Программа элективного курса "Моя речь - моё достоинство", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Моя речь – моё достоинство» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленной на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения. готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv._5_kl.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Моя речь – моё достоинство»
для учащихся 5-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Моя речь – моё достоинство» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленной на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения. готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
1. познакомить с основными понятиями культуры речи;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов предложен курс по выбору обучающихся «Моя речь – моё достоинство». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: развитие любви и уважения к родной стране, её языку и культуре; понимание роли слова в формировании и выражении мыслей и чувств; самовыражение и развитие творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание курса
Культура речи (5 часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
«В начале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М. Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.
Качества хорошей речи (7 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Основные виды деятельности | Кол-во часов | сроки | |
| Культура речи | ||||
1 | Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. | Лекционное занятие. | 1 |
| |
2 | Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. | Подготовка сообщений, практические задания по культуре речи. | 1 |
| |
3 | Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». | Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы | 1 |
| |
4 | Азбука важных и вежливых слов. | Сбор материала и анализ. | 1 |
| |
5 | Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. | Сбор материала и анализ. | 1 |
| |
| «В начале было слово…» | ||||
6 | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. | Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа. | 1 |
| |
7 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | Сбор материала и анализ. | 1 |
| |
8 | Литературный язык и местные говоры. | Заочное путешествие. | 1 |
| |
9 | Лексические диалектные различия и их типы. | Сбор материала по тематическим группам лексики. | 1 |
| |
10 | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М. Мишнева «Русская изба». | Работа с тестом. | 1 |
| |
11 | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
12 | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
13 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. | Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок. | 1 |
| |
14 | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. | Индивидуальная и групповая поисковая работа. | 1 |
| |
15 | Молодёжный сленг и отношение к нему. | Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала. | 1 |
| |
16 | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. | Сбор материала по истории личных имен, отчеств. | 1 |
| |
17 | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | Сбор материала по истории личных фамилий. | 1 |
| |
18 | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. | Сбор материала и обработка. | 1 |
| |
| «Слово – понятие, слово – творчество» | ||||
19 | К истокам слова. Почему мы так говорим? | Составление «биографии» слова. | 1 |
| |
20 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. | Элементы игровых технологий. | 1 |
| |
21 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. | Составление «паспорта» слова. | 1 |
| |
22 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. | Наблюдение за языком | 1 |
| |
23 | Как правильно употреблять слова. | Сбор материала и анализ | 1 |
| |
24 | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. | Анализ произведений УНТ, создание своих загадок. | 1 |
| |
25 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | Работа со словарями | 1 |
| |
26 | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. | Работа с текстами. | 1 |
| |
27 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | Составление памятки «Как написать письмо». | 1 |
| |
28 | Напиши письмо другу. | Создание творческих работ. | 1 |
| |
| Качества хорошей речи | ||||
29 | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | Лекционное занятие. | 1 |
| |
30 | Эмоциональная грамотность. | Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций. | 1 |
| |
31 | Основные речевые правила общения посредством телефона. | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
32 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
33 | Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. | Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие. | 1 |
| |
34 | Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса» | Защита проекта. | 1 |
| |
35 | Итоговое занятие. | Подведение итогов работы | 1 |
| |
|
|
|
|
|
|
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.
Средства обучения
1. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
2. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005
3. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
знать:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Программа элективного курса "Речь, летящая воздушной колесницей"
К сожалению, в школе традиционно больше внимания уделяется речи письменной, хотя в обществе давно назрела необходимость повышения именно речевой коммуникативной культуры.Элективный курс "Речь, летящая...
Программа элективного курса для учащихся старших классов «Деловая речь на английском языке»
Востребованность английского языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономи...