ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
статья по русскому языку по теме

Евланова Александра Фёдоровна

В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ  ВОСПИТАНИЯ  НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

ЕВЛАНОВА А.Ф., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ. Г. С. БОРОВИКОВА АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П. Г. Т. АЛЕКСЕЕВСКОЕ

Школа-это место, где закладываются жизненные ориентиры и установки человека.  Важной задачей гуманитарного образования в школе является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».  Таким богатым потенциалом обладает история и литература Татарстана.

         Опыт показывает, что для формирования коммуникативных способностей обучающихся необходимо использовать на уроках информационно насыщенные тексты,  имеющие познавательную,  краеведческую и этнокультурную направленность. Перед учителем русского языка и литературы сегодня стоит вопрос формирования у учащихся патриотического и гражданского самосознания. В сущности,  она поднята самой русской литературой- А. С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым и многими другими мастерами слова. В этом ряду нужно по достоинству поставить и творчество татарских поэтов и писателей: Г. Тукая, К. Насыри. Опора на традиции русской и татарской литературы  с их пристальным вниманием к культуре, своеобразию, обычаям играет большую роль в формировании  у учащихся толерантности.

На  уроках литературы мои  учащиеся знакомятся не только   с творчеством А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, но и узнают о том, что судьба  этих знаменитых поэтов и  писателей была тесно связана с Алексеевским районом. Через него пролегал путь Пушкина в Симбирск при сборе  материалов о крестьянском  восстании под предводительством Емельяна Пугачёва, село Мурзиха и переправа через Каму описаны в рассказе  С. Т. Аксакова « Подвиг матери», сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» появился после встречи поэта с крестьянином  на лугу у села Новоспасское; долго ещё по-доброму после революции здесь вспоминали крестьяне  помещиков Толстых.    

Важным для себя считаю в работе по формированию гражданских качеств учащихся использование регионального, краеведческого компонента на уроках и во внеклассное время. Алексеевский район славится своим историческим прошлым и настоящим.  Исследования на тему «Диалектная речь жителей Алексеевского района»,  «Моя родословная»,  «История сёл Малый и Большой Красный  Яр в моей родословной»  помогают увидеть связь времен, связь поколений, самобытную биографию народов. В рамках реализации регионального компонента реализую проекты по изучению истории названий улиц посёлка («Почему так названа улица?»), уроки-знакомства с историей семьи каждого школьника (сочинения «Вклад моей семьи в Великую Победу»), уроки-концерты при изучении культуры народов, населяющих район. Сотрудничество с районной газетой «Заря», участие в конкурсах, посвящённых  70-летию Победы,  позволяет заинтересовать учащихся предметом.

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих в одном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

 Важно также отметить, что в школу поступают дети, плохо владеющие русским языком. Языковые проблемы затрудняют успеваемость учебного материала, обуславливают трудности в коммуникации, общении, препятствуют успешной адаптации к учебной и социальной среде и взаимопониманию со сверстниками и педагогами.  В преодолении трудностей, возникающих у  таких учащихся в общении и учёбе, помогает вовлечение их в общее коллективное дело, в проектно-исследовательскую деятельность, которая  занимает особое место в моей работе.  Исследование помогает  увидеть связь времен, связь поколений, самобытную биографию народов.

С целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность  разработали и реализовали в 2008-2011-ых годах литературно-исследовательский проект «Литературные места Алексеевского района – наше духовное наследие», посвящённый 300-летию родного посёлка Алексеевское.

Работая над реализацией данного проекта, успешно решила следующие задачи: повышение  мотивации и стимулирование участия учащихся в проектно- исследовательской деятельности, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, знакомство с родными поэтами,  развитие коммуникативных навыков.

В 2013 году с учащимися 10 класса разработали исследовательский проект «Святые  источники Алексеевского района – наше духовное начало» с целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, разработку экскурсионных маршрутов по святым источникам Алексеевского района.

Предложения разработчиков проекта в основном уже выполнены,  и в данный период продолжается  работа над сбором легенд о святых источниках Алексеевского района.

Таким образом,  в процессе проектно-исследовательской деятельности  появляется  положительная мотивация к продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Всё это оказывает благотворное  влияние на формирование  гражданской позиции личности и раскрытие ее творческого потенциала. В ходе реализации проектов мои ученики  совершают поездки по литературным и историческим местам родного края,  встречаются с интересными людьми, пишут много творческих работ, печатаются  в  районной газете «Заря», в школьной газете «Переменка»,  в сборниках, выпущенных по итогам республиканских конференций школьников, принимают результативное участие в различных  социальных акциях, конкурсах, успешно определяются в жизни.

Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга.

     Особенно удачно проходят уроки русского языка с использованием ролевых игр. Ролевая игра привлекает меня тем, что позволяет вовлечь всех учеников в творческий поиск, даёт возможность шире использовать межпредметные связи, опереться на разные виды искусства, создать атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности.

     Планируя учебный материал и правильно подбирая ролевые игры, решаю сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление пройденного, развитие творческих способностей, формирование общеучебных навыков, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций.

     При подготовке к написанию сочинений по русскому языку на темы: «Моя улица», «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу» в 8-9 классах использую ролевые игры. Подготовка к таким урокам– это реализация первого этапа одноименного проекта.

    Надолго запомнился учащимся  урок  развития речи в 9-ом классе в форме ролевой игры по теме: «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу». Все учащиеся класса были задействованы в его реализации.

В ходе него я реализовала сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций, формирование исследовательских навыков. Знания, полученные при  подготовке и проведении  урока, учащиеся использовали   в итоговых работах – сочинениях.

Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувства гордости за свою малую родину и людей, населяющих её,  интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет сам учитель, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом   российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.

Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека.

         В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения. Уроки литературы призваны воспитывать  духовный мир учащихся, направлены  на выбор  их  нравственных ориентиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Создание и развитие книжной культуры в системе классной и внеклассной работы учителя-словесника

Размышления об актуальности создания и развития книжной культуры школьников как важнейшей миссии учителя...

Использование краеведческого материала как одно из средств повышения качества обучения

Статья содержит примеры задач краеведческой направленности для 5 класса...

Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....

Конкурсы для учащихся - одно из направлений работы учителя-словесника

Зачем учащимся участвовать в различных конкурсах? Данная работа поможет ответить на этот вопрос. Опыт работы по теме был представлен на методическом объединении учителей русского языка и литературы....

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...