Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Аминова Тохтахан Шабаналиевна

Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Местоимение как часть речи». Учитель ставит задачу совершенствования   языковых знаний, умений и навыков по данной теме. На уроке используются фронтальная, групповая   и индивидуальная формы работы.  Творческая работа, чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность обучающихся. Применение ИКТ  является целесообразным на данном уроке. Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. постоянное обсуждение нового этапа  начинается с демонстрации слайда, что позволяет обучающимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._mestoimenie_kak_chast_rechi.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

аула Малый Барханчак  Ипатовского района

Ставропольского края

Автор:

Аминова Тохтахан Шабаналиевна - учитель русского языка и литературы

Номинация

«Урок русского языка»

2014 год

ПОЯСНЕНИЯ К УРОКУ

При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП (развитие критического мышления через письмо).

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

– подготовительный – стадия вызова;

– собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

– присвоение информации – стадия рефлексии.

Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Местоимение как часть речи». Учитель ставит задачу совершенствования   языковых знаний, умений и навыков по данной теме. На уроке используются фронтальная, групповая   и индивидуальная формы работы.  Творческая работа, чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность обучающихся. Применение ИКТ  является целесообразным на данном уроке. Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. постоянное обсуждение нового этапа  начинается с демонстрации слайда, что позволяет обучающимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.

Использование презентации позволяет учитывать и индивидуальные особенности учеников и осуществлять дифференцированный подход в обучении. Можно сочетать работу в паре, группе, самостоятельную работы учеников по «Заданию+».

Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного  получения новой информации по изучаемой теме.

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

«Местоимение как часть речи»

Цели урока:

Образовательная: дать полное представление о местоимении как части речи, сформировать умение правильно употреблять и писать местоимения, определять их роль в тексте

Воспитательная : вызвать у учащихся восхищение богатством русской речи, внимание к русскому слову

Развивающая:  развивать умение сравнивать, анализировать языковые факты и делать обобщения.

 Место  урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному плану в 6 классе.  (Русский язык. Учебник для 6 класса обшеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Москва, Просвещение 2008 год)

Номер урока по теме: 1

Форма урока: изучение нового материала

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник, тетради, разработанная презентация.

                                                  Ход урока.

  1. Постановка перед учащимися вопросов, которые помогут им самим сформулировать тему урока и поставить цели.

-Какая часть речи отвечает на вопрос  кто? (существительное)

       -Какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос   чей?( прилагательными)

-Какие части речи изменяются по падежам( склоняются)?( имена существительные, прилагательные, числительные)

Такие ответы на вопросы были бы достаточными, если бы в русском языке не было бы местоимений. Ведь именно местоимения могут  отвечать на вопросы, которые мы задаём к именам существительным, прилагательным и числительным, потому что выступают как заместители ( вместо имени), но при этом существенно от имён отличаются. В чём же проявляется это отличие?

Итак, запишем тему урока: Местоимение как часть речи.

Местоимения очень часто встречаются в нашей речи. По частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Особенно много местоимений  в поэтической речи. Послушайте  стихотворение детского поэта Заходера,  в котором очень много местоимений.

 На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось
Кое с Кем
Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,
И
 кто кого, и что к чему;
И что подумали о том,
И если нет, то почему.

Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: “И все?”
Ты, говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!

Что вы поняли из этой песенки?  Почему не всё понятно?

2. Сформулируем вместе с учащимися  определение .

Местоимение- часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

В русском языке  есть ряд особенностей, характерных только для местоимений.

Местоимение

  • При изменении  по падежам может  иметь нестандартные окончания.(мы –вас – вам - вами)
  •    Может пропустить внутрь себя в косвенных падежах предлог и фактически распадается на три слова(никто– ни у кого)
  • Может не иметь именительного падежа(себя)
  • Может быть одним словом, но отвечать на разные вопросы.(её –чьё ?   её -кого?)

Какую же роль играют местоимения в нашей речи?

Прочтите следующее стихотворение, найдите в нём все местоимения, выпишите их,   определите,  какими членами предложения они являются.

Мне русская речь -как музыка.

В ней слово звучит, поёт.

В ней дышит душою русскою

Создатель её - народ.

И я в эту речь ныряю,

Как в речку,

И с самого дна

Сокровища добываю,

В которых поёт весна.

(мне -дополнение, в ней- дополнение,  её - дополнение, я- подлежащее, эту,  с самого- определения,   в которых—дополнение, )

3.Сделаем вывод о том, какую синтаксическую роль могут играть местоимения.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. 

Какую роль выполняют местоимения в тексте?

Прочтите текст.

Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.

  • - Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?
  • -Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?

4 Итак, для чего же нам нужны местоимения?

Вместо повторяющихся слов можно использовать местоимения. В тексте местоимения  являются средством связи между предложениями. Такую роль выполняют личные и указательные  местоимения.

По своему значению и грамматическим особенностям местоимения подразделяются на разряды.

5  Давайте познакомимся с разрядами местоимений.

  • Личные (я, мы, ты,  вы, он, она, они, оно)
  • Возвратные (себя)
  • Вопросительные  (кто? что? каков? чей?)
  • Относительные (кто, что, каков, чей)
  • Неопределённые (некто, кое-кто)
  • Отрицательные (никто, ничей)
  • Притяжательные (мой ,твой, наш)
  • Указательные (тот, этот)
  • Определительные (весь, самый, другой)

От лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.

Давайте прочтём текст и попытаемся установить, какие местоимения в нём присутствуют.

Давайте улыбнёмся!

  • Улыбка-это нечто, чем встречают любого человека -не потому, что он хороший, умный, весёлый. Улыбка дарится человеку просто потому, что перед тобой человек, которому вы не желаете ничего плохого и своей улыбкой уже помогаете ему в этом.

Назови все местоимения и их разряды.

Нечто- неопределённое местоимение

Это, в этом – указательные  местоимения

Чем, которому- относительные  местоимение

Он,   тобой ,вы, ему - личные местоимения

Ничего- отрицательное местоимение

Своей- притяжательное местоимение

Как видим такое обилие местоимений в тексте нисколько не испортило его,  а  наоборот,  местоимения помогли точно, экономно выразить мысль. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений в речи.

6.Будьте внимательны при употреблении местоимений, избегайте ошибки

Давайте  посмеёмся!

  1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
  2. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
  3. Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.
  4. Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал.
  5. В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки

Можно ли исправит данные предложения?

Далее учащимся предлагаем исправить ошибки нерадивого ученика, выдав им памятку по употреблению местоимений:

  • неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность.
  • Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо – ихний план, правильно – их план).
  • К личным местоимениям 3-го лица после предлогов прибавляется Н (вокруг неё)
  • Особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который. Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.

Практическая работа.

Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом.  Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой

Задания по группам.

Выберите только правильно построенные предложения

  1. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки.
  2. Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак.
  3.  Мальчик снял кепку с головы и подбросил её вверх.
  4.  Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
  5.  У его отца была старинная книга.
  6.  От них ничего не дождешься.
  7.  О этой книге много говорили.
  8. В  их  хозяйстве много кур.
  9. Ихние тетради лежали на столе.
  10.  Я услышал неожиданно моё имя.
  11. У него нет близких друзей.
  12.  Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.

Ответ (3,5,6,8,11)

Очень важно научиться  не только правильно употреблять, но и писать местоимения.

7. Отработка навыка грамотно писать местоимения

  • В неопределённых местоимениях под ударением пишется  НЕ, в отрицательных местоимениях  без ударения НИ.
  • Неопределённые местоимения  с приставкой КОЕ- и суффиксами –ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.

Практическая работа.

  • Кто(то), не справившись со своим конём, стал бить седло.
  • Кому (н…)чего сказать своего, тому лучше помолчать.
  • Н(..)чего не сделано, если остаётся что ( нибудь) недоделанное.
  • Чтобы жить, надо уметь что(либо) делать.
  • Н(…) с(чем )сравнить предательство.

Задания по группам.

Укажите местоимения, в которых  допущена ошибка.

1 некого винить

2 ни о каких причинах

3  ни кому не говорить

4 к кому-то обратилась

5 не о чем не спрашивай

6 кое кто пришёл

7 не которые условия

8 нискем не говорил

9 ни на что не похож

10 чей-нибудь багаж

11  что либо сказать

12  ни о ком не заботился

Ответ (  3, 5, 6, 7, 8.11)

8.Давайте подведём итоги. Что же нового мы узнали о местоимении? В каких ситуациях это может пригодиться нам в жизни?

  • Чем отличается местоимение от слов, которые оно заменяет?
  • Когда местоимение  может улучшить нашу речь, когда может  ухудшить?
  • На какие разряды по   лексическому и грамматическому значению можно разделить все местоимения?
  • Какие трудности могут нам встретиться при написании  местоимений

9.Домашнее задание .

 Найти и  записать   в тетрадь стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык».

Выписать все местоимения, указать их разряд.

Объяснить, для чего нужны местоимения в этом тексте

Приложение 1

Карточка ученика

Задание 1.

Вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Он   б__жал у  самой моей  н__ги.   Когда я   ост_навливался   он   тоже ост_навливался*.  Когда я  шел  быстрее он  тоже  бежал  быстрее*.   Он   (не) отст__вал от меня ни на шаг но на телефо(н, нн)ую станцию (не) пошел..*. Я п__гладил его по рыж__  й спинке и он остался ждать меня у дв__рей*. Но когда через несколько минут я  вышел,   его уже  (не)  было.   Очевидно,   его  кто-то пр_гнал... И мне, понима__шь, стало нехорошо, будто я пр_дал и (не) уберег см   шного маленького друга!

Задание 2

Из текста задания № 1 выбери местоимения (выделены жирным шрифтом) со словом, от которого они зависят, определи, на какие вопросы отвечают местоимения, какую часть речи заменяют (существительное, прилагательное, числительное), каким членом предложения может быть (определи синтаксическую роль местоимения). Заполни этими примерами таблицу.

Группа местоимений

Пример из текста

На какой вопрос отвечают?

Синтаксическая роль

Местоимение-существительное

Местоимение прилагательное

Местоимение-числительное


Приложение 2

Разряды местоимений-прилагательных.    

Разряды местоимений.

На какой вопрос отвечают?

 Местоимения.

Личные  

■ ■■■■          ■        - ■ -

Кто? Что?

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Возвратное  

Кого?

Себя

Вопросительные

Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Относительные

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Неопределенные

Кто? Что? Чей? Какой? Сколько?

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные

Кто? Что? Какой? Сколько?

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Притяжательные

Чей?

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Указательные

Какой? Сколько?

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные

Какой? Кто?

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.

Приложение 3

Устное упражнение-разминка. 

Кроссворд – шарада. В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

        

        6.        Ответы:

        1. Ямы

        1.        2. Семь.

                                                                3.  Тыква.

                                              2.        4. Ящик.

                5. Ябеда.

        3.        6. (гл.слово) Местоимение.

                           4.

        

                            5.

        

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
  2. Сколько личных местоимений в слове семья?
  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
  5.  Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе – мелкая клевета или клеветник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...