Конспект урока на тему "Этикета как средство развития коммуникативных способностей школьников."
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Хабибуллина Рамзия Закировна

Цель урока:

Образовательная: закрепить и углубить знания вежливых слов; познакомить с этикетными выражениями просьбы. Научить правильно себя вести при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым.

Коррекционно-развивающие: коррекция мышления на основе упражнений в классификации; коррекция речи на основе упражнений в составлении предложений.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока «Формулы  речевого этикета как средство развития коммуникативных способностей школьников».

Цель урока:

Образовательная: закрепить и углубить знания вежливых слов; познакомить с этикетными выражениями просьбы. Научить правильно себя вести при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым.

Коррекционно-развивающие: коррекция мышления на основе упражнений в классификации; коррекция речи на основе упражнений в составлении предложений.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, культуру поведения.

Тип урока: урок-обобщение.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

План урока.

 I.Орг. момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Физ. минутка.

IV. Контроль и проверка знаний.

V.Самостоятельная  работа.

VI. Рефлексия. Итог урока.

 Ход урока:

I. Орг. момент

Приветствие.

Давайте поприветствуем гостей.

Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб  пожелать  здоровье  доброго.

Мы спешим сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастье нового.

Мы спешим сказать вам-

Удачи, успехов везенья!

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

 Сообщение темы урока

Когда ты хочешь молвить,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души. В. Солоухин

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении. Я считаю, что эта тема актуальна на сегодня. Человек культурный – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой жизни каждого человека.

Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога  В. Петровского: « Мы не  властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».

« Настоящая вежливость – это не парадный костюм, а повседневная одежда, и ее надевают ежедневно». Сервантес.

Этикет – установленный порядок поведения. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен. Вот из такого старинного русского языка пожелание  « Спаси бог» и родилось слово  спасибо – одно из самых распространенных слов в русском языке этикетных слов.

Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие. ( Восточная мудрость).

Вежливость—это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. До 16 века в  русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать» «знать». Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке.

Речевой этикет – правила речевого общения (вежливость, культура, доброжелательность).

Этикетные формулы общения.

Формулы благодарности.

Формулы извинения.

Формулы приветствия.

Формулы вежливого отказа.

1. Игра «Доскажи словечко».

1.Если  словом или  делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить (спасибо)

2.Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать (пожалуйста)

3.Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите (извините)

4. Зазеленеет даже пень,

Когда услышит (добрый день)

5. Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте)

6. И во Франции, и в Дании на прощание говорят ( до свидания)

7. За день мы устали очень

Скажем всем (спокойной ночи)

8. Друга встретил ты в обед

И сказал ему привет

Если же вечером встреча,

Скажем ему (добрый вечер)

9. Если девочка больна,

Хрипло кашляет она

И опять чихает снова,

Скажем ей мы (будь здорова)

2. Выполнение упр. 10 стр. 7

3. Работа с ромашкой.

Для того, чтобы  стать вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых на сердце у других людей становиться светлей и радостней.

Скажем спасибо с вами не раз

За все, что делают для нас.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь целый день.

Извини, пожалуйста, прости и разреши это не слова, а ключик от души.

Яркое солнышко встало опять «Доброе утро!» должны мы сказать.

Пора за стол, все для еды накрыто, приятного мы скажем аппетита.

Друг другу на прощание мы скажем до свидания.

4. Физ. Минутка.

Встаньте, пожалуйста.

Поднимите руки.

Будьте добры, похлопайте в ладоши.

Покрутитесь, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Посмотрите направо.

 Посмотрите налево.

Опустите руки, пожалуйста.

Садитесь, пожалуйста.

5. Разгадывание сканворда.

П

Р

С

И

Б

О

 В

И

А

И

З

В

Е

Т

П

Р

Ю

И

Д

Р

С

А

Д

Н

З

А

В

Г

О

И

В

Т

С

А

Л

Т

У

Й

Т

Е

Б

Е

6.Пословицы о вежливости.

Жизнь дана на добрые дела.

Волшебное слово, что ясный день.

Добрые слова не лень говорить нам целый день.

Вежливость ничего не стоит, но многое приносит.

Вежливости открываются все двери.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Ласковое слово и мед растопит.

7. Формула вежливости.

ЗПП+Д*У=КП

Знание правил поведения плюс доброжелательность умноженная на уважение составляет культуру поведения.

8. Рефлексия. Итог занятия.

9. Домашнее задание.

Перед тем, как нам расстаться,

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Все (хором) Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

АННОТАЦИЯПЕТРАЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНАМузыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей  младших школьниковЙошкар-Ола – 2014 Целью работы является изучение влияния музыкотерапии...

Презентация "Творческие задания на уроках немецкого языка как средство развития креативных способностей школьников"

Творческие задания считаются одним из наиболее эффективных приёмов обучения немецкому языку. Они создают благоприятные условия для усвоения немецкого языка, способствуют интенсивному применению лексик...