«Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (8 класс) на тему
Тип урока: урок изучения и первичности закрепления нового материала
Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);
- расширять знания об отечественных лингвистах (А.М. Пешковский);
- устранять речевые ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.
- формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов;
- формирование умения выразительно читать текст.
Задачи урока:
ü повторить, систематизировать знания о грамматической основе предложения;
ü выяснить, какую роль играет логическое ударение;
ü показать, как логическое ударение меняет смысл предложения;
ü воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.
На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
На 1 этапе урока была проведена работа по подготовке учащихся к ОГЭ. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.
При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, презентация, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог .
Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий. Изменили расположение слов стихотворения А.С. Пушкина, чтобы получилось стихотворение. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Задачи урока реализованы, программные требования учтены.
Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu.docx | 31.09 КБ |
8_klass.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет : Русский язык
Класс: 8 Число: 12.10.2017 г
Тема: «Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению.
Тип урока: - урок изучения и первичности закрепления нового материала;
Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);
- расширять знания об отечественных лингвистах (А.М. Пешковский);
- устранять речевые ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.
- формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов;
- формирование умения выразительно читать текст.
Задачи урока:
- повторить, систематизировать знания о грамматической основе предложения;
- выяснить, какую роль играет логическое ударение;
- показать, как логическое ударение меняет смысл предложения;
- воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.
Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал: (лист с кроссвордами на каждую парту).
Ход урока.
- Организационный момент.
- Добрый день, дорогие мальчики, девочки!
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь , пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Записываем число и тему урока. Проводим орфографическую минутку. Напишем небольшой словарный диктант.
Монумент, истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия.
А теперь проверим работу друзей. Передайте тетради по часовой стрелке..
Форма работы: по парам. Учащиеся заполняют графы кроссворда на раздаточных листах. Кроссворд
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
По горизонтали:
2. Тип связи в словосочетании рано утром; (примыкание)
3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью; (управление)
4. Тип связи в словосочетании багряное солнце; (согласование)
5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи. (словосочетание)
По вертикали:
- Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений. (синтаксис)
- Проверка кроссворда осуществляется методом взаимоконтроля.
- Слово, которое получилось по вертикали, является названием раздела изучающего …..
Повторение понятий синтаксис. единиц
Выполнение упр.по определению членов предложения.
Актуализация знаний.
В следующем году вам предстоит сдавать ОГЭ . 8 задание тестовой части выглядит так: Выпишите грамматическую основу
Слайд 3,4,5
11 задание ОГЭ – Указать количество грамматических основ в предложении. Задание выполним устно.
3. Активизация знаний. Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит узнать, почему выдающийся ученый-лингвист А.М. Пешковский, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении» назвал порядок слов главной сокровищницей русского языка.
4. Изучение новой темы.
- Записываем первую подтему: «Интонация».
Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: Мороз и солнце, день чудесный... с разной эмоциональной окраской
- 1. Так, как будто вы читаете дневник метеоролога.
- 2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.
- 3. Как увлеченный конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.
- 4. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ее грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.
- Вывод: важна ли интонация?
Вывод…
- Записываем вторую подтему: «Логическое ударение».
Сделайте вывод :Логическое ударение играет смысловую роль?
Петров завтра едет в Москву.
Петров завтра едет в Москву.
Петров завтра едет в Москву.
Петров завтра едет в Москву.
Вывод: Логическое ударение играет смысловую роль.
- Третья подтема – «Порядок слов».
Учитель: В синтаксическом строе многих языков определен строгий порядок членов предложения. Например, в английском языке каждый член предложения должен стоять на своем месте. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому. Если сказуемое будет стоять перед подлежащим, то получится вопросительное предложение. В русском языке порядок слов в предложении свободный. Докажем это.
В русском языке порядок слов считается свободным. Это значит, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места в предложении.
Запишем определения в грамматич.тетрадь:
- В предложениях, в которых подлежащее предшествует сказуемому, порядок слов прямой.
- В предложениях, где сказуемое предшествует подлежащему, порядок слов обратный.
- В стихотворных строчках такой порядок называют инверсией.
5. Закрепление
Тренировочное упражнение.
Задание: измените порядок слов в предложении так, чтобы получились стихотворные строки. Вставьте пропущенные буквы.
1. К_стер красной р_бины г_рит в саду …
2. Унылая пора! Оч_рованье очей!
Твоя пр_щальная краса пр_ятна мне...
3. Я вых_жу на д_рогу один...
Ответ:
1. В саду горит костер рябины красной ... (С. Есенин) 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ... (А.С. Пушкин) 3. Выхожу один я на дорогу … (М.Ю. Лермонтов)
Учитель: Что изменяется в строках при обратном порядке слов? На какие слова падает логическое ударение? Какое настроение создается при помощи приема инверсии?
6. Речевое упражнение.
Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.
Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. – Была организована выставка работ из природного материала, сделанных детьми и их родителями.
Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. – Привитую учителем любовь к рисованию и прекрасному я храню в душе и по сей день.
Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.- Кабинет с небольшими проходами заставлен партами.
7. Подведение итогов. Рефлексия
8. Домашнее задание:
Выписать отрывок (3-5 предложений) из художественного произведения в нем, кроме определения порядка слов, сделать синтаксический разбор предложений.
Кроссворд
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
По горизонтали:
2. Тип связи в словосочетании рано утром;
3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью;
4. Тип связи в словосочетании багряное солнце;
5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи.
По вертикали:
- Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений.
- 1. Так, как будто вы читаете новости в телевидении.
- 2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.
- 3. Как увлеченный конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.
- 4. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ее грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарный диктант Взаимопроверка Монумент, истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия . 1 ошибка- « 4 » 2-3 ошибки – «5 »
СИНТАКСИС
Выпишите грамматическую основу
Нет ли здесь какой-то зависимости ? У них строго разграничены все дома в населенном месте . Для греков все не греки были варварами . У древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем — « берегиня ».
Проверим Нет Дома разграничены 3. Не греки были варварами Почитали
Выпишите количество грамматических основ На планете нет ни одной «чистой» расы, нет на Земле ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 2. Пусть не свирепеют наши гордые мужчины, если я скажу, что женское здоровье гораздо важнее мужского.
Порядок слов - главная сокровищница русского языка. А.М. Пешковский
Интонация Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро »: Мороз и солнце, день чудесный... с разной эмоциональной окраской
Логическое ударение Петров завтра едет в Москву. Петров завтра едет в Москву. Петров завтра едет в Москву. Петров завтра едет в Москву.
Порядок слов В предложениях, в которых подлежащее предшествует сказуемому, порядок слов прямой. В предложениях, где сказуемое предшествует подлежащему, порядок слов обратный. В стихотворных строчках такой порядок называют инверсией.
Задание: измените порядок слов в предложении так, чтобы получились стихотворные строки. Вставьте пропущенные буквы . 1. К_стер красной р_бины г_рит в саду … 2. Унылая пора! Оч_рованье очей! Твоя пр_щальная краса пр_ятна мне... 3. Я вых_жу на д_рогу один...
В саду горит костер рябины красной ... ( С. Есенин) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ... ( А.С. Пушкин) Выхожу один я на дорогу … ( М.Ю. Лермонтов)
Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами .
Была организована выставка работ из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Привитую учителем любовь к рисованию и прекрасному я храню в душе и по сей день. Кабинет с небольшими проходами заставлен партами.
Домашнее задание Выписать отрывок (3-5 предложений) из художественного произведения в нем, кроме определения порядка слов, сделать синтаксический разбор предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
"Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение" конспект урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение»....
Порядок слов в английских утвердительных предложениях
Презентация по грамматике к уроку английского языка для 5 класса...
Интонация. Логическое ударение. Порядок слов.
Интеграция крайне необходима при изучении языков: русского и английского.Различия и параллели можно проследить только сравнивая и анализируя эти два языка .Этот урок, с использованием методики р...
Конспект урока 8 класс "Порядок слов в предложении.Логическое ударение".
Повторение знаний о грамматической основе предложения. Значение и роль логического ударения....
Порядок слов в простом повествовательном предложении
Порядок слов в простом повествовательном предложении...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...