Мастер-класс по теме : "Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения."
консультация по русскому языку (9 класс) на тему
Тема: Подготовка к сжатому изложению
Цель: учить написанию сжатого изложения, формировать:
- Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
- Умение сокращать текст разными способами;
- Умение правильно и логично излагать свои мысли,
- Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_01.12.14g.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
станицы Новорождественской
муниципального образования Тихорецкий район
имени Героя Советского Союза Георгия Алексеевича Бочарникова
Мастер-класс по теме
«Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения»
01.12.14г.
Учитель русского языка и литературы Кундрюкова Е.В.
Тема: Подготовка к сжатому изложению
Цель: учить написанию сжатого изложения, формировать:
- Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
- Умение сокращать текст разными способами;
- Умение правильно и логично излагать свои мысли,
- Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Ход урока
I. Объявление темы и целей урока. (СЛАЙД1)
Тема нашего сегодняшнего урока "Подготовка к написанию сжатого изложения". Сегодня мы с вами заполним диагностические карты по результатам МДР. Повторим, что такое сжатое изложение, критерии его проверки, продолжим учиться составлять информационные схемы текстов и будем делать это с текстами из открытого банка ФИПИ.
Вспомним, что необходимо знать для удачного написания сжатого изложения.
ІІ. Работа по теме урока.
- Беседа по вопросам?
- Чем отличается сжатое изложение от подробного? (СЛАЙ2)
- Что значить сжать текст? (СЛАЙД3)
- По каким критериям проверяется такое изложение? (СЛАЙД4)
2. Заполнение диагностические карты по результатам МДР от 14.11.14г.
- Ребята, кто улучшил свой результат по сравнению с пробным экзаменом? По каким критериям?
- Работа над информационной схемой текста из МДР.
Эвристическая беседа:
- Что нужно знать, приступая к информационной обработке текста после его прослушивания? (СЛАЙД5)
- Что означает словосочетание «главная информация»?
- Что такое проблема? Тема текста? Основная мысль?
- В критериях встречаются слова микротема и абзац. Что это такое?
Вывод: таким образом после второго прослушивания текста мы составляем информационную схему текста (СЛАЙД6), а затем составляем план, используя ключевые слова и выражения, и только потом пишем черновой вариант изложения.
- Сколько времени на экзамене отводится на изложение? (90 мин)
- Пред вами полный текст Ю.Бондарева об искусстве. (СЛАЙД7) (Он вам знаком, мы делали в МДР работу над ошибками.)
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(По Юрию Васильевичу Бондареву)
- Какая информация должна была появиться у вас в черновиках после первого прослушивания? (При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них) (СЛАЙД 8)
- Какая информация должна добавиться после второго прослушивания? (Ключевые слова и фразы) (СЛАЙД9)
Вывод: затем на основе этих записей вы составляете информационную схему текста. (СЛАЙД 10)
- Самостоятельная работа над составление схемы текста Ю. Бондарева «Война была для детей…»
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
1)Сейчас вы должны составить информационную схему текста самостоятельно, на оценку. Шаблон есть у каждого.
2)Первое прослушивание текста.
3)Повторное прослушивание текста.
4)Работа по составлению схем.
5) Работа с полной версией текста с теми, у кого не получилось (СЛАЙД11)
- Выборочная проверка инф. схем, выставление оценок. (СЛАЙД 12)
III. Рефлексия.
- Возможно ли получить за изложение максимальный балл, если вы не определили тему текста и основную мысль, т.е. не составили Информационную карту текста? Почему?
IV. Домашнее задание. (СЛАЙД 13)
Составьте информационные карты к двум (по выбору) аудиотекстам из открытого банка ФИПИ ОГЭ-2015. Напоминаю, как найти открытый банк ОГЭ-2015 в Интернете.
V. Повторение способов сжатия текста.
(СЛАЙД14) Способы сжатия текста:
- исключение,
- обобщение,
- упрощение.
(СЛАЙД 15)
Исключение - это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное, помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.
(СЛАЙД16)
Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).
(СЛАЙД17)
Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).
(СЛАЙДЫ 18-20 примеры)
При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).
(СЛАЙДЫ 21-23 -тренажеры по определению способов сжатия)
21 – упрощение и обобщение;
22 – обощение и исключение;
23 – упрощение и обобщение.
VI. Итог урока. Ребята, сегодня мы с вами еще раз повторили алгоритм работы над сжатым изложением, вспомнили критерии его проверки, составили инф. схему текста и повторили способы сжатия текста. Я желаю вам удачи завтра на КДР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.
Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ».
Викторина по русскому языку к Дню славянской письменности....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Статья посвящена драматургии....
Подготовка к ОГЭ "Написание сжатого изложения"
Подготовка к написанию сжатого изложения...
Методическая разработка на тему Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения".
Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии....