Урок русского языка 7 класс Тема: Понятие о союзе.
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
2. Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями, презентация.
n�!l=�� �� e:12.0pt;font-family:"Times New Roman","serif"'> - способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
Тип урока: урок с элементами дискуссии
Оборудование: текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», портрет писателя, иллюстрации к роману «Преступление и наказание»
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_7_klass_soyuz.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 7 класс
Тема: Понятие о союзе.
Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
2. Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями, презентация.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Какую служебную часть речи мы изучили? (Предлог)
- Дайте определение предлога. Какова роль предлога в нашей речи?
(Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.)
Задание 1. (Работа в парах). (Слайд 1)
- В предложениях найти производный предлог. Обосновать свой выбор, объяснить орфограммы, записать предложения в тетрадь.
1. Кормят воробьи своих птенцов гусеницами и черв_чками, а ловлей гусениц они занимаются в течени_ трех недель, пока воробьята не выр_стут.
2. Река в течени_ своем делает много п_воротов.
- В первом предложении употреблен производный предлог в течение, он имеет временное значение. Объясните написание этого предлога.
- Какие еще слова в этом предложении являются служебными? (Союзы И, А, ПОКА и частица НЕ). Докажите, что И, А, ПОКА являются союзами.
- Постройте схему, объясните знаки препинания.
[ = - О и О ], а [ - = ], пока [- = ].
- Какие слова внесли в схему? Почему в схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного).
- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока. Как же она будет звучать? (Ответы учащихся)
Понятие о союзе
Запись на доске и в тетради. (Слайд 2)
- Какие задачи мы ставим пред собой? (Слайд 3)
- Изучить союз как служебную часть речи.
- Выяснить, каково назначение союзов в языке.
- Повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях.
- Как вы думаете, что обозначает слово «союз»? Попробуем создать его образ.
(Слайд № 4.) Какие ассоциации вызывают у вас эти рисунки?
Сообщение ученика (индивидуальное задание к уроку).
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».
Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
- Что вы уже знаете о союзе? (Союзы, как и предлоги, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения).
III. Изучение нового материала.
- Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова. (Слайд № 5)
- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова».
- В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
- Сравните определения союза. Чем они отличаются?
Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке ученые-лингвисты знали о языке и его законах больше, чем ученые 19 века, что и отразилось в словарях. Так нужно помнить, что словари и Даля, и Ожегова были предназначены для широкого круга читателей. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.
2) Выяснение роли союзов.
- Попробуйте дайте определение союза как части речи. В чем же заключается роль союзов? (Связывают однородные члены и предложения в составе сложного).
- Только ли в этом заключается роль союзов?
- Для ответа на этот вопрос рассмотрим предложения. (Задание на карточках)
Задание № 2.
- Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.
· В лесу можно услышать чудесное пение соловьёв и дроздов.
· В лесу можно услышать чудесное пение не соловьев, а дроздов.
· В лесу можно услышать чудесное пение соловьев или дроздов.
· В лесу можно услышать чудесное пение то дроздов, то соловьев.
· С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, и овсянки старались выводить звенящие трели.
· С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, а овсянки старались выводить звенящие трели.
· С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, когда овсянки старались выводить звенящие трели.
- Подчеркните союзы в предложениях.
- Что связывают союзы в первой группе предложений? (Однородные члены)
- Во второй? (Простые предложения в составе сложного).
- Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? Второй? Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют какое-то значение)
- Союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.
- Итак, подведем итоги. Что вы узнали о роли союзов?
(Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)
3) Выполнение упражнения на узнавание союзов.
- Выполним упражнение 333. Прочитайте текст. К какому стилю речи и типу речи его можно отнести? Перепишите текст.
- Заключите в овал союзы и определите, какие из них соединяют однородные члены, какие – простые предложения в составе сложного, а какие – части текста. Объясните написание выделенных букв.
4) Работа с учебником. Параграф 147.
- Заполнить схему, опираясь на теоретический материал параграфа 147. Проиллюстрировать примерами. (Схема – слайд № 6.)
- Опираясь на схему, охарактеризовать союзы из текста упражнения 333.
IV. Физпауза.
- Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Встаньте, пожалуйста.
а) закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;
б) откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем - вправо;
в) опустите голову, резко посмотрите вниз;
г) поднимите голову, резко посмотрите вверх;
д) делайте вращательные движения глаз;
- Садитесь. Продолжаем работу.
V. Закрепление.
- Конструирование сложных предложений. (Слайд № 7)
Работа по вариантам.
Каждый ряд получает по одному предложению.
– Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения.
– Объясните орфограммы и знаки препинания.
Медвеж_нок-шалун
1) Под тяжестью медвеж_нка дерево склонялось все ниже и ниже. Крайние ветки стали к_саться воды.
2) Он нал_гал (изо)всех сил. Дерево (не)заметно сг_балось.
3) Забавник (в)месте с деревом гулко шлепнулся в холодную в_ду.
Коре_ки, д_ржавшие дерево, лопнули.
- Начиная с первого ряда прочитаем, какие предложения у вас получились. Можно ли эту запись назвать текстом? Почему? (однотематическая лексика, можно озаглавить)
Попробуйте озаглавить данный текст.
- Обратите внимание на тему предложений и текстов, над которыми мы работаем на уроке. А у вас есть любимые животные?
2. Сочинение-миниатюра.
– Составьте связный текст (5–6 предложений) о любимых животных, их повадках.
– Озаглавьте его.
– Используйте простые и составные союзы, связывающие как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.
Слабоуспевающие дети выполняют творческую работу. (Слайд № 8)
– Найдите в тексте стилистический недочет.
– Какое значение имеет союз ибо? Назовите союзы, имеющие такое же значение.
– Запишите предложения, заменяя простой союз ибо сложным так, чтобы союзы не повторялись.
– Что связывают союзы?
Преследуя оленя, охотники шли вперед, но часто останавливались, ибо на поверхности льда попадались трещины.
Мало-помалу расстояние между ними уменьшалось, ибо долина суживалась.
Охотники уже надеялись на удачу, но внезапно их надежды рухнули, ибо перед ними зияла огромная трещина, через которую перейти нельзя.
Для справки: потому что, так как, оттого что.
VI. Рефлексия.
- Что вы сегодня на уроке узнали о союзе?
- Какая информация была новой для вас?
- Достигнуты ли задачи урока? (Возвратиться на слайд №2).
VII. Аргументированное выставление оценок.
VIII. Домашнее задание. (Слайд №9)
1. Параграф 148 учить.
2. Упражнение 334 или составить текст «Мой любимец», используя различные союзы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
Учебно-методическая разработка урока русского языка по теме:"Слитное написание союзов".
Данная разработка содержит актуальный материал,призванный помочь учителю более качественно излагать учащимся такой материал,как правописание союзов....
Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"
Данная разработка представляет собой урок русского языка для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок со...
План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"
Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...
Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...
урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"
урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...
Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).
Урок русского языка в 9 классе Тема: Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Образовательная цель урока:создание условий для выяснения усвоения программного материа...