Программа элективного курса "Речь, летящая воздушной колесницей"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
К сожалению, в школе традиционно больше внимания уделяется речи письменной, хотя в обществе давно назрела необходимость повышения именно речевой коммуникативной культуры.
Элективный курс "Речь, летящая воздушной колесницей" открывает перед вами мир родного языка, его обширные способности и удивительные тайны. Известно, что совсем не безразлично, что и как сказать и написать: "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь". Данный курс даст возможность совершить экскурс в историю родного языка, поможет на практике развить те речевые способности,которыми обладает каждый из нас. позволит устранить ряд ошибок в собственной речи и избегать их в дадльнейшем. Приобретенные знанмия, несомненно, помогут вам успешно сдать экзамен по русскому языку и определиться с дальнейшим выбором профессионального пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
К сожалению, в школе традиционно большее внимание уделяется речи письменной, в то время как в обществе давно назрела необходимость повышения речевой коммуникативной культуры.
Данная программа элективного курса, адресованная учащимся
9-х классов, призвана помочь подросткам лучше овладеть родным языком, совершенствовать речевые умения. Это важно для каждого ребенка, вне зависимости от его дальнейшей профессиональной судьбы, т.к. успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов.
Специфика данного курса состоит в том, что он предназначен для учащихся гуманитарных классов. Курс состоит из трех ступеней. Первая ступень- пропедевтика, вторая ступень- углубление, третья – введение в специальность.
Содержание курса непосредственно опирается на знания, полученные учащимися на уроках русского языка, но позволяет в доступной, увлекательной форме овладеть нормами речи, открывая для себя новые глубины родного языка. В качестве учебного пособия предлагается практикум Т.И Фрояновой «Культура русской речи».
Аннотация.
Элективный курс «Речь, летящая воздушной колесницей» открывает перед вами мир родного языка, его обширные возможности и удивительные тайны. Известно, что совсем не безразлично, что и как сказать и написать: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Данный курс даст возможность совершить экскурс в историю русского языка, поможет на практике развить те речевые способности, которыми обладает каждый из нас», позволит устранить ряд ошибок в собственной речи и избегать их в дальнейшем. Приобретенные знания помогут вам успешно сдать экзамен по русскому языку и определиться с выбором дальнейшего профессионального пути.
Содержание курса
| 1 ступень | |
1 | Культура человека и культура речи. Как соотносятся между собой понятия «язык» и речь. Что такое норма в применении к языку. | 1 |
2 | Орфоэпия и ударение. Из истории русской графики. | 1 |
3 | Речевые ошибки и их квалификация. Алогизмы. | 2 |
4 | Слова однозначные и многозначные. | 1 |
5 | Синонимы и их роль в тексте. | 1 |
6 | Антонимы и их роль в тексте. | 1 |
7 | Речь и паронимы. | 1 |
8. | Устаревшие слова и неологизмы. | 1 |
9 | Исследовательские работы. Презентация индивидуальной и групповой работы. | 3 |
2 ступень | ||
1. | Имя существительное. Ошибки в образовании и употреблении форм. | |
2. | Имя прилагательное. Ошибки в образовании, выборе и употреблении. | |
3. | Особенности выбора и употребления числительных. | |
4. | Местоимения. Особенности выбора и употребления. | |
5. | Глаголы. Особенности употребления. | |
6. | Частотность употребления разных частей речи. | |
7 | Презентация проектной и исследовательской деятельности, рефлексия. Коррекция. | |
3 ступень | ||
1 | СМИ как вторая реальность. Позиция журналиста. | 1 |
2 | Определение целей интервью и способов интервьюирования. Разработка пакета проблемных вопросов. | 1 |
3. | Искусство журналистского опроса. Подготовка к интервью. Техники «ресурсного состояния». Алгоритм успешной беседы. | 2 |
4. | Выбор ньюсмейкера (человека, владеющего наиболее полной информацией) Разработка сценария интервью. | 2 |
5. | Презентация «Интервью на языковую тему, или Первый блин» |
В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности учащихся
- Наблюдение, исследование, мозговой штурм
- Выполнение практических работ
- Анализ текстов, редактирование
- Работа со словарями
- Презентации творческих работ по темам
- Самостоятельная исследовательская работа по выбранной теме
- Рефлексия в различных формах (презентация, участие в проекте, представление исследования)
По итогам обучения в портфолио могут быть помещены:
- Результаты совместного обсуждения презентации учащегося, оценки, данные работе одноклассниками.
- Исследовательская работа с оценкой и рецензией учителя.
Поурочно - тематический план.
1 ступень
№ | Тема | Теория | Практика | Виды деятельности и формы контроля |
1. | Культура человека и культура речи. | 1 | Установочная лекция учителя с представлением концепций, обозначение целей курса. | |
2. | Орфоэпия и ударение. Из истории русской графики. | 1 | Практическая работа в парах, работа со словарями. | |
3. | Лексика. Речевые ошибки и их разновидности | 1 | 1 | Анализ текстов, редактирование. Наблюдение за речью сверстников. |
4. | Моносемия и полисемия | 1 | Исследовательская работа «Фразеологизмы. Их значение и употребление» | |
5. | Синонимы. ИХ роль в предложении. | 1 | Работа с текстами: редактирование, создание своего текста. | |
6. | Омонимы, их роль в речи. | 1 | Сопоставительный анализ текстов разных стилей. | |
7 | Речь и паронимы. | 1 | Поисковая работа в сети Интернет | |
8. | Устаревшие слова и неологизмы. | 1 | Работа со словарями, создание собственных словариков | |
9. | Средства выразительности русского языка | 2 | Создание и защита исследовательских работ | |
10. | Рефлексия | 1 | Самооценка, презентация исследовательских работ | |
2 ступень | ||||
1. | Имя существительное. Выбор форм, ошибки в образовании. | 1 | 1 | Проектная деятельность «Ты и твое имя», «От имени нарицательного к имени собственному» |
2. | Имя прилагательное. Ошибки в образовании и употреблении прилагательных | 2 | Исследовательская работа в группах «Символика цвета», «Любимые цвета русских писателей» | |
3. | Особенности употребления числительных. Из истории числительных. | 1 | Формулирование правил, наблюдение за речью телеведущих, сверстников | |
4. | Местоимения. Особенности употребления. | 1 | Анализ текстов, редактирование, знакомство с необычными способами употребления. | |
5 | Глаголы. Особенности выбора и употребления. | 2 | Наблюдение за экспрессивными возможностями глагола. | |
6. | Частотность употребления разных частей речи. | 1 | Исследовательская работа. | |
7. | Рефлексия | 3 | Самооценка. Презентация работ. | |
3 ступень | ||||
СМИ как вторая реальность, способная влиять на человека | 1 | Наблюдение, исследование, мозговой штурм | ||
Цели интервью. Способы интервьюирования. Искусство журналистского вопроса. | ||||
Как подготовить себя к интервьюированию | Самостоятельное исследование | |||
Презентация индивидуальной и групповой работы | 4 | Презентация. Рефлексия. Самодиагностика. Коррекция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Риторика и культура речи"
Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....
Программа элективных курсов по русскому языку для 9-хклассов "Культура речи"
Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом им...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).
Цельданного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м...
Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"
Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование предложени...
Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"
Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...