Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) и русскому языку1 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа по прописям Нечаевой Н. В., Булычевой Н. К. и русскому языку Поляковой А. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_1_kl_pismo_rus_yaz.doc | 461 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Рабочая учебная программа составлена для учащихся 1 класса МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» на основании нормативно-правовых документов: Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» №273 (29.12.2012г.), Закона об Образовании в Республике Бурятии № 240-V(13.12.2013); Государственного Стандарта НОО (утвержден приказом Минобрнауки России
от 6.10.2009г.№373; в ред. приказов то 26.11.2010Г. №1241,от 22.09.2011Г №2357); Локальных актов МАОУ СОШ № 21«Байкальская перспектива».
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту
1). прописи Нечаевой Н.В., Булычёвой Н. К. Тетради по письму. 1 класс: в 4 ч. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство
« Учебная литература» 2016г.
2). А.В. Полякова. Русский язык: Учебник для 1 класса. – Москва: «Просвещение», 2014;
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второго – четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Ценностные ориентиры
Система, в основу которой заложен принцип развивающего обучения, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области науки, это:
- Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
- Единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- Свобода и плюрализм образования;
- Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- Интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
В основе построения развивающей системы лежат дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперёд быстрым темпом, осознание школьниками процесса обучения, целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Система, в основу которой заложен принцип развивающего обучения, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области науки, это:
- Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
- Единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- Свобода и плюрализм образования;
- Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- Интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах и предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется
грамматико-орфографическая пропедевтика. Продолжительность обучения грамоте – примерно 22-23 учебные недели. Основной метод обучения письму – анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания наклонной, безотрывный и отрывный.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной
учебной деятельности.
Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.
Русский язык» (систематический курс) изучается с IV четверти второго полугодия первого года обучения и направлен на решение задач лингвистического образования и речевого развития школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
КОМУ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Данная программа адресована учащимся 1 класса МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» на 2016-2017учебный год
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
На уроках обучения чтению и письму следует, учитывая психологические особенности детей шестилетнего возраста, разнообразить их виды деятельности, вводить физкультминутки, шире использовать игровой материал, представленный в прописях («рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки, «веселые картинки», ребусы и др,), включать в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второго – четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Рабочая программа рассчитана на 165 часов.
На первых этапах обучения предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте» (5 часов в неделю), обеспечивается учебником «Азбука» Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. , тетрадями к Азбуке, тетрадями по письму Нечаевой Н.В., Булычёвой Н.К 1 класс: в 4 ч. Затем продолжается по учебнику «Русский язык» для 1 класса Поляковой А.В.
Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте» (23 неделя обучения).
Плановых контрольных уроков __1_.
Виды учебной деятельности:
- ежедневное чтение и письмо;
- обсуждение проблем различного характера (организационных, бытовых или учебных проблем);
- прослушивание записей звучащей речи;
- идентификация и классификация звуков речи;
- игры и эксперименты со звуками, звукопись и звукоподражание с целью дифференциации звуков в потоке речи;
- чтение наизусть чистоговорок и скороговорок, простых стихотворений, потешек, песенок, считалок;
- наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением;
- звукобуквенный анализ;
- составление списков слов, вызывающих затруднение при произношении;
- самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям;
- списывание слов, предложений, текстов;
- создание небольших письменных текстов, самокоррекция;
- письмо под диктовку слов, предложений и несложных текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый мягкий, парный непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный.
Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам
и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы.
Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.
Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование
наречий.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.
Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением;
- сочетания чк, чн, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- соединительные буквы о и е в сложных словах;
- буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;
- двойные согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
- буквы е и и в суффиксах существительных ек и ик; безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
- буквы о и е на конце наречий;
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- правописание частицы не с глаголами;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;
- безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;
- знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Русский язык
Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- эстетические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о русском языке как средстве межнационального общения;
- представления о своей этнической принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
- первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
- составлять текст по его началу, по его концу.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать звуки речи;
- устанавливать число и последовательность звуков в слове;
- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные парные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие;
- определять звонкие и глухие непарные согласные;
- определять непарные твёрдые согласные, непарные мягкие согласные;
- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
- определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков;
- различать звуки и буквы:
- различать буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;
- обозначать на письме звук [й];
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;
- использовать небуквенные графические средства; пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).
Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
- различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Морфология
Обучающийся научится:
- находить слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета;
- опознавать имена одушевлённые и неодушевлённые, имена собственные;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение и слово;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
- находить границы предложения;
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;
- сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;
- сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять правила правописания:
- раздельное написание слов;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в полодении под ударением);
- отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
- знаки препинания (. ?. ! ) в конце предложения;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Словарные слова: барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина, медведь, мороз, овощи, пирог, ребята, собака, ученик, учитель, ягода.
Критерии оценки
В 1-х классах, обучающиеся по учебно-методическому комплексу системы Л.В. Занкова используется безотметочная (критериальная) система оценивания школьников.
Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации системно-деятельностного подхода в школьной практике, направлена на развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Безотметочная система оценивания представляет собой систему работы учителя и обучающихся, в которой отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка при таком подходе отражают, прежде всего, качественный процесс и результат обучения, который включает не только фиксированный уровень усвоения учеником знаний по предметом, но и динамику в уровне знания, умения и развития обучающихся.
Основными принципами безотметочной системы оценивания являются:
- критериальность
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработано совместно с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными, предельно четкими и измеряемыми.
- приоритет самооценки
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективности (оценка выполненной работы).
- гибкость и вариативность
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
- естественность процесса контроля и оценки
Контроль и оценка проводятся в естественных условиях для обучающихся, в различных видах деятельности, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной и внеурочной работой в обычных условиях.
В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: качественная и количественная (описательная).
Качественная составляющая обеспечивает содержательную сторону оценивания формируемых умений, понятий и способов действия, всестороннее видение способностей и возможностей обучающихся и т.д.
Количественная - позволяет выстраивать шкалу приращений как для отдельных обучающихся, так и для класса, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
В учебном процессе использую цветовую шкалу оценивания .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п дата | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия | контроль |
Обучение письму | ||||
1 | Правила письма (1 часть) | Уметь пользоваться речью в различных ситуациях, ориентироваться в тетради по письму. Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма. | Р-умение ориентироваться в рабочей тетради, осуществлять действия по образцу | |
2 | Мы и наша речь. Письменные знаки | Л-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | текущий | |
3 | Печатный и письменный шрифт | Различать печатный и письменный шрифты. Знать их различия | П-умение рассматривать, сравнивать, различать. Находить элементы букв | |
4 | Узоры и элементы букв. Разлиновка тетради | Ориентироваться в тетради: различать рабочую строку. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон. Осваивать правила работы в группе. | К-общение со сверстниками Р-умение организовать своё рабочее место, свою деятельность Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками П-умение писать элементы букв по образцу К –умение работать в группе | текущий |
5 | Прямая линия | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Уметь писать наклонную прямую линию, линию с закруглением внизу, линию с закруглениями внизу и вверху. Соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами. Обозначать условными знаками наиболее удавшийся элемент. | Р-умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу | |
6 | Наклонная линия | Л-развитие готовности к дружбе | ||
7 | Наклонная линия | |||
8 | Наклонные и прямые линии с закруглением внизу | П-умение поиска и выделения нужной информации | текущий | |
9 | Наклонные и прямые линии с закруглением внизу | |||
10 | Наклонные прямые линии с закруглением внизу и вверху | К-умение согласовывать действия Р-умение ориентироваться в тетради, находить овалы и полуовалы | ||
11 | Наклонные прямые линии с закруглением внизу и вверху | Л-формирование адекватной самооценки П-наблюдать, сравнивать, составлять предложения | текущий | |
12 | Овалы большие и маленькие | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Находить овалы и полуовалы в изображении предметов. Обводить изображённые предметы по контуру, штриховать. Уметь писать большие и малые овалы. Развивать мелкую моторику кисти руки. Различать элементы букв. Наблюдать за схожими элементами букв. Составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи. | Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению | |
13 | Овалы большие и маленькие | П- умение проводить аналогии | ||
14 | Письмо изученных элементов букв | К-умение согласовывать действия | ||
15 | Письмо изученных элементов букв | Р-умение осуществлять действия по образцу | ||
16 | Полуовалы большие и маленькие | Л-способность радоваться успехам одноклассников | текущий | |
17 26.09 | Полуовалы большие и маленькие | П-умение находить и писать элементы букв | ||
18 27.09 | Письмо наклонной линии с закруглением внизу. Элементы букв я, л, м | К-умение задавать вопросы | ||
19 | Письмо наклонной линии с закруглением внизу. Элементы букв я, л, м | Р-моделирование различных ситуаций поведения | ||
20 | Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу | Наблюдать, анализировать и устанавливать правила написания основных элементов букв. Писать изученные элементы букв, соблюдая наклон, высоту и интервалы между ними. Обозначать условными знаками наиболее удавшиеся элементы. Составлять связные рассказы по иллюстрациям, данными в прописи. Воспроизводить и применять правила работы в группе. | П-умение наблюдать, анализировать, сравнивать | |
21 30.09 | Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу | Л-умение отвечать за свои поступки | текущий | |
23 | Росчерки | |||
24 | Повторение написания изученных элементов | Р-умение организовать своё рабочее место | ||
25 | Буквы гласных звуков. Написание букв О, о (2 часть) | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Приобретать опыт в написании букв гласных звуков. Применять правила написания буквосочетаний, соединений. Анализировать звукобуквенный состав слов. Использовать правила оформления простых предложений. | К- умение согласовывать действия и задавать вопросы | |
26 | Написание букв Э, э | П-умение использования правила оформления простых предложений | ||
27 7.10 | Написание строчной буквы а | Л- формирование адекватной самооценки | текущий | |
28 | Написание заглавной буквы А | Р-умение различать допустимые и недопустимые формы поведения | ||
29 | Написание строчной буквы у | К-умение задавать вопросы и слушать собеседника | ||
30 | Написание заглавной буквы У | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать изученные буквы из различных материалов. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком, ориентироваться на лучший вариант. | П-умение сравнивать печатные и письменные буквы и конструировать их из разных материалов | |
31 | Закрепление написания изученных букв и элементов | К-умение аргументировать своё мнение Л-развитие познавательного интереса к новому материалу | текущий | |
32 14.10 | Написание строчной буквы и | Р-умение организовывать своё рабочее место | ||
33 | Написание заглавной буквы И | П-умение анализировать образцы новых букв | ||
34 | Написание буквы ы | |||
35 | Повторение и закрепление написания изученных букв и элементов | Р-умение контролировать свою посадку, расположение тетради- прописи на рабочем столе | ||
36 | Написание заглавных букв Л, М и буквосочетаний | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Знать признаки гласных и согласных звуков. Различать место гласных и согласных звуков в словах. Применять правила оформления предложений и слов на письме. | Л-формирование адекватной самооценки | |
37 21.10 | Написание строчных букв л, м . Написание слогов с изученными буквами | К-умение вступать в диалог и задавать вопросы | ||
38 24.10 | Написание слов и предложений с изученными буквами. Правила оформления предложений на письме | П- умение различать место гласных и согласных звуков в словах, умение применять правила оформления предложений и слов на письме | текущий | |
39 | Написание строчной буквы н | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Наблюдать за написанием буквосочетаний, соединений букв в словах. Уметь делить слова на слоги. Разбирать звукобуквенный состав слов | Р-умение применять гигиенические правила письма | |
40 | Написание заглавной буквы Н | Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению | ||
41 | Закрепление написания буквосочетаний, слогов, слов с изученными буквами | К-умение вступать в диалог, находить общее решение П-умение делить слова на слоги, проводить звукобуквенный разбор слов | текущий | |
42 28.10 | Написание строчной буквы р | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь писать слова с изученными буквами, соблюдать соединения между буквами и правила написания слов. Анализировать предложения, соотносить предложения и схемы, уметь находить соответствующие схемы предложений | Р-умение осуществлять действия по заданному правилу | |
43 31.10 | Написание заглавной буквы Р | Л-развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками | ||
44 8.11 | Написание строчной буквы й. Выборочное списывание предложений | К-формирование умения аргументировать своё мнение | ||
45 9.11 | Написание заглавной буквы Й | П-умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи | ||
46 10 | Закрепление написания изученных букв, слов и предложений. | Р-умение контролировать свою деятельность | ||
47 | Закрепление написания изученных букв, слов и предложений. | Л-анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | текущий | |
48 | Письмо под диктовку слогов, слов и предложений с изученными буквами | Знать и применять на практике правила оформления слов и предложений на письме. Уметь писать под диктовку слоги, слова и простые предложения | К-умение согласовывать действия П-умение писать под диктовку слова, слоги и предложения | |
49 15 | Написание строчной буквы б (3 часть) | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия. | Р-следить за правилами посадки, за расположением тетради-прописи на парте | |
50 | Написание прописной буквы Б | Л-развитие познавательного интереса К-умение аргументировать своё мнение | ||
51 | Написание строчной буквы д | П-умение сравнивать, рассматривать Р-умение адекватно оценивать свою деятельность | ||
52 | Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами | Л-развитие толерантности отношений К-умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий | текущий | |
53 | Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами | П-учить устанавливать аналогии, выделять существенные признаки Р-готовность к преодолению трудностей | ||
54 | Написание строчной буквы в. Корень слова | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь находить и выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова. Наблюдать и анализировать написание слов с безударными гласными | П-умение наблюдать и анализировать правописание слов с безударными гласными | |
55
| Написание заглавной буквы В | Л-развитие учебной мотивации | ||
56 | Написание букв Г, г | К-учить принимать позицию других людей, отличную от собственной | ||
57 | Написание строчной буквы з | Р-умение организовать свою учебную деятельность | ||
58 | Написание заглавной буквы З | П-учить использовать схемы Л-честное самокритичное отношение к своему поведению | текущий | |
59 | Написание букв Ж, ж и слов с ними | К-формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | ||
60 | Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами | Р-умение взаимодействовать с одноклассниками в учебной деятельности | ||
61 | Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами | П-умение написания слов и предложений с изученными буквами Л-способность радоваться успехам одноклассников | текущий | |
62 | Написание строчных букв п, т | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Различать и анализировать звуки и буквы в словах. Уметь делать звукобуквенный анализ слов. | Р- способность принимать и сохранять учебную задачу | |
63 | Написание заглавных букв П, Т | К-умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания | ||
64 | Закрепление. Письменный звукобуквенный анализ слова | П-умение наблюдать за звязью слов в предложении и предложений в тексте | текущий | |
65 | Закрепление. Письменный звукобуквенный анализ слова | Л-умение отвечать за свои поступки Р-умение оценивать улучшение результатов своей деятельности | ||
66 | Написание букв Ф, ф | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Наблюдать за связью слов в предложении и предложений в тексте. Уметь восстанавливать деформированный текст. Подбирать к слову однокоренные слова, выделять корень | К-умение задавать вопросы, вступать в диалог | |
67 | Написание строчной буквы к. Восстановление деформированного текста | П-умение восстанавливать деформированный текст и подбирать к слову однокоренные слова, выделять корень | ||
68 | Написание заглавной буквы К | Л-анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | ||
69 | Написание букв Ш, ш и слов с ними | Р-умение адекватно принимать и понимать оценку учителя и одноклассников | ||
70 | Закрепление написания изученных букв. Упражнения в подборе родственных слов | К-умения согласовывать действия, понимать позицию других людей, отличную от собственной | текущий | |
71 | Закрепление написания изученных букв. Упражнения в подборе родственных слов | П-умение подбирать родственные слова | ||
72 | Написание букв С, с и слов с ними | Наблюдать за написанием слов с парными звонкими и глухими согласными. Анализировать, делать выводы, связанные с написание слов с парными звонкими и глухими согласными. Уметь записывать под диктовку слова и предложения. Применять при написании правила оформления предложений. | Л-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | |
73 | Написание букв С, с и слов с ними | Р-моделирование различных ситуаций поведения | ||
74-75 | Закрепление написания изученных букв. Парные звонкие и глухие согласные | К-умение аргументировать своё мнение П-умение наблюдать за написанием слов с парными звонкими и глухими согласными | текущий | |
76-77 | Повторение изученных элементов, букв | Л-развитие чувства вины за свои поступки | ||
78-79 | Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами | Р-умение адекватно оценивать свою деятельность | ||
80 | Написание строчных букв е, ё (4 часть) | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Различать звуки и буквы. Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова. Переводить слово звучащее в слово написанное. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я. Проводить письменный звукобуквенный анализ слов. | К-умение вступать в диалог и слушать одноклассников | |
81 | Написание строчных букв е, ё | Р-Умение применять учебную задачу урока. Организовывать свою деятельность и рабочее место | ||
82-83 | Написание заглавных букв Е, Ё. Звукобуквенный анализ слов с буквами е, ё | П-умение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками | текущий | |
84 | Написание строчной буквы ю | К-формирование умения формулировать собственное мнение | ||
85 | Написание заглавной буквы Ю | Р-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве | ||
86 | Написание строчной буквы я | П-умение проводить письменный звукобуквенный анализ слов | ||
87 | Написание заглавной буквы Я | Л-развитие учебных мотивов | ||
88-89 | Повторение написания изученных букв. Звукобуквенный анализ слов с буквами е, ё, ю, я. | К- умение слушать одноклассников П-умение проводить звукобуквенный анализ слов с буквами е, ё, ю, я | текущий | |
90 | Упражнение в списывании текста. Повторение написания изученных букв | Различать текст и предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Подбирать заголовок к тексту. Списывать текст с образца | Р-умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения Л-честное самокритичное отношение к своему поведению | |
91 | Упражнение в списывании текста. Повторение написания изученных букв | К-умение договариваться, находить общее решение П-умение различать текст и предложение | ||
92 | Написание ь | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь писать слова, соблюдая соединения букв. Различать мягкие согласные. Делать звукобуквенный анализ слов с ь | ||
93 | Ь- показатель мягкости согласного звука. Написание буквосочетаний и слов с ь | Р-умение применять и сохранять учебную задачу Л-формирование установки на здоровый образ жизни | текущий | |
94 | Упражнения в написании слов с ь | К-умение понимать позицию других людей, отличную от собственной П-умения писать слова, соблюдая соединения букв, различать мягкие согласные | ||
95 | Написание букв Х, х | Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать их по начертанию. Знать правила написания слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу, слогов це, цы, ци | ||
96 | Написание строчной буквы ц | Р-умение организовать свою деятельность, рабочее место | ||
97 | Написание заглавной буквы Ц | Л-формирование понимания основных моральных норм | ||
98 | Написание букв Ч, ч | |||
99 | Написание слов и предложений с буквами Ч, ч | К-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов | текущий | |
100 | Написание букв Щ, щ | |||
101 | Написание слов и предложений с буквами Щ, щ | П-умение написания сочетаний ча-ща, чу-щу | ||
102 | Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними | Р-формирование умения адекватно оценивать свою деятельность | ||
103 | Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними | Л-развитие учебной мотивации | ||
104 | Закрепление написания слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи-ши | К-учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же вопрос | ||
105 | Написание буквы ъ и слов с ним | Знать признаки звуков и букв. Различать мягкие и твердые согласные в словах. Проводить письменный звукобуквенный анализ слов с буквами ь, ъ, е, ё, ю.я. Применять на письме правила оформления предложений, слов в предложении. Знать алфавит, уметь каллиграфически писать буквы русского алфавита. Анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы. Восстанавливать деформированные предложения и текст. Объяснять смысл фразеологизмов, употреблять их в соответствии со смысловым значением в устной речи. Составлять текст из 2-3 предложений и по серии картинок и записывать его в тетрадь | П-умение анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы | текущий |
106 | Закрепление написания изученных букв | Р-формировать учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребёнка | ||
107 | Закрепление написания изученных букв. Письмо под диктовку | Л-развитие умения радоваться успехам одноклассников | ||
108 | Алфавит | |||
109 | Упражнение в записи слов в алфавитном порядке | К-умение объяснять смысл фразеологизмов , употреблять их в соответствии со смысловым значением в устной речи | текущий | |
110 | Знакомство с клавиатурным письмом | П-умение анализировать и восстанавливать деформированные предложения | ||
111 | Готовимся к изучению русского языка | Р-умение планировать свою деятельность | ||
112 | Упражнение в составлении предложений по серии картинок | Л-развитие готовности к сотрудничеству | ||
113 | Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи | К- умение употреблять фразеологизмы в речи | ||
114 | Обобщение изученного материала | П-умение обобщать изученный материал | итоговый | |
115 | Обобщение изученного материала | |||
Русский язык | ||||
Предложение и слово | ||||
116 | Слово и предложение | Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения. Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого. Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Определять количество слов в предложении. Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы. Наблюдать за изменение смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова, при распространении предложений. Составлять предложения с заданным словом, по рисунку. Восстанавливать деформированные предложения. | ||
117 | Как получается предложение | Р-развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию | ||
118 | Главные члены предложения | Л-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием | ||
119 | Восстановление деформированных предложений | П-умение осознанно строить речевые высказывания, отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение, определять количество слов в предложении, наблюдать за изменением смысла предложения при изменении порядка слов | текущий | |
Звуки и буквы. | ||||
120 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове | Различать звуки и буквы. Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначении слова. Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме. Соотносить количество букв и звуков. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета) и стихотворениями (рифма) | К-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища ( при работе в группах) | |
121 | Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слова | Л-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | текущий | |
Слоги | ||||
122 | Слоги. Проверочная работа на выявление умения делить слова на слоги. | Различать слово и слог. Наблюдать за слоговой структурой различных слов. Произносить слова с делением на слоги. Определять количество слогов в слове. Составлять предложения по картине с употреблением слов разной слоговой структуры. Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга | Р-умение адекватно оценивать и контролировать свою деятельность П-умение различать слово и слог, наблюдать за различной слоговой структурой слов, определять количество слогов в слове | текущий |
Гласные и согласные звуки | ||||
123 | Гласные звуки | Различать в ловах гласные и согласные звуки. Правильно произносить звуки. Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Характеризовать особенности звучания согласных звуков. Выделять в словах отдельные звуки, давать им характеристику. Установить и сформулировать: гласный звук образует слог. Наблюдать за особенностями загадок. Высказывать свое мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу | ||
124 | Согласные звуки | |||
125 | Наблюдение за написанием парных звонких и глухих согласных на конце слова | К-умение общаться с одноклассниками и их слушать Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками | ||
126 | Обобщение знаний по теме «Звуки, буквы, слоги» | Р-умение учиться и способность к организации своей деятельности К- умение высказывать своё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении | текущий | |
Перенос слов | ||||
127 | Перенос слов | Делить слова на слоги. Сопоставлять модели слов и слова по количеству слогов в них. Выбирать из данных слов (предложений) и самостоятельно подбирать слова с заданным количеством слогов. Формулировать правила переноса слов. Применять вывод о правилах переноса слов в практической деятельности. Контролировать свои действия при записи слов различными способами переноса. Накапливать опыт переноса слов различной конструкции. Делить слова для переноса, включая слова с ь и й в середине слова. Сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую ( стул, яма, лето) | ||
128 | Перенос слов по слогам. Правила переноса | П-умение сопоставлять модели слов, применять правило переноса слов в практической деятельности, сравнивать слова по возможности переноса Р- умение контролировать свои действия, готовность к преодолению трудностей К-умение убеждать и уступать Л-развитие толерантности отношений | текущий | |
Ударение | ||||
129 | Ударение. Словообразующая функция ударения | Определять роль словесного ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесенное слово. Работать с орфоэпическим словарем. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Работать с орфографическим словарем. Объяснять переносное значение слова. Подбирать слова с противоположными значениями. Наблюдать за особенностью загадок. | ||
130 | Нормы литературного произношения. Знакомство с орфоэпическим словарём | П-определять место ударения в слове, различать ударные и безударные слоги, наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Подбирать слова с противоположными значениями. Наблюдать за особенностью загадок. Р-умение планировать свою деятельность и действовать по плану К-умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками | текущий | |
Большая буква в именах собственных | ||||
131 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей | Выбирать и записывать имена собственные, подходящие по смыслу, в предложения (текст). Сравнивать одинаково звучащие имена собственные и и нарицательные (Пушок – пушок). Записывать по правилам имена собственные. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму. Классифицировать слова по значению (люди, животные, растения и пр.) в тематические группы. Находить сравнения в авторском тексте. Объяснять значение сравнений. Осознавать значимость учения, труда; проявлять уважение к личности человека, ценить его особенности, уникальность; осознавать себя как личность; осознавать сою сопричастность к гражданам России; ощущать гордость за свою страну. | П- Выбирать и записывать имена собственные, подходящие по смыслу, в предложения (текст). Сравнивать одинаково звучащие имена собственные и и нарицательные (Пушок – пушок). Записывать по правилам имена собственные. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму. Классифицировать слова по значению | текущий |
132 | Большая буква в кличках животных, названии географических объектов | Л- осознавать себя как личность; осознавать сою сопричастность к гражданам России; ощущать гордость за свою страну. | ||
133 | Обобщение знаний о словах, которые пишутся с большой буквы | |||
Алфавит | ||||
134 | Русская азбука или алфавит | Запоминать названия букв и порядок букв в алфавите. Объяснять ,для чего нужен алфавит. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Приобрести опыт в расположении заданных слов в алфавитном порядке, применять знание алфавита при пользовании словарем. Разыгрывать сценку по стихотворению. Находить рифму. Находить в тексте слова с переносным значением, объяснять его. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. | К- Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. | |
135 | Упражнение в распределении слов в алфавитном порядке | Р-умение согласовывать действия П- Объяснять ,для чего нужен алфавит. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. аходить в тексте слова с переносным значением, объяснять его. | текущий | |
Правописание согласных звуков | ||||
136 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости – твердости. Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Распознавать условные обозначения твердых и мягких согласных. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме. Наблюдать и сравнивать количество букв и звуков в словах с ь. Выделять в словах только твердые , только мягкие согласные звуки. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Произносить слова с сочетаниями чн, чт в соответствии с нормами литературного произношения. Сравнивать произношение и написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу. Наблюдать за написанием сочетаний чк, чн, ще. Накапливать опыт в правописании слов с данными сочетаниями. Рассказывать содержание текста и озаглавливать его. Подбирать близкие по значению слова. Знать и применять в необходимой ситуации слова вежливого обращения. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких и глухих согласных. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова. Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию. | Р- Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию. | |
137 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Л-способность радоваться успехам одноклассников | ||
138 | Проверочная работа на узнавание твердости/мягкости согласных звуков, способов их обозначения | К-умение аргументировать своё мнение, убеждать и уступать П-. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме. Наблюдать и сравнивать количество букв и звуков в словах с ь. Выделять в словах только твердые , только мягкие согласные звуки. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу –щу | текущий | |
139 | Шипящие согласные звуки | К- Рассказывать содержание текста и озаглавливать его Знать и применять в необходимой ситуации слова вежливого обращения. | ||
140 | Буквосочетание жи-ши | |||
141 | Буквосочетания | Р-умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников | ||
142 | Буквосочетания чк, чн, щн | |||
143 | Глухие и звонкие согласные звуки | Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению | ||
144 | Написание звонких и глухих согласных к корне слова | Р- Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию. | ||
145 | Парные согласные в конце слова. Проверочная работа на правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными | П-Подбирать близкие по значению слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких и глухих согласных. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова.Умение написания гласных и согласных в корне слова | итоговый | |
146 | Закрепление написания гласных и согласных в корне слова | |||
Грамматика | ||||
147 | Части речи. Общее понятие | Называть предметы окружающего мира. Произносить слова, называющие эти предметы. Объяснять, чем отличаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет, действие, признак и слово, называющее предмет, признак предмета и действие предмета. Приобретать опыт в различении слов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию с признаками этих частей речи. Наблюдать за словами, обозначающими одушевленные и неодушевленные предметы. Составлять предложения с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. Выделять предлоги в предложении, наблюдать за их «работой» в речи. Формулировать вывод о роли предлогов в речи. Отличать предлог от приставки. Накапливать опыт в раздельном написании предлогов со словами. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. | К-умение общаться со сверстниками. . Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. | текущий |
148 | Имя существительное | Л-умение радоваться успехам одноклассников | ||
149 | Имя прилагательное | Р-умение адекватно оценивать свою деятельность | ||
150 | Глагол | |||
151 | Предлог и приставки | П-умение наблюдать за словами, обозначающими одушевленные и неодушевленные предметы. Составлять предложения с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. Выделять предлоги в предложении, наблюдать за их «работой» в речи. | текущий | |
Предложение и текст | ||||
152 | Предложение. Грамматическая основа предложения | Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься предложения. Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передается различная интонация. Объяснять расстановку знаков препинания. Различать текст и предложение. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Восстанавливать деформированное предложение и небольшой текст. Наблюдать за признаками текста, его оформлением. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Называть произведение, автора, определять содержание текста, главную мысль. Подбирать заголовок. Наблюдать за структурой повествовательного текста. Понимать развитие главной мысли от абзаца к абзацу. Различать диалог и монолог. Наблюдать план речи. Планировать с помощью учителя свое высказывание. | Л-формирование правдивости, честности, отзывчивости | |
153 | Классификация предложений по интонации. Восклицательные предложения | К-учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет Р-формировать умение готовности к преодолению трудностей | текущий | |
154 | Закрепление пройденного по теме «Предложение» | |||
155 | Слова вежливого общения | |||
156 | Текст. Проверочная работа на восстановление деформированного текста | П-умение наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься предложения. Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передается различная интонация. Объяснять расстановку знаков препинания. Различать текст и предложение. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Восстанавливать деформированное предложение и небольшой текст. Наблюдать за признаками текста, его оформлением. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения | итоговый | |
Родственные слова. Корень слова. Секреты речи | ||||
157 | Родственные слова. Корень слова. | Называть признаки родственных слов. Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к слову. Составлять небольшой текст, предложения, использую однокоренные слова. Подбирать слова, близкие и противоположные по значению. Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Составлять словосочетания. Выделять междометья в речи. Осознавать роль междометий в речи. Называть примеры междометий. Составлять предложения с междометьями. Объяснять значение фразеологизмов. Составлять предложения с фразеологизмами. Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле. Осознавать значимость положительных качеств человека и важность искоренения отрицательных черт характера. | Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению | |
158 | Контрольное списывание | |||
159 | Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. Упражнение в подборе родственных слов | К-умение способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов | текущий | |
160 | Секреты речи. | Р-умение адекватно оценивать свою деятельность | ||
161 | Пословицы и поговорки | |||
162 | Средства выражения различных чувств. | П-умениеНазывать признаки родственных слов. Выделять корень в однокоренных словах. | текущий | |
163 | Словосочетания. Фразеологизмы. | |||
164 | Обобщение изученного за 1 класс | итоговый | ||
165 | Обобщение изученного за 1 класс |
Примерные контрольно – измерительные материалы:
На выявление умения делить слова на слоги
РАБОТА1
Ручей, гнезда, усы, грачи, ива, поле.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
- Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
- Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.
РАБОТА2 (вариант)
Земля, опушка, ползут, мох, стайка, эхо.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
- Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
- Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.
На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения
РАБОТА 3
Время, гусь, ворона, брюки, школа, работа, лед.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
- Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
- Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запишите мягкие согласные звуки ([р’], […], […])
На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящими с гласными
РАБОТА 4 (орфографический диктант)
Дача была у леса. В чаще шумели птицы. Весной они ищут свои гнезда. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Мурзик шипит на Жучку. (24 слова)
Порядок работы: текст вначале читает учитель по орфоэпическим нормам. Потом диктует орфографически по 2 – 3 слова с паузами между словами. После диктанта учитель снова медленно читает текст орфографически. Дети проверяют написанное.
Грамматические задания:
- Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
- Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки, в словах предпоследнего и последнего предложений.
На восстановление деформированного текста
РАБОТА 5
Это заметил Алеша.
Пушистый кот Барсик грелся на крыльце.
Воробей скрылся в кустах.
Он бросился на птицу.
Воробей клевал крошки хлеба у крылечка.
Мальчик прогнал кота. (26 слов)
Порядок работы: предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.
Грамматические задания:
- Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
- Раздели для переноса слово воробей.
Контрольное списывание
У Аленки жил пес Рыжик он дружил с котом Васькой Рыжик караулил дом и спал в конуре Васька ловил мышей и спал на печке ели они из одной чашки. (24 слова)
Порядок работы: непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановки после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.
Грамматические задания:
- Спиши текст, расставь точки.
- В последнем предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Подчеркни все знакомые орфограммы.
Перечень учебно-методических средств обучения.
- Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте.-Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров» 2012
- Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
- Нечаева Н.В., БулычёваН.К. Тетради по письму: В 4 частях.-Самара: Издательскицй дом « Фёдоров»: Издательство « Учебная литература» 2012
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 1 класс. – Москва: Просвещение . 2012
- Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы. 2012
- Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. 2011
- Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов.
Материально-техническая база
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- компьютер
Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения
- видеофильмы ИНФОурок, соответствующие тематике программы по русскому языку
- презентации, соответствующие тематике программы по русскому языку
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку -
Оборудование :
- демонстрационные таблицы по обучению грамоте
- предметные картинки для составления предложений
- сюжетные картинки
- репродукции картин
- карточки с ребусами, схемами слов и предложений
- изображения сказочных героев
- магнитная азбука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс (для детей с нарушением слуха)
Данная рабочая программа по обучению грамоте предназначена для работы с детьми с нарушением слуха...
Рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
перспективное планирование, работа с родителями...
Адаптированная рабочая программа (интегрированное обучение) по письму и развитию речи. 6 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. ...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) 1 класс
Рабочая программа для работы по Азбуке Нечаевой Н. В. , Белорусец К. С. и тетрадям Белорусец К. С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!...
рабочая программа по обучению грамоте и чтению 5-9 классы в школе 8 вида
В документе Вы найдете Статус документа, Структура документа, Место предмета в базисном учебном плане,Цель программы и задачи...
Рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников с особыми образовательными потребностями....
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"...