Сценарий урока по русскому языку по теме «Фразеология. Использование фразеологизмов в речи» 10 класс по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Самойлова Светлана Александровна

Работа представлена по гуманитарному направлению. Сценарий урока по  русскому языку  по теме « Фразеология.Использование фразеологизмов в речи» является результатом  проектирования учебного занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoylova_s.a_mou_sosh_no2_r.p.dergachi.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по русскому языку по теме

«Фразеология.  Использование фразеологизмов в речи»

Подготовила

 учитель русского языка

 и литературы

 МОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи»

 Самойлова С.А

ccf2010@yandex.ru

89873654297

Дергачи-2017


Технологическая карта.

 Цель деятельности учителя

  • Актуализировать и восстановить знания о фразеологизмах, отрабатывать умения уместно использовать в речи фразеологизмы и крылатые выражения. Обогатить активный словарь  фразеологическими оборотами библейского происхождения.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения  и уровень владения компетенциями): систематизация и обобщение знаний о значениях и истории  фразеологизмов, умение группировать фразеологизмы по происхождению и значению, сравнивать фразеологизмы в русском и других языках, устанавливать соответствие между ними, правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного  опыта/приобретенная компетентность):  применение приобретенных знаний, умений  и навыков  в повседневной жизни;  способность использовать родной язык как средство получения значения  по другим учебным предметам; применения  полученных знаний, умений и навыков  анализа  языковых явлений на межпредметном уровне. Извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте, осваивать ИКтехнологии.

Личностные: испытывает желания  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций;  индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

Оборудование

Русский язык 10-11 класс. Грамматика. Текст. Стили речи, профильный уровень, учебник для общеобразовательных учреждений под ред А.И Власенкова, Л.М.Рыбченковой, «Просвещение», 2016 г.

Экран, компьютер, мультимедийный  проектор, музыкальное оформление, черный ящик, рабочая карта урока.

Интернет – ресурсы:  http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html    электронный  учебный модуль по теме «Фразеология»

Наглядно-демонстрационный  материал

Мультимедийный ряд:  презентация  по теме урока, выполненная  группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия

Фразеологизмы, библейские фразеологизмы, крылатые выражения

Цели урока:

1.Дидактическая:

- Создавать условия для усвоения и систематизации  знаний учащихся о  сложном предложении   путём наблюдения и практической работы.

2.Развивающие:

- Развивать умение обозначать проблему, находить пути ее решения и применять полученные знания на практике;

- Развивать монологическую речь.

3.Воспитательные:

  • - Воспитывать умение работать в коллективе,  стремление к самоанализу, духовно-нравственное воспитание школьников.

  Задачи урока:

а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока;

б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы;

 в) воспитывать коммуникативные навыки.

Система задач, позволяющая реализовать

требования ФГОС

-воспитание интереса к научно-познавательной информации;         

-развитие умение выполнять работу по заявленному плану;

- умение добывать и обрабатывать  информацию;

-умение строить взаимоотношение с окружающими;

-способность к самоанализу

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Контроль результатов учебной деятельности.

1)Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие. На доске цитаты, выберите  то высказывание, которое вам понравилось, которое созвучно  вашему настроению .Пусть оно будет девизом на сегодняшний день.

У природы нет плохой погоды

«Познай самого себя»- призвал древнегреческий мудрец Сократ

Лучше поздно, чем никогда

Ничто человеческое мне не чуждо

Все течет, все меняется

- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнять задания, но и помочь своим товарищам. Ведь  значение имеет  не только личный результат, но и результат работы группы , который приведет к успеху всего класса.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебный материал  на рабочем месте, демонстрируют, готовность к уроку.

Рабочая карта

2. Актуализация и проблемное  учебное действие.

-Учитель: Давайте вспомним что изучает лексика?

Но начнем работу с ЕГЭ-минутки. В рабочей карте прочтите задания.

(выполняем задания)

-Готовясь к сегодняшнему мероприятию, я вам составила напутственное слово

 Итак,  мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете свернуть горы. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

-Какова же тема нашего занятия? Сформулируйте ее. Какие слова мне помогли составить наставление?

-Запишите тему:

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

 инд. задание: к концу урока составить текст,  используя фразеологизмы, чтобы подвести итог урока.

Учитель: итак, фразеологизмы - это самый богатый пласт русского языка.

-Как называется наука, которая занимается изучением фразеологизмов?

-Дайте определение. Фразеологизмы-это…устойчивые, неделимые сочетания слов.

 Попасть  во власть Морфия (бога сна) (т.е сон одолел, заснул человек.)-переносное значение

Перестройте предложение, уберите фразеологизм, замените синонимом.

Человек уснул.

Какое выражение звучит  лучше?

 На доске:

 белая акация (прямое значение)- белый танец (переносное) что означает?

 первая победа- первая скрипка что означает ?(играть главную роль)

-Продолжите фразы:

 фразеологизмы делают нашу речь….. точной, выразительной, образной.

Отвечают на вопросы

Записывают в рабочей карте тему урока.

Смотрят презентацию, воспринимают   на слух информацию, вспоминают  лингвистические термины,  обдумывают ответы  на вопросы .

Устные и письменные ответы.

3.Актуализация,углубление и повторение изученного.

– знакомство с историей фразеологизмов

Выполним 2 задание (см рабочую карту урока)

Работаем по группам (читаем задание). Выполняем у доски.            Профессиональные:

разделать под орех

 бить баклуши

золотая середина

тянуть канитель  

мерить на свой аршин

сбоку  припека

попасть впросак

мерить на свой аршин

Античные:

дамоклов меч

прометеев огонь

авгиевы конюшни

ахиллесова пята

 яблоко раздора 

Библейские:

божиею милостию

святая святых 

посыпать пеплом голову

манна небесная

краеугольный камень

глас вопиющего в пустыне

Литературные

А Васька слушает да ест-

На деревню к дедушке

 Приведите примеры «А ларчик просто открывался»-Крылов

«Счастливые часов не наблюдают».

« С  чувством ,с толком, с расстановкой» Грибоедов 

  -Учитель:

Существует много слов, выражений, которые мы используем в повседневной речи. Но мы даже не догадываемся, насколько они древние, что пришли они из глубины веков, а возраст некоторых из них – около двух тысяч лет. Многие слова и выражения имеют библейские корни, и часто бывает трудно угадать их первоначальный смысл

               просмотр      ВИДЕО (происхождение библейских фразеологизмов)

-Что означает выражение Манна небесная? 

Вывод:

Учитель: Для чего мы, современные люди используем библейские  выражения в нашей речи?

– Для чего вообще мы обращаемся к Библии?

Слушают, наблюдаю за фразеологическими единицами, выполняют задание.

Ответ: Они помогают напомнить о жизни Христа, о библии, о жизни тех людей, соотнести с нашей жизнью, нашими ценностями, посмотреть на себя со стороны, ну сделать речь более яркой. Так что  «Пейте чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (

Устные ответы, вопросы для уточнения  информации.

Выполнение упражнений.

4. Целеполагание и развитие учебноязыковых и речевых умений.

Творческая практическая деятельность по реализации постороннего проекта

Игра Что? Где? Когда?

«Чёрный ящик»  (музыкальная заставка из телепередачи «Что? Где? Когда?»)

 -Что объединяет эти слова? ( этот предмет находится в «чёрном ящике»)

1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода).

2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко)

3. Обед, дёготь, час (ложка)

4.Охапка, вор, бегом, разбор (шапка)

-Учитель: В каких стилях речи использовали фразеологизмы?

Роль фразеологизмов в СМИ»(индивидуальное сообщение)

   Предлагаю поработать корректорами.  Задание 3 (прочтите)

 Задание 4. Лингвистический эксперимент(см рабочая карта урока) 

 (читаем и выполняем)

Еще послушайте :

3.Английский: быть занятым как пчела.

Французский: стрелять из четырёх ружей.

 Испанский: выплёвывать печенки.

  Немецкий: не знать ни отдыха, ни покоя.

4.Английский: бить воздух.
Французский: бить шпагой по воде.
Испанский: ходить кругами вокруг колодца.
Немецкий: обмолачивать пустую солому.

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога  выполняют задание, вспоминают фразеологизмы: седьмая вода на киселе; как две капли воды; как рыба в воде; тише воды, ниже травы; как с гуся вода

яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора

дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке

на воре и шапка горит, шапка Мономаха, дело в шляпе, шапку в охапку и бегом ,поспел к шапочному разбору.

разговорный, художественный, публицистический

правильные ответы:

Бабушка надвое сказала

Переливать из пустого в порожнее

Иметь значение.

Биться лбом  об стенку

Язык не поворачивается Сизифов труд

Ответы:

1.вилами по воде писано

2.как сыр в масле катается

Ответ:

Русский:… крутиться как белка в колесе

Русский: 

толочь воду в ступе

Вопросы для уточнения информации.

Работа в Интернет(подбор материала по теме «Роль

фразеологизмов в речи»

5.Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите синквейн (запишите)   Фразеологизм

Прилаг:образный,яркий,выразительный

Глагол:помогает,  расширяет,углубляет

Сущ: сочетание

  Мы сегодня  не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

И не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы.

Работают с заданием, отвечают на вопросы,

составляют синквейн.

Инд работа

Устные ответы

Оценивание за работу

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(см задание в рабочем листе)

составить рассказ на свободную тему, используя при этом как можно больше фразеологизмов

-А закончить наше занятие я хочу древней притчей.

 «Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка.

-Что ты тут делаешь, старик? - спросил человек.

-Тебя жду! - ответил старик. - Ведь тебе доверили этого ребёнка на воспитание?

-Верно! - удивился человек.

-Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю, если сам не умею летать?

-А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребёнок, а за ним – его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребёнка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнёс:

-А меня больше всего радуют твои крылья…  »

 И я желаю вам всем не только воспитывать крылатых детей, но и самим научиться летать.


                                         5. Список использованных источников

  1. [Технологические карты урока по русскому языку  по УМК А.И Власенкова, Л.М Рыбченковой – Издательство «Учитель», г.Волгоград, 2012.Автор-составитель Г.В Цветкова.]
  2. [http://ru.wikipedia.org]  http://www.gramota.ru
  3. http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html    электронный  учебный модуль по теме «Фразеология»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Фразеология. Источники фразеологизмов"

Презентация к уроку русского языка 6 класс на тему "Фразеология. Источники фразеологизмов"...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Урок по русскому языку на тему "Употребление производных предлогов в речи" (7 класс)

На уроке даются разные виды заданий на употребление производных предлогов в речи, орфоэпические задания, задания на редактирование текста, составление кластера и синквейна по теме урока....

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...