Тире между подлежащим и сказуемым. Урок усвоения новых знаний в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Фазлова Наиля Исмаиловна

Урок усвоения новых знаний в 8 классе с соблюдением всех этапов этого типа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок усвоения новых знаний19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 8 классе:

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Цель урока: вывести правила пунктуации, регламентирующие постановку тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии:Личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, тестовые технологии; технологии уровневой дифференциации, создание проблемной ситуации.

Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска.

Ход урока

I. Орг.момент

У: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что пришли на урок с настроением работать.   Мы будем с вами исследовать языковые явления, делать выводы, учиться применять их на практике.

II. Вступительное слово учителя

У: Сегодня мы проводим урок усвоения новых знаний. Знания-это цепочка,. Поэтому сначала мы вспомним, что знаем о предложении.

III. Актуализация знаний о предложении

1.  У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы? 

Дайте определение данному понятию.

  • Что называется предложением?
  • Каковы его основные признаки?
  • Что в нем главное?
  • Чем может быть выражено подлежащее?
  • Какие типы сказуемых знаете?

2. Формулирование темы и цели урока

1)  Продолжаем работу.

Задание  1

После выполнения задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.

Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения).

 Определить, в чем особенность данных предложений.

 Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)

И другие предложения на слайде.

 По структуре это простые предложения.

У:  В чем их особенность?

Вывод делают ученики: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.

Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?

Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым.

Запишите тему урока.

У: А теперь сформулируем цель урока: 

 (Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).

- Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?

О: ТИРЕ – пунктуационный знак, дефис – орфографический.

Рубрика «Знаете ли вы?»  Сообщение ученика

IV. Выполнение заданий по теме

У:. Внимательно прочитайте предложения.

1)Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.  Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо.

В тетрадях две колонки- ставится   не ставится.

По ходу анализа предложений учащиеся распределяют схемы предложений в две колонки. Предложения на слайде.

У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?

У: В каких случаях постановка тире недопустима?

У: Составьте алгоритм, кластер, схему постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2)  Составление  алгоритма. Самопроверка по слайду.

 

 3)Упражнение  №126

 4) Работа с тестом наглядная школа.

5) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.

Переходим к заданию «Анализ текста»

Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль? 

1) Книга  животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача  научит(?)ся понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего.  Тема – книга, дающая знания человеку.

Основная мысль – научиться понимать художественную литературу.

А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Работа с текстом.

У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.

Тест

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:

1. помогающий

2. возрождающий 

3. полезный

4. целебный

2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4

задача – научиться понимать

 3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами

___________________

4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.

5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое – сущ.

Взаимопроверка.

У: Итоги урока.

Рефлексия.

Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,

«На уроке я научился…»

Запишите домашнее задание:

Домашнее задание

№ 129. Устный рассказ о всех случаях употребления тире в предложениях.

Сообщение

Рубрика «Знаете ли вы?»

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем.Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)». Как только не называли этот знак:  чёрная полоса чернил, молчанка, длинная черта,  горизонтальная черта, знак пресечения

Тире относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации. 
Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...

Линейное уравнение с одной переменной. Урок усвоения новых знаний. 7 класс

Развернутый конспект урока с презентацией. Урок усвоения новых знаний....

Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе

Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...

"Тире между подлежащим и сказуемом" - урок русского языка в 8 классе.

Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС,   включен региональный компонент....

Тире между подлежащим и сказуемым, урок в 5 классе

Этот урок новых знаний, подойдёт к любой программе....