ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
статья по русскому языку по теме
В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
ЕВЛАНОВА А.Ф., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ. Г. С. БОРОВИКОВА АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П. Г. Т. АЛЕКСЕЕВСКОЕ
Школа-это место, где закладываются жизненные ориентиры и установки человека. Важной задачей гуманитарного образования в школе является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Таким богатым потенциалом обладает история и литература Татарстана.
Опыт показывает, что для формирования коммуникативных способностей обучающихся необходимо использовать на уроках информационно насыщенные тексты, имеющие познавательную, краеведческую и этнокультурную направленность. Перед учителем русского языка и литературы сегодня стоит вопрос формирования у учащихся патриотического и гражданского самосознания. В сущности, она поднята самой русской литературой- А. С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым и многими другими мастерами слова. В этом ряду нужно по достоинству поставить и творчество татарских поэтов и писателей: Г. Тукая, К. Насыри. Опора на традиции русской и татарской литературы с их пристальным вниманием к культуре, своеобразию, обычаям играет большую роль в формировании у учащихся толерантности.
На уроках литературы мои учащиеся знакомятся не только с творчеством А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, но и узнают о том, что судьба этих знаменитых поэтов и писателей была тесно связана с Алексеевским районом. Через него пролегал путь Пушкина в Симбирск при сборе материалов о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачёва, село Мурзиха и переправа через Каму описаны в рассказе С. Т. Аксакова « Подвиг матери», сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» появился после встречи поэта с крестьянином на лугу у села Новоспасское; долго ещё по-доброму после революции здесь вспоминали крестьяне помещиков Толстых.
Важным для себя считаю в работе по формированию гражданских качеств учащихся использование регионального, краеведческого компонента на уроках и во внеклассное время. Алексеевский район славится своим историческим прошлым и настоящим. Исследования на тему «Диалектная речь жителей Алексеевского района», «Моя родословная», «История сёл Малый и Большой Красный Яр в моей родословной» помогают увидеть связь времен, связь поколений, самобытную биографию народов. В рамках реализации регионального компонента реализую проекты по изучению истории названий улиц посёлка («Почему так названа улица?»), уроки-знакомства с историей семьи каждого школьника (сочинения «Вклад моей семьи в Великую Победу»), уроки-концерты при изучении культуры народов, населяющих район. Сотрудничество с районной газетой «Заря», участие в конкурсах, посвящённых 70-летию Победы, позволяет заинтересовать учащихся предметом.
Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих в одном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Важно также отметить, что в школу поступают дети, плохо владеющие русским языком. Языковые проблемы затрудняют успеваемость учебного материала, обуславливают трудности в коммуникации, общении, препятствуют успешной адаптации к учебной и социальной среде и взаимопониманию со сверстниками и педагогами. В преодолении трудностей, возникающих у таких учащихся в общении и учёбе, помогает вовлечение их в общее коллективное дело, в проектно-исследовательскую деятельность, которая занимает особое место в моей работе. Исследование помогает увидеть связь времен, связь поколений, самобытную биографию народов.
С целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность разработали и реализовали в 2008-2011-ых годах литературно-исследовательский проект «Литературные места Алексеевского района – наше духовное наследие», посвящённый 300-летию родного посёлка Алексеевское.
Работая над реализацией данного проекта, успешно решила следующие задачи: повышение мотивации и стимулирование участия учащихся в проектно- исследовательской деятельности, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, знакомство с родными поэтами, развитие коммуникативных навыков.
В 2013 году с учащимися 10 класса разработали исследовательский проект «Святые источники Алексеевского района – наше духовное начало» с целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, разработку экскурсионных маршрутов по святым источникам Алексеевского района.
Предложения разработчиков проекта в основном уже выполнены, и в данный период продолжается работа над сбором легенд о святых источниках Алексеевского района.
Таким образом, в процессе проектно-исследовательской деятельности появляется положительная мотивация к продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Всё это оказывает благотворное влияние на формирование гражданской позиции личности и раскрытие ее творческого потенциала. В ходе реализации проектов мои ученики совершают поездки по литературным и историческим местам родного края, встречаются с интересными людьми, пишут много творческих работ, печатаются в районной газете «Заря», в школьной газете «Переменка», в сборниках, выпущенных по итогам республиканских конференций школьников, принимают результативное участие в различных социальных акциях, конкурсах, успешно определяются в жизни.
Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга.
Особенно удачно проходят уроки русского языка с использованием ролевых игр. Ролевая игра привлекает меня тем, что позволяет вовлечь всех учеников в творческий поиск, даёт возможность шире использовать межпредметные связи, опереться на разные виды искусства, создать атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности.
Планируя учебный материал и правильно подбирая ролевые игры, решаю сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление пройденного, развитие творческих способностей, формирование общеучебных навыков, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций.
При подготовке к написанию сочинений по русскому языку на темы: «Моя улица», «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу» в 8-9 классах использую ролевые игры. Подготовка к таким урокам– это реализация первого этапа одноименного проекта.
Надолго запомнился учащимся урок развития речи в 9-ом классе в форме ролевой игры по теме: «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу». Все учащиеся класса были задействованы в его реализации.
В ходе него я реализовала сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций, формирование исследовательских навыков. Знания, полученные при подготовке и проведении урока, учащиеся использовали в итоговых работах – сочинениях.
Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувства гордости за свою малую родину и людей, населяющих её, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.
Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет сам учитель, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.
Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека.
В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения. Уроки литературы призваны воспитывать духовный мир учащихся, направлены на выбор их нравственных ориентиров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...
Создание и развитие книжной культуры в системе классной и внеклассной работы учителя-словесника
Размышления об актуальности создания и развития книжной культуры школьников как важнейшей миссии учителя...
Использование краеведческого материала как одно из средств повышения качества обучения
Статья содержит примеры задач краеведческой направленности для 5 класса...
Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.
В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....
«Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности – как одно из средств оптимизации воспитательного процесса»
Тема самообразования...
Конкурсы для учащихся - одно из направлений работы учителя-словесника
Зачем учащимся участвовать в различных конкурсах? Данная работа поможет ответить на этот вопрос. Опыт работы по теме был представлен на методическом объединении учителей русского языка и литературы....
Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)
В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. Инструментом качес...