Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Грезнева Ольга Васильевна

Аннотация

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей.  Первая часть - это написание сжатого изложения по тексту. Моя методическая разработка посвящена проблеме подготовки учащихся к написанию сжатого изложения на ГИА.  Каждый учитель русского языка вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к написанию сжатого изложения.  В своей разработке я остановлюсь на теоретических вопросах написания сжатого изложения и  предложу примеры практических заданий  для подготовки учащихся к экзаменационной работе. Разработка может быть полезна учителю русского языка общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meodich._razrabotka_uroka_rus.yaz_.docx67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации изученного по теме

«Синтаксис и пунктуация простого предложения» в 11 классе.

Конспект

Белицкая Валентина Александровна,

Учитель русского языка  МОУ «СОШ № 13 с УИОП»г.Электросталь МО

  1. Повторение.

  1. Эпиграф. 

     Язык открывает свои чертоги
и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело в однообразии покоя и борьбы, кто искренен не только с другими,
но и самим собою
…В.И. Белов.

  1. Вопрос. 

Как вы думаете, что будет темой нашего сегодняшнего разговора?

       (-русский язык).

      Послушайте диалог, записанный на улице.

      На какие невесёлые размышления наводит разговор на улице?

      Допустимо ли употребление жаргонизмов в литературной речи? Почему?

      (-затрудняет понимание и ограничивает возможности языка).

  1.  Соблюдение норм литературного языка является необходимым условием его сохранения и развития.

Задание № 1.Работа над орфоэпическими нормами.

Произнесите следующие слова:

Группа № 1.

Афера, затекший, опека, оседлый, маневры.

Группа № 2.

Новорожденный, острие, платежеспособный, дареный, одноименный.

Группа № 3.

Свекла, многоженство, блеклый, никчемный, безнадежный.

Группа № 4.

Белесый, заем, двоеженец, договоренность, истекший.

Группа № 5.

Житие, забредший, испекший, щелка, бытие.

Ответы:

Афера, затекший, опека, оседлый, маневры.

Новорождённый, остриё, платёжеспособный, дарёный, одноимённый.

Свёкла, многожёнство, блёклый, никчемный, безнадёжный.

Белёсый, заём, двоежёнец, договорённость, истёкший.

Житие, забредший, испекший, щёлка, бытие.

Задание № 2. Работа над грамматическими нормами.

А) Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

 Группа № 1.

 1. Большинство картин художников- передвижников был.. воспринят.. как гимн   человеку,    прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.

Группа № 2.

  1. Часть студентов уже сдал.. экзамены по специальности.

Группа № 3.

  1. Двадцать человек стоял.. в стороне.

Группа № 4.

  1. Множество темноватых туч расползал..сь по небу.

Группа № 5.

  1. Десять студентов окончил.. институт с отличием.

Ответ.

     1. Большинство картин художников- передвижников было воспринято  как гимн   человеку,     прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.

  1. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности.
  2. Двадцать человек стояли в стороне.
  3. Множество темноватых туч расползалось по небу.
  4. Десять студентов окончили институт с отличием.

Б) Исправьте ошибки в употреблении словосочетаний.

Группа № 1.

1. Отчитаться в получении полученного аванса.

Группа № 2.

2. Отзыв на статью.

Группа № 3.

3. Уделять внимание на каждую мелочь.

Группа № 4.

4. Превосходство новой техники перед старой.

Группа № 5.

5. Примириться пред неумолимой судьбой.

Ответ.

1. Отчитаться (о чём?) о получении полученного аванса.

2. Отзыв  (о чём) о статье.

3. Уделять внимание (чему?) каждой мелочи.

4. Превосходство новой техники (над чем?) над старой.

5. Примириться (с чем?) с неумолимой судьбой.

В) Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

Группа № 1.

  1. Об этом мы познакомим вас позже.

Группа № 2.

  1. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.

Группа № 3.

  1. Решительность парламента свелась лишь в предоставлении полномочий.

Группа № 4.

  1. Вчера брат приехал с Москвы.

Группа № 5.

  1. По окончанию переговоров представители сторон подписали совместное заявление.

Ответ.

  1. С этим мы познакомим вас позже.
  2. Докладчик подчеркнул необходимость строительства.
  3. Решительность парламента свелась лишь к предоставлению полномочий.
  4. Вчера брат приехал из Москвы.
  5.  По окончании переговоров представители сторон подписали совместное заявление.

Г) Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Группа № 1.

  1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.

Группа № 2.

  1. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.

Группа № 3.

  1. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам.

Группа № 4.

  1. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

Группа № 5.

  1. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность.

Ответ.

  1. Объяснение этих явлений можно найти, взяв в качестве иллюстрации последние события.
  2. После двух месяцев работы у него возникли осложнения с начальником цеха.
  3. Приняв смену, диспетчер направляет дежурных водителей   по объектам.
  4. Торговый зал был очищен от людей из-за опасений, что рухнет потолок.
  5. Изучая процесс разгосударствления, можно обнаружить определённую закономерность.

Группа № 5.

Д) Внесите стилистическую правку в предложения с однородными членами.

Группа № 1.

  1. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.

Группа № 2.

  1. ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин).

Группа № 3.

  1. В работу нужно включить как можно больше людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля.

Группа № 4.

  1. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

Группа № 5.

  1. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.

Ответ.

1. Магазину требуются продавцы овощей: картофеля и др.

  1. ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и рабочих (мужчин и женщин).
  2. В работу нужно включить как можно больше людей, которые управлялись бы с уборкой картофеля; необходимо использовать лошадей для облегчения труда работников.
  3. Рабочие завода поддерживают кандидатуры, выдвинутые участниками митинга, и голосуют за них.
  4. Автобус имеет высокие подножки, у него низкие динамические показатели.

II.  Проверка домашнего задания.

  1. Прочитайте высказывания о русском языке, принадлежащие великим мастерам слова.

Какое высказывание кажется вам наиболее актуальным в наше время и почему?

     Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?  Но нельзя думать, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев.

     Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово. Н.В. Гоголь.

     Язык- это история народа. Язык- это путь цивилизации и культуры. Поэтому- то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. И. Куприн.

  1. Прочитайте микротекст и выполните задания к нему.

  1. Русский язык (как любой другой национальный язык) представляет собой систему знаков, с помощью которой мы общаемся с представителями своего народа. (2) И, таким образом, он становится неотъемлемой частью нашего коллективного сознания, нашего менталитета. (3) Поэтому вместе с такими культурными элементами, как обычаи, нравы, национальное искусство, язык определяет нацию как выделенный среди иных народов объект.

  1. Какую цель, по-вашему, ставит автор этого текста:
  1. описать картину, нарисовать образ,
  2. передать последовательность действий, событий,
  3. донести до читателя свои мысли, рассуждения,
  4. познакомить читателя с научными сведениями и сделать умозаключение.
  1.   Укажите тип речи.______________________________
  2. Укажите стиль речи. _____________________________

 

Ответы.

1.4).

2. Рассуждение.

3. Научно- популярный.

  1. Систематизация изученного по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».
  1. Конструирование предложений.

Синтаксический разбор предложения.

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам  нашими дедами и отцами. В.Шукшин.

Перестройте его дважды таким образом, чтобы изменилась его характеристика. Дайте общую характеристику получившимся предложениям.

Ответ.

А) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, переданный  нам  нашими дедами и отцами. (простое, осложнённое).

Б) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, который передан  нам  нашими дедами и отцами. (сложноподчинённое с придаточным определительным).

  1. Составление обобщающей схемы «Простое осложнённое предложение».

Вопрос. 

Чем может быть осложнено простое предложение?

(- словами, грамматически связанными с членами предложения:

- однородными, обособленными и уточняющими членами;

- словами, грамматически не связанными с членами предложения: обращениями и междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями)

3. Повторение сведений и выполнение тренировочных упражнений.

А) Однородные члены предложения.

Дайте определение однородных членов предложения. СЛАЙД

  • Однородные члены - это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
  • Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая.

Вопрос.

Когда между однородными членами запятая:

- ставится,

- не ставится.

Ответ. СЛАЙД

Запятая ставится: 

  • перед противительными союзами (не марки, а открытки);

  • перед повторяющимися союзами (и марки, и открытки);

 

  • перед второй частью двойных союзов (как марки, так и открытки);

  • перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше.

Запятая не ставится:

  • перед однородными членами, соединёнными одиночными союзами (соединительными или разделительными);

  • запятая не ставится во фразеологических оборотах (и так и сяк).

Задание № 1. СЛАЙД

Составьте схемы предложений (знаки препинания не расставлены):

  1. Рыбалка успокаивает нервы настраивает на философский лад.
  2. Схватил он его за ноги и руки спеленал поправил все перевязки завернул его в воловью кожу увязал и помчался с ним в дорогу.
  3. Острым ножом мы вырезали узоры то колечко то спираль то шахматную клеточку.
  4. Летом и зимой весной и осенью лес хорош во все времена года.
  5. В каждом отсеке школы на лестницах на этажах в кабинетах везде стояли дежурные.

Б) Сравнительный оборот.

Расскажите о знаках препинания при сравнительных оборотах. СЛАЙД

  • Сравнительный оборот является частью простого распространённого предложения.

  • Сравнительные обороты выделяются запятыми.

  • Если оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, то запятыми он не выделяется.

  • Не обособляется оборот, если он входит в состав устойчивого словосочетания.

Задание № 2. СЛАЙД

Тест 1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой, объясните свой выбор:

  1. Озеро, как море, шумит при сильном ветре.
  2. Перед нами расстилались пёстрые, как ковёр, луга.
  3. Осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу.
  4. Они были похожи, как две капли воды.

Ответ. 4.

Тест 2. Укажите предложение, в котором на месте всех пропусков ставятся запятые.

  1. Внизу _как зеркало _стальное синеют озера струи.
  2. На чёрном_как тушь_небе не мелькает ни одна звёздочка.
  3. Как парус_чайка_там белеет в высоте.

      4.  Вода в реке была чёрной_словно_дёготь.

Ответ.2.

В) Обособленные члены предложения.

  • Обособленные определения и приложения.

Задание № 3.

Запишите предложения. Объясните знаки препинания.

Группа № 1. Незримый, ты мне был уж мил.

Люди, злые, голодные, двинулись по улице.

Группа № 2. А он, мятежный, ищет бури.

Привлечённые светом, бабочки летели к свече.

Группа № 3. Он видел небо, покрытое тучами.

Иван, усталый, всё же не мог заснуть.

Группа № 4. На небе стыли облака, ещё розовые от заката.

Пёстро раскрашенный, стоял катер у причала.

Группа № 5.Анна Ивановна, в шляпе и шали, вернулась с прогулки.

Он ушёл сильно расстроенный.

Задание№ 4. СЛАЙД

Запишите предложения. Замените обособленные определения необособленными (знаки препинания не расставлены). Какой вариант, по- вашему, более уместен? Какой приём используют писатели? С какой целью? (- инверсия)

  1. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения; но та же способность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. Л.Н. Толстой.
  2. Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из- под земли. А.П. Чехов.

Задание № 5.

Из прочитанных предложений выпишите приложения вместе со словами, которые связывают приложения с другими словами. Составьте предложение с одним из записанных приложений.

  1. Мы, экономисты, народ увлекающийся.
  2. Зашёл сосед Иван, поклонник Высоцкого.
  3. Всё дорожает белое золото, или хлопок.
  4. Иванову, как художнику, поручили оформить холл.
  5.  Мой пёс, по кличке Сват, спит.

Ответ.

Экономисты, поклонник Высоцкого, или хлопок, как художнику, по кличке Сват.

  • Обособленные обстоятельства.

Расскажите об обособлении обстоятельств. СЛАЙД

  • Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными  деепричастиями.

  • Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение.

  • Не обособляются фразеологические обороты и деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям (стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя и др.).

  • Могут обособляться обстоятельства, выраженные  существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Задание № 6. Тесты

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. СЛАЙД

Весело махая хвостом ( ) и тихо повизгивая, Каштанка ждала своего хозяина.

  1. здесь один деепричастный оборот, запятая ставится.
  2. причастный оборот перед определяемым словом, запятая не ставится.
  3. предложение сложное, запятая ставится.
  4. два деепричастных оборота, соединённых союзом и, запятая не ставится.

2. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.) СЛАЙД

  1. На севере слабо мерцая подымались какие-то белые облака.
  2. Он всегда краснел вспоминая эту историю.
  3. Воробей заметив кота мгновенно взлетел вверх.
  4. Часто он читал лёжа.

3. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.) СЛАЙД

  1. Несмотря на запрещение она пошла к реке надеясь развеять свою печаль.
  2. Он женился и вопреки пословице не переменился.
  3. Расправив крылья и вытянув шею гусь шёл прямо на меня.
  4. Садовник подрезав ветки яблонь закрыл калитку сада и ушёл в дом.

  • Обособленные дополнения.

Вопрос.

В каком значении употреблены дополнения с предлогами в следующих предложениях? СЛАЙД

1. Все включая новичков очень старались.

2. Он не видел ничего кроме её смеющихся глаз.

3. Иван в отличие от Вани человек солидный.

4. Вместо бритых скул была у него теперь бородка.

5. Я работал вместо него.

 

Задание № 7.

Сделайте вывод об обособлении дополнений. Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

Г) Уточняющие члены предложения

Вопрос.

Какие члены предложения называются уточняющими? Какими словами могут присоединяться уточняющие члены? СЛАЙД

  • Уточняться могут все члены предложения:

и главные, и второстепенные.

  • Уточняющие члены предложения могут быть присоединены к уточняемым словам союзами: то есть, или (в значении «то есть»), иначе, именно и др.,

             а также словами: особенно, даже, в частности, в том числе, например и др.

Задание № 8.

Запишите предложение, расставив знаки препинания:

Впереди нас  шагах в тридцати  видна полынья  из глубины которой  валит морозный пар.

Задание № 9.

Составьте предложения с уточняющими членами:

  1. несмотря на утренний туман
  2. шагах в тридцати от нас
  3. в частности учащиеся физмата
  4. в том числе русский язык
  5. то есть наш сосед

Д) Вводные слова и предложения.

Вопрос.

На какие группы делятся вводные слова по значению? Как они могут выделяться в предложении?

  • степень уверенности (большая или меньшая)

  • различные чувства

  • источник сообщения

  • порядок мыслей и их связь

  •  способы оформления мыслей

Задание № 10.

Разграничьте  в следующих парах предложений вводные слова и синонимичные им члены предложения. СЛАЙД

  1. Наконец он приехал.- Наконец можно обратиться к врачу за помощью.
  2. Выбор варианта с моей точки зрения удачен.- Я знаю, что совершено преступление, если смотреть на вещи с точки зрения общей морали.  

IV. Подведение итогов. Подведение итогов.

  1. Итоговый тест по теме урока.

Тест по теме «Пунктуация простого предложения»

__________________________________________________

1. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

  1. Наша школа как корабль.
  2. Изделия Фаберже подлинные произведения искусства.
  3. Интеллигентность это способность понимать.
  4. Красота - есть обещание счастья.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Площадь комнаты - двадцать квадратных метров.
  2. Жить - Родине служить.
  3. Пятью пять - двадцать пять.
  4. Любовь - есть источник поэзии, добра и ненависти.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Незаметно зажглась одна звезда () и тихо дрожит в тёмном сумраке небес.

  1. В этом предложении союзом и соединены однородные члены, перед и ставится запятая.
  2. Это предложение сложное, перед и ставится запятая.
  3. В этом предложении союз и соединяет однородные члены, запятая перед и не ставится.
  4. Это предложение сложное, запятая перед и не ставится.

4.  Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.

Няня повествовала (1) с пылом (2) живописно (3) с увлечением (4) и местами вдохновенно.

  1. 1,2,3                 2) 3,4                  3) 2,3                4) 2,3,4

5. Укажите, какие знаки препинания нужны в предложении на месте цифр.

Всеобщее признание принесли Поленову его картины (1) «Московский дворик» (2) «Бабушкин сад» (3) «Заросший пруд».

  1. 1 - запятая,2 - запятая, 3 – запятая;   2)1 - двоеточие, 2 - запятая, 3 – запятая;

3) 1 - тире, 2 - запятая, 3 – запятая;         4)1 - запятая, 2 - запятая, 3 – тире

6. Укажите, в каком предложении ставится тире. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Ближе к осени все опустело и дом и усадьба.
  2. Острым ножом мы вырезали узоры то колечко то спираль то шахматную клеточку.
  3. В одной из комнат жили птицы Черноголовки малиновки и даже соловей.
  4. Летом и зимой весной и осенью лес хорош во все времена года.

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Своего начальника он боялся как огня.
  2. Двор как плац.
  3. С утра поползли серые как дым, облака.
  4. Морозило ещё сильнее, чем вчера.

8.Укажите, в каком предложении на месте всех пропусков ставятся запятые.

  1. Ужинали _ не спеша и почти_ молча.
  2. Несмотря на_ плохую погоду_ соревнования состоялись.
  3. Он обернулся_ и_не поднимая головы_ и _ не показывая ей   лица_ушёл.
  4. Заметив людей_конь сердито фыркнул и пустился прочь_ломая кусты.

9. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. На севере слабо мерцая подымались какие-то белые облака.
  2. Он всегда краснел вспоминая эту историю.
  3. Воробей заметив кота мгновенно взлетел вверх.
  4. Часто он читал лёжа.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

Оба неразлучные друга (1) глухой и слепой (2) приносили каждую весну глухарей (3) много больше (4) чем все обыкновенные охотники.

  1. 1,2,3,4           2) 1,2,3         3) 2,3,4           4) 2,4

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

Много есть на свете (1) кроме нашей страны (2) всяких государств и земель (3) но одна у человека мать (4) одна у него и Родина.

  1. 1,2,3,4        2)  3, 4              3) 1,3,4                         4) 2, 3, 4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

Слепой музыкант (1) как это постоянно бывает со слепыми (2) обладал тонким слухом (3) а глухой повар (4) замечательным зрением.

  1. 1,2,3,4                2) 1,3,4                     3) 1,2,3               4) 3,4

13. На месте каких цифр в предложении нужно поставить скобки?

Дикий барин (1) так его прозвали (2) настоящее же его имя было Перевлесов (3) пользовался огромным влиянием (4) во всей округе.

  1. 1,2                2) 2,4              3) 1,3                4) 2,3

14. На месте каких цифр в предложении нужно поставить тире?

Пригибаясь (1) Юргин бросился к своему окошку (2) где у него (3) он помнил (4) лежала связка гранат.

  1. 3,4                    2) 1,2                  3) 2,3              4) 2,4

15. Укажите, в каком предложении пропущена запятая.

  1. Храбрый от природы человек, он не любил никаких рассуждений на эту тему.
  2. Роща на противоположном берегу реки, ещё час назад освещенная майским солнцем
    вдруг потемнела.
  3. Тяжелыми шагами ходили по паркету люди, выносившие вещи.
  4. Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе.

16. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны быть запятые.

Это была икона (1) вывезенная из Смоленска (2) и с того времени возимая (3) за армией.

  1. 1           2) 1,2                 3) 1,3             4) 2,3

17.  Укажите предложение, в котором на месте всех пропусков ставятся запятые.

  1. Изумлённый и растерянный_он не сразу нашёл_подходящий_ ответ.
  2. Вдоль железной дороги простирались_ невспаханные поля_ и нескошенные луга.
  3. Над рекой повис густой туман_белый_страшный.
  4. Простой народ здесь носит_ плетённые из лёгкого тростника _шляпы.

18. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

С необычайной силой и убедительностью художник умел передать ярость (1) грозно бушующего (2) моря (3) и блеск солнечных лучей (4) сверкающих в белоснежной пене (5) волн.

  1. 1,3              2) 1,3,4                     3) 3, 4, 5

19. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.

Раскрыв (1) рот от восхищения (2) забыв (3) страх и одиночество (4) Павлик смотрел кругом (5) машинально отвечая на вопросы зоолога.

  1. 2,4,5                       2) 1,3,4                  3) 3,4,5            4) 2,3,4,5

2. Домашнее задание.

А) Актуализация домашнего задания.

Прочитайте размышления о русском языке и его судьбе, принадлежащие замечательным русским писателям XX века. СЛАЙД

     Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан гам нашими дедами и отцами… В.М. Шукшин.

     Язык открывает свои чертоги
и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело в однообразии покоя и борьбы, кто искренен не только с другими,
но и самим собою
…В.И. Белов.

Согласны ли вы с писателями?

Какие проблемы, связанные с современным состоянием русского языка вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Домашнее задание.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 (1)Все метафоры, применимые к языку, верны по-своему. (2)Язык — это тюрьма, из которой нам никогда не удастся сбежать. (З)Язык — это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. (4)Язык — слуга и господин. (5)Язык — наш друг и враг одновременно. (б)Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. (7)Он как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. (8) Он не даёт ни соврать, ни обмануть самих себя. (9) О состоянии здоровья русского народа довольно красноречиво говорит статистика, утверждающая, что смертность русского населения России намного выше рождаемости, а это весьма тревожный сигнал, информирующий о вырождении нации, и об этом следует срочно звонить во все колокола.

  1. В полном соответствии со здоровьем народа находится состояние русского языка, терпящего сокрушительное фиаско, усугубляющееся резкой деформацией политической и экономической систем в России.
  2. На гребне реформаторской волны возникла как бы новая общность людей, не обременённых высоким образованием, но с  преувеличенными претензиями на ведущую роль в бизнесе, средствах массовой информации, очагах культуры и т. д.

(12)Они создали свои нравы, свой язык, копирующий «блатную феню». (13)Заявив о себе русским фольклором в форме анекдотов о делах своих и помышлениях-, назвали себя «новыми русскими».

(14) На сочной ниве их антирусской лексики ярким букетом расцвели слова, не отмеченные академическими словарями классического русского языка, а именно: непруха, неудобняк, нал, бабки, кидало, наезд, прикол, прокол, по барабану и несть им числа.

(15)Язык «новых русских» проник в жизнеутверждающие речи депутатов Госдумы, достиг эстрады и поразил кинематограф.

(16)Австралийцы, с большой любовью изучающие русский язык и культуру русскую, не могут взять в толк, например, какое лексическое значение имеет слово «блин» в фильме «Особенности национальной охоты», так как оно грамматически не связано в фразе, произнесённой героем фильма. (17)Это типичное слово-паразит от «новых русских»; имея примитивно-ругательный смысл, оно жирной кляксой ложится на прекрасный русский язык.

(18)Чтобы хоть как-то обогатить свою скудную речь, «новые русские» вкрапляют в неё слова иностранного происхождения (чаще английские), к примеру: эксклюзив, бартер, брокер и уйму других. (19) Слова эти на фоне самобытного и богатого фонетически русского языка выглядят, извините, как на корове седло.

(20)Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. (21 ) Что Тургенева — на языке Пришвина и Паустовского никогда мы уже не будем говорить вместе с нашими детьми! (22)Так что живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать соотечественникам, так это терпения и терпимости. (23)Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём наш единый общий русский язык, без которого невозможна русская культура.

(По Е. Чепурову)

1. Определите тип и стиль речи текста.

  1. описание, художественный
  2. повествование, публицистический
  3. рассуждение, публицистический
  4. рассуждение, научно-популярный

2. Укажите предложения, в которых сформулирована позиция автора.

  1. 1,9, 13, 18
  2. 6, 10, 22, 23
  3. 2, 8, 14, 20
  4. 3, И, 15, 19

3. Укажите средства выразительности, которые не используются в предложениях 14-19 для передачи особенностей современной языковой ситуации.

  1. эпитет
  2. метафора
  3. сравнение
  4. риторическое восклицание

4. Укажите предложения, в которых содержатся аргументы к тезису, сформулированному в предложении 15.

  1. 12-14
  2. 13
  3. 16-17
  4. 18-19

5. Среди предложений 15-21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения. Запишите его номер.

6. Напишите по прочитанному тексту сочинение-рассуждение.

Методические рекомендации по использованию урока.

Белицкая Валентина Александровна,

Учитель русского языка  МОУ «СОШ № 13 с УИОП»г.Электросталь МО

Урок русского языка по теме:

«Синтаксис и пунктуация простого предложения» в 11 классе.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Лингвистическая тема: Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Коммуникативная тема: коммуникативно- организационный дидактический материал на тему «Русский язык».

Технология урока: комплексная (работа над орфографическими и грамматическими нормами в группах, систематизация изученного с составлением обобщающей схемы и поэлементной отработкой навыков и умений, тестовый текущий контроль, продуцирование собственного высказывания).

Средства обучения:

  • Учебник
  • Дидактический материал для работы в группах над орфоэпическими и грамматическими нормами (на карточках и слайдах презентации)
  • Аудиозапись речевого образца (разговор, записанный на улице).
  • Обобщающая таблица «Простое осложненное предложение
  • Таблицы «Речевые и грамматические ошибки».
  • Карточки с заданиями и бланк ответов для итогового теста урока «Пунктуация в простом предложении».
  • Высказывания о русском языке русских  писателей (слайды презентации к уроку).
  • Распечатка текста и заданий к нему для выполнения домашней работы.
  • Лист учёта знаний для осуществления рефлексии на уроке.
  • Мультимедийная презентация к уроку.

Цели урока.

I. Познавательные:

  1. Повторить сведения об особенностях простого предложения, пунктуацию простого осложнённого предложения, повторить попутно типы речи, стили речи.
  2. Повторить орфоэпические и грамматические нормы русского языка.

II. Практические:

  1. Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».
  2. Закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении.
  3. Формировать умение применять знание норм языка в речи.
  4. Учить выявлять и формулировать проблему на основе исходного текста- высказывания писателя.

III. Общепредметные:

  1. Воспитывать:

а) интерес к предмету  в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала о языке и о вреде жаргонизмов (высказывания о языке, аудиофрагмент разговора, записанного на улице);

б) бережное отношение к родному языку;

в) языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной);

г) нравственные качества учащихся (понимание значимости языка как величайшего дара и осознание  необходимости бережного отношения к языку);

способность выработать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое отношение к ним, эстетическое восприятие высказываний писателей о языке.

  1. Развивать:

            а) логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.

  1. Формировать:

                  а) умение строить высказывание по заданным критериям;

                  б) оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных    знаний, умений.

     Урок проводится в 11 классе на этапе систематического повторения изученного за курс средней школы.. Повторение разделов «Синтаксис и пунктуация» считаю целесообразным проводить в несколько этапов:

  • Синтаксис и пунктуация простого предложения (осложнённого).
  • Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
  • Сложное синтаксическое целое.

     Данный урок позволяет привести в систему знания по указанной теме, полученные в школьном курсе изучения русского языка, использовать их при решении практических лингвистических задач, в том числе, при подготовке к ЕГЭ.

Организация повторения на уроке организована с использованием беседы о языке, построенной на основе высказывания писателя В. Белова, что даёт возможность учащимся эмоционально настроиться на предмет последующего разговора и самим сформулировать коммуникативную тему урока, целевые установки. Повторение орфоэпических и грамматических норм  проводится в форме групповой работы, что позволяет в ходе обсуждения в группах вспомнить нормы, найти правильное решение, учит деловому общению, а также способствует здоровьесбережению (снимается напряжение, вызванное индивидуальной и фронтальной формой работы).  В качестве заданий предложены:

  • работа над орфоэпическими нормами (произнести указанные слова);
  • работа над грамматическими нормами ( согласовать формы подлежащего и сказуемого, исправить ошибки в словосочетаниях, в употреблении падежных форм и предлогов, деепричастных оборотов);
  • работа над стилистическими нормами в предложениях с однородными членами.

     Материал заданий взят из домашних заданий, творческих работ учащихся, поэтому составляет элемент работы над ошибками учащихся. При выполнении подобных заданий учащиеся могут обращаться к таблице «Речевые и грамматические ошибки», таким образом закрепляется умение квалифицировать ошибки, что способствует предупреждению и развитию навыка исправления подобных ошибок. Содержание повторения позволяет также элементом подготовки к ЕГЭ, так как задания сформулированы аналогично заданиям А4, А5. Для проверки правильности после выполнения заданий учащимся предлагается правильный ответ на слайде презентации.

     Материал домашнего задания к данному уроку (беседа об актуальности проблем каждого из текстов о языке) также способствует подготовке к ЕГЭ. Учащиеся строят свой ответ как рассуждение (называют тезис, приводят доказательства своей позиции, делают вывод). Высказывания о русском языке учащиеся могут использовать при формулировании проблемы, комментария или подборе аргументов, доказательств по теме «Язык» при работе над текстом в части С.

Повторяются также типы и стили речи.

Материал домашнего задания используется для перехода к лингвистической теме урока: перестроив высказывание В.Шукшина дважды, обращаемся к тема «Простое осложнённое предложение. Синтаксис и пунктуация».

     Составление опорной  схемы «Простое осложнённое предложение» позволяет актуализировать знания учащихся.

Повторение сведений и отработка пунктуационных навыков осуществляются с использованием мультимедийной презентации, в которую включены сведения об осложнённом предложении и задания различных типов:

  • Однородные члены предложения и пунктуация при них (задания: составить схемы предложений).
  • Сравнительный оборот и знаки препинания при сравнительных оборотах (тестовые задания типа А 21).
  • Обособленные члены предложения (задания: конструирование предложений, тест типа А 19, А22).
  • Уточняющие члены предложения (задания: расставить знаки препинания в предложении с уточняющими членами, сконструировать предложения с данными уточняющими членами).
  • Вводные слова и вводные предложения (задание на  разграничение вводных слов и синонимичных им членов предложения).

     Таким образом, задания предусматривают различные формы работы на уроке, что позволяет эффективно отработать пунктуационные, речевые навыки, навык работы с тестовыми  заданиями, в том числе конкретными заданиями ЕГЭ, сохранить внимание учащихся, избежать утомляемости на уроке. Задания различны по степени сложности, что позволяет учащимся оценить свои силы и сделать выводы о необходимости корректировки собственных знаний. В ходе урока по мере выполнения заданий учащиеся отмечают успешность и трудности при выполнении заданий в листке учёта знаний (это могут быть различные отметки: плюсы или минусы, баллы по определённой шкале). Рефлексия на уроке способствует самооценке знаний учащегося. Одиннадцатиклассникам необходимо развивать навыки самоконтроля. Считаю целесообразным после проверки итогового теста урока соотнести результаты оценки учителя и самооценки ученика, что продемонстрирует объективную картину знаний и умений учащегося.

     После систематизации и повторения проводится текущий контроль- тест по теме с включением заданий, аналогичных заданиям урока и заданиям ЕГЭ. Эта работа предваряется комментарием учителя о необходимости правильно рассчитать время работы: на каждый тест отводится 1-2 минуты (рекомендации ФИПИ по распределению времени на часть А ЕГЭ- 1-3 мин).

     Актуализация домашнего задания проводится на материале высказываний русских писателей XX века. Вопросы учителя возвращают учащихся к разговору о проблемах языка, затронутых в начале урока. Учащиеся формулируют актуальные проблемы современного языка, что позволяет подготовить их к восприятию домашнего задания: работа по тексту о языке, написание сочинения- рассуждения в соответствии с критериями ЕГЭ. Содержание задания предполагает использование при его выполнении материала урока (лингвистические и коммуникативные знания, умения и навыки).

    Итак, данный урок может использоваться в 11 классе с целью повышения пунктуационной грамотности учащихся, а также для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

В связи с недостаточным количеством уроков русского языка  в учебном плане (1 ч в неделю) урок может использоваться в рамках ПО как занятие элективного курса «Говорим и пишем грамотно» по указанной теме. Материалы можно использовать как на одном, так и на нескольких занятиях в качестве отдельных элементов повторения по указанной теме. Презентационный материал позволяет неоднократно возвращаться к необходимым для повторения сведениям, упражнениям, заданиям, т.е. является универсальным средством для различных видов повторения.

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • характеристика темы;
  • планирование изучение темы;
  • рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

- Образовательные цели и задачи темы;

- Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

- Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

- Место и роль темы в курсе;

- Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

- Дается дидактический анализ содержания материала;

- Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

- Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока (с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Примерная технологическая карта урока:

Дидактичес-кая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидакти-ческих

задач

Мето-ды

обуче-ния

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Практическая работа.
  5. Лабораторная работа.
  6. Конференция.
  7. Семинар.
  8. Контрольная работа.
  9. Зачет.
  10. Деловая игра.
  11. Экскурсия.
  12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на  цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки.

  1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  6. Количество и объем разделов не лимитируется.

Примерная схема методической разработки: 

1. Название разработки.

2. Название и форма проведения мероприятия.

3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.

4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

5. Методические советы на подготовительный период

(правильное распределение поручений).

6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.

7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

10.Список литературы.

11. Автор разработки, должность, место работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения "

Урок в 9 классе по подготовке учащихся к написанию сжатого изложения....

Мастер-класс по теме : "Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения."

Тема: Подготовка к сжатому изложениюЦель: учить написанию сжатого изложения, формировать:Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе .Тема урока : «Подготовка к написанию сжатого изложения в ...

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"...