Обучающее сочинение - описание народной игрушки.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Обучающее сочинение - описание народной игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opisanie_igrushki.docx | 1006.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: обучающее сочинение - описание народной игрушки.
Цель урока: 1)познакомить учащихся с народными промыслами, их особенностями, игрушками этих народных промыслов, работать над описанием народной игрушки;
2)развивать устную и письменную речь, учить составлять план, отбирать материал по теме;
3)воспитывать интерес к народному творчеству, трудолюбие, усидчивость, внимательность.
Оборудование: план описания народной игрушки, эпиграф, выставка промыслов "Огненная хохлома", "Дымковское чудо", "Голубая сказка", рабочие материалы.
Ход урока.
"Человек по натуре своей художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
вносить в свою жизнь красоту".
А.М.Горький
I. Организация класса, включая объявление темы, цели урока.
II. Работа над сочинением.
1. Слово учителя.
Народные игрущки поражают нас простотой и выразительностью. Ярка и красочна народная игрушка. Из детской забавы она постепенно превратилась в декоративную настольную скульптуру. Вятский художник И.А.Деньшин посвятил народной игрушке бесхитростные строки:
Завелась неведомая птица -
Всякий ей дивится:
Не поёт и не летает,
Вся горит и полыхает,
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая,
Расписная, золотая,
Просто диво - безделушка,
Зовут её народная игрушка.
Народная, потому что выполнена руками народных русских умельцев. Веселы, талантливы, жизнелюбивы и, конечно, добры были эти люди. Ведь создать красоту может только добрый-предобрый человек. Такой была и Марьюшка, решившая перед смертью красоту людям оставить.
Давайте и мы на эту красоту посмотрим. Перед нами выставка народных промыслов - хохломская роспись, гжель, дымковские игрушки. (Ребята смотрят выставку народных промыслов).
С незапамятных времён известны миру русские народные промыслы. Заглянем в глубь веков.(Рассказ ученика "Подарок из далёкой Московии").
Вот и нам предстоит выяснить, что такое Хохлома. (Рассказ ученика "Огненная Хохлома"). После рассказа ребята заполняют рабочие материалы о хохломе.
Здесь чашки и плошки,
Здесь и милые Матрёшки.
(В руках учителя чашки, плошки, матрёшка).
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская...(матрёшка).
(Ребята рассматривают матрёшку).
Как вы думаете, сколько секретов внутри?
Откуда взялась на Руси такая игрушка?
Почему её называёт матрёшкой?
Интересно?
Исторические сведения о происхождении матрёшки.
(Рассказ ученика "О происхождении матрёшки").
2. Выполнение упражнения "Матрёшка"
(Самопроверка. Слова на доске).
Посмотрите, перед нами голубая сказка (Рассказ ученика о гжели).
Ребята заполняют рабочие материалы о гжели.
Перед нами игрушки: куколки, лошадки, обезьянки, дракончики. Обратите внимание: в каждом мазке вся гамма синего цвета - от тёмного до прозрачно-светлого. Два-три прикосновения кисти - и рождаётся розы, васильки, одуванчики, ромашки. Только всё синие и голубое: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная роспись. Одним словом, голубая сказка.
Теперь новая игрушка!
Ходит гордо,
Смотрит важно,
В оперении нарядном:
Синий, жёлтый,
Красный круг -
Распустил свой хвост...(индюк).
Перед нами дымковское чудо - дымковская игрушка!
(Рассказ ученика о дымковском промысле).
Ребята заполняют рабочие материалы о дымковском промысле.
Любимые дымковские игрушки: индюки, барыни в ярких расписных платьях, кавалеры. Замечательная дымковская игрушка - "Кормилица", или "Нянюшка".
(Ученик описывает "Нянюшку").
Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами, народными игрушками. Какие чувства вызывают они у вас и почему?
(Ребята читают свои высказывания).
III. Подведение итогов урока.
Вывод. Народные игрушки нарядные, красочные, чувствуется, с какой любовью делали их мастера, передавая тепло своих рук и сердец. Одним словом, народная игрушка - это настоящий праздник!
Теперь нам предстоит написать сочинение о народной игрушке, озаглавить его.
Красочно оформить работу и сдать...
План описания народной игрушки
1. К какому народному промыслу относится эта игрушка?
2. Какова история промысла?
3. Каковы характерные отличия промысла?
4. Что представляет собой ваша игрушка?
Назовите её детали( из чего состоит, во что одета, краски каких цветов использовал мастер при её создании).
5. Какие чувства вызывает эта игрушка и почему?
Сказка о волшебных перьях Жар-птицы
Жила-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
– Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в двери, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один краше другого.
– Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся! Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кащея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать: – Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут яблоки золотые.
– Не проси меня, добрый молодец, – отвечает Марьюшка, – не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. ..Здесь люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь, вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
– Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят её из родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.
Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.
Подарок из далёкой Московии
Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – дело привычное. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далеким северным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которую умели делать только в далекой Московии.
Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами! Сэр Джон потер руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмет тяжелую на вид, отливающую золотым блеском чашу и застынет изумленный – чаша выточена из дерева!
-“Вы не узнали, - обратился торговец к капитану корабля, - имя мастера, создавшего эту посуду?”
- “Я спрашивал, сэр. Московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма.
ОГНЕННАЯ ХОХЛОМА
Сегодня мы поговорим с тобою о русском народном искусстве, точнее, только об одном его художественном явлении — искусстве «золотой Хохломы».
Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние затейливых узоров вызывает ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Созидательный огонь превратил деревянные поверхности посуды в золотые. Они блестят золотистым металлическим блеском. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках её неповторимую красоту, но и создавали простые предметы обихода. Мастера этого народного промысла украшали их яркой нарядной росписью, в которой ожили любимые природные мотивы.
Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, черничку, малинку, ежевичку, рябинку и чёрную и красную смородинку.
Самый любимый орнамент художников — «травка». Как правило, это удлинённые, слегка изогнутые тонкие былинки. А если «травки» превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти узоры называют «кудремами».
Есть на карте, недалеко от Горького, село Хохлома, известное теперь всему миру своими изделиями. Хохлома - это удивительная яркость и праздничность.
Как две радуги брови,
Губы-маки, пунцовый наряд,
И румянцем, свежее морковки,
Глянцевитые щёки горят.
Исторические сведения о происхождении матрёшки
В 90-х годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.
В начале 1900-х гг. мастерская "Детское воспитание" закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 км севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом - опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке.
В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз.
Матрешки, отражающие разные темы, были приурочены к определенным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. Так, к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажи комедии "Ревизор" (Хлестаков, городничий, судья, почтмейстер и другие). В 1912 г., к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон".
Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. В этом же году в Сергиевом Посаде организовалась кустарно-промышленная артель игрушек, что говорило о том, что спрос увеличивался и приносил немалый доход.
Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.
Матрёшка
Матрешка – это деревя(н-нн)ая кукла, похожая на Ваньку-встаньку. Изобр...жает она русск... крестьянск... девушку. Внутрь матрешк... вкладывают несколько меньших матрешек, распол...гая их по росту.
Матрешка в шали алого цвета ст...яла на письме(н-нн)ом столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стекля(н-нн)ая. В ней было скрыто еще пять матрешек в разн...цветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер нагр...дил матрешек русской кр...сотой, соболи(н-нн)ыми бр...вями и рдеющим, как угли, румянц...м.
Синие глаза он пр...крыл дли(н-нн)ыми р...сницами..
Голубая сказка
Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья. Первое упоминание о Гжели как местности относится к 19 веку. Гжельцы исстари говорили: "Не землёй мы кормимся - глина здесь - золото". Именно здесь русские мастера создали художественные заводы. Игрушечный промысел известен в деревне Володино с 17 века.
Росписчица использует в своей работе окись кобальта и пишет по слегка обожжённому фарфору на белом фоне.
Мотивы цветочной росписи - гирлянды, сюжетные сцены и пейзажи, изображение цветка в орнаментальном обрамлении.
Для гжельского письма характерен лёгкий, прозрачный мазок, тонкая линия рисунка, контрастное сочетание белой поверхности со сплошной заливкой кобальтом.
Синий цвет - хроматический цвет. Если синий цвет разбавить водой, то он будет светлее. Таким образом, можно получить определённое количество синих цветов, и все они будут различны по светлоте. Если в синий цвет добавить чёрный, то получим более тёмный цвет.
Один из важных законов цветоведения - закон контраста. Все предметы воспринимаются нами благодаря контрастам: тёмный предмет на светлом фоне смотрится отчётливее и, наоборот, если взять светлый предмет, он заметнее на тёмном фоне.
Листочки, цветы, завитки подчиняются ведущим линиям - веткам, длинным и гибким стеблям. Центру композиционному подчиняются все элементы росписи.
Дымковская игрушка.
Название Дымковской игрушки связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи
Нянюшка с младенцем
Фигура напоминает неваляшку.
В руках у нянюшки младенец, на голове младенца - чепчик со складками, на тельце - платьице, на ножках - башмачки.
На голове у нянюшки - голубой кокошник, из-под которого выглядывают коричневые локоны, на плечах - красная накидка. На шее - чёрные бусы под цвет глаз. На нянюшке длинная юбка, которая напоминает форму колокола. На юбке - фартук с оборками. Жёлтой краской окрашен чепчик и башмачки младенца. Жёлтая полоса на фартуке в виде широких колец на подоле юбки.
Малиновой краской окрашено платьице "младенца" и подол "нянюшки" в виде кружочков. Губы у нянюшки ярко-алые. На щеках нянюшки и младенца играет румянец, знак того, что воспитательница и её подопечный пышут здоровьем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как написать сочинение? Описание игрушки.
1 урок-подготовка к написанию сочинения-описания предмета 2 урок- сочинениеСМ.презентацию к уроку...
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...
Урок развития речи в 6 классе "Описание народной игрушки"
Урок развития речи по русскому языку "Описание народной игрушки" включает в себя знакомство с народным промыслом (игрушками, сделанными руками народных умельцев); выставку музейных экспонатов, рассказ...
Урок развития речи в 6 классе "Сочинение-описание "Моя любимая игрушка""
На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Урок развития речи. Сочинение-описание" Моя любимая игрушка".
Данный урок призван подготовить детей к описанию предмета в художественном стиле: выбирать яркие детали, использовать использовать эпитеты, сравнения, слова в переносном значе...
Технологическая карта урока «Описание предмета. Подготовка к сочинению- описанию игрушки литературного персонажа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Разработка интегрироованного урока по русскому языку, литературе, ИЗО....