяч…,   среди задач…,     дуб могуч…, тиш… и безмолвие, осматривает врач…,   навещает товарищ…,  оказать помощ…,  собирается молодёж…,  раздаётся  клич…,  вести  репортаж…,  произнести реч…, назначается матч…,   строится манеж…, производится монтаж…,  водится дич…, летучая мыш…, прячется ёж…, ползёт уж…, плывёт морж…,   обнаружить теч…,  подняться на пятый этаж…, получить багаж…, растопить печ…, вьётся плющ…, расцветает ландыш…, блеснул луч…,  переждать ноч…,  выступает скрипач…, нарисовать пейзаж…, старинная брош…, нужная вещ…, похожи на чудовищ…, быть среди пожарищ…,  оказать помощ…,  спросить про   ключ…, овладела дрож…,  сплетенье корневищ…, спросить про ключ…,  не слушать пеедач…я. Он был силач…,  прекрасный лещ…, не хватает зрелищ…,  медный грош…,  слышится плач…,  пять  задач…, завуч…   школы,  стереч…   камыш…неуч…, не хватает хранилищ….

Задание 3

  1. Подберите проверочное слово.

  Н..чной, н..бесный, сн..говик, н..зина, ур..нить, посм..треть, выб..жать, л..вушка, сп..шить, тр..щит, кл..ёнка, б..гом, сп..шить, объед..нить, вып..чка, оч..рование, см..гчение, препод..ватель, гр..зить, б..льной, загр..знение, уд..вительный, см..шной,

 

2. Перепишите словосочетания, подобрав к словам с пропущенными буквами проверочные слова.

Разв..вается флаг,  посв..тить жизнь науке,  пос..девший от горя,  ув..дающие цветы, зарядить стволы,  деревенский ст..рожил,  разв..вать талант,  пос..деть на берегу,  зап..вать лекарство,  зап..вать песню,  об..жать слабого,  об..жать стадион,  отв..рить курицу,  отв..рить окно,  разр..дить морковь на грядке,  высокий ч..стокол,  ум..лять достоинство,  лесная ст…рожка, прим..рять товарищей.

ІX. Словарная работа

Репортаж – сообщение о местных событиях.

Манеж – место для верховой езды.

Течь – глагол – струиться, литься.

Течь – сущ., - пробоина, скважина, через которую проникает жидкость.

X. Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.  Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения,  учёте индивидуальных способностей об...

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...

Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по  постановке  / непостановке  тире между подлежащим и сказуемым....

Тире между подлежащим и сказуемым. Урок усвоения новых знаний в 8 классе

Урок усвоения новых знаний в 8 классе с соблюдением всех этапов этого типа урока....

Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе

Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...

"Тире между подлежащим и сказуемом" - урок русского языка в 8 классе.

Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС,   включен региональный компонент....