Тире между подлежащим и сказуемым. Урок усвоения новых знаний в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок усвоения новых знаний в 8 классе с соблюдением всех этапов этого типа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок усвоения новых знаний | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 8 классе:
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель урока: вывести правила пунктуации, регламентирующие постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии:Личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, тестовые технологии; технологии уровневой дифференциации, создание проблемной ситуации.
Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска.
Ход урока
I. Орг.момент
У: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что пришли на урок с настроением работать. Мы будем с вами исследовать языковые явления, делать выводы, учиться применять их на практике.
II. Вступительное слово учителя
У: Сегодня мы проводим урок усвоения новых знаний. Знания-это цепочка,. Поэтому сначала мы вспомним, что знаем о предложении.
III. Актуализация знаний о предложении
1. У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?
Дайте определение данному понятию.
- Что называется предложением?
- Каковы его основные признаки?
- Что в нем главное?
- Чем может быть выражено подлежащее?
- Какие типы сказуемых знаете?
2. Формулирование темы и цели урока
1) Продолжаем работу.
Задание 1
После выполнения задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.
Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения).
Определить, в чем особенность данных предложений.
Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)
И другие предложения на слайде.
По структуре это простые предложения.
У: В чем их особенность?
Вывод делают ученики: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.
Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?
Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым.
Запишите тему урока.
У: А теперь сформулируем цель урока:
(Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).
- Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?
О: ТИРЕ – пунктуационный знак, дефис – орфографический.
Рубрика «Знаете ли вы?» Сообщение ученика
IV. Выполнение заданий по теме
У:. Внимательно прочитайте предложения.
1)Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо.
В тетрадях две колонки- ставится не ставится.
По ходу анализа предложений учащиеся распределяют схемы предложений в две колонки. Предложения на слайде.
У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?
У: В каких случаях постановка тире недопустима?
У: Составьте алгоритм, кластер, схему постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2) Составление алгоритма. Самопроверка по слайду.
3)Упражнение №126
4) Работа с тестом наглядная школа.
5) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.
Переходим к заданию «Анализ текста»
Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль?
1) Книга – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга – это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача – научит(?)ся понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. Тема – книга, дающая знания человеку.
Основная мысль – научиться понимать художественную литературу.
А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Работа с текстом.
У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.
Тест
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:
1. помогающий
2. возрождающий
3. полезный
4. целебный
2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4
задача – научиться понимать
3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами
___________________
4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.
5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое – сущ.
Взаимопроверка.
У: Итоги урока.
Рефлексия.
Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,
«На уроке я научился…»
Запишите домашнее задание:
Домашнее задание
№ 129. Устный рассказ о всех случаях употребления тире в предложениях.
Сообщение
Рубрика «Знаете ли вы?»
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем.Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)». Как только не называли этот знак: чёрная полоса чернил, молчанка, длинная черта, горизонтальная черта, знак пресечения
Тире относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе
Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...
Линейное уравнение с одной переменной. Урок усвоения новых знаний. 7 класс
Развернутый конспект урока с презентацией. Урок усвоения новых знаний....
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе
Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...
"Тире между подлежащим и сказуемом" - урок русского языка в 8 классе.
Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС, включен региональный компонент....
Тире между подлежащим и сказуемым, урок в 5 классе
Этот урок новых знаний, подойдёт к любой программе....