«Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (8 класс) на тему

Гимадиева Гульгена Нурулловна

Тип урока:  урок изучения и первичности закрепления нового материала

 

 Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);

- расширять знания об отечественных лингвистах (А.М. Пешковский);

- устранять речевые ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

- формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов;

- формирование умения выразительно читать текст.

Задачи урока:                

ü повторить, систематизировать знания о грамматической основе предложения;

ü выяснить, какую роль играет логическое ударение;

ü показать, как логическое ударение меняет смысл предложения;

ü воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

 

 На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

На 1 этапе урока была   проведена работа по подготовке учащихся к ОГЭ.   Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор,  презентация, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог .

Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий. Изменили расположение слов стихотворения А.С. Пушкина, чтобы получилось стихотворение.  Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.

  Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

 Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

 Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu.docx31.09 КБ
Файл 8_klass.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Русский язык  

Класс: 8                       Число: 12.10.2017 г

 Тема: «Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению.

 Тип урока: - урок изучения и первичности закрепления нового материала;

Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);

- расширять знания об отечественных лингвистах (А.М. Пешковский);

- устранять речевые ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

- формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов;

- формирование умения выразительно читать текст.

Задачи урока:        

  • повторить, систематизировать знания о грамматической основе предложения;
  • выяснить, какую роль играет логическое ударение;
  • показать, как логическое ударение меняет смысл предложения;
  • воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал: (лист с кроссвордами  на каждую парту).

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Добрый день, дорогие мальчики, девочки!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь  , пожелайте   хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

 

Записываем число и  тему  урока.  Проводим орфографическую минутку.   Напишем небольшой словарный диктант.

Монумент, истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия.

А теперь проверим работу друзей. Передайте тетради по часовой стрелке..

Форма работы: по парам. Учащиеся заполняют графы кроссворда на раздаточных листах. Кроссворд

1

2

3

4

5

По горизонтали:

2. Тип связи в словосочетании рано утром; (примыкание)

3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью; (управление)

4. Тип связи в словосочетании багряное солнце; (согласование)

5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи. (словосочетание)

По вертикали:

  1. Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений. (синтаксис)
  2. Проверка кроссворда осуществляется методом взаимоконтроля.

- Слово, которое получилось по вертикали, является названием раздела изучающего …..

Повторение понятий синтаксис. единиц

Выполнение упр.по определению членов предложения.

Актуализация знаний.

В следующем году вам предстоит сдавать ОГЭ .  8 задание тестовой части выглядит так: Выпишите грамматическую основу

Слайд 3,4,5

11 задание ОГЭ – Указать количество грамматических основ в предложении. Задание выполним устно.

3. Активизация знаний. Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит узнать, почему выдающийся ученый-лингвист А.М. Пешковский, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении» назвал порядок слов главной сокровищницей русского языка.

4. Изучение новой темы.

  • Записываем первую подтему: «Интонация».

Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: Мороз и солнце, день чудесный... с разной эмоциональной окраской

  • 1. Так, как будто вы читаете дневник метеоролога.
  • 2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.
  • 3. Как увлеченный конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.
  • 4. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ее грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.
  • Вывод: важна ли интонация?


Вывод…

  • Записываем вторую подтему: «Логическое ударение».

Сделайте вывод :Логическое ударение играет смысловую роль?

Петров завтра едет в Москву.

Петров завтра едет в Москву.

Петров завтра едет в Москву.

Петров завтра едет в Москву.

Вывод: Логическое ударение играет смысловую роль.

  • Третья подтема – «Порядок слов».

Учитель: В синтаксическом строе многих языков определен строгий порядок членов предложения. Например, в английском языке каждый член предложения должен стоять на своем месте. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому. Если сказуемое будет стоять перед подлежащим, то получится вопросительное предложение. В русском языке порядок слов в предложении свободный. Докажем это.

В русском языке порядок слов считается свободным. Это значит, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места в предложении.

Запишем определения в грамматич.тетрадь:

  • В предложениях, в которых подлежащее предшествует сказуемому, порядок слов прямой.
  • В предложениях, где сказуемое предшествует подлежащему, порядок слов обратный.
  • В стихотворных строчках такой порядок называют инверсией.

5. Закрепление

Тренировочное упражнение.

Задание: измените порядок слов в предложении так, чтобы получились стихотворные строки. Вставьте пропущенные буквы.

1. К_стер красной р_бины г_рит в саду …

2. Унылая пора! Оч_рованье очей!

Твоя пр_щальная краса пр_ятна мне...

3. Я вых_жу на д_рогу один...

Ответ:

1. В саду горит костер рябины красной ... (С. Есенин) 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ... (А.С. Пушкин) 3. Выхожу один я на дорогу … (М.Ю. Лермонтов)

Учитель: Что изменяется в строках при обратном порядке слов? На какие слова падает логическое ударение? Какое настроение создается при помощи приема инверсии?

6. Речевое упражнение.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. – Была организована выставка работ из природного материала, сделанных детьми и их родителями.

Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. – Привитую учителем любовь к рисованию и прекрасному я храню в душе и по сей день.

Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.- Кабинет с небольшими проходами заставлен партами.

7. Подведение итогов. Рефлексия

8. Домашнее задание:

Выписать отрывок (3-5 предложений) из художественного произведения в нем, кроме определения порядка слов, сделать синтаксический разбор предложений.













Кроссворд

1

2

3

4

5

По горизонтали:

2. Тип связи в словосочетании рано утром;

3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью;

4. Тип связи в словосочетании багряное солнце;

5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи.

По вертикали:

  1. Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений.

  • 1. Так, как будто вы читаете новости в телевидении.

  • 2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.

  • 3. Как увлеченный конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.

  • 4. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ее грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Среднекорсинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан 8 класс Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению. Выполнила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Гимадиева Гульгена Нурулловна

Слайд 2

Словарный диктант Взаимопроверка Монумент, истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия . 1 ошибка- « 4 » 2-3 ошибки – «5 »

Слайд 4

СИНТАКСИС

Слайд 5

Выпишите грамматическую основу

Слайд 6

Нет ли здесь какой-то зависимости ? У них строго разграничены все дома в населенном месте . Для греков все не греки были варварами . У древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем — « берегиня ».

Слайд 7

Проверим Нет Дома разграничены 3. Не греки были варварами Почитали

Слайд 8

Выпишите количество грамматических основ На планете нет ни од­ной «чистой» расы, нет на Земле ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 2. Пусть не свирепеют наши гордые мужчины, если я скажу, что женское здоровье гораздо важнее мужского.

Слайд 9

Порядок слов - главная сокровищница русского языка. А.М. Пешковский

Слайд 10

Интонация Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро »: Мороз и солнце, день чудесный... с разной эмоциональной окраской

Слайд 11

Логическое ударение Петров завтра едет в Москву. Петров завтра едет в Москву. Петров завтра едет в Москву. Петров завтра едет в Москву.

Слайд 12

Порядок слов В предложениях, в которых подлежащее предшествует сказуемому, порядок слов прямой. В предложениях, где сказуемое предшествует подлежащему, порядок слов обратный. В стихотворных строчках такой порядок называют инверсией.

Слайд 13

Задание: измените порядок слов в предложении так, чтобы получились стихотворные строки. Вставьте пропущенные буквы . 1. К_стер красной р_бины г_рит в саду … 2. Унылая пора! Оч_рованье очей! Твоя пр_щальная краса пр_ятна мне... 3. Я вых_жу на д_рогу один...

Слайд 14

В саду горит костер рябины красной ... ( С. Есенин) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ... ( А.С. Пушкин) Выхожу один я на дорогу … ( М.Ю. Лермонтов)

Слайд 15

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами .

Слайд 16

Была организована выставка работ из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Привитую учителем любовь к рисованию и прекрасному я храню в душе и по сей день. Кабинет с небольшими проходами заставлен партами.

Слайд 17

Домашнее задание Выписать отрывок (3-5 предложений) из художественного произведения в нем, кроме определения порядка слов, сделать синтаксический разбор предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

"Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение" конспект урока русского языка в 8 классе

Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям  «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение»....

Порядок слов в английских утвердительных предложениях

Презентация по грамматике к уроку английского языка для 5 класса...

Интонация. Логическое ударение. Порядок слов.

Интеграция крайне необходима при изучении языков: русского и английского.Различия и параллели можно проследить только сравнивая и анализируя эти два языка .Этот урок, с использованием методики р...

Конспект урока 8 класс "Порядок слов в предложении.Логическое ударение".

Повторение знаний о грамматической основе предложения. Значение и роль логического ударения....

Порядок слов в простом повествовательном предложении

Порядок слов в простом повествовательном предложении...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...