Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи" по УМК Ладыженской, Баранова. Первый урок в разделе "Местоимение". Этот урок был проведен в ГКОУ "Казачий кадетский корпус" (г. Буденновск) в рамках "Фестиваля наук" 12.03.2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.33 КБ |
![]() | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи».
Учитель: Тульникова Ю.В.
Класс: 6 «А»
Дата: 12.03.2012
Количество учащихся по списку – 20.
Номер урока в поурочном планировании – 143.
Урок по счету – 2-ой.
Межпредметные связи: литература (в том числе региональный компонент), математика, география, живопись, экология, музыка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М: «Просвещение», 2012. – 175 с.: ил.
Ожидаемые результаты: ученик должен
Знать: понятие местоимение; особенности местоимения как части речи; роль местоимений в речи.
Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно употреблять местоимения в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала в системе развивающего обучения.
Ход урока.
I. Организационный момент (слайд 1).
Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Кроме того, что к нам пришли ваши учителя и родители, у нас есть и гости виртуальные. Это учитель русского языка Елена Ивановна и ее ученики Маша и Петя (слайд 2). С ними мы часть встречаемся на страницах нашего учебника. Сегодня мы будем общаться с ними посредством всем вам известной программы Skype. Наблюдать за нами они будут из известной Академии Языкознания, которая находится в Санкт-Петербурге (слайд 3).
II. Актуализация ранее полученных знаний.
Елена Ивановна, конечно, приготовила для вас задания, чтобы понять, насколько хорошо вы знаете русский язык. Четверо работают по карточкам, остальные – внимание на доску.
Слайд 4. Раскройте скобки, объясните значение поговорок.
(Не)вежа – враг самому себе.
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
(Не)достатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Работаем устно. Проверяем: слайд 5. Из какого детского произведена взята иллюстрация, какое слово она объясняет? (неряха).
Слайд 6. Образуйте имена прилагательные, выполните их разбор по составу: при вокзале; при дороге; без вкуса; северо-запад. Работаем на черновиках, разбираем слова по составу карандашом. Проверим: работа у доски. Составим словосочетания с данными именами прилагательными (слайд 7).
Следующее задание позволит нам окунуться в мир живописи и чисел. Речь пойдет о жизни великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Наша задача – правильно прочесть текст, не забывая о склонении имен числительных. Работаем устно (слайды 8-10). Текст: Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 г. в Чугуеве. Он написал более 100 картин и сделал не менее 1000 рисунков. К картине «Садко», написанной в 1876 г. в Париже по заказу великого князя Александра, он сделал 150 подготовительных рисунков. И.Е. Репин обладал и литературным талантом. В 1953 г. тираж его книги воспоминаний «Далёкое близкое» составил 50000 экземпляров.
III. Изучение нового материала.
- О каких частях речи мы сегодня говорили (слайд 11)? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное).
- О каком еще «имени» нам предстоит узнать (слайд 12)? (Местоимение).
Открываем рабочие тетради, отступаем две строки, записываем сегодняшнюю дату, тему урока (слайд 13).
- Итак, на этом уроке мы начинаем знакомиться с такой частью речи, как местоимение. Давайте перенесемся в Академию языкознания и посмотрим, что там происходит (слайды 14-16). Читаем диалог по ролям:
Елена Ивановна: «Сегодня мы начинаем изучать новую часть речи – местоимение».
Петя: «Елена Ивановна, почему такое название?»
Елена Ивановна: «В этом слове 2 корня: место (вместо) и имя. Местоимение – это то, что употребляется вместо имени».
Маша: «А вместо какого имени употребляется местоимение?»
Елена Ивановна: «Местоимение может использоваться в тексте вместо имён существительных, прилагательных, числительных».
Попробуем проанализировать. Внимание на доску (слайд 17). Наступила долгожданная весна, и совсем скоро птицы вернутся. Одними из первых прилетают скворцы. К сожалению, численность этих птиц стремительно сокращается. Надеюсь, вы с родителями обязательно соорудите для них кормушки. Итак, перед вами стихотворение русского поэта Сергея Владимировича Михалкова «Скворец». Прочтем его выразительно:
Скворец летел к себе домой.
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Её по множеству примет.
- Какие существительные заменили местоимения он и ее? (скворец, дорога).
Двое ребят из классе подготовили сообщения о местоимениях. Давайте послушаем (тексты даны в приложении).
Попробуйте сформулировать определение, что такое местоимение? (Ответы детей). Проверим ваши предположения: откроем учебники на с. 64 и дважды прочтем правило, которое вам необходимо будет выучить дома (слайд 18).
IV. Закрепление изученного материала.
Выполним упражнение № 433 на с. 65 (слайд 19). Обратите внимание, что предложения взяты из стихотворений русских поэтов Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова, Афанасия Афанасьевича Фета, Алексея Николаевича Плещеева. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
1. Я (И.п.) услыхал сегодня первый гром, он (И.п.) в полдень прогремел из тучки малой (А.А. Голенищев-Кутузов). 2. Я (И.п.) пришел к тебе (Д.п.) с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (И.п.) горячим светом по листам затрепетало (А.А. Фет). 3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к ней (Д.п.) (А.Н. Плещеев).
V. Творческое задание.
Елена Ивановна приготовила еще одно задание. Представьте, что вы корректоры в газете. Найдите ошибки в употреблении местоимений (слайды 20-22).
- В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, подумать было нельзя, что в нем обитал человек.
- Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
- Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
- Гусь среди их был самый старый и степенный.
- Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
- Я укорял меня за лень.
- Он всё время хвалит самого его.
- Мы с ими давно дружим.
- Они ждали него.
Проверяем. Вы убедились, что неправильное употребление местоимений в речи может привести к комичной ситуации и непониманию. Постарайтесь не допускать таких ошибок в сочинениях и изложениях.
VI. Подведение итогов.
Внимательно прочтите высказывание известного русского языковеда Александра Александровича Реформатского: «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова» (слайд 23).
- Как вы понимаете его слова?
VII. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что вам понравилось?
- Что бы вы еще хотели узнать о местоимении?
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание (слайд 24).
§76 учить, упражнение № 436.
X. Благодарность за урок (слайд 25).
Генрих Акулов – русский поэт, большую часть жизни проживший в Ставропольском крае. Я прочту для вас его стихотворение:
Хорошо быть одиноким,
Если ты не одинок,
Хорошо, когда под боком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надёжный,
Бескорыстный, верный друг.
Я надеюсь, что у вас есть настоящие друзья, которые всегда придут на помощь. Спасибо за урок. До свидания.
Список использованной литературы:
1. Реформатский А. А. Введение в языковедение: Учебник для вузов / Под ред. В. А. Виноградова. — Изд. 5-е, уточнённое. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 536 с. — (Классический Учебник).
2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М: «Просвещение», 2012. – 175 с.: ил.
2. Интернет – ресурсы (иллюстрации).
3.http://ru.mobile.wikipedia.org/ (текст об И.Е. Репине)
4. http://www.stihi-rus.ru/1/Mihalkov/ (стихотворение С.В. Михалкова)
6. http://www.mir-poezii.com/category/stixi-genrixa-akulova/ (стихотворение Г.Акулова)
Приложение.
1. Местоимения в речи.
Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Существительных насчитывается около 4000, глаголов – около 2,5 тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи. Самые распространенные местоимения: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, все, свой, который.
Возникает законный вопрос: «А зачем нужно так часто повторять местоимения? Разве нельзя их заменить на другие части речи?» Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось ранее. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
2. Как появилось местоимение ВЫ?
Называние собеседника местоимением Вы появилось в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката Римской империи, когда на троне было два императора (один в Риме, другой в Константинополе) и к ним следовало обращаться во множественном числе.
Другие считали, что Вы возникло как уважительное по аналогии к мы (в значении я), которым венчали себя императоры (Мы, Николай Второй) Сначала Вы закрепилось среди образованных дворян по отношению к неблизким людям. Ты в сравнении с Вы приобрело значение близости, а общение людей неблизких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам.
Уже в 18 веке в русской речи чётко противопоставлялились два типа обращения: почтительное обращение по имени и отчеству к высшему и обращение по имени к своему и низшему.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Ты и Вы»:
Пустое ВЫ сердечным ТЫ
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как Вы милы!
И мыслю: как Тебя люблю!
1828 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У нас гости! Маша Елена Ивановна Петя
Академия языкознания.
Покажем свои знания, выполнив задания! Раскройте скобки, объясните значение поговорок. (Не)вежа – враг самому себе. Видно (не) ряху по грязной рубахе. (Не) достатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Проверим! Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе. Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Покажем свои знания, выполнив задания! Образуйте имена прилагательные, выполните их разбор по составу. При вокзале; при дороге; без вкуса; северо-запад.
Составим словосочетания
Труд художника. Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 г. в Чугуеве. Он написал более 100 картин и сделал не менее 1000 рисунков.
Картина «Садко» К картине «Садко», написанной в 1876 г. в Париже по заказу великого князя Александра, он сделал 150 подготовительных рисунков.
Художник и писатель. И.Е. Репин обладал и литературным талантом. В 1953 г. тираж его книги воспоминаний «Далёкое близкое» составил 50000 экземпляров.
имя числительное ( количество ) существительное (предмет) прилагательное (признак) ??? Проанализируем.
имя числительное (кол-во) существительное (предмет) прилагательное (признак) местоимение
Двенадцатое марта. Классная работа. Местоимение как часть речи. Работа в тетрадях
Вернёмся в Академию Языкознания. - Сегодня мы начинаем изучать новую часть речи – местоимение. - Елена Ивановна, почему такое название?
Вернёмся в Академию Языкознания. - В этом слове 2 корня: место (вместо) и имя. Местоимение – это то, что употребляется вместо имени. - А вместо какого имени употребляется местоимение?
Вернёмся в Академию Языкознания. - Местоимение может использоваться в тексте вместо имён существительных, прилагательных, числительных.
Понаблюдаем. Скворец летел к себе домой. Летел дорогою прямой. Он изучил за много лет Её по множеству примет. (С. Михалков)
Работа с учебником. Изучение теории на странице 64. Читаем и запоминаем!
Вспомним о поэзии. Выполним упражнение № 433 на странице 65 учебника.
Мы в редакции газеты.
Мы в редакции газеты. В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, подумать было нельзя, что в нем обитал человек. Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Мы в редакции газеты. 4. Гусь среди их был самый старый и степенный. 5. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 6. Я укорял меня за лень. 7. Он всё время хвалит самого его. 8.Мы с ими давно дружим. 9. Они ждали него.
Итог урока. «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова». (А.А. Реформатский)
Домашнее задание. §76 учить, упражнение № 436.
Спасибо вам, друзья! Хорошо быть одиноким, Если ты не одинок, Хорошо, когда под боком Есть и север, и восток, Есть и запад осторожный, Есть и теплый, тихий юг, Когда рядом есть надёжный, Бескорыстный, верный друг. Г. Акулов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...
Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".
Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"
Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....
урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...
Комментарии
Спасибо за ваш труд! Очень
Спасибо за ваш труд! Очень помогла разработка при подготовке к уроку! Презентация получилась необыкновенно яркой и запоминающейся!
спасибо за теплые слова!
спасибо за теплые слова!