"Тире между подлежащим и сказуемом" - урок русского языка в 8 классе.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)
Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС, включен региональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezh_i_skazuem.docx | 34.96 КБ |
tire_mezhdu_podlezh_i_skazuem.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.
Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).
Метапредматные.
Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные – определять цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ход урока
День, в который вы не узнали для себя ничего нового,
прошел впустую.
Н.С. Станиславский.
I Мобилизующий этап:
Приветствие.
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему …(Привет)
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…
При встрече через много-много лет вы крикните друзьям…
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы …
Слово учителя.
- Доброе утро, ребята. Садитесь. Меня зовут Ильсия Юлаевна, и сегодня урок с вами проведу я. Прежде чем начать урок, обратим внимание на эпиграф урока …. Хочу взять его слова, как девиз урока
- Откройте тетради, запишите число…
- Прежде чем узнавать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.
На доске предложения, ученики отвечают на вопросы и указывают на доске нужное слово, член предложения.
Воспроизведение опорных знаний (методика «полетного повторения» В.Ф. Шаталова) Назовите главные члены предложения.
- Что такое подлежащее?
- Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры или найдите на доске.
- Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.
- Какие виды сказуемых вы знаете?
- Что такое составное глагольное сказуемое?
- Что такое именное сказуемое?
- Какой частью речи может быть выражена именная часть?
Я живу в республике Башкортостан.
Природа нашего края богата и разнообразна.
Жители республики могут гордиться своей землей.
III. Формулирование темы и цели урока.
- Молодцы , спасибо , оцените свою работу.
Работаем дальше.
Взгляните на это предложение: Заиграл курай, зазвенел, полилась по долинам, горам и степям.
- Укажите грамматическую основу, скажите чем выражены главные чп, назовите вид сказуемого.
- Ребята , а что такое курай? Запишите предложение.
Курай - исторический башкирский народный инструмент.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)
- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)
- Назовите тему урока.
- Тире между подлежащим и сказуемым. Запишите тему.
- Скажите, пожалуйста, какой темой объединены предложения? Почему? ( 100 лет Республике Башкортостан)
- Итак, тему записали, давайте определим цели урока.
Сегодня мы на уроке : повторим……..
узнаем………
проверим…….. на доске лист
Словарная работа:
- А что такое «тире» (Ответы учеников)
Слово учителя: Тире в русскую пунктуацию ввёл Николай Михайлович Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза. чёрная полоса чернил. РЭ ПРОИЗНОШЕНИЕ!
- молчанка,
- длинная черта,
- горизонтальная черта,
- знак пресечения
- Да, тире-знак препинания,
а дефис - знак орфографического написания
Тире выполняет много функций, мы сегодня говорим о тире, которое разделяет подлежащее и сказуемое. Слайд
Работа по теме урока.
- У вас на партах лежат карточки, которые необходимо заполнить. В них предложения, мы должны указать грамматическую основу в первом столбике, а во второй столбик нужно записать схемы, которые помогут нам сделать выводы по теме урока, так, заполнив таблицу, вы получите себе памятку о том, когда тире ставится, а когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым. Нам даны предложения, в которых нужно ставить тире. Давайте попробуем определить, при каких условиях ставится тире.
Слайд.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире ставится: | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Выводы! ФИЗМИНУТКА!!! |
Тире не ставится: заполняют по учебнику сами, стр 68, упр 114. Исслед .работа | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
Исключение: |
Проверим ваши ответы. Молодцы.
- Какая тема объединяет все предложения? Башкортостан, 100 лет со дня образования первой республики. Правильно!
Образование, безусловно, опора в жизни.
(сущ., вводное слово, сущ.)
Закрепление изученного
Проверим
Мой отец учитель.
Отец – учитель истории.
Мустай Карим – поэт и драматург.
Курить – здоровью вредить.
Сердце не камень.
Дело - дрянь.
Серёжа, по-моему, хороший футболист.
Площадь квартиры – 5о метров.
- Составьте предложение к юбилею Мустая Карима
- Цифровой диктант. Распечатать
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1. | - | Труд как блестящая сталь. |
2. | + | Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. |
3. | - | Старость не радость |
4 | - | Октябрь лишь середина осени. |
5. | + | Сердце наше – вечная тайна для нас самих. |
6. | + | Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. |
7. | + | Искусство – это мышление в образах. |
Тест Распечатать.
1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.
Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.
В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.
Г) Жизнь нескончаемый экзамен.
2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.
А) Голова без ума _ что фонарь без света.
Б) Волков бояться _ в лес не ходить.
Г) Мы восьмиклассники
Д) Сердце _ не камень.
3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.
А) Двадцать пять лет возраст зрелый.
Б) Разумно жить минутой дорожить.
В) Воздух - словно поцелуй ребёнка.
Д) Театр это сила, соединяющая в себе одной все искусства.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте. Слайд!
Поставьте оценки.
- «5»
1-2 –«4»
3-4 –«3»
- Итог урока.
- Молодцы, вы хорошо поработали,. Подведем итог работы.
Закрыть лицо – кому было безразлично.
Опустить голову вниз – если чем-то остался недоволен.
Поднять руки вверх – если удовлетворен своей работой.
Рефлексия
Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами,
Хлопать ушами,
Краем уха
- Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.
Слайд
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу …
Я научился …
У меня получилось …
Я смог …
Я закрепил ……
- Дайте оценку друг другу вашей работы на уроке, оцените работу одноклассника при помощи сердечек. (оценивают, обосновывают).
VI. Домашнее задание. § 22, упр. 116 стр 69.
ИЛИ Выписать из словаря пословиц 5-6 предложений с тире и объяснить постановку этого знака.
Спасибо за урок .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тире между подлежащим и сказуемым
тире восходит к французскому слову " tiret " (от глагола " tirer " - "тянуть") , что значит «чёрточка ». - молчанка, - длинная черта, - горизонтальная черта, - знак пресечения
Тире -знак препинания Д ефис - это знак орфографического написания
Тире ставится: Уфа – столица Башкортостана сущ + сущ 2 Охранять природу - любить родину н.ф гл + н.ф гл 3.Дважды два - четыре числит+ числ 4. Ходить босиком — большое удовольствие. н.ф гл + сущ 5. Длина реки Белой – 1430 километров сущ + числит 6 Чтение – вот лучшее учение вот,значит 7 Будущее – это мы это
Тире не ставится: 1 Он геолог личное местоимение 2 Р уки как лед словно, точно, будто, что, как 3 Бедность не порок отрицание с НЕ 4 - ? Исключение: Ты - лучший друг
Образование, безусловно, опора жизни Осень , вероятно , самое грустное время
Тире не ставится: 1 Он геолог личное местоимение 2 Р уки как лед словно, точно, будто, что, как 3 Бедность не порок отрицание с НЕ 4 Образование, безусловно , опора в жизни сущ+ввод.слово+сущ Исключение: Ты - лучший друг
Мой отец учитель Отец учитель истории Мустай Карим поэт и драматург Курить здоровью вредить Сер .. це не камень Дело дрянь Серёжа , по-моему, хороший футболист Площадь квартиры 50 метров
Проверим Мой отец учитель. Отец – учитель истории. Мустай Карим – поэт и драматург. Курить – здоровью вредить. Сердце не камень. Дело - дрянь. Серёжа , по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры – 5о метров .
20 октября 1919 г. 21 сентября 2005 г.
1. - Труд как блестящая сталь. 2. + Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. 3. - Старость не радость 4 - Октябрь лишь середина осени. 5. + Сердце наше – вечная тайна для нас самих. 6. + Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. 7. + Искусство – это мышление в образах.
А, Б, Г А, Д А, Б,В,Г
Оценки. 0 - «5 » 1-2 – « 4» 3-4 – « 3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе
Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...
План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...
Презентация к уроку русского языка. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок усвоения новых знаний в 8 классе
Урок усвоения новых знаний в 8 классе с соблюдением всех этапов этого типа урока....
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе
Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...
Тире между подлежащим и сказуемым, урок в 5 классе
Этот урок новых знаний, подойдёт к любой программе....