Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Данная разработка представляет собой урок русского языка для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок сопровождается презентацией. Цели и задачи сформулированы с учётом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_deeprichastie.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе по теме "Понятие о деепричастии"
ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучающие:
1. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
2. Формировать орфографическую компетентность учащихся.
3. Формировать умения отличать деепричастие от других частей речи.
- Развивающие:
1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей.
2. Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.
3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
- Воспитательные:
1. Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.
2. Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)
- Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.(Слайд 2)
– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).
2. Стадия вызова
- Ребята, как вы считаете, легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть? (ответы учащихся: Ночной пейзаж изобразить нелегко, потому что кругом темно, образы нечёткие, изображение искажено. Кроме ночи можно увидеть звёзды, очертания предметов)
- Русский художник А. И. Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это "Ночь на Днепре" (Слайд 3 с репродукцией картины). Подготовленный рассказ учащегося о художнике.
-Соберём рабочий материал к картине. Запишем в строчку.
1) манит, открывать, поднялся, затягивая
2) высоко, изогнув, темно, вверху
3) разорванные, сияющий, раскинувшись, замирая
- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание (Слайд 4).
- А теперь поиграем.
ИГРА "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"(Слайд 5)
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте. ( Ребята говорят о принадлежности слов к одной части речи (1-глаголы, 2-наречия, 3-причастия) - Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку "Знаю" маркировочной таблицы (Слайд 6).
( Цель применения таблицы: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями) Проверка.
- Какое слово лишнее в каждой строчке? (лишние слова в строчках:1-затягивая,2-изогнув,3-раскинувшись, замирая)
Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока? (учащиеся формулируют тему урока)
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА (Слайд 7).
(Заполняют графу "Хочу знать")
3. Осмысление содержания
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
а) Знакомятся с параграфом 28 на стр.76, делают в тексте пометки:
V - знаю
+ - узнал новое
! - удивило
-Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам)
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ. В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.
Проверка вопросов.
Ответы учащихся:
-Что такое деепричастие?
-С какими частями речи оно схоже? Какие признаки глагола имеет?
-Синтаксическая роль деепричастия? И т.д.
Учитель: Заполните колонку "Узнал новое". Проверка.
- Кто попробует создать кластер по теме деепричастия? (Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)
Слайд 8
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 9)
5. Первичное закрепление нового материала.
- Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях слов:
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.(Слайд 10)
- Найдите грамматическую основу. (луна озаряет).Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? (сверкая озаряет) Поставьте вопрос к добавочному действию (озаряет (как?) сверкая) Какая часть речи перед вами?(ученики делают вывод о том, что данная часть речи является деепричастием)
Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу? (ответы учеников: важно знать основное действие, чтобы определить по вопросу добавочное)
- Дополним таблицу, что узнали нового.
6. КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественного текста (Текст проецируется на экране, у каждого ученика текст лежит на парте – Слайд 11).
- Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно.
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С тёмно - лазуревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ её отражая;
Рожь наклонялась сильнее,
Пахла трава луговая...
Трепет чуть шепчущих листьев
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)
- Что вы представили, когда читали стихотворение? ( Ответы учащихся: ночь, с неба падают звёзды, поле ржи, соловьи поют в роще)
- Найдите в тексте деепричастия (сильным ученикам - словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют, какой объект действуют в предложении? (Проверка: ночь пролетела, навевая, звёзды сыпались, сверкая, волны журчали, отражая, трели звенели сливаясь) (Слайд 12)
- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи, каким образом? (поясняют основные глаголы, делают речь выразительнее)
- Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.
- Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием ? (ребята говорят о деепричастном обороте)
Оцените себя:
а) Нашёл деепричастие правильно
б) Нашёл деепричастие неверно
3) Вызвало затруднение:
- не мог отличить деепричастие от глагола
- не мог отличить деепричастие от причастия
7. Подведение итогов урока.
Слово учителя: Итак, ребята, сегодня мы с вами начали знакомство с деепричастием и его признаками. Давайте оформим свои мысли в виде синквейна (Слайд 13)
Деепричастие
Деепричастный, трудный
Поясняет, дополняет, делает сложным
Дополнительные действия, позволяющие смягчать краски, зрительные и слуховые представления, за счёт чего достигается полное изображение картины
Дополнительное действие
8. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 14):
- Итак, что нового узнали?
- Что вас удивило на уроке?
- Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния)
6. Домашнее задание: Параграф 28, упр. 181 по учебнику или составить (по желанию) небольшой текст с использованием деепричастий на тему: "Ночь на картине Куинджи" (Слайд 15).
Используемая литература:
- Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013
- Г. А Богданова Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011
- Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка:метод. пособие. Под ред. Л.К. Ивановой –СПб.: ЛОИРО, 2009.
- Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
- http://konkurs.infourok.ru/index.php
Приложение 1
Карточка эмоционального состояния
Дата __________________________
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был (а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен |
Особое мнение, впечатление:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Приложение 2
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С тёмно - лазуревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ её отражая;
Рожь наклонялась сильнее,
Пахла трава луговая...
Трепет чуть шепчущих листьев
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Урок русского языка «Употребление и образование деепричастий»
Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие» 6 класс по учебнику С. Львовой....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...
Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"
Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. "Деепричастие".
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"
Знакомство с новой для семиклассников частью речи....