Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.
презентация к уроку по теме
В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы учителя-словесника. | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.
Прусова И.Ю.,
учитель русского языка и литературы.
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
Слайд 2
Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Слайд 3
Я думаю, сейчас педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая, или воспитывать, обучая и развивая - должны выбрать второе.
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и формировании толерантности школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Слайд 4
Позвольте представить вашему вниманию мой опыт системы работы по теме «Организация работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формировании толерантности школьников в условиях взаимодействия с социумом».
Ведущей педагогической идеей моего опыта является идея формирования толерантности и духовно-нравственной культуры школьника в процессе интеграции деятельности учителя-словесника и социума.
Слайд 5
В ходе реализации ведущей идеи я определила комплекс задач:
- воспитание базовых национальных ценностей через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности, нравственности, толерантности.
Слайд 6.
Концептуальной основой моей работы является педагогическая система Е.Н. Ильина, педагога, методиста, видевшего цель работы учителя-словесника в воспитании высоконравственной личности, и утверждавшего, что цель учителя-словесника «разбудить в ученике лучшие качества личности и подвести его к высотам гуманизма и гражданственности». В основу опыта положены исследования О.Е. Кучеровой, Е.А. Новиковой о возможности воспитания духовности, нравственности и толерантности в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 7.
Опыт построен на социально-педагогическом партнерстве субъектов школы с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями (Домом культуры с. Нарышкино, библиотеками), ТГПУ им. Л.Н. Толстого, СМИ. Это партнерство осуществляется на разных уровнях: класс – школа – семья – сельский округ – муниципальное образование – университет.
Слайд 8.
Мой опыт представлен и обобщен на разных уровнях:
- педагогическом совете школы,
- РМО учителей русского языка и литературы,
- на секциях ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
- очных и заочных конференциях международного и всероссийского уровней («Лингвокультурные и лингвострановедческие аспекты методики преподавания русского языка», «Нравственное воспитание в истории культуры», «Специфика уроков развития речи и их потенциал для формирования толерантности школьников», журнал «Труды молодых ученых ВГУ», «Формирование толерантности учащихся в процессе обучения русскому языку», сборник Томского государственного педагогического университета и т.д.)
Опыт приемлем для любого творчески работающего учителя.
Реализация опыта.
Слайд 9.
Систему духовно-нравственного воспитания и формирования толерантности в условиях социально-педагогического партнерства можно представить в виде схемы. Это взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ.
Слайд 10.
Уроки русского языка и литературы.
Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. А мы знаем, что эти качества толерантного человека. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
Слайд 11.
Русская литература - это воистину «неупиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:
- Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
- Умен ли Чацкий?
- Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
- Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
- Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?
- Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
- Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?
На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты толерантной направленности, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. При подготовке к ЕГЭ (сочинению-рассуждению) я делаю акцент на тексты данной тематики. В этом плане у меня накоплен и систематизирован достаточный дидактический материал.
Слайд 12.
Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной, сельской и районной библиотеками, школьным музеем, старожилами с. Нарышкино.
Совместно с библиотекарями я провожу тематические программы, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.
В нашей школе есть музей, который знакомит обучающихся с историей родного края и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края. Музей пополняется новыми экспонатами и материалами.
Слайд 13.
Краеведение.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Ежегодно ребята участвуют в конкурсах и викторинах, краеведческих чтениях, где представляют свои исследовательские работы не только по историческому, но и по литературному краеведению.
Приняла участие в публикации книг Д.А.Романова и Н.А.Красовской «Материалы к словарю тульских говоров» по итогам диалектологических экспедиций, 2008г., 2009г., 2010г., 2011г.»; «Приходы и церкви Тульской Епархии», М.В. Майоров, Т.В. Майорова, 2010г.
Школа – социокультурный центр.
Школа – социокультурный центр. В нашей школе работают творческие учителя. Мы сотрудничаем с Православном Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, где наши ученики принимают участие в заочной Многопрофильной Олимпиаде-ПСТГУ «Аксиос» и являются призёрами; с районной газетой, где публикуются статьи по толерантности и нравственной тематике.
Слайд 14.
Результативность.
Таким образом, мы видим, что если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить систематическую работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Я убеждена, что, создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования толерантности в тесном взаимодействии с социумом, все сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Какова степень нравственной зрелости моих учеников, старшеклассников, выпускников школы? Отметки за нее поставит сама жизнь.
В заключение мне хотелось бы обратиться к словами Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание школьников в дополнительном образовании в условиях ФГОС.
В данной презентации я отразила как происходит воспитание школьников в дополнительном образовании на примере хореографического кружка. Какие изменения происходят в этом процессе при переходе на новые ...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"
Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...
Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...
Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.
Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....