Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.
Образовательная цель урока:
создание условий для выяснения усвоения программного материала при изучении темы «Понятие о ССП», отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.
Задачи урока:
Предметные:
обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения отличать ССП от других видов предложений, составлять схемы ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Метапредметные:
развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности, развитие интереса учащихся к предмету.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.
Образовательная цель урока:
создание условий для выяснения усвоения программного материала при изучении темы «Понятие о ССП», отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.
Задачи урока:
Предметные:
обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения отличать ССП от других видов предложений, составлять схемы ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Метапредметные:
развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности, развитие интереса учащихся к предмету.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока
I.Оргмомент
II. Начальная мотивация учебной деятельности
-Словарный диктант (правописание приставок)
Пробивающийся из мрака; перелески, отблеск воды; перебирать; подденешь стог сена; прохлада; беспрепятственно; безграничный, бестравная пустыня, безнадежное зрелище, безвестные деревни, раздолье, распустившийся гусятник, разбрасывать пригоршнями, бесформенное основание; долина, расстилающаяся внизу; воздействие пейзажа, придорожная канава; примитивная прелесть; прибрежный камышник; пригорок, приточная трава, торжество природы.
III.Актуализация опорных знаний - Какое предложение называется сложным?
- На какие две группы делятся сложные предложения?
- Определить вид предложения:
1. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.
2. Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня.
3. Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает.
4. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.
Учащимся предлагается переделать (устно) 4-е предложение, убрав союзы «и».
- В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие)
IV. Сообщение темы и целей урока
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся со сложносочиненными предложениями.
V. Открытие нового знания
Работа с учебником. Прочитать правило на стр.28.
1. Дайте определение сложного предложения.
2. Дайте определение сложносочиненного предложения.
Давай вспомним, какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?
(на столе таблица с сочинительными союзами)
Сочинительные союзы | |||
Группы | Союзы | Значение предложений | |
1. Соединительные | и, да (= и), да и, тоже, также | 1) одновременность; 2) последовательность действий | |
2. Противительные | а, но, да (= но), зато, однако (же, только) | противопоставление явлений, событий | |
3. Разделительные | или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли…то ли, ни – ни | 1) чередование событий, явлений; 2) возможность одного факта из нескольких |
-Строить сложные предложения и ставить знаки препинания в них помогает умение строить схемы сложных предложений и читать их.
Попробуй прочитать схемы ССП.
[-=],но [-=]
[-=], и [-=]
То [-=], то [-=]
[ = - ],и [ - = ],и [ = - ]
VI. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упражнения 39.Переписать предложения, вставляя сочинительные союзы и недостающие знаки препинания. Указать разряд союза.
2. Из данных предложений найти и выписать только ССП. Начертить схемы, (на карточке).
Он не решился на эту поездку, и я отказался в ней участвовать.
Знаю я, что в той стране не будет этих нив.
Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
Облако переглянулось со степью и нахмурилось.
Так как шторм не утихал весь день, корабль не мог выйти в море.
Был бы покос, да пришёл мороз.
VII. Подготовка к ГИА
- работа с текстом в формате ОГЭ
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.
Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади… Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны.
Работа с тексом в формате ОГЭ
1. Определите стиль речи и тип текста.
2. Выпишите предложение, в котором даётся ответ на вопрос: Чем отличается воля от свободы?
3. Выпишите слово на правописание приставки ПРИ-. Объясните его лексическое значение.
4. Выпишите из текста сложносочинённые предложения, укажите в них виды союзов.
5. Выпишите предложение, в котором сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения.
6. Выпишите грамматические основы в предложениях с тире.
VIII. Итог урока.
- Назовите признаки сложносочинённого предложения.
- Какие семантические отношения устанавливаются между частями сложносочинённого предложения?
- Составьте сложносочинённое предложение, используя сочинительные союзы.
IX. Рефлексия
Закончите предложения:
Мне было интересно…
Я сегодня понял(а), что …
Для меня было легко…
Для меня было трудно
X. Домашнее задание.
- 1 уровень – упражнение 66.
- 2 уровень - упражнение 64.
- 3 уровень – выписать из комедии “Горе от ума” 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока объяснения нового материала по русскому языку на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Конспект урока обяснения нового материала по русскому языку на тему "Понятие о сложноподчиненном предложении"Класс:9Конспект составлен по учебнику для национальных школ....
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"
Данная разработка представляет собой урок русского языка для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок со...
Урок русского языка по теме "Синтаксические синонимы сложносочинённых и бессоюзных предложений, их текстообразующая роль".
Цель урока: повторить знаки препинания в сложносочинённом и бессоюзном предложениях, постановку тире в ССП, продолжить работу над составлением схем ССП, повторить орфограмму «Правописание Ы и И ...
Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...
урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"
урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...
Конспект урока по русскому языку по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: создать условия для формирования знаний о СПП,развитияа) орфографической и пунктуационной гр...