Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Балашова Анна Владимировна

Урок русского языка в 9 классе

 

Тема:   Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.

 

Образовательная цель урока:

создание условий для выяснения усвоения программного материала при изучении темы «Понятие о ССП», отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.

 

 Задачи урока: 
Предметные: 
обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения отличать ССП от других видов предложений, составлять схемы ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Метапредметные:
развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; 
Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности, развитие интереса учащихся к предмету.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема:   Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.

Образовательная цель урока:

создание условий для выяснения усвоения программного материала при изучении темы «Понятие о ССП», отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.

 Задачи урока: 
Предметные: 
обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения отличать ССП от других видов предложений, составлять схемы ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Метапредметные:
развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; 
Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности, развитие интереса учащихся к предмету.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.

Тип урока: урок открытия  новых знаний 

                                                              Ход урока

 I.Оргмомент

II. Начальная мотивация учебной деятельности

-Словарный диктант (правописание приставок)

         Пробивающийся из мрака; перелески, отблеск воды; перебирать; подденешь стог сена; прохлада; беспрепятственно; безграничный, бестравная пустыня, безнадежное зрелище, безвестные деревни, раздолье, распустившийся гусятник, разбрасывать пригоршнями, бесформенное основание; долина, расстилающаяся внизу; воздействие пейзажа, придорожная канава; примитивная прелесть; прибрежный камышник; пригорок, приточная трава, торжество природы.                                                                         

III.Актуализация опорных знаний                                                                                                         - Какое предложение называется сложным?

- На какие две группы делятся сложные предложения?

- Определить вид предложения:

1. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.

2. Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня.

3. Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает.

4. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.

Учащимся предлагается переделать (устно) 4-е предложение, убрав союзы «и».

- В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие)

IV. Сообщение темы и целей урока

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со сложносочиненными предложениями.

V. Открытие нового знания  

Работа с учебником. Прочитать правило на стр.28.

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

Давай вспомним, какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?

(на столе таблица с сочинительными союзами)

Сочинительные  союзы

Группы

Союзы

Значение предложений

1. Соединительные

и, да (= и), да и, тоже, также

1) одновременность;

2) последовательность действий

2. Противительные

а, но, да (= но), зато, 

однако (же, только)

противопоставление явлений, событий

3. Разделительные

или (иль), либо, то-то,

не то - не то, то ли…то ли, 

ни – ни

1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких

-Строить сложные предложения и ставить знаки препинания в них помогает умение строить схемы сложных предложений и читать их.

Попробуй прочитать схемы ССП.

 [-=],но [-=]

 [-=], и [-=] 

 То [-=], то [-=] 

 [ = - ],и [ - = ],и [ = - ] 

VI. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения 39.Переписать предложения, вставляя сочинительные союзы и недостающие знаки препинания. Указать разряд союза.

2. Из данных предложений найти и выписать только ССП. Начертить схемы, (на карточке).

Он не решился на эту поездку, и я отказался в ней участвовать.

Знаю я, что в той стране не будет этих нив.

Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.

Облако переглянулось со степью и нахмурилось.

Так как шторм не утихал весь день, корабль не мог выйти в море.

Был бы покос, да пришёл мороз.

VII. Подготовка к ГИА

 -  работа с текстом в формате ОГЭ

              Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.

                Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади… Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны.

Работа с тексом в формате ОГЭ

1. Определите стиль речи и тип текста.

2. Выпишите  предложение, в котором даётся ответ на вопрос: Чем отличается воля от свободы?

3. Выпишите слово на правописание приставки ПРИ-. Объясните его лексическое значение.

4. Выпишите из текста сложносочинённые предложения, укажите в них  виды союзов.

5. Выпишите предложение, в котором сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения.

6. Выпишите грамматические основы в предложениях с тире.

VIII. Итог урока.

- Назовите признаки сложносочинённого предложения.

- Какие семантические отношения устанавливаются между частями сложносочинённого предложения?

- Составьте сложносочинённое предложение, используя сочинительные союзы.

IX. Рефлексия  

Закончите предложения:

Мне было интересно…

Я сегодня понял(а), что …

Для меня было легко…

Для меня было трудно

X.   Домашнее задание.   

  •  1 уровень – упражнение 66.
  • 2 уровень - упражнение 64.
  • 3 уровень – выписать из комедии “Горе от ума” 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока объяснения нового материала по русскому языку на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Конспект урока обяснения нового материала по русскому языку на тему "Понятие о сложноподчиненном предложении"Класс:9Конспект составлен по учебнику для национальных школ....

Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"

Данная разработка представляет собой урок русского языка  для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок со...

Урок русского языка по теме "Синтаксические синонимы сложносочинённых и бессоюзных предложений, их текстообразующая роль".

Цель урока:  повторить знаки препинания в сложносочинённом и бессоюзном предложениях, постановку тире в ССП, продолжить работу над составлением схем ССП, повторить орфограмму «Правописание Ы и И ...

Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: создать условия для формирования знаний о СПП,развитияа) орфографической и пунктуационной гр...