Программа внеурочной деятельности "С сочинением на ты"(для обучающихся 7-9 классов)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
Формирование умений написания итогового сочинения в формате огэ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
Принято педагогическим советом Утверждено
МБОУ «СОШ №84№» Директор МБОУ СОШ № 84
Протокол № 14 от 31.08.2017 __________ Коппалова Л.Н.
Приказ № 42/14 от 31.08.2017
Рабочая программа по предмету
«Русский язык»
(внеурочной деятельности)
7 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы Соболева Н.В.
2017-2018 учебный год
.Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «С сочинением на «Ты» рассчитана на учащихся 7,8 классов общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями.
В данной программе курса больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Данный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Программа курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Особенность программы– создание логической системы работы по обучению создания сжатых текстов, текстов сочинений, специальных речевых умений. Данный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы при подготовке к экзаменам, даёт больше возможности попрактиковаться в написании изложения и сочинения.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Л.И.Мальцев «Русский язык. Сочинение » Народное образование. Москва. 2017г
-ФИПИ. ГИА 9 класс. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. Национальное образование,2017г.
Раздел «Общая характеристика учебного курса»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 7,8 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: развивает коммуникативные способности, умения оформления высказываний с т.з. законов языка
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.
▪ умение вычленять главное в информации;
▪ умение сокращать текст разными способами;
▪ умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
▪ умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщѐнной передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажѐн.
Общая характеристика предмета
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 7,8 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
.
Цели и задачи обучения
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программыосновного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов | Виды деятельности, элементы содержания, контроль | Дата | Дата | ||||||||
1 | Введение. Сочинение-рассуждение | 1 | Знать и понимать структуру Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84» Принято педагогическим советом Утверждено МБОУ «СОШ №84№» Директор МБОУ СОШ № 84 Протокол № 14 от 31.08.2017 __________ Коппалова Л.Н. Приказ № 42/14 от 31.08.2017
Рабочая программа по предмету «Биология» 5 класс
Составитель: учитель биологии Ермоленко Е.А.
2017-2018 учебный год экзаменационной работы, число и виды заданий, особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Познакомиться с критериями оценивания выполнения з-й | ||||||||||
2 | Построение сжатого изложения. | 1 | Уметь определять тему, главную мысль текста. Знать, что такое микротема, абзацное членение, разделение информации на главную и второстепенную, приёмы сжатия текста | ||||||||||
3,4 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 2 | Уметь писать сочинение-рассуждение по высказыванию писателя, лингвиста,филолога. Находить в исходном тексте 2 примера языковых средств,определять их роль в тексте. Аргументировать в сочинении своё объяснение примерами, найденными в тексте | ||||||||||
5,6 | Учимся понимать и объяснять смысл высказывания | 2 | Уметь находить ключевые слова в высказывании, отвечать на вопрос: «О чём идёт речь в высказывании. Вспомнить, что такое лексика? | ||||||||||
7,8 | Пишем сочинение-рассуждение. «Роль лексических средств выразительности в тексте» | 2 | Вспомнить, что такое оценочные слова? Каким должно быть вступление, уметь правильно оформить примеры. | ||||||||||
9,10 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Имя существительное и его роль в предложении и тексте | 2 | Вспомнить, что такое имя существительное, функции в предложении и тексте. Уметь приводить аргументы. | ||||||||||
11,12 | Р.Р. Сочинение-рассуждение: «Имя прилагательное, его роль в предложении и тексте | 2 | Вспомнить, что такое имя прилагательное, синтаксическая роль, на основании теоретических знаний уметь объяснить смысл высказывания. | ||||||||||
13,14 | Р.Р.Сочинение-рассуждение: «Местоимение и его функции в предложении и тексте | 2 | Повторить знания о местоимении, уметь объяснить смысл высказывания лингвистов, написать сочинение-рассуждение, привести 2 аргумента, уметь оценить написанное сочинение по критериям экзаменационной работы | ||||||||||
15,16 | Р.Р. Сочинение-рассуждение: «Глагол и его роль в предложении и тексте» | 2 | Вспомнить, что такое глагол, уметь объяснить смысл высказывания,уметь сохранять композиционную цельность, речевую связность,последовательность изложения материала. | ||||||||||
17 | Р.Р. Сочинение-рассуждение: Роль частиц и союзов в предложении | 1 | Вспомнить теоретические сведения о служебных частях речи, их функции, написать о том, какие частицы вносят в предложение смысловые оттенки, уметь выделить в цитате ключевые слова, объяснить смысл высказывания, сравнить роль союзов и частиц в языке. | ||||||||||
18,19 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Части речи» | 2 | Вспомнить, какой раздел изучает слово,как часть речи, уметь выделить из цитаты ключевые слова, на основании теоретических знаний объяснить смысл высказывания, уметь написать вступление, найти в тексте два примера,подтверждающих тезис, обобщить, привести 2 аргумента,написать основную часть и заключение | ||||||||||
20,21 | Р.Р. Сочинение-рассуждение: «Взаимосвязь лексики и синтаксиса» | 2 | Понимание русского языка как единой системы, о стилистических возможностях лексики и синтаксиса,понимать, о чём говорится в цитате, вспомнить, что такое стиль речи,синтаксис, написать сочинение-рассуждение | ||||||||||
22 | Р.Р. Приёмы сжатия текста. | 1 | Овладеть основными приёмами сжатия текста | ||||||||||
23,24 | Р.Р.Сочинение-рассуждение: «Знаки препинания и их функции в предложении | 2 | Вспомнить , что такое пунктуация, обобщить знания о знаках препинания, на основе теоретических знаний по теме уметь написать сочинение-рассуждение по заданной структуре. | ||||||||||
25 | Р.Р.Речь и язык. Функции языка | 1 | Обобщить теоретические знания о речи и языке, функции языка, написать сочинение-рассуждение по данному высказыванию, уметь оценить сочинение по данным критериям | ||||||||||
26,27 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему,связанную с анализом текста | 2 | Познакомить с планом анализа текста,привести примеры фраз, помогающих связать части сочинения, написать сочинение-рассуждение | ||||||||||
28,29 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему,связанную с толкованием значения слова | 2 | Научить пониманию значения приведённого слова, сформулировать определение, прокомментировать его, подтвердить определение двумя аргументами, уметь сделать вывод и написать заключение. | ||||||||||
30 | Р.Р. Пишем сжатое изложение | 1 | Уметь применять приёмы сжатия текста, умение выделять главную информацию. | ||||||||||
31,32 | Как писать по шаблону сочинение-рассуждение, связанное с толкованием значения слова | 2 | Научить пониманию значения приведённого слова, сформулировать определение, прокомментировать его, подтвердить определение двумя аргументами, уметь сделать вывод и написать заключение | ||||||||||
33,34 | Изобразительные средства лексики и их функции | 2 | Обобщить знания об изобразительно-выразительных средстваз речи, выработать умения видеть и вычленять их в тексте, на примере текста отработать полученные знания |
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
- виды морфем;
- морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
- систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- основные виды чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- особенности использования лексических средств и средств выразительности;
- орфографические, пунктуационные и речевые нормы русского языка.
уметь:
- извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализировать текст с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализировать текст с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- создавать сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные нормы современного русского языка.
6. Раздел «Результаты освоения курса»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистотурусского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приѐмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определѐнной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
7. Литература
1. ОГЭ-2017. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2017
2. ГИА -2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2017.
3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.
4. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.
5. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.
6. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.
Принято педагогическим советом
МБОУ СОШ №84 от 31.08.2017
Протокол №14______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
"Основы сайтостроения и WEB дизайна". Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 7-8 классов.
Курс «Основы сайтостроения и web- дизайна» предназначен для обучающихся 13-14 лет, желающих расширить свои знания по предмету информатика и способствует более полному раскрытию творческих способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов
Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у ка...
Программа внеурочной занятости "Спешите делать добро" для обучающихся 6-11 классов
Программа "Спешите делать добро" разработана для учащихся 6-11 классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 68 часов в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теорети...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10-11 классов "Русское правописание: орфография и пунктуация""
Предназначена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;
Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов...