Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Пояснительная записка, учебный план, тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2017_7_klass.docx70.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

 

Основные виды учебной деятельности

Словарная

работа

Дата проведения

по плану

фактически

1.

Русский язык как развивающееся явление

Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений, работают над лексикой с целью осмыслить тему «Развитие речи», создают аргументированный текст по теме.

Восточнославянские, западнославянские, южнославянские, развитой язык, развитый ребёнок

Повторение изученного в 5,6 классах (11ч + 1ч р.р.)

2.

Синтаксис. Синтаксический разбор

Отвечают на контрольные вопросы, составляют словосочетания и предложения, выполняют синтаксический разбор, работают с текстом.

Тире, шоссе, кафе, конечно, конкретно

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Отвечают на диагностические вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами, создают из простых предложений сложные, анализируют их пунктуацию, пишут диктант.

4.

Лексика и фразеология

Работают над лексическим значением слов с толковым словарём, подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений, работают с текстами, выполняют тест.

Кудрявый, курчавый, вьющийся

5.

  1. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

Работают с текстами, выявляют особенности русской фонетики, выполняют фонетический разбор слова, работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками, читают и сжато пересказывают текст, читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста.

Агрессия,  академия, ателье

6.

Словообразование и орфография

Отвечают на контрольные вопросы, соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями, работают с текстом.

Углубить, намерение, взят, взята

7.

Урок-практикум. Морфемный и словообразовательный разбор

Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора, выполняют проверочную работу.

8.

Морфология и орфография

Отвечают на контрольные вопросы, работают с текстом, классифицируют части речи, составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии.

Берёста, из берёсты, береста, из бересты

9.

Урок-практикум. Морфологический разбор слова

Выполняют задание интегрированного характера - готовят доклад о М.В.Ломоносове, развивают речь, формулируют основную мысль текста, создают аргументированную часть высказывания, выполняют морфологический разбор.

10.

Обобщение изученного по повторению

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания, работают по карточкам, пишут тест.

11.

Контрольный диктант№1. «Повторение изученного в 5-6 классах»

Работают самостоятельно, выполняют грамматическое задание.

12.

Анализ контрольного диктанта

Анализируют ошибки, работают в группах.

13.

Р.р. Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

Знакомятся с картиной, составляют план, пишут сочинение.

ТЕКСТЫ И СТИЛИ РЕЧИ (4ч)

14.

Текст

Отвечают на контрольные вопросы, читают текст интонационно правильно, озаглавливают, находят языковые средства связи, списывают текст, деля на абзацы, работают над орфографией, пишут свободный диктант,

15.

Стили литературного языка

Знакомятся с учебным текстом, дополняют информацией начатые предложения, определяют стиль текстов и обосновывают ответ, соотносят стили текстов и жанры.

Научный, художественный, официально-деловой, разговорный

16.

Диалог. Виды диалогов

Определяют понятие диалога, анализируют тексты, содержащие диалоги, определяют виды диалогов, моделируют диалоги на заданную тему.

17.

Публицистический стиль

Определяют публицистический стиль как функциональную разновидность языка, работают с текстами, находят признаки публицистического стиля в текстах, создают устное выступление в публицистическом стиле, пишут свободный диктант.

Публицистика, влияние

Причастие ( 26 ч + 7 ч р.р.)

18.

Причастие как часть речи

Знакомятся с новой частью речи, составляют схему, работают по учебнику, находят в текстах причастия.

Присутствовать, отсутствовать

19.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Знакомятся с правилом, склоняют предложенные словосочетания, выполняют упражнения.

Колонна, искриться, гирлянда

20.

Причастный оборот, Выделение причастного оборота запятыми

Определяют причастный оборот, работают по схеме, выполняют упражнения.

Отразить, калитка, паркет

21.

Углубление знаний по теме «Причастный оборот»

Работают с текстом, составляют таблицу, работают в группах.

22.

Р.р. Описание внешности человека

Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека, читают различные тексты, подбирают материал к сочинению.

Благородный, великодушный, возвышенный, рыцарский, священный

23.

Р.р. Написание сочинения. Описание внешности человека

Составляют план, пишут сочинение.

24.

Действительные и страдательные причастия

Работают по учебнику, выполняют упражнения, образуют причастия.

Паром

25.

Краткие и полные страдательные причастия

Работают по образцу, определяют синтаксическую роль, работают по карточкам,

Поразительный, силуэт, изощрённый

26.

Действительные причастия настоящего времени

Работают по таблице, образуют причастия, выполняют упражнения.

27.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, работают с текстом.

Прибывший, повлёкший, увядший

28.

Действительные причастия прошедшего времени

Работают по таблице, образуют причастия , выполняют тест.

Магнит, движимый

29.

Проверочная работа по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»

Работают самостоятельно по карточкам.

30.

Р.р. Изложение по тексту упр.116

Пишут изложение от 3 лица.

31.

Страдательные причастия настоящего времени

Работают с таблицей, образуют причастия, выполняют упражнения.

32.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом, работают в рабочих тетрадях.

33.

Страдательные причастия прошедшего времени

Работают по таблице, образуют причастия,  выполняют упражнения.

Приведённый, переведённый

34.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Изучают правило, выполняют упражнения, составляют предложения и словосочетания.

35.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Изучают правило, выполняют упражнения, работают с текстом.

36.

Урок-практикум  по теме « Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных»

Готовят сообщения, выполняют упражнения, работают самостоятельно по карточкам.

37.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Изучают правило, выполняют упражнения, работают с текстом.

Жёваный, кованый

38.

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов  причастий»

Выполняют самостоятельно проверочную работу.

Представить, вообразить, изобразить

39.

Р.р. Подготовка к выборочному изложению «Портрет мальчика и мужчины»

Знакомятся с текстом, составляют план, работают на черновиках.

40.

Р.р. Написание выборочного изложения «Портрет мальчика и мужчины»

Пишут выборочное изложение

41.

Морфологический разбор причастия

Работают по схеме, выполняют устный и письменный  разбор, анализируют текст.

Акварель, аквариум, акваланг

42.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Изучают правило, выполняют упражнения, работают с текстом.

43.

Закрепление  по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Тренируются в разных видах орфограмм, связанных с написанием не, выполняют тест.

Претензия, претендовать

44.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Изучают правило, выполняют упражнения, работают с текстом.

45.

Р.р. Подготовка к сочинению «Успешный телеведущий»

Собирают материал, составляют план, работают на черновиках.

46.

Р.р. Написание сочинения «Успешный телеведущий»

Выполняют работу в тетрадях по развитию речи.

47.

Обобщение изученного по теме «Причастие»

Готовят сообщения, пишут проверочную работу.

Жуткий, зловещий, ужасающий, грозный

48.

Повторение по теме «Причастие»

Отвечают на контрольные вопросы, составляют и заполняют таблицу, выполняют упражнения в рабочей тетради

49.

Контрольный диктант №2. «Причастие»

Работают самостоятельно, выполняют грамматическое задание.

50.

Анализ контрольного диктанта

Выполняют работу над ошибками,

Работают по карточкам.

Деепричастие (10ч + 1ч р.р.)

51.

Деепричастие как часть речи

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия, работают с текстами.

Черпая, балуясь, играя

52.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Работают по схеме, опознают деепричастные обороты, составляют предложения.

53.

Урок-практикум  по теме «Деепричастный оборот»

Выполняют самостоятельную работу, работают в рабочей тетради.

Бассейн, дистанция

54.

Раздельное написание не с деепричастиями

Изучают правило, работают в группах.

55.

Деепричастия несовершенного вида

Работают по таблице, выполняют тренировочные упражнения, пишут диктант.

56.

Деепричастия совершенного вида

Работают по таблице, образуют деепричастия совершенного вида, работают по карточкам.

Комбинация, галерея, внимательно, сосредоточенно

57.

Р.р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

Составляют план, пишут сочинение

58.

Морфологический разбор деепричастия

Знакомятся с порядком разбора, выполняют устный и письменный разбор, пишут свободный диктант

59.

Повторение по теме «Деепричастие»

Отвечают на контрольные вопросы, образуют различные формы глаголов и деепричастий, работают по таблице.

Пешком, мельком

60.

Контрольный диктант №3. «Деепричастие»

Работают самостоятельно, выполняют грамматическое задание.

61.

Анализ контрольного диктанта

Выполняют работу над ошибками, работают по карточкам

Неистово, буйно, безудержно, яростно

Наречие (26ч + 5ч р.р.)

62.

Наречие как часть речи

Работают по учебнику, составляют словосочетания и предложения с наречиями.

Возражение, поражение

63.

Смысловые группы наречий

Составляют таблицу, распределяют наречия по разрядам, составляют рассказ.

Неукротимо

64.

Урок-практикум  по теме «Смысловые группы наречий»

Работают в рабочей тетради, выполняют творческое задание.

65.

Степени сравнения наречий

Работают по схеме, образуют разные формы наречий, пишут диктант.

Удобнее, шире, слаще

66.

Морфологический разбор наречия

Работают по учебнику, выполняют устный и письменный разбор, выполняют упражнения.

67.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е

Работают по таблице, выполняют упражнения, работают с текстом.

Эпидемия

68.

Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е»

Повторяют теорию, выполняют самостоятельную работу.

Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не, отнюдь не

69.

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий

Изучают правило, работают по учебнику, выполняют тест.

Никак, нисколько, ничуть, нимало

70.

Проверочная работа по теме «Правописание наречий»

Работают самостоятельно по изученному материалу.

71.

Одна и две буквы н в наречиях на о и е

Работают по учебнику, выполняют тренировочные упражнения.

Почтальон, квитанция

72.

Урок-практикум  по теме «Одна и две буквы н в наречиях на о и е»

Работают в рабочих тетрадях, выполняют самостоятельную работу.

Штемпель, конверт

73.

Р.р. Описание действий

Работают с текстом, собирают материал, пишут сочинение.

Бережливо, конкретно

74.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Изучают правило, выполняют упражнения, работают по таблице.

75.

Буквы о и а на конце наречий

Изучают правило, выполняют упражнения, работают с текстом.

76.

Урок-практикум  по теме «Буквы о и а на конце наречий»

Работают в рабочих тетрадях, пишут объяснительный диктант.

77.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е. Широкова «Друзья»

Знакомятся с картиной, выполняют словарный диктант, составляют план.

78.

Р.р. Написание сочинения по картине Е. Широкова «Друзья»

Пишут сочинение.

79.

Дефис между частями слова в наречиях

Работают по учебнику, составляют таблицу, выполняют тренировочные упражнения.

Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо

80.

Закрепление по теме «Дефис между частями слова в наречиях»

Работают в рабочих тетрадях, работают по карточкам.

Мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок

81.

Самостоятельная работа по теме «Наречие»

Выполняют самостоятельную работу.

82.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Изучают правило, работают по учебнику, выполняют упражнения.

До смерти, на лету, на ходу, с разбегу, на миг, вмиг, на скаку, на глазок, под силу

83.

Углубление знаний по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»

Выполняют упражнения, работают в рабочих тетрадях, пишут тест.

По двое, по трое

84.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Работают по учебнику, выполняют упражнения, работают с текстом.

85.

Урок-практикум по теме «Наречие»

Работают в группах, выполняют практическую работу.

86.

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв

Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва, составляют собственные отзывы.

87.

Р.р. Учебный доклад

Составляют сложный план текста, готовят тематические учебные доклады, пишут мини-сочинения.

88.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие»

Работают в парах, повторяют теорию, выполняют самостоятельную работу.

За границу, за границей, по совести

89.

Повторение по теме «Наречие»

Отвечают на вопросы, готовят сообщение о наречии по плану, пишут свободный диктант.

90.

Контрольный диктант №4. «Наречие»

Пишут диктант,  выполняют грамматическое задание.

91.

Анализ контрольного диктанта

Анализируют ошибки, работают над их исправлением, работают по карточкам.

92.

Урок-зачет по теме «Наречие»

Сдают зачёт, выполняют тест.

Категория состояния (2ч + 2ч р.р.)

93.

Категория состояния как часть речи

Работают по учебнику, составляют таблицу, выполняют упражнения.

Классик, конверт, карикатура

94.

Морфологический разбор категории состояния

Знакомятся с планом разбора, выполняют устный и письменный разбор, работают с текстом.

95.

Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Обыкновенная земля»

Работают по памятке, составляют план, работают на черновиках.

96.

Р.р. Написание сжатого изложения «Обыкновенная земля»

Пишут сжатое изложение.

Служебные части речи(1ч)

97.

Самостоятельные и служебные части речи

Различают самостоятельные и служебные части речи, списывают поэтический текст, работают над орфограммами и знаками препинания, читают текст выразительно.

Семафор, светофор

Предлог (8ч)

98.

Предлог как часть

Работают по учебнику, выписывают словосочетания с предлогами, работают с текстом.

99.

Употребление предлогов

Знакомятся с теоретическими сведениями, выполняют упражнения.

По окончании, по прибытии, период, резиденция

100.

Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные

Работают по таблице, составляют словосочетания, выполняют тест.

101.

Морфологический разбор предлога

Работают по учебнику, выполняют устный и письменный разбор, работают с текстом.

102.

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Изучают правило, выполняют тренировочные упражнения, работают в словарях-справочниках.

Впоследствии, фантазия

103.

Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Работают в рабочих тетрадях, работают по карточкам.

104.

Повторение по теме «Предлог»

Отвечают на контрольные вопросы, пишут свободный диктант

Гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться

105.

Проверочная работа по теме «Предлог»

Выполняют проверочную работу

Союз (11ч+1ч р.р.)

106.

Союз как часть речи

Работают по учебнику, выполняют упражнения, составляют предложения с союзами.

Ситуация, реальный, средства

107.

Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы.

Работают по таблице, выполняют тест, работают с текстом.

Возвратиться, вернуться, воротиться

108.

Р.р. Сочинение по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Знакомятся с картиной, составляют план, пишут сочинение.

109.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Изучают правило, работают по схемам, составляют предложения.

Кромешный, международный

110.

Сочинительные союзы

Работают по учебнику, выполняют упражнения, выполняют тест.

111.

Подчинительные союзы

Изучают теорию, работают по схемам, работают с текстом.

Как будто, чтобы

112.

Морфологический разбор союза

Знакомятся с порядком разбора, выполняют устный и письменный разбор, пишут сочинение.

113.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Изучают правило, работают в словарях-справочниках, выполняют упражнения.

Автор,  классик

114.

Урок-практикум  по теме «Слитное написание союзов также,

 тоже, чтобы»

Работают в рабочих тетрадях, выполняют проверочную работу.

Кросс, дар, дарование, талант

115.

Повторение сведений о предлогах и союзах

Отвечают на контрольные вопросы, готовят сообщение по плану, работают в рабочих тетрадях.

116.

Контрольный диктант№5. «Предлог. Союз»

Работают самостоятельно, выполняют грамматическое задание.

117.

Анализ контрольного диктанта

Выполняют работу над ошибками, работают по карточкам.

Частица (10ч +2ч р.р.)

118.

Частица как  часть речи

Изучают материал учебника, выполняют тренировочные упражнения.

119.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Работают по таблице, выполняют упражнения, работают с текстом

Да, давай, давайте, пусть, пускай, бы, бывало

120.

Смысловые частицы

Работают с текстом, списывают выборочно предложения, выделяя смысловые частицы, производят замены частиц и наблюдают над изменением смысла.

Предварительный, старательно

121.

Раздельное и дефисное написание частиц

Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц, выполняют упражнения, составляют предложения, редактируют текст.

122.

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Знакомятся с картиной, составляют план, пишут сочинение.

123.

Морфологический разбор частицы

Знакомятся с планом и образцом разбора, выполняют разбор, группируют частицы по их написанию.

Недосягаемый, нечаянный

124.

Отрицательные частицы не и ни

Работают по учебнику, выполняют упражнения, пишут объяснительный диктант.

125.

Закрепление по теме «Отрицательные частицы не и ни»

Повторяют теорию, работают по карточкам, пишут самостоятельную работу.

126.

Различение частицы не и приставки не

Вы правы, они правы, она права

127.

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету

Составляют рассказ по данному сюжету по материалу упр.446.

128.

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни

Изучают теоретические сведения и опознают  частицу, приставку и союз в упражнениях, пишут тест.

Никак, нимало, нисколько, ничуть

129.

Повторение по теме «Частица»

Отвечают на контрольные вопросы, выполняют комплексный анализ текста.

Междометие(1ч)

130.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Изучают теорию, записывают предложения с междометиями, составляют диалог, включив в него междометия.

Прекратить, реальный, предварительный

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8ч + 2ч р.р.)

131.

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

Работают по таблице, читают сообщения, составляют текст.

Комендант, кованый, как будто

132.

Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Родина»

Работают с памяткой, знакомятся с текстом, составляют план.

133.

Р.р. Написание сжатого изложения «Родина»

Пишут сжатое изложение.

134.

Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология

Выполняют различные виды разборов.

135.

Морфемика. Словообразование

Работают по карточкам.

136.

Морфология. Орфография

Повторяют орфограммы, выполняют морфологический разбор.

137.

Синтаксис. Пунктуация

Работают с текстом.

138.

Итоговая контрольная работа на промежуточной аттестации

Выполняют контрольную работу.

139.

Анализ итоговой контрольной работы

Выполняют работу над ошибками.

140.

Урок-КВН «Занимательная грамматика»

Выполняют занимательные задания.


№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

Из них

Контрольных уроков

Развития речи

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

-

-

2.

Повторение изученного в 5-6 классах

12

1

1

3.

Тексты и стили речи

4

-

-

4.

Причастие

33

1

7

5.

Деепричастие

11

1

1

6.

Наречие

31

1

5

7.

Категория состояния

4

-

2

8.

Служебные части речи

1

-

-

9.

Предлог

8

-

-

10.

Союз

12

1

1

11.

Частица

12

-

2

12.

Междометие

1

-

-

13.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

10

1

2

Итого

140

6

21

Учебно-тематический план

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2016г. Планирование составлено из расчета 4 часа в неделю (140 часов в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / (  М. Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др). – М.: Просвещение, 2016. на основании учебного плана  на 2017-2018 учебный год.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 7 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

- составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;

- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

письмо:

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

текст:

- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

- определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.

На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 140 часов, в том числе 21 час на развитие речи.

Содержание тем учебного курса

РАЗДЕЛ I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II.

Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

1.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016.                                                                                                           2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.

3.Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.

  1. М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  2. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2013.
  3. П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2014.
  4. Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2015.

Литература для учащихся

  1. С.В. Антонова, Т.И. Гулякова. Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2014.
  4. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др.. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
  5. Е.А.Ефремова. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: Просвещение, 2016

Образовательные электронные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....