Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Материал для учителя русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 7 класс | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЯХТИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
________________________________________________________________________
671820, п.Наушки Кяхтинского района РБ, ул.Железнодорожная,4
тел. (8-301-42) 94-7-34
«Согласовано» Руководитель МО Рабжурова Х.Д. Протокол № ___ от « »________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ванкеева А.А. «__»________________2012г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Наушкинская СОШ» Цымбалова Е.И. Приказ № ___ от «__»_________2012г. |
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
Цыбикова Дышена Цырендоржиевна, учитель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от « » ______ 2012г.
Наушки
2012 г.
Пояснительная записка.
Данная программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 года.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование; список литературы, приложение.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, единение народов России.
Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Главными целями изучения предмета «Русский язык», согласно Государственному стандарту общего образования, являются:
- Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка;
- Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самореакцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
Задачи программы:
- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Содержание курса русского обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение целей обучения на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения; проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Обучение русскому языку должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации: выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи: адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Система и виды контроля представлены в приложении.
Учебный план.
Кол-во уроков | Практичекая работа | К/р, тест. | РР. | |
Вводный урок | 1 | 1 | ||
Повторение пройденного в 5-6 классах. | 16 | 12 | 2 | 2 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие | 35 | 27 | 4 | 4 |
Деепричастие | 12 | 8 | 2 | 2 |
Наречие | 26 | 20 | 2 | 4 |
Категория состояния | 6 | 3 | 1 | 2 |
Предлог | 8 | 6 | 2 | |
Союз | 12 | 8 | 2 | 2 |
Частица | 13 | 10 | 2 | 1 |
Междометие | 1 | 1 | ||
Повторение | 8 | 2 | 2 | 2 |
Резерв | 2 | 2 | ||
Итог | 140 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | 02.09.13 | 02.09.13 | |
2. | Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | 03.09.13 | 03.09.13 | |
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | 04.09.13 | 04.09.13 | |
4. | Лексика и фразеология. Цель: повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарем. | 1 | 06.09.13 | 06.09.13 | |
5. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | 09.09.13 | 09.09.13 | |
6-7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Цель: вспомнить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разборов. | 2 | 10.09.13 11.09.13 | 10.09.13 11.09.13 | |
8-9 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Цель: повторение грамматических признаков частей речи (в т.ч. глагола), отработка навыка грамматического разбора. | 2 | 13.09.13 16.09.13 | 13.09.13 16.09.13 | |
10 | РР. Текст. Цель: повторить сведения о тексте, видах связи в нем. | 1 | 17.09.13 | 17.09.13 | |
11 | РР. Стили литературного языка. Цель: повторить известные стили речи. | 1 | 18.09.13 | 18.09.13 | |
12-13 | Контрольный тест. | 2 | 20.09.13 23.09.13 | 20.09.13 23.09.13 | |
Причастие (35ч.) | |||||
14-15 | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие как часть речи. | 2 | 24.09.13 25.09.13 | 24.09.13 25.09.13 | |
16 | РР. Публицистический стиль. | 1 | 27.09.13 | 27.09.13 | |
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | 30.10.13 | 30.10.13 | |
18-20 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 3 | 1,2,4.10.13 | 1,2,4.10.13 | |
21-22 | РР. Описание внешности человека. | 2 | 7-8.10.13 | 7-8.10.13 | |
23 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | 9.10.13 | 9.10.13 | |
24 | Краткие и полные причастия. | 1 | 11.10.13 | 11.10.13 | |
25-26 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | 14-15.10.13 | 14-15.10.13 | |
27-28 | Действительные причастия прошедшего времени. | 2 | 16,18.10.13 | 16,18.10.13 | |
29-30 | РР. Изложение (упр.100). | 2 | 21-22.10.13 | 21-22.10.13 | |
31-32 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр. | 2 | 23,25.10.13 | 23,25.10.13 | |
33 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | 28.10.13 | 28.10.13 | |
34 | Гласная перед Н в полных и кратких страд. причастиях. | 1 | 29.10.13 | 29.10.13 | |
35 | Контрольная работа. (Тест) | 1 | 30.10.13 | 30.10.13 | |
36-38 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. | 3 | 1,11,12.11.13 | 1,11,12.11.13 | |
39-40 | Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилаг. | 2 | 13,15.11.13 | 13,15.11.13 | |
41-42 | РР. Выборочное изложение (упр.130) | 2 | 18,19.11.13 | 18,19.11.13 | |
43 | Морфологический разбор причастия. | 1 | 20.11.13 | 20.11.13 | |
44-45 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | 22,25.11.13 | 22,25.11.13 | |
46 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени. | 1 | 26.11.13 | 26.11.13 | |
47 | РР. Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146) | 1 | 27.11.13 | 27.11.13 | |
48-49 | Повторение. | 2 | 29.11, 2,12.13 | 29.11, 2,12.13 | |
50-51 | Контрольный диктант и его анализ. | 2 | 3,4.12.13 | 3,4.12.13 | |
Деепричастие (12 ч.) | |||||
52 | Деепричастие как часть речи. | 1 | 6.12.13 | 6.12.13 | |
53-54 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | 09-10.12.13 | 09-10.12.13 | |
55 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | 11.12.13 | 11.12.13 | |
56 | Деепричастия несовершенного вида. Цель: ознакомление со способами образования дееприч. несов. вида. | 1 | 13.12.13 | 13.12.13 | |
57 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | 16.12.13 | 16.12.13 | |
58 | РР. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». | 1 | 17.12.13 | 17.12.13 | |
59 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | 18.12.13 | 18.12.13 | |
60-61 | Повторение. | 2 | 20-23.12.13 | 20-23.12.13 | |
62-63 | Контрольный диктант (тест). | 2 | 23,25.12.13 | 23,25.12.13 | |
Наречие (26 ч.) | |||||
64 | Наречие как часть речи. Цель: показать общее значение, морфологич.. признаки и синтаксич. роль наречий; | 1 | 27.12.13 | 27.12.13 | |
65-66 | Смысловые группы наречий. | 2 | 13-13.01.14 | 13-13.01.14 | |
67 | РР. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | 15.01.14 | 15.01.14 | |
68 | Степени сравнения наречий. | 1 | 17.01.14 | 17.01.14 | |
69 | Морфологический разбор наречия. | 1 | 20.01.14 | 20.01.14 | |
70-71 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. | 2 | 21-22.01.14 | 21-22.01.14 | |
72-73 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 2 | 24,27.01.14 | 24,27.01.14 | |
74-75 | Н и НН в наречиях на –о, -е. | 2 | 28-29.01.14 | 28-29.01.14 | |
76 | РР. Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать» (упр.240).. | 1 | 31.01.14 | 31.01.14 | |
77 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | 3.02.14 | 3.02.14 | |
78-79 | Буквы О и А на конце наречий. | 2 | 4-5.02.14 | 4-5.02.14 | |
80 | РР. Подробное изложение (упр.248). | 1 | 7.02.14 | 7.02.14 | |
81-82 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | 10-11.02.14 | 10-11.02.14 | |
83 | РР. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | 1 | 14.02.14 | 14.02.14 | |
84-85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. местоим. | 2 | 17-18.02.14 | 17-18.02.14 | |
86 | Ь после шипящих на конце наречий. | 1 | 19.02.14 | 19.02.14 | |
87-88 | Повторение. | 2 | 21,24.02.14 | 21,24.02.14 | |
89-90 | Контрольный диктант. | 2 | 25-26.02.14 | 25-26.02.14 | |
Категория состояния (6 ч.) | |||||
91-92 | Категория состояния как часть речи. | 2 | 3,4.03.14 | 3,4.03.14 | |
93 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | 5.03.14 | 5.03.14 | |
94 | РР. Сжатое изложение (упр. 281). | 1 | 7.03.14 | 7.03.14 | |
95-96 | Повторение. Контрольная работа. | 2 | 10-11.03.14 | 10-11.03.14 | |
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог (8) | |||||
97 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 12.03.14 | 12.03.14 | |
98 | Предлог как часть речи. | 1 | 14.03.14 | 14.03.14 | |
99 | Употребление предлогов. | 1 | 17.03.14 | 17.03.14 | |
100 | Непроизводные и производные предлоги.. | 1 | 18.03.14 | 18.03.14 | |
101 | Простые и составные предлоги. | 1 | 19.03.14 | 19.03.14 | |
102 | Морфологический разбор предлога. | 1 | 21.03.14 | 21.03.14 | |
103 | РР. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная площадка». | 1 | 31.03.14 | 31.03.14 | |
104 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по теме «Предлог». | 1 | 01.04.14 | 01.04.14 | |
105 | Контрольная работа. | 1 | 02.04.14 | 02.04.14 | |
Союз (12 ч.) | |||||
106 | Союз как часть речи. | 1 | 04.04.14 | 04.04.14 | |
107 | Простые и составные союзы. | 1 | 07.04.14 | 07.04.14 | |
108 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | 08.04.14 | 08.04.14 | |
109 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | 11.04.14 | 11.04.14 | |
110 | Сочинительные союзы. | 1 | 14.04.14 | 14.04.14 | |
111 | Подчинительные союзы. | 1 | 15.04.14 | 15.04.14 | |
112 | Морфологический разбор союза. | 1 | 16.04.14 | 16.04.14 | |
113 | РР. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343). | 1 | 18.04.14 | 18.04.14 | |
114 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | 21.04.14 | 21.04.14 | |
115 | Повторение. Цель: повторить теоретические и практические сведения о союзе как части речи. | 1 | 22.04.14 | 22.04.14 | |
116 117 | Контрольный диктант. | 2 | 23,25.04.14 | 23,25.04.14 | |
Частица (13 ч.) | |||||
118 | Частица как часть речи. | 1 | 28.04.14 | 28.04.14 | |
119 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | 29.04.14 | 29.04.14 | |
120 | Смысловые частицы. | 1 | 30.05.14 | 30.05.14 | |
121 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | 05.05.14 | 05.05.14 | |
122 | Сочинение - устное выступление по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381). | 1 | 06.05.14 | 06.05.14 | |
123 | Морфологический разбор частицы. | 1 | 07.05.14 | 07.05.14 | |
124 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | 12.05.14 | 12.05.14 | |
125 126 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 2 | 13,14.05.14 | 13,14.05.14 | |
127 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. | 1 | 16.05.14 | 16.05.14 | |
128 | Повторение. Цель: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц. | 1 | 19.05.14 | 19.05.14 | |
129 130 | Контрольный диктант. | 2 | 20-21.05.14 | 20-21.05.14 | |
Междометие (1) | |||||
131 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | 23.05.14 | 23.05.14 | |
132- 136 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 5 | 26,27,28,29.05 | 26,27,28,29.05 | |
137 138 | Итоговое контрольное тестирование. | 2 | 30.05.14 30.05.14 | 30.05.14 30.05.14 | |
139 140 | Резерв | 2 | 31.05.14 31.05.14 | 31.05.14 31.05.14 |
Содержание тем учебного курса.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип, форма урока | Формы контроля | Составляющие качества образования | Домашнее задание |
1. | Русский язык как развивающееся явление. Цель: показать развитие и совершенствование РЯ как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; пробудить интерес школьников к судьбам родного слова. | 1 | Рассказ с использованием презентации, работа с книгой, беседа. | Знать: некоторые особенности развития русского языка; знать понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. | Упр. 6 | |
2. | Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор. Цель: повторить основные синтаксические понятия (сл/соч, предложение, виды предложений по цели высказывания). | 1 | Работа с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь: ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме. | По упр. 7 выполнить задание на тему «Любимый уголок природы» |
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. Цель: повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах. | 1 | Работа с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа. | Карточки | С.6 вопросы, упр. 12. | |
4. | Лексика и фразеология. Цель: повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарем. | 1 | Работа с книгой, беседа с использованием презентации, опрос, самостоятельная работа. Лексический диктант | Карточки | Знать: понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы Уметь: оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями. | Упр. 14 |
5. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Цель: повторить трудные вопросы темы, порядок и особенности фонетического разбора, орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных, с правописанием Ъ и Ь. | 1 | Работа с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа. | Карточки | Уметь: работать с орфографическим и орфоэпическим словарями. | Упр. 19. |
6 7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Цель: вспомнить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разборов, повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. | 2 | Работа с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа. Распределительный диктант, тест. | Тест | Знать: орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. Уметь: различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарем. | Упр. 26, 27. |
8 9 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Цель: повторение грамматических признаков частей речи (в т.ч. глагола), отработка навыка грамматического разбора. | 2 | Морфологический разбор, выборочный диктант, практикум | Выполнение разборов. | Знать: основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи. Уметь: разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфографическим словарем. | Просклонять: 547, 190. Составить словосочетания. Упр. 38, 39. |
10 | РР. Текст. Цель: повторить сведения о тексте, видах связи в нем. | 1 | Урок развития речи. Работа с текстом, составление плана, выделение смысловых частей. | Текст | Знать: основные признаки текста, типы речи. Уметь: анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | Упр. 47. |
11 | РР. Стили литературного языка. Цель: повторить известные стили речи. | 1 | Урок развития речи. Объяснение материала с использованием презентации. Работа с текстом, составление плана, выделение смысловых частей. | Творческое задание. | Знать: изученные стили языка. Уметь: осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности. | Написать миниатюру об осени. |
12 13 | Контрольный тест. | 2 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | Тест | Знать: основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису. Уметь: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль, | |
14 15 | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие как часть речи. Цель: ознакомление с грамм. признаками причастия; формирование умения различать причастие и прилагательное. | 2 | Объяснение материала, самостоятельная работа. | тест | Знать: формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий. Уметь: опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагат. и причастия, составлять сл/соч и предложения с причастиями. | П. 9, упр. 56, 57. |
16 | РР. Публицистический стиль. Цель: дать представление о публицистическом стиле, его признаках, формирование умения определить текст публицистического стиля, его признаки. | 1 | Урок развития речи. Работа с текстом. | Знать: особенности публицистического стиля, его жанры. Уметь: осуществлять комплексный анализ текста | Творческое задание. | |
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Цель: ознакомление уч-ся со склонением прич.; формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях прич. и прил. | 1 | Объяснение, самостоятельная работа. Распределительный диктант, тест. | Тест | Знать: нормы согласования причастий с определяемыми словами. Уметь: безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса. | П. 11, упр. 67, 66. |
18 19 20 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Цель: дать понятие о прич. обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графич. обозначением прич. оборота в предложении, формирование умения определять границы прич. оборота, выделять запятыми прич. оборот. | 3 | Объяснение, самостоятельная работа. Распределительный диктант, работа по карточкам. | Карточки. | Знать: правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Уметь: выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова. | П. 12, упр. 71, 74. |
21 22 | РР. Описание внешности человека. Цель: подготовить уч-ся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека. | 2 | Урок РР, работа с текстом. | Знать: особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности. Уметь: создавать собственный текст заданного типа | Упр. 82. | |
23 | Действительные и страдательные причастия. Цель: знакомство с действ. и страдат. прич., отработка навыка смыслового различения действит. и страдат. прич. | 1 | Беседа, распределительный диктант, самостоятельная работа. | Знать: действительные и страдательные причастия. Уметь: различать действительные и страдательные причастия | П. 14, упр. 85. | |
24 | Краткие и полные причастия. Цель: дать понятие о кратких прич., их синтакс. роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие прич. | 1 | Объяснение, самостоятельная работа. Распределительный диктант. | карточки | Знать: полные и краткие страдательные причастия. Уметь: различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении. | П. 15, упр. 88. |
25 26 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Цель: ознакомление уч-ся со способами образования действ. прич. наст.вр., правописанием гласных в суффиксах действ. прич. наст. вр., отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. | 2 | Объяснение, самостоятельная работа. Распределительный диктант. | Карточки. | Знать: способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь: опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | П. 16, упр. 94. Индивидуальные задания. |
27 28 | Действительные причастия прошедшего времени. Цель: познакомить уч-ся с образованием и написанием действ. прич. прош. вр., отработка навыка написания гласных перед суффиксами прич. | 2 | Беседа, распределительный диктант, самостоятельная работа. | карточки | Знать: способы образования действительных причастий прош. вр. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени; адекватно передавать содержание текста | П. 17, упр. 98, 99. |
29 30 | РР. Изложение (упр.100). | 2 | Беседа, самостоятельная работа. | Изложение | Знать: памятку «Как писать изложение» | |
31 32 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр. Цель: ознакомление уч-ся с образованием и написанием страд. прич. наст. вр., формирование навыков написания суффиксов страд. прич. наст. вр. | 2 | Объяснение. Карточки, выборочный диктант, упражнение. Самостоятельная работа. | Карточки | Знать: способы образования страдательных причастий наст. вр. Уметь: образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | П. 18, упр. 102, 107. |
33 | Страдательные причастия прошедшего времени. Цель: знакомство со способами образования страд. прич. прош.вр. и написанием их суффиксов; формирование навыка написания прич. прош. вр. | 1 | Карточки, выборочный диктант, упражнение Работа в группах. | Знать: способы образования страдательных причастий прош. вр. Уметь: образовывать страдательные причастия прошедшего времени | П. 19, упр. 109. | |
34 | Гласная перед Н в полных и кратких страд. причастиях. Цель: ознакомление уч-ся с условиями выбора гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил.; формирование навыка написания гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил. | 1 | Объяснение, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Диктант «Проверь себя», к/сл/д. | Знать: о правописании гласных в суффиксах страдательных прич. Уметь: выбрать необходимую орфограмму. | П. 20, упр. 112, 113. |
35 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | Контрольная работа. | ||
36 37 38 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Цель: формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страд. прич. прош. вр. и отглаг. прил. | 3 | Объяснение материала, работа в группах, самостоятельная работа. | Карточки. | Знать: о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях. Уметь: определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм | П. 21, упр. 114, 115. Задание по карточкам. |
39 40 | Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилаг. Цель: показать различие в написании крат. страд. прич. и крат. прил.; формирование умения отличать крат. страд. прич. от крат. прил., навыка написания Н, НН в них. | 2 | Объяснение материала, выборочный диктант, упражнение, самостоятельная работа. | Карточки | П. 22, упр. 128. | |
41 42 | РР. Выборочное изложение (упр.130) | 2 | Коллективная работа, самостоятельная работа. | Изложение | Уметь: определять границы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание. | |
43 | Морфологический разбор причастия. Цель: познакомить уч-ся с порядком морфологического разбора прич.; отработать умение разбирать прич. морфологически | 1 | Объяснение, выполнение упражнений. | Диктант «Проверь себя», морфологический разбор. | Знать: порядок морфологического разбора причастия. Уметь: делать морфологический разбор причастий | П. 23, упр. 131. |
44 45 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Цель: познакомить уч-ся с правилом написания НЕ с прич.; формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в прич. | 2 | Объяснение, выборочный диктант, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями. Уметь: определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | П. 24, упр. 136, 137. |
46 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени. Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.; формирование навыка написания гласной после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр. | 1 | Объяснение, самостоятельная работа. . | Карточки. | Знать: условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр. Уметь: применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам. | П. 25, упр. 145. |
47 | РР. Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146) | 1 | Урок развития речи. Беседа. Самостоятельная работа. | Сочинение-описание | Знать: структуру сочинения-описания Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли | |
48 49 | Повторение. Цель: систематизация знаний о прич. | 2 | Беседа, опрос, работа в группах, самостоятельная работа. | Карточки, выборочный диктант. | Знать: теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе. Уметь: правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия | Подготовка к контрольной работе. Упр. 150. |
50 51 | Контрольный диктант. | 2 | Репродуктивная | |||
52 | Деепричастие как часть речи. Цель: ознакомление с лекс. и грамм. значением дееприч.; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия. | 1 | Объяснение материала с использованием презентации. | Опрос | Знать: глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь: находить деепричастия в тексте, употреблять деепричастия в речи. | П. 26, упр. 161. |
53 54 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Цель: дать понятие о дееприч. обороте, формирование навыка нахождения дееприч. оборота и выделение его запятыми. | 2 | Объяснительно-иллюстративная Репродуктивная | Карточки., выборочный диктант, упражнение Работа с перфокартой , тест | Знать: что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме. Уметь: находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах. | П. 27, упр. 167, 168. |
55 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Цель: ознакомление с правилом написания НЕ с дееприч. | 1 | Объяснение материала. Самостоятельная работа. | Карточки | Знать: правило написания НЕ с деепричастиями. Уметь: сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами | П. 28, упр. 173. |
56 | Деепричастия несовершенного вида. Цель: ознакомление со способами образования дееприч. несов. вида. | 1 | Объяснение материала. Самостоятельная работа. | Карточки | Знать: способы образования деепричастий Уметь: образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия». | П. 29, упр. 177. |
57 | Деепричастия совершенного вида. Цель: ознакомление со способами образования дееприч. сов. вида. | 1 | Объяснение материала. Самостоятельная работа. | Карточки | П. 30, упр. 185. | |
58 | РР. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». Цель: подготовить к написанию сочинения; написать сочинение: продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления. | 1 | Беседа. Самостоятельная работа. | Сочинение-рассказ | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | |
59 | Морфологический разбор деепричастия. Цель: ознакомить с морфологическим разбором деепричастий; формировать навык разбора. | 1 | Объяснение, выполнение заданий. | Морфологический разбор | Знать: порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь: обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия. | П. 31, упр. 188. |
60 61 | Повторение. Цель: обобщение и систематизация сведений о дееприч. и дееприч. обороте; выработка практического умения находить дееприч. обороты и ставить знаки препинания при них. | 2 | Урок повторения, опрос, беседа, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: морфологические признаки, орфографию деепричастия Уметь: применять пунктуационные правила. | Упр. 194, 193. |
62 63 | Контрольный диктант (тест). | 2 | ||||
64 | Наречие как часть речи. Цель: показать общее значение, морфологич.. признаки и синтаксич. роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксич. роль в предложении, в тексте для «живописания действий». | 1 | Объяснение материала с использованием презентации, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Знать: общее значение, морфологич. признаки и синтаксич. роль наречий. Уметь: опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении. | П. 32. Упр. 199. | |
65 66 | Смысловые группы наречий. Цель: показать значения, выражаемые наречиями; формирование умения находить в тексте наречия и определять их значения. | 2 | Объяснение материала, беседа, работа в группах, самостоятельная работа. | карточки | Знать: значения, выражаемые наречиями. Уметь: находить в тексте наречия и определять их значения. | П. 33, упр. 210, индивидуальное задание. |
67 | РР. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег». Цель: подготовить к написанию сочинения; формировать навык построения связного рассказа. | 1 | Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа. | Сочинение | ||
68 | Степени сравнения наречий. Цель: познакомить уч-ся со способами образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. ролью наречий, формирование умения образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг. | 1 | Объяснение материала, работа в группах, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: способы образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предлож. Уметь: образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг. | П. 34, упр. 214. |
69 | Морфологический разбор наречия. Цель: познакомить уч-ся с планом и образцом морфологического разбора наречия как части речи; формирование умения определять граммат. признаки наречия в морфологическом разборе. | 1 | Беседа, самостоятельная работа. | Диктант «Проверь себя», морфологический разбор. | Знать: план и образец морфологического разбора наречия как части речи. Уметь: характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами | П. 35, упр. 218. |
70 71 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. Цель: формирование навыка написания НЕ с наречиями. | 2 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Беседа, работа с книгой, упражнения | Знать: условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями. Уметь: применять на практике изученное правило. | П. 36, упр. 222, 226. |
72 73 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Цель: показать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-; формирование навыка написания НЕ и НИ в наречиях и других частях речи. | 2 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-. Уметь: писать НЕ и НИ с разными частями речи. | П. 37, упр. 229, творческое задание. |
74 75 | Н и НН в наречиях на –о, -е. Цель: формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –о, -е. | 2 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: условия выбора написания Н и НН. Уметь: писать слова с Н и НН. | П. 38, упр. 236, индивидуальное задание. |
76 | РР. Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать» (упр.240). Цель: познакомить с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия. | 1 | Уроки Р/Р, написание сочинения. | Сочинение | Уметь: писать сочинение-описание действий. | |
77 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; формирование навыка написания О и Е после шипящих в разных частях слова. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Уметь: писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи. | П. 40, упр. 243. |
78 79 | Буквы О и А на конце наречий. Цель: формирование навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. | 2 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: условия написания суффиксов наречий. Уметь: писать наречия с суффиксами –О и –А. | П. 41, упр. 247. Творческое задание. |
80 | РР. Подробное изложение (упр.248). | 1 | Урок развития речи, написание изложения. | Изложение | Уметь: писать подробное изложение | |
81 82 | Дефис между частями слова в наречиях. Цель: формирование навыка написания дефиса в наречиях. | 2 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки. | Знать: о постановке дефиса в наречиях и других частях речи. Уметь: различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий. | П. 42, упр. 253, 254. |
83 | РР. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья». Цель: выработать навык написания сочинения. | 1 | Урок развития речи, самостоятельная работа. | Сочинение. | ||
84 85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. местоим. Цель: формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях. | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Уметь: грамотно писать наречия | П. 43, упр. 261, 262. | |
86 | Ь после шипящих на конце наречий. Цель: формирование навыка написания Ь после шипящих на конце наречий. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Контр. орфоэпический Диктант. | Знать: условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих Уметь: писать слова с основой на шипящий. | П. 44, упр. 266. |
87 88 | Повторение. Цель: систематизация и обобщение знаний о наречии. | 2 | Самостоятельная работа. Опрос. | Карточки | Знать: изученный материал Уметь: применять знания на практике. | Упр. 272, подготовиться к диктанту. |
89 90 | Контрольный диктант. | 2 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | |||
91 92 | Категория состояния как часть речи. | 2 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: о категории состояния как о самостоятельной части речи. Уметь: отличать категорию состояния от прилагательных и наречий. | П. 45, упр. 276, 277. |
93 | Морфологический разбор категории состояния. Цель: познакомить с порядком морфологического разбора категории состояния. | 1 | Беседа, самостоятельная работа. | Морфологический разбор. | Знать: порядок морфологического разбора Уметь: разбирать категорию состояния как часть речи. | П. 46, задание в тетради. |
94 | РР. Сжатое изложение (упр. 281). Цель: научит умению находить в тексте ключевые слова и определять тему текста. | 1 | Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа. | |||
95 96 | Повторение. Контрольная работа. Цель: повторить и систематизировать знания и умения по теме. | 2 | Беседа, опрос, проверочная работа. | Проверочная работа. | Знать: изученный материал. Уметь: определять морфологическую природу слова. | |
97 | Самостоятельные и служебные части речи. Цель: познакомить с таблицей служебных и самостоятельных частей речи; показать их роль в предложении. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: самостоятельные и служебные части речи. Уметь: различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении. | П. 47, упр. 284. |
98 | Предлог как часть речи. Цель: показать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении; формирование умения различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Беседа, работа с книгой, упражнения | Знать: предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении. Уметь: употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений. | П. 48, упр. 288. |
99 | Употребление предлогов. Цель: познакомить уч-ся с многозначностью предлога, способностью предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблением предлога с сущ., местоим., числ.; формирование умения правильно употреблять предлоги. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ. Уметь: отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. | П. 49, упр. 294. |
100 | Непроизводные и производные предлоги. Цель: познакомить уч-ся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи. Уметь: верно писать производные предлоги. | П. 50, упр. 301, 302. |
101 | Простые и составные предлоги. Цель: знакомство с простыми и составными предлогами. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: простые и составные предлоги. | П. 51, упр. 304. |
102 | Морфологический разбор предлога. Цель: знакомство с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; отработка умения разбирать морфологически предлоги. | 1 | Объяснение, работа по вариантам. | Морфологический разбор | Знать: порядок и образец морфологического разбора предлога. Уметь: разбирать морфологически предлоги. | П. 52, упр. 305. |
103 | РР. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная площадка». Цель: продолжить работу по составлению плана и написанию сочинения по картине. | 1 | Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа. | Сочинение | ||
104 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по теме «Предлог». Цель: познакомить уч-ся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умение правильно писать предлоги; систематизация знаний о предлоге. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | К/сл/д, диктант «Проверь себя» | Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: различать союзы и предлоги. | П. 53, упр. 309. |
105 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | Диктант (тест) | ||
106 | Союз как часть речи. Цель: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формирование умения определять роль союзов, знаки препинания при них. | 1 | Объяснение материала с использованием презентации, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | карточки | Знать: союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте. Уметь: различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции. | П. 54, упр. 317. |
107 | Простые и составные союзы. Цель: познакомить с делением союзов на простые и составные. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: простые и составные союзы. | П. 55, упр. 318. |
108 | Союзы сочинительные и подчинительные. Цель: познакомить уч-ся с делением союзов на сочинит. и подчинит. и их назначением. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: о делении союзов на сочинит. и подчинит. и их назначении. | П. 56, упр. 322. |
109 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Цель: формировать умение подстановки запятой в сложном предложении. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: о постановке запятой в сложном предложении. | П. 57, упр. 325. |
110 | Сочинительные союзы. Цель: познакомить уч-ся с группами сочинит. союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинит. союзов, употребленных для связи связного текста. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: группы сочинит. союзов и их назначение. | П. 58, упр. 330. |
111 | Подчинительные союзы. Цель: познакомить с группами подчинит. союзов, показать их назначение; формирование навыка постановки запятой в сложном предложении, части которого соединены подчинит. союзами. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Контр. орфограф. Диктант. | Знать: группы подчинит. союзов, их назначение. Уметь: писать союзы и омонимичные части речи. | П. 59, упр. 339. |
112 | Морфологический разбор союза. Цель: познакомить с порядком морфологического разбора союза; вырабатывать навык разбора. | 1 | Объяснение, самостоятельная работа. | Морфологический разбор. | Знать: порядок морфологического разбора союза. Уметь: разбирать союз как часть речи. | П. 60, упр. 341. |
113 | РР. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343). Цель: вырабатывать умение писать сочинение-рассуждение. | 1 | Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа. | Сочинение-рассуждение. | Знать: структуру текста-рассуждения Уметь: писать сочинение-рассуждение. | |
114 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Цель: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы | П. 61, упр. 347. |
115 | Повторение. Цель: повторить теоретические и практические сведения о союзе как части речи. | 1 | Урок повторения, беседа, опрос, самостоятельная работа. | Карточки, опрос. | Знать: изученный материал. | Упр. 353. |
116 117 | Контрольный диктант. | 2 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | |||
118 | Частица как часть речи. Цель: показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство и отличие от служебных частей речи. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Знать: об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи. Уметь: отличать частицы от других частей речи. | П. 62, упр. 357. | |
119 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. Цель: закрепить знания о частице; дать понятие о роли формообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразующие частицы. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: формообразующие частицы. Уметь: распознавать формообразующие частицы. | П. 63, упр. 362, 363. |
120 | Смысловые частицы. Цель: дать понятие о модальных частицах; показать богатство оттенков значений модальных частиц; формирование умения различать оттенки значения частниц. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц. Уметь: различать оттенки значения частниц. | П. 64, упр. 369, 371. |
121 | Раздельное и дефисное написание частиц. Цель: знакомство уч-ся с дефисным частиц, -то, -ка; закрепление сведений о модальных частицах. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Знать: о раздельном и дефисном написании частиц. Уметь: писать частицы | П. 65, творческое задание. | |
122 | Сочинение - устное выступление по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381). Цель: учить составлять устное сочинение по картине. | 1 | Урок развития речи, написание сочинения в жанре устного выступления. | Сочинение - устное выступление. | Уметь: написать сочинение и выступить с ним перед классом. | |
123 | Морфологический разбор частицы. Цель: познакомить уч-ся с порядком разбора частиц; формирование умения определять грамм. признаки частниц. | 1 | Объяснение, работа по вариантам. | Морфологический разбор упражнения. | Знать: порядок разбора частицы. Уметь: определять грамм. признаки частиц. | П. 66, творческое задание. |
124 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Цель: дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формирование умения определять смысловые значения частиц НЕ и НИ. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Распределительный диктант | Знать: отрицательные частицы, их роль и смысловые значения. Уметь: правильно писать слова с частицами НЕ и НИ. | П. 67, упр. 390, 391. |
125 126 | Различение частицы и приставки НЕ-. Цель: закрепление правила написания НЕ с разными частями речи; формирование умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | 2 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Опрос | Знать: правила написания НЕ с разными частями речи. Уметь: систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | П. 68, упр. 398, 399. |
127 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Цель: показать различие частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-; формирование умения различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | 1 | Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Карточки | Знать: правила написания НИ с разными частями речи. Уметь: различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | П. 69, упр. 406. |
128 | Повторение. Цель: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц. | 1 | Урок повторения. Опрос, беседа, самостоятельная работа. | Диктант «Проверь себя», к/сл/д. | С.183 – вопросы, упр. 410. | |
129 130 | Контрольный диктант. | 2 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | Диктант | ||
131 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Цель: знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. | 1 | Объяснение материала с использованием презентации. Самостоятельная работа. | карточки | Знать: о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи, о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями Уметь: употреблять междометия в роли других частей речи Уметь: отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями. | П. 70- 71, упр. 416. |
132 133 134 135 136 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 5 | Урок повторения. Беседа, опрос, самостоятельная работа. | Упр. 422, 426, 430. Подготовка к итоговой контрольной работе. | ||
137 138 | Итоговое контрольное тестирование. | 2 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | |||
139 140 | Резерв | 2 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Учебники по русскому языку для общеобразовательных школ для 7 класса под ред. Н.М. Шанского.
- Таблицы по русскому языку по разделам русского языка.
- Раздаточный материал по русскому языку.
- Репродукции картин русских художников по развитию речи.
- Сборники заданий для текущего контроля.
- Уроки русского языка в 7классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Экран.
- Учебные словари:
- орфографический;
- орфоэпический;
- толковый;
- иностранных слов;
- синонимов;
- антонимов;
- фразеологический.
Список литературы.
1. Н.В. Безденежных. Новые олимпиады по русскому языку. 5-11 классы. Ростов на/Д, - 2011г.
2. Н.Г. Горашова. Поурочные разработки по русскому языку.7 класс. Москва, 2009г.
2. Л. А. Жердева. Русский-язык. Карточки-задания. 7 класс. Новосибирск, 2010г.
3. М.М. Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. Москва, 2008г.
4. О.А. Кудинова, Б.С. Юнусова. Русский язык. Контрольные работы. 6-7 классы. Москва, 2009г.
5. Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Москва, 2005г.
6. В.В. Тихонова, Т.Е. Шаповалова. 50 основных правил русской пунктуации. 5-11 классы. Москва, 2007г.
7. Н.П. Шульгина. Диктанты по русскому языку для 6 класса. Москва, 2005г.
Приложение.
Итоговое контрольное тестирование.
Часть 1.
- В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропусков пишется буква Е?
А) У ближайш..й пристан.., ситц..вый, от им..ни, крикн..т.
Б) В пахуч..й хво.., потч..вал, ед..шь, ненавид..л.
В) Ножич..к, под крыш..й, в случа.. опасност.., зате..л.
Г) На дальн..й окраин.., обид..л, вещ..вой, посе..шь.
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г
- В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется Ь?
А) Сеч.., сгораеш.., широкоплеч.., рубеж..
Б) Леч.., сентябр..ский, умоляеш.., роскош..
В) Береч..ся, сбежиш.., глуш.., в овеч..ей шкуре
Г) Исчерпаеш.., спряч..тесь, пахуч.., камен..щик
1) Б, Г 2) Б, В 3) А, Б 4) А, Г
- В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква И?
А) пр..способить, пр..влекательный, пр..ключение
Б) пр..думать, пр..спокойный, пр..рвать
В) пр..дать значение, пр..мудрый, беспр..кословно
Г) пр..чуда, пр..открыть, пр..морский
1)А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г
- В каком варианте ответа указаны словосочетания «причастие + существительное»?
А) темная туча
Б) темнеющее небо
В) спелые ягоды
Г) спеющие ягоды
1) Б, В 2) А, Б 3) В, Г 4) Б, Г
- В каком словосочетании главным словом является причастие?
- Услышанная новость
- Засеянное поле
- Поросший осинником
- Зажженный огонь
- В каком словосочетании причастие не имеет при себе зависимого слова?
- Набегавшая волна
- Тихо набегавшая
- Набегавшая на берег
- Изредка набегавшая
- В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
- В темнеющ..м лесу
- Устремляющ..гося потока
- О льющ..мся дожде
- Бурлящ..м ручьём
- В какое словосочетание входит деепричастие?
- Задрожал от страха
- Вышит нитками
- Услышав шорох
- Настроившийся на победу
- Найдите предложение с деепричастным оборотом.
- Мы ехали вдоль сплошных болот, заросших камышом.
- Расположившись неподалёку, они сели на траву.
- Солнце низко катится по горизонту, и его лучи заливают ледяные поля.
- Он вылез из машины и не спеша двинулся к зелёному дому.
- В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
- Прове..в
- Зате..вши
- Услыш..в
- Устро..в
- В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
- Волосы (не)подстрижены; (не)говоря; (не)встреченный друг
- (не)погаснув; трава (не)скошена; (не)навидел
- Стены (не) выкрашены; (не)зная усталости; (не)взлюбила
- (не)чувствуя; вода (не)пролита;(не)ответил
- Укажите верный ответ в определении морфологических признаков выделенного слова.
- Выросший в саду – действительное причастие настоящего времени
- Посеяна в огороде – глагол прошедшего времени
- Раскрытая книга – имя прилагательное
- Развалившись в кресле – деепричастие совершенного вида
- В каком варианте ответа указаны предложения с пунктуационными ошибками?
А) Шумит размахивая ветвями да вершинами старый лес.
Б) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.
В) Собака отпрыгнула взвизгнув и тут же пропала в темноте.
Г) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.
1) А, Г 2) В, Г 3) А, В 4) А, Б
- В каком словосочетании наречие сочетается с наречием?
- Двигаться бесшумно
- Плавно взмахивая
- Очень громко
- Дважды пытался
- В каком примере НЕ с наречием пишется раздельно?
- (не)допустимо резкий тон
- Отвечал (не)уверенно
- Ушли вовсе (не)далеко
- (Не)много задержаться
- К какому разряду относятся все три предлога: над, от, вследствие?
- Производные
- Непроизводные
- Простые
- Составные
- В каком предложении союз И связывает два предложения в составе сложного? (Знаки препинания не расставлены)
- Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
- Взошла луна и своим мягким фосфорическим светом озарила лес.
- Все окна раскрыты настежь и тёплая ночь смотрит в них из сада.
- В город он больше не вернулся и теперь каждую свободную минуту просиживал в избе старика.
- В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?
Внезапно появившиеся в хрустальном небе (1) птицы стали садиться на воду (2) оглашая всё своими скрипучими голосами(3) и (4) вновь взмыв в воздух (5) устремлялись в небо.
- 1, 2, 5
- 2, 5
- 1, 2, 3, 4, 5
- 2, 3, 4, 5
- В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется две буквы Н?
А) вещь подли..а, много раз стира..ый, пересоле..ый суп
Б) штопа..ые носки, маринова..ые грибы, лебеди..ая песня
В) жаре..ые в масле, рассказывал увлечё..о, вещь це..а
Г) кова..ый сундук, ветре..ый день, смышле..ый малыш
1) А, Г 2) А, В 3) В, Г 4) Б, Г
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.
По моему глубочайшему убеждению, двадцать первый век должен быть веком гуманитарной культуры.
Природа – чудо из чудес. Миллионы лет она сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Человек – высшая точка её развития. И у него есть долг перед природой . Он обязан помогать животным, птицам, растениям, помогать, не ожидая взамен немедленной награды. Уничтожая природу, он уничтожает среду собственного обитания и в конечном итоге уничтожает самого себя.
- Определите тип речи.
- Описание
- Описание с элементами повествования
- Повествование
- Рассуждение-размышление
- Определите стиль речи.
- Разговорный
- Научный
- Публицистический
- Художественный
- Какова задача данного высказывания?
- Сообщить сведения, имеющие научное значение
- Обменяться мнениями, впечатлениями с близкими или хорошо знакомыми людьми
- Сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение.
- Передать информацию об актуальных вопросах с целью воздействия, формирования общественного мнения.
- Укажите средство связи второго и третьего предложений.
- Синоним
- Местоимение
- Повтор одного и того же слова
- Союз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, русский, 6 класс
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...