Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Филинова Елена Святославовна

Данная разработка представляет собой урок русского языка  для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок сопровождается презентацией. Цели и задачи сформулированы с учётом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_deeprichastie.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме "Понятие о деепричастии"

ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

- Обучающие:

 1. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

 2. Формировать орфографическую компетентность учащихся.

 3. Формировать умения отличать деепричастие от других частей речи.

- Развивающие:

 1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей.

 2. Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

 3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

- Воспитательные:

 1. Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

 2. Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

 Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

 Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

 - Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

 - Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

 - Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.(Слайд 2)

 – Ребята, начнем наш урок с игры.

 Я, ты, он, она -

 Вместе дружная семья.

 Улыбнись соседу справа,

 Улыбнись соседу слева.

 Мы с тобой друзья.

 - Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

 (Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

2. Стадия вызова

 - Ребята, как вы считаете, легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть? (ответы учащихся: Ночной пейзаж изобразить нелегко, потому что кругом темно, образы нечёткие, изображение искажено. Кроме ночи можно увидеть звёзды, очертания предметов)

- Русский художник А. И. Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это "Ночь на Днепре" (Слайд 3 с репродукцией картины). Подготовленный рассказ учащегося о художнике.

 -Соберём рабочий материал к картине. Запишем в строчку.

 1) манит, открывать, поднялся, затягивая

 2) высоко, изогнув, темно, вверху

 3) разорванные, сияющий, раскинувшись, замирая

 - Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание (Слайд 4).

 - А теперь поиграем.

 ИГРА "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"(Слайд 5)

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте. ( Ребята говорят о принадлежности слов к одной части речи (1-глаголы, 2-наречия, 3-причастия) - Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку "Знаю" маркировочной таблицы (Слайд 6).

 ( Цель  применения таблицы: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями)  Проверка.

- Какое слово лишнее в каждой строчке? (лишние слова в строчках:1-затягивая,2-изогнув,3-раскинувшись, замирая)

 Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока? (учащиеся формулируют тему урока)

 ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА (Слайд 7). 

 (Заполняют графу "Хочу знать")

3. Осмысление содержания

 Деятельность учащихся.

 - Обратимся к учебнику.

 а) Знакомятся с  параграфом 28 на стр.76, делают в тексте пометки:

 V - знаю

 + - узнал новое

 ! - удивило

 -Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам)

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.  В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.

 Проверка вопросов.

Ответы учащихся:

-Что такое деепричастие?

-С какими частями речи оно схоже? Какие признаки глагола имеет?

-Синтаксическая роль деепричастия?  И т.д.

 Учитель: Заполните колонку "Узнал новое". Проверка.

 - Кто попробует создать кластер по теме деепричастия? (Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)

Слайд 8

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 9)

5. Первичное закрепление нового материала.

- Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях слов:

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.(Слайд 10)

- Найдите грамматическую основу. (луна озаряет).Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? (сверкая озаряет) Поставьте вопрос к добавочному действию (озаряет (как?) сверкая) Какая часть речи перед вами?(ученики делают вывод о том, что данная часть речи является деепричастием)

Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу? (ответы учеников: важно знать основное действие, чтобы определить по вопросу добавочное)

- Дополним таблицу, что узнали нового.

6. КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественного текста (Текст  проецируется на экране, у каждого ученика текст  лежит на парте – Слайд 11).

- Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С тёмно - лазуревой ризы

Сыпались звёзды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ её отражая;

Рожь наклонялась сильнее,

Пахла трава луговая...

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)

- Что вы представили, когда читали стихотворение? ( Ответы учащихся: ночь, с неба падают звёзды, поле ржи, соловьи поют в роще)

- Найдите в тексте деепричастия (сильным ученикам - словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют, какой объект действуют в предложении? (Проверка: ночь пролетела, навевая, звёзды сыпались, сверкая, волны журчали, отражая, трели звенели сливаясь) (Слайд 12)

- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи, каким образом? (поясняют основные глаголы, делают речь выразительнее)

- Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.

- Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием ? (ребята говорят о деепричастном обороте)

Оцените себя:

а) Нашёл деепричастие правильно

б) Нашёл деепричастие неверно

3) Вызвало затруднение:

- не мог отличить деепричастие от глагола

- не мог отличить деепричастие от причастия

7. Подведение итогов урока.

Слово учителя: Итак, ребята, сегодня мы с вами начали знакомство с деепричастием и его признаками. Давайте оформим свои мысли в виде синквейна (Слайд 13)

Деепричастие

Деепричастный, трудный

Поясняет, дополняет, делает сложным

Дополнительные действия, позволяющие  смягчать краски, зрительные и слуховые представления, за счёт чего достигается  полное изображение картины

Дополнительное действие

8. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 14):

- Итак, что нового узнали?

- Что вас удивило на уроке?

- Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния)

6. Домашнее задание: Параграф 28, упр. 181 по учебнику или составить (по желанию) небольшой текст с использованием деепричастий на тему: "Ночь на картине Куинджи" (Слайд 15).

Используемая литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013
  2. Г. А Богданова Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011
  3. Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка:метод. пособие. Под ред. Л.К. Ивановой –СПб.: ЛОИРО, 2009.
  4. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
  5. http://konkurs.infourok.ru/index.php

Приложение 1

Карточка эмоционального состояния

Дата __________________________

Заполните карточку значками:

Ο – да,                   Δ – нет,                  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно        

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)        

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Особое мнение, впечатление:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение 2

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С тёмно - лазуревой ризы

Сыпались звёзды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ её отражая;

Рожь наклонялась сильнее,

Пахла трава луговая...

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Урок русского языка «Употребление и образование деепричастий»

Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие» 6 класс по учебнику С. Львовой....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"

Знакомство с новой для семиклассников частью речи....