Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._rus_yaz_9kl.docx | 95.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса «Русский язык» для 9 класса
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в IX классе – 68 часов.
.
Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся
- овладение ими речевой деятельностью
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Планируемые результаты обучения.
Личностные: осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ;
Готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении;
Осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре.
Метапредметные результаты;
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости;
-умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях и дискуссиях;
-умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
-развитие способности использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
-овладение навыками речевого самоконтроля;
-умения и навыки анализа явлений языка на межпредметном уровне(на уроках родно языка, иностранного, литературы).
Предметные результаты:
-освоение базовых понятий: язык и речь, диалог и монолог и т. д.
-знание языковых единиц русского языка, их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения;
-уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;
-знание основных особенносей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
-знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике;
-умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;
-чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров: художественных, научно-популярных, публицистических, деловых;
-понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе речи;
-создание текстов, различных по жанру и стилю, с учётом сферы и ситуации общения;
-работа стекстом как источником информации, многоаспектный анализ текста, владение основными видами информационной переработки текста в план, тезисы и конспект;
-перевод фрагментов текста на русский язык с родного.
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
- осмысления его основных закономерностей
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
- навыков самостоятельной учебной деятельности
- самообразования, речевого самосовершенствования
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
- способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Русский литературный язык
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.
Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.
Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.
Виды лингвистических словарей (обобщение).
Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура. Поведения человека.
*Понятие экологии языка.
Повторение изученного в 5 – 8 классах
Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.
Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Вопрос о тексте как единице языка и речи.
Текстоведение
Текст и его признаки (обобщение)
Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др.
Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.
*Анафора как риторическая фигура речи.
Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).
Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения
Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.
Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю.
Основные требования к публичному выступлению.
Чтение и изложение текста (подробное и сжатое)
Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.
Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.
Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
Сложное предложение как единица синтаксиса
Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложносочиненного предложения.
*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то).
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).
Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.
Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).
Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).
*Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике.
*Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.
Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.
Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1)со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.
Синтаксические конструкции с чужой речью
Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.
*Несобственно-прямая речь
Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.
Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию.
Повторение изученного в 5-9 классах
Программно-методическое обеспечение предмета
«Русский язык»
Для учителя:
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс. /В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
- Роговик Т.Н. Русский язык. 9 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
- Программа по русскому языку для 5-9 классов, авторы С.И. Львова (Москва, «Мнемозина» 2009г)
- В.В.Львов,Львова С. И.,. Русский язык. 9 класс – 2010г.
- И.П. Васильевых/ Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 9 класс». М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
- Русский язык.9 класс. Поурочные планы по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова – М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.
- Справочные материалы по русскому языку. Приложение к учебнику –Москва» Мнемозина»-2010г. С.И. Львова, В.В. Львов.
Для учащихся:
- Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 9 класс /В.В.Львов. –М.: Дрофа, 2009
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 9 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009
- Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 9 класс: К учебнику М.Т.Баранова. «Русский язык. 9 класс» / И.В.Текучева. –М.: Издательство «Экзамен», 2004
Мультимедийные пособия
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 9 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
- http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
- http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
- http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
- http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
- http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
- http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
- http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
- http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
для учителя
Справочно-информационные ресурсы:
- http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
- http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности
- http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
- http://www.edu.ru – образовательный портал
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Календарно-тематическое планирование по русскому языку за курс 9 класса
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов | Месяц, неделя | Оборудование | Формы работы | Виды деятельности | Осваиваемые учебные навыки | Осваиваемые метапредметные умения | Домаш нее задание | ||
Русский язык - национальный язык русского народа | |||||||||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа Тип урока – комбинированный Параграф 1 Дидактическая модель – объяснительно-иллюстративная Цель: Показать роль русского языка в современном мире, Объяснить его авторитетность, убедить учеников в необходимости хорошего знания русского языка | 1 | Сентябрь, 1-я неделя | Мультимедиа Презентация по теме (не более 10 минут на уроке) | Работа с текстом Работа с толковым словарем: Национальный язык, актуальность Выявление темы, идеи текста, языковых приемов организации текста Беседа Проблемные вопросы и ответы на них | Комплексный анализ текста Индивидуальная парная | Знать: Понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка Тема, идея текста, языковые приемы организации текста Великие личности о русском языке К - продуктивный Уметь Монологический ответ по заданной теме | Составление простого и сложного планов Умение формулировать тезис и приводит аргументы Выразительное чтение Определение основной мысли высказывания Воспитание гражданской позиции и патриотизма Использование для решения познавательных задач разных источников информации | Упр.5 или7 | ||
Повторение изученного в 5-8 классах | |||||||||||
2 | Повторение изученного: Фонетика, орфоэпия. Графика Тип – систематизации ЗУН Параграф 2 Цель: систематизировать знания по фонетике, повторить орфографию Репродуктивная | 1 | Сентябрь 1-я неделя | Мультимедиа Проецирование плана фонетического разбора и орфоэпических правил | Работа со словарями Определение значения терминов Индивидуальная Парная Групповая | Фонетический и орфоэпический разбор слов Замена орфоэпической записи орфографической Проверочная работа: фонетический разбор слова | Знать Понятия о звуках речи, соотношении звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы Уметь Фонетический и орфоэпический разбор слов Применять знания по фонетике в практике писания и говорения Составлять рассуждение научного стиля Продуктивный | Умение работать со справочной литературой Систематизация информации Оценочные навыки: осуществление текущего контроля своей деятельности Умение вступать в речевое общение | Упр.16. стр.13 | ||
3 | Р/Р Повторение Типы и стили речи Параграф 28,29 Стр 161 Цель: систематизировать знания о типах и стилях речи | 1 | Сентябрь 2-неделя | Мультимедиа Презентация по теме: определение типов , особенности стилей речи Схемы речевых ситуаций Таблица стилей речи | Работа с текстами разных типов и стилей речи работа с таблицей стилей | Анализ текстов с точки зрения типов и стилей речи Анализ речевой ситуации Составление схем речевой ситуации Работа с инструкцией (стр.169) | Знать Признаки текста и его функции Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Соблюдение норм построения текста Совершенствование и редактирование собственного текста Умение писать сочинения в разных жанрах | Составление плана Редактирование Создание текстов в устной и письменной форме Совершенствование речи Работа с инструкцией Оформление мысли Определение содержания и жанра выступления Использование вербальных и невербальных средств | Написать 3 мини-сочинения: повествование, рассуждение, описание или на заданную учителем или самостоятельно выбранную учениками тему | ||
4 | Р/Р Сжатый пересказ Тип – развития речи | 1 | Сентябрь 2-я неделя | Презентация Определение микротемы, абзаца. Образец планов Аудиозапись текста для сжатого изложения (из материалов ГИА) | Прослуши вание текста Составление плана Устный пересказ Письменные пересказ текста | Монологическая речь Написание сжатого изложения Редактирование собственных текстов | Знать: Признаки текста Функции текстов разных типов речи Уметь Строить микротекст в соответствии с заданной темой Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме Совершенствовать и редактировать собственный текст Продуктивный творческий | Организация совместной творческой деятельности Умение строить высказывание по теме в устной и письменной форме Совершенствование речи Изложение темы Постановка задачи Самостоятельное планирование своего продукта | Написать сжатое изложение по тексту упр.27. стр.17, предварительно составив его план | ||
5 | Повторение: Лексика, морфемика, словообразование Тип- систематизации ЗУН Параграф 3 Цель: систематизировать знания по лексике, морфемике, повторить орфографию Репродуктивная | 1 | Сентябрь 3-я неделя | Презентация Способы словообразования в русском языке Части речи Части слова Примеры трудных словообразовательных разборов и определения частей речи (сравнительная степень существительного и прилагательного, союзы, местоимения. частицы) Слова и предложения для разбора | Систематизация и обобщение знаний по таблицам Анализ частей речи в предложениях Тренинг Практикум | Разбор слова по составу Словообразовательный разбор Морфологический разбор Подбор синонимов, антонимов. Поиск омонимов. Определение лексических особенностей слова | Знать Виды морфем Чередование звуков в морфемах Основные способы образования слов Определение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, историзмов. архаизмов, старославянизмов, диалектизмов, профессионализмов, фразеологизмов Словари русского языка и их роль Уметь Применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания Пользоваться словарями русского языка | Умение работать с обобщающими таблицами и справочными материалами (словарями) Извлечение информации по данному вопросу Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления | Упр.22, стр 15 | ||
6 | Повторение Морфология и синтаксис Тип – систематизация ЗУН Параграф 4 Цель: систематизировать знания по морфологии и синтаксису повторить орфографию Репродуктивная | 1 | Сентябрь 3-я неделя | Презентация Таблица частей речи Таблица односоставных предложений Таблица видов предложений по наличию грамматической основы Таблица Виды сказуемых Таблица подчинительных словосочетаний Примеры предложений для анализа | Синтаксический анализ предложений и словосочетаний Тренинг Практикум Комментированное письмо | Синтаксический разбор предложений и словосочетаний Выполнение упражнений на определение частей речи (ИЗ материалов ГИА) Заполнение таблицы частей речи | Знать Признаки частей речи, особенно их функции Отличие причастий от деепричастий Понятие о словосочетаниях (согласование, управление. примыкание) и предложениях (по цели высказывания, интонации, наличии грамматических основ, видам связи между частями, виды сказуемых, виды односоставных предложений) Отделяющие и выделяющие знаки Уметь определять части речи (различать предлоги, наречия. существительные), делать полный синтаксический разбор словосочетаний и предложений | Работа с обобщающими таблицами Совершенствование речи Извлечение информации по данному вопросу Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления | Составить предложения с существительными. наречиями, предлогами. союзами, местоимениями (тоже – то же так же – также, зато – за то, причем – при чем, при том –притом, вверх – в верх, вдаль – в даль, в течение – в течении и т.д.) Подписать части речи, подчеркнуть самостоятельные части речи как члены предложения | ||
7 | Повторение Орфография и пунктуация Тип – систематизация ЗУН | 2 | Сентябрь 4-я неделя | Презентация Таблица Виды орфограмм Таблица – Правописание корней с чередованием Таблицы – Правописание о-е после шипящих, не-ни, н-нн Таблица слитного, раздельного и дефисного написания Правописания ъ и ь знаков Таблицы – Схемы сложных предложений, однородных членов. обособленных членов | Практикум Тренинг Комментированное письмо Чтение таблиц Заполнение таблиц | Анализ предложений и текстов с точки зрения морфологических и синтаксических норм русского языка (ИЗ материалов ГИА) Комментированное письмо | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь Применять изученные правила, Пользоваться способами применения правил | Работа с обобщающими таблицами Совершенствование речи Умение создавать алгоритм деятельности Извлечение информации по данному вопросу Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления | Составить диктант или найти текст (100 – 120 слов) , где бы встречались повторенные орфограммы и пунктограммы | ||
8 | |||||||||||
9 | Р/Р Повторение и углубление знаний о тексте Тип – развития речи Параграф 30 | 1 | Октябрь 1-я неделя | Презентация Таблицы: - текст и его особенности - примерная тематика текстов с примерами - проблематика - способы и средства связи | Написание сочинений разных жанров | Анализ текстов с точки зрения тематики, проблематики и средств связи (ИЗ материалов ГИА) Языковые художественные средства | Знать Признаки текста и его функционально-смысловые типы, способы и средства связи в тексте Уметь Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста Совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа с обобщающими таблицами – извлечение информации Совершенствование речи Организация совместной творческой деятельности Самостоятельное планирование и осуществление контроля за своей деятельность | Сочинение (по тексту ДЕМОверсии или материалов тетрадей Подготовки к ГИА, рекомендованных ФИПИ) С1.1 Или упр. 269, стр 177 | ||
10 | Повторение Синтаксис и пунктуация Тип – систематизация ЗУН Параграф 5 | 1 | Октябрь 1-я неделя | Таблицы – Схемы сложных предложений, однородных членов. обособленных членов Виды односоставных предложений Виды сказуемых | Анализ предложений Практикум Тренинг Комментированное письмо Конструирование предложений | Работа с обобщающими таблицами Комплексный анализ текста Пересказ научно-публицистического текста о деятельности Д.Н.Овсянико-Куликовском Озаглавливание текста Составление плана Написание выборочного изложения | Знать Термины разделов синтаксис и пунктуация Знать основные пунктуационные правила и синтаксические нормы Уметь делать полный синтаксический разбор предложений Правильно расставлять знаки препинания в предложениях | Работа с обобщающими таблицами – извлечение нужной информации Ее систематизация Совершенствование речи Умение «накладывать» теоретические знания на практическую деятельность | Комплексный анализ текста упр.47 стр. 31 ГИА В3 В4 В5 В7 | ||
11 | Обобщающий урок по теме: «Повторение изученного» Тип - контроль знаний Контрольная работа № 1 | 2 | Октябрь 2-я неделя | Презентация Задания для определения уровня усвоения материала (из матириалов ГИА) | Зачет ГИА А5, А6, А7 | Упражнения с учетом уровня обученности школьников (использовать диктанты, составленные учащимися, после проверки их учителем) | Знать Нормы русского литературного языка согласно программным требованиям Уметь Применять изученные орфограммы | Работа с обобщающими таблицами Совершенствование речи Систематизация информации Выбор средств реализации цели | Сделать работу над ошибками зачета, объяснить кратко, схематично допущенные ошибки | ||
12 | |||||||||||
1314 | Анализ и разбор заданий ГИА -9 по русскому языку (Демоверсия или КИМы ФИПИ) | 2 | Октябрь 4-я неделя | А – 4,5,6,7, В 2,3,4,5,6,7,8 - в печатном варианте, он-лайн варианте или через мультимедиа | Решение тестовых заданий Написание сжатого изложения Тренинг Практикум | Орфографический и синтаксический анализ | Знать Нормы русского литературного языка согласно программным требованиям Уметь Применять изученные орфограммы и пунктограммы | Умение работать с тестами Подготовка к сдаче ГИА Выбор информации, требуемой для решения поставленной задачи Самоконтроль деятельности Умение планировать ресурсы для решения поставленной задачи | Написать сочинение на лингвистическую тему: - зачем нужны запятые; - зачем нужны причастия и деепричастия ГИА В5 С2 | ||
Сложное предложение (11 часов) | |||||||||||
15 | Сложное предложение Тип – систематизация ЗУН Параграф 6 | 1 | ноябрь 1-я неделя | Презентация Виды и типы сложных предложений Таблица «Союзы» с примерами их употребления в сложных предложениях | Анализ предложений Конструирование предложений Комментированное письмо | Выполнение упражнений на классификацию сложных предложений, отличие сложного от простого предложения, закрепление умения правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы На подбор синонимичных синтаксических конструкций (Задания ГИА В7, В10) | Знать Признаки сложных предложений Уметь Различать основные виды сложных предложений, составлять схемы Объяснять постановку знаков препинания в них, Создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи, составлять предложения по схемам | Совершенствование устной и письменной речи Извлечение информации Систематизация Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных | Упр. 56, стр 38 ЗСП 1 | ||
16 | Типы сложных предложений и средства связи Тип урока – объяснение нового материала Параграф 7 | 1 | Ноябрь 1-я неделя | Презентация Таблица Типы сложных предложений | Беседа Выполнение проблемных заданий Конструирование предложений | Работа с таблицей – ее комментированное чтение Чтение теоретического материала в учебнике Ответы на вопросы учителя Комментированное письмо (орфографический и пунктуационный разбор) | Знать Основные типы СП по значению и союзам Уметь объяснять постановку знаков препинания Находить в тексте сложные предложения и выполнять их Пунктуационный разбор | Совершенствование устной и письменной речи Извлечение информации Систематизация Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных | Упр.59, стр 42 | ||
17 | Р\Р Жанры публицистики Тип урока – урок развития речи ГИА С1 | 2 | Ноябрь
2-я неделя | Презентация Таблица Жанры публицистики таблица Средства связи частей текста | Выборочный пересказ с элементами сочинения | Написание изложения с элементами сочинения | Уметь создавать письменные высказывания, адекватно передающие информацию с заданной степенью свернутости | Организация совместной учебной и творческой деятельности - взаимодействие в группе Синтез как составление целого из частей Построение логической цепи рассуждений | Упр.319. стр 232 прочитать текст, задания не выполнять Написать сочинение публицистического стиля о роли освещения, света в жизни человека | ||
18 | |||||||||||
19 | Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них Тип– урок объяснения нового материала параграф 8 | 1 | Ноябрь 2-я неделя | Презентация Таблица сочинительных союзов | Работа с таблицей Чтение теоретического материала учебника Монологические ответы учащихся по теме урока Ответы на вопросы учителя | Определение вида ССП Расстановка знаков препинания Определение разрядов сочинительных союзов Выделение грамматических основ Поиск односоставных предложений Определение значений одновременности, последовательности, противопоставления, чередования и т .д. | Знать Основные группы ССП по значениям и союзам Уметь Объяснять постановку знаков препинания, Находить в тексте ССП и выполнять их пунктуационный разбор | Умение работать в группах Совершенствование устной и письменной речи Извлечение информации Систематизация Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Упр.62. стр.45 | ||
20 | Знаки препинания в ССП Тип урока – комбинированный Параграф 8 | 1 | Ноябрь 3-я неделя | Презентация Предложения для анализа | Комплексный анализ текста Комментированное письмо Выполнение упражнений с учетом уровня обученности Тренинг практикум | Определение вида ССП Расстановка знаков препинания Определение разрядов сочинительных союзов Определение значений одновременности, последовательности, противопоставления, чередования и т .д. Синтаксический разбор ССП Составление схем ССП | Знать Основные группы ССП по значениям и союзам Уметь Объяснять постановку знаков препинания, Находить в тексте ССП и выполнять их пунктуационный разбор Различать ССП предложение с союзом И и простых предложений с однородными членами, соединенными союзом И Умение при анализе предложений давать интерпретацию языковых явлений | Совершенствование устной и письменной речи Извлечение информации Систематизация Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Контроль деятельности | Упр.64. стр.46 | ||
21 | Знаки препинания в СПП предложении Тип урока – систематизация ЗУН Параграф 8 | 1 | ноябрь 3-я неделя | Презентация ССП сообщим второстепенным членом и знаки препинания в них Предложения для анализа | Комплексный анализ текста Комментированное письмо Выполнение упражнений с учетом уровня обученности Тренинг Практикум Тематический диктант | Определение вида ССП Расстановка знаков препинания Определение разрядов сочинительных союзов Определение значений одновременности, последовательности, противопоставления, чередования и т .д. Синтаксический разбор ССП Составление схем ССП | Знать основные группы ССРП по значению и союзам Особенности структуры ССП с общим второстепенным членом Уметь Находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, выполнять их пунктуационный и синтаксический анализ | Составление презентаций Целеполагание Планирование Систематизация Выбор средств реализации цели | Подобрать текст 100 – 120 слов С использованием ССП Устно составить рассказ о роли ССП в тексте По желанию учащихся, они могут приготовить презентацию по Д/З | ||
22 | Использование ССП в тексте Тип –систематизация ЗУН Параграф 8 | 2 | ноябрь 4-я неделя Декабрь 1-я неделя | Презентации учащихся | Монологические высказывания Анализ текста | Определение ССП в тексте Определение роли ССП в тексте | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь Применять изученные правила, Пользоваться определенными навыками по их применению | Развитие аналитических и коммуникативных навыков Редактирование текста Оценка продукта собственной деятельности | Упр.67, Стр.47 | ||
23 | |||||||||||
24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и анализ контрольного диктанта Тип – урок контроля ЗУН по теме Контрольная работа № 2 | 2 | Декабрь 1-я неделя | Тетради для контрольных работ Презентация – Грамматическое задание к тексту диктанта | Написание текста Выполнение грамматического задания по теме | Синтаксический разбор ССП Пунктуационный анализ ССП Письмо под диктовку | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь Применять изученные правила, Пользоваться определенными навыками по их применению | Грамотное письмо Выбор информации для решения поставленной задачи Самостоятельное планирование продукта своей деятельности | Задания нет | ||
25 | |||||||||||
Сложноподчиненное предложение (29 часов) | |||||||||||
26 | Понятие о сложноподчиненном предложении СПП Тип – объяснение нового материала Параграф 9 | 1 | Декабрь 2-я неделя | Презентация Таблица видов сложных предложений Таблица союзов и союзных слов Примеры схем сложных предложений | Беседа Проблемные задания Конструирование | Составление тезисного плана параграфа № 9 | Знать Отличительные признаки ССП, средства связи главного с придаточным Уметь Правильно ставить знаки препинания и составлять схемы сложноподчиненных предложений | Составление тезисного плана Понимание прочитанного, Выделение главного Аргументация | Проиллюстрировать своими примерами тезисный план Упр.72, Стр. 53 | ||
2728 | Виды СПП Роль указательных слов Особенности присоединения придаточных к главному Тип –усвоение нового материала Параграф 9 | 2 | Декабрь 2- 3 неделя | Презентация Таблица видов придаточных (примеры заполняются на уроке) | Беседа Проблемные задания | Выполнение упражнений на нахождение указательного слова, определение по таблице видов придаточных Составление вертикальных и горизонтальных схем СПП | Знать Отличия союзов и союзных слов Вопросы к каждому виду придаточных Особенности присоединения к главному Уметь Определять вид придаточного, находить указательное слово, определять вид связи между главным и придаточным, составлять вертикальные и горизонтальные схемы, Уметь читать схемы и составлять по ним СПП Отличать придаточные от второстепенных обособленных членов предложения Приводить примеры на каждый вид придаточного | Понимание и пересказ прочитанного. Выделение главного Умение работать с научно-публицистическим текстом | Упр.73, стр.54 | ||
29 | Р\Р Художественный стиль речи. Язык речи и язык художественной речи Тип – урок развития речи Параграф 28 Стр. 161 | 1 | Декабрь 3-я неделя | Презентация Таблица стилей русского языка и их особенностей Примеры текстов разных стилей Примеры текстов художественного стиля Хрестоматия по литературе | Беседа Проблемные задания | Анализ текстов разных стилей Работа с таблицей | Знать Отличительные черты художественного стиля речи как одного из основных видов информационной переработки текста Уметь создавать и редактировать текст художественного стиля | Умение создавать тексты разных стилей Умение работать с таблицей Умение выдвигать тезисы и их аргументировать | Упр.254 Стр.164 (обоснование – письменно) По желанию – написание текста художественного стиля | ||
30 | Р/Р Эссе. Понятие о жанре | 1 | декабрь 4-я неделя | Презентация Знакомство с жанром эссе Тексты для анализа | Монологическая и диалогическая речь Подбор аргументов, формулирование выводов | Анализ образцовых текстов эссе, выявление его отличительных черт | Знать Отличительные особенности эссе Уметь Создать текст в жанре эссе | Организация коллективной творческой деятельности | Написать эссе (темы или свободные, или даны учителем) | ||
31 | Виды придаточных предложений Урок усвоения нового материала Параграф 10 | 1 | декабрь 4-я неделя | Презентация Классификация придаточных предложений | Работа с таблицей Выполнение упражнений Комплексный анализ текста Редактирование собственных письменных высказываний | Определение видов придаточных, союзов и союзных слов, составление схем Частичный синтаксический разбор | Знать Виды придаточных предложений Уметь Объяснить постановку знаков препинания в СПП Вычленять СПП из текста Правильно употреблять СПП в речи Употреблять в собственном высказывании синонимичные синтаксические конструкции | Развитие речи и коммуникативных способностей Редактирование своих устных и письменных высказываний Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр.88, Стр 64, упр.91, стр 67 ЗСП 2 | ||
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными Урок изучения нового материала Параграф 11 | 1 | Январь 2-я неделя | Презентация материала по придаточному определитиельному с примерами разных союзных слов | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум | Определение придаточных определительных, их особенностей, отличия от придаточных других видов Упражнения, частичный синтаксический анализ | Знать Отличительные особенности придаточных определительных Уметь Определять главное слово Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными (ГИА, В7) Заменять придаточное определительное причастным оборотом Использовать в речи СПП с придаточным определительным | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр.109, стр 75 ЗСП 3 | ||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Урок объяснения нового материала Параграф 12 | 1 | Январь 3-я неделя | Презентация материала по придаточному изъяснительному с примерами разных союзных слов и союзов | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум | Определение придаточных изъяснительных, их особенностей, отличия от придаточных других видов Упражнения, частичный синтаксический анализ | Знать Отличительные особенности придаточных изъяснительных Уметь Определять главное слово Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными (ГИА, В7) Употреблять придаточные изъяснительные в речи Конструировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью Использовать в речи СПП с придаточным изъяснительным | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр.121, стр 82, упр. 122 стр.83 | ||
34 | Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными Урок объяснения нового материала Параграф 13 | 1 | Январь 3-я неделя | Презентация материала по придаточным обстоятельственным с примерами разных союзных слов и союзов | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум | Определение придаточных обстоятельственных, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем | Знать Отличительные особенности придаточных обстоятельственных Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными (ГИА, В7) Находить указательные слова Использовать в речи СПП с придаточными обстоятельственными | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр.124, стр 83 | ||
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места Урок систематизации ЗУН Параграф 14 | 1 | Январь 4 неделя | Презентация о придаточных места | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум | Определение придаточных обстоятельственных места, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем | Знать Особенности структуры СПП с придаточными места Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными места (ГИА, В7 Находить в предложениях указательные слова Использовать в речи СПП с придаточными места | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр.129, Стр.86 ЗСП 4 | ||
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени Урок систематизации ЗУН | 1 | Январь 4 неделя | Презентация о придаточных времени | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум | Определение придаточных обстоятельственных времени, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем | Знать Особенности структуры СПП с придаточными времени Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными времени (ГИА, В7 Находить в предложениях указательные слова Правописание подчинительных временных союзов Использовать в речи СПП с придаточными места | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр.140. стр 91, упр.141., стр.92 | ||
37 | Р/Р Путевые заметки Урок развития речи Параграф 33 | 1 | Февраль 1-я неделя | Презентация о жанре путевых заметок | Анализ предложенных образцов текста Подготовка к написанию сочинения в жанре путевых заметок | Упражнения для анализа особенностей жанра путевых заметок Приведение примеров Подбор аргументов Формулирование выводов | Знать Отличительные особенности жанра путевых заметок Уметь Создавать текст в жанре путевых заметок | Развитие творческих способностей Работа в коллективе Изложение собственных мыслей Самостоятельное планирование продукта своей деятельности Умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи | Написать сочинение в жанре путевых заметок Упр.293. стр.204 или 292. стр204 | ||
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными Урок систематизации ЗУН Параграф 16 | 1 | Февраль 1-я неделя | Презентация о придаточных сравнительных и их отличиях от сравнительных оборотов и простых предложений , содержащих сравнения, выраженные разными способами | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум Конструирование предложений | Определение придаточных обстоятельственных сравнения, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем Анализ СПП с придаточными сравнения и простых предложений со сравнительными оборотами Замена СПП с придаточным сравнительным простым предложением со сравнительным оборотом | Знать Особенности структуры СПП с придаточными сравнения Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными сравнения (ГИА, В7 Правописание подчинительных сравнительных союзов Использование в речи СПП с придаточными сравнения | Развитие и совершенствование речи Использование в речи художественных средств языка | Составление предложений с использованием придаточных сравнительных и простых предложений со сравнительным оборотом Или упр.146, стр.95 ЗСП 5 | ||
39 | Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени Урок систематизации ЗУН Параграф 17 | 1 | Февраль 2-я неделя | Презентация о придаточных образа действия и степени и их отличиях от придаточных сравнительных | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум Конструирование предложений | Определение придаточных обстоятельственных образа действия и степени, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем Анализ СПП с придаточными образа действия и степени и придаточных, имеющих добавочное значение следствия | Знать Особенности структуры СПП с придаточными образа действия и степени Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными образа действия и степени (ГИА, В7) Находить в предложениях указательные слова Различать в СПП предложении придаточные сравнительные и придаточные образа действия и степени Находить добавочное значение следствия Различение союзов и союзных слов Использовать в речи СПП с придаточными образа действия и степени | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Составление предложений с использованием придаточных образа действия и степени Или упр.161 стр.101 | ||
40 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели Урок закрепления ЗУН Параграф 18 | 1 | Февраль 2-я неделя | Презентация о придаточных цели | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум Конструирование предложений | Определение придаточных обстоятельственных цели, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем | Знать Особенности структуры СПП с придаточными цели Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными цели (ГИА, В7) Правописание целевых подчинительных союзов | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Составление предложений с использованием придаточных цели Или упр.168, стр.105 | ||
41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия Урок закрепления ЗУН Параграф 19 | 1 | Февраль 3-я неделя | Презентация о придаточных условия | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум Конструирование предложений | Определение придаточных обстоятельственных условия, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем | Знать Особенности структуры СПП с придаточными условия Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными цели (ГИА, В7) Различать придаточные условия и придаточные времени Использование в речи СПП с придаточными условия | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Составление предложений с использованием придаточных условия Или упр.175, стр 107 | ||
42 | Р\Р Сжатое изложение текста публицистического характера Урок развития речи (ГИА, И1,И2,И3) Контрольная работа № 3 | 2 | Февраль 4-я неделя-Март 1-я неделя | Презентация «Способы сжатия текста» Презентация «Критерии оценивания изложения» | Анализ текста Тема Идея Структура Микротемы Нахождение ключевых слов Работа с таблицей оценивания изложения в ГИА | Совместное написание черновых планов по типам речи и микротемам Написание изложения | Знать основные признаки публицистического стиля, основные признаки типов речи, приемы сжатия текста, Основные нормы русского литературного языка Уметь сжимать текст разными способами, каждый абзац Анализировать структуру Воспроизводить устно и письменно текст с заданной степенью свернутости | Умение составлять тексты Умение изложить тему Самостоятельно планировать продукт своей деятельности Умение планировать ресурсы для решения поставленной задачи Самостоятельно контролировать свою деятельность | Повторить отличительные особенности изученных придаточных | ||
43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия Урок закрепления ЗУН Параграф 20 | 2 | Март 1-я неделя | Презентация о придаточных причины и следствия Правописания сложных союзов Их отличие от предлогов и местоимений Примеры грубых грамматических ошибок при построении придаточных причины | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум Конструирование предложений | Определение придаточных обстоятельственных причины и следствия, средств связи в них Частичный синтаксический анализ Составление схем | Знать Особенности структуры СПП с придаточными причины и следствия Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными причины и следствия (ГИА, В7) Различать придаточные причины и придаточные следствия Использование в речи СПП с придаточными причины и следствия Написание сложных прич иных союзов Их отличие от предлогов и местоимений | Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Составление предложений с использованием придаточных причины и следствия Конструирование предложений Или упр 181, стр 111 ЗСП 6 | ||
44 | |||||||||||
45 | Р\Р Урок развития речи Параграф 34 | 2 | Март 2-я неделя | Работа с планом | Обучение написанию соч. Отбор литературного материала | Знать Отличительные особенности рецензии как жанра Уметь Отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей Создавать текст в жанре рецензии Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | |||||
46 | |||||||||||
47 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными Урок систематизации ЗУН Параграф 21 | 1 | Март 2-я неделя | Презентация СПП с придаточными уступительными | Анализ изучаемых синтаксических единиц Тренинг Практикум Конструирование предложений | Определение придаточных обстоятельственных причины и следствия, средств связи в них Синтаксический анализ Составление схем | Знать Особенности структуры СПП с придаточными уступительными Уметь Задавать вопрос Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными уступительными (ГИА, В7) Использование в речи СПП с придаточными уступительными Различать СПП с придаточными уступки и простыми предложениями с дополнениями с предлогом несмотря на. Различение предлогов и союзов по их функции Определять роль синтаксических синонимов | Совершенствование речи, пунктуационной грамотности Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр.187, стр 113 (найти примеры к упр. 197 на стр. 117) | ||
48 | Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение» Контрольная работа № 4 «СПП предложение Виды придаточных» Урок контроля ЗУН по теме (через неделю) | 2 | Март 3-я неделя | Презентация «Виды придаточных» | Систематизация знаний Работа с таблицей Классификация СПП Составление устного монологического высказывания по плану в учебнике _______№№№№ | Определение придаточных , средств связи в них Синтаксический анализ Составление схем Подготовка к контрольной работе Отражение в письменной форме результатов деятельности учащихся Контрольная работа с грамматическим заданием | Знать Отличительные признаки СПП Виды придаточных, Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор Владеть синтаксическими нормами языка | Совершенствование речи, пунктуационной грамотности Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Умение планировать ресурсы Осуществлять контроль своей деятельности | ЗСП 7 | ||
49 | |||||||||||
50 | Р\Р Сочинение на лингвистическую тему ГИА С2 Контрольная работа № 5 | 2 | Март 3-я неделя | Презентация План сочинения – рассуждения Образцы сочинений на лингвистическую тему | Работа с образцовыми текстами Анализ текстов Композиция Тезис Аргументация вывод | Составление планов к лингвистическому сочинению Написание лингвистического сочинения на тему: «Роль сложноподчиненных предложений в русском языке», «Роль подчинительных союзов в русском языке» Написать лингвистическое сочинение на тему : «Роль наречий и местоимений в речи» (с указанием их роли в сложноподчиненных предложениях) | Знать Особенности типа речи рассуждение Уметь Составлять план Определять стиль и тип речи Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Развитие коммуникативных навыков письменной и устной речи Редактирование текста Выдвижение тезиса Аргументация Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Умение планировать ресурсы Осуществлять контроль своей деятельности | Упр. 198, стр 117 Примеры – письменно План – письменно Ответ - устно | ||
51 | |||||||||||
52 | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными Урок объяснения нового материала ГИА В8 Параграф 22 | 1 | Март 4-я неделя | Презентация: «Виды подчинения в СПП предложениях с несколькими придаточными. Знаки препинания при однородных придаточных | Анализ предложений Конструирование предложений Обоснование знаков препинания Беседа по проблемным вопросам | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Знать признаки подчинительной связи между придаточными Правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, в том числе связанными сочинительными союзами Уметь Различать сложноподчиненные предложения с однородными, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор | Совершенствование речи, пунктуационной грамотности Совершенствование речи Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр. 212,213, стр 128-129 ЗСП 8 | ||
53 | Проверочная работа по сложноподчиненным предложениям с несколькими придаточными Урок контроля знаний ГИА В8 | 1 | Март 4-я неделя | Тексты проверочной работы | Анализ предложений Конструирование предложений Обоснование знаков препинания | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Знать признаки подчинительной связи между придаточными Правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, в том числе связанными сочинительными союзами Уметь Различать сложноподчиненные предложения с однородными, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор | Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Самоконтроль Подбор ресурсов | Повторить признаки делового стиля, создать текст делового стиля в любом жанре ЗСП 9,10 Параграф 35, стр.215 – знать особенности жанров На следующем уроке учащимся раздаются бланки заявлений, задания написать расписку, доверенность, автобиографию – по вариантам | ||
54 | Понятие о бессоюзном сложном предложении Запятая и точка с запятой в БСП Урок объяснения нового материала ГИА В7, В9 Параграф 23, 24 | 1 | Апрель 1-я неделя | Презентация Признаки бессоюзного предложения Условия постановки знаков препинания в БСП | Работа с таблицей Анализ предложений Конструирование предложений Обоснование знаков препинания Беседа по проблемным вопросам | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Знать Основные признаки БСП, Правила постановки запятой, точки с запятой, выразительные особенности БСП Уметь Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр. 216, стр.132 ЗСП 9 Примеры – письменно Рассказ – устно Упр.221, стр 135 | ||
55 | Значение БСП. Тире в СБП Комбинированный урок Параграф 26 | 1 | Апрель 1-я неделя | Презентация Признаки бессоюзного предложения Условия постановки знаков препинания в СБП | Работа с таблицей Анализ предложений Конструирование предложений Обоснование знаков препинания Беседа по проблемным вопросам Сопоставление сионимических конструкций Работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи Тренинг Практикум | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Знать Основные признаки БСП, Правила постановки тире в СБП, выразительные особенности БСП Уметь Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Совершенствование речи, пунктуационной грамотности Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр. 236, 237 стр.147 ЗСП 12 | ||
56 | Значения бессоюзного сложного предложения Двоеточие в СБП Комбинированный урок Параграф 25 | 1 | Апрель 2-я неделя | Презентация Признаки бессоюзного предложения Условия постановки знаков препинания в СБП | Работа с таблицей Анализ предложений Конструирование предложений Обоснование знаков препинания Беседа по проблемным вопросам Сопоставление сионимических конструкций Работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи Тренинг Практикум | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Знать Основные признаки БСП, Правила постановки двоеточия в СБП, выразительные особенности БСП Уметь Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр. 229, стр 140 ЗСП 11 | ||
57 | Обобщающий урок по теме: «Бессоюзные сложные предложения» Урок систематизации ЗУН Параграфы 24,25,26 | 1 | Апрель 3-я неделя | Презентация Признаки бессоюзного предложения Условия постановки знаков препинания в СБП | Работа с таблицей Анализ предложений Конструирование предложений Обоснование знаков препинания Беседа по проблемным вопросам Сопоставление сионимических конструкций Работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи Тренинг Практикум | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Знать Основные признаки БСП, Правила постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в СБП, выразительные особенности БСП Уметь Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи Выполнять пунктуационный и синтаксический разбор СБП | Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Умение систематизировать материал Проводить самоанализ деятельности Видеть трудности и их причины Составлять план преодоления трудностей | Упр. 235, стр.145 ЗСП 13, 14 | ||
58 | Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля ЗУН Контрольная работа №6 | 2 | Апрель 3-я неделя | Тексты грамматического задания | Проверка и тематический контроль ЗУН | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений Конструирование предложений Составление схем | Знать Основные нормы русского литературного языка Уметь Применять изученные орфограммы, пунктограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Умение планировать ресурсы Осуществлять контроль своей деятельности | Задания нет | ||
59 | |||||||||||
Сложное предложение с различными видами связи (8 часов) | |||||||||||
60 | Сложные предложения с различными видами связи Урок изучения нового материала ГИА В9 Параграф 27 | 1 | Май 1-я неделя | Презентация Сложные предложения с разными видами связи Алгоритм синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи | Тренинг Практикум Беседа Проблемные задания | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи | Знать Отличительные особенности предложений с разными видами связи Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи Выполнять синтаксический разбор Составлять схемы | Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр. 243, стр.153 | ||
61- 62 | Знаки препинания В сложных предложениях с разными видами связи Период Комбинированный урок | 2 | Май 1-я неделя, 2-я неделя | Презентация Знаки препинания при стечении сочинительных и подчинительных союзов, особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение | Тренинг Практикум Беседа Проблемные задания | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи | Знать Отличительные особенности предложений с разными видами связи Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи Выполнять синтаксический разбор Составлять схемы | Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки | Упр. 250, стр.159 ЗСП 15 | ||
63 | Урок – зачет по теме «Сложное предложение « Урок контроля ЗУН Контрольная работа № 7 | 1 | Май 2-я неделя | Тексты для зачета | Проверка и тематический контроль ЗУН | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи | Знать Основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, Особенности предложений с разными видами связи Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи Выполнять синтаксический разбор Составлять схемы | Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Умение планировать ресурсы Осуществлять контроль своей деятельности | Повторить языковые средства выразительности, Привести примеры (можно воспользоваться словарем литературных терминов) | ||
64 | Повторение всех материалов для выполнения ГИА по русскому языку Урок систематизации ЗУН Раздел «Повторение» Стр. 226-237) | 1 | Май 3-я неделя | Тетради на печатной основе для подготовки к ГИА или индивидуальные тестовые задания (Или материалы повторения в учебнике стр.226-237) | Проверка и тематический контроль ЗУН | Выполнение тестовых заданий Написание сжатого изложения Написание сочинения на выбор | Знать Кодификатор и спецификатор ГИА – 9 по русскому языку Знать алгоритмы выполнения заданий Знать критерии оценивания изложения и сочинения Уметь рассчитать время выполнения заданий Работать с бланками ГИА Писать сжатое изложение, сочинение по данной теме не менее 70 слов | Воспитание уверенности в своих знаниях Работа с тестовыми заданиями Умение систематизировать материал Проводить самоанализ деятельности Видеть трудности и их причины Составлять план преодоления трудностей | Тест ГИА в тетради на печатной основе Или выполнение упражнений из раздела «Повторение» в конце учебника | ||
65 | Контрольная работа № 8 – выполнение ГИА – 9 по русскому языку в полном формате с написанием сжатого изложения и сочинения | 2 | Май 3-я неделя | Тетради на печатной основе или тексты ГИА | Проверка и тематический контроль ЗУН | Выполнение тестовых заданий Написание сжатого изложения Написание сочинения на выбор | Знать Кодификатор и спецификатор ГИА – 9 по русскому языку Знать алгоритмы выполнения заданий Знать критерии оценивания изложения и сочинения Уметь рассчитать время выполнения заданий Работать с бланками ГИА Писать сжатое изложение, сочинение по данной теме не менее 70 слов | Воспитание уверенности в своих знаниях Работа с тестовыми заданиями Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Умение планировать ресурсы Осуществлять контроль своей деятельности | Задания нет | ||
66 | |||||||||||
67 | Работа над ошибками вариантов ГИА | 1 | Май 4-я неделя | Презентация результатов проверки ГИА Анализ наиболее проблемных тем | Тренинг Практикум Проблемные вопросы и задания | Выполнение упражнений, подготовленных на основе анализа ГИА | Знать Основные правила русского языка Уметь Применять свои знания на практике | Воспитание уверенности в своих знаниях Работа с тестовыми заданиями Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Умение планировать ресурсы Осуществлять контроль своей деятельности Видеть трудности и их причины | Сформулировать вопросы к консультациям по ГИА | ||
68 | Деловой стиль Параграф 35 Урок систематизации знаний (Анализ ошибок контрольной работы провести на консультации к ГИА) | 1 | 4-я неделя мая | Презентация «Признаки делового стиля. Жанры делового стиля. Образцы документов» | Тренинг Практикум Проблемные вопросы и задания | Создание текстов по образцам Заполнение печатных образцов документов, в том числе написание заявления Написание автобиографии | Знать Основные признаки делового стиля Уметь создавать документы по образцу Написать заявление, автобиографию и другие документы | Совершенствование речи ,пунктуационной и орфографической грамотности Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки Осуществлять контроль своей деятельности Умение писать заявления, инструкции, автобиографию и др. | Прийти на консультацию по ГИА |
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
- OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
- http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....