Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
ФИО учителя Захарчук Д.В.
Класс 5
Тема урока: Служебные части речи
Цель урока: создать условия для формирования представления о самостоятельных и служебных частях речи .
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
· стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
- формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
· освоение знаний по теме: «Служебные части речи».
Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhebnye_chasti_rechi.ppt | 2.15 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцать первое ноября . Классная работа.
Вспоминаем то, что знаем. 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2 . Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3 . Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
Вспоминаем то, что знаем. 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7 . Из данных слов выберите личные местоимения: а) школа, они б) мы, её, я в) ты, слово, вы 8. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
1 – а 2 – б 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – б 8 – а Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3» Ключ:
Служебные части речи.
Цели урока: Повторить служебные части речи, их правописание; определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.
Открываем новые знания.
Открываем новые знания.
Открываем новые знания. Служебные части речи: Предлоги Союзы Частицы
Функции служебных частей речи Книга лежит на столе. Книга лежит … столе. Отец и мать пришли домой. Отец, мать пришли домой. Отец с матерью пришли домой, и мы сели ужинать. Отец с матерью пришли домой, мы сели ужинать. Я не рассказал секрет. Я рассказал секрет.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлог Союз Частица связывает соединяет придаёт существительные с однородные члены и отрицательный другими словами части сложного предложения смысл
Предлоги, союзы, частицы- Все встали в один хоровод, Служебные важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значение свое привнесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут!
1. На з...ре охотник засобирался в путь. 2. Костер разг…релся, и мы пр…ладили чайник. 3. За ужином не пр…рывались ра…сказы о пред…дущих поездках. 4. Учителя и дети заинтересовались пр…заманчивым предл…жением.
в группах
1.Вот тебе подушки белые подушки. 2.На горе подсолнышком выросли подсолнушки. 3.Подосинами накочке гриб вмалиновом платочке,подосиновиком звать, и его придется брать. Будь внимателен!
Проверь себя! 1.Вот тебе под ушки белые подушки. 2.На горе под солнышком выросли подсолнушки. 3.Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке, подосиновиком звать, и его придется брать.
Домашнее задание. Сочинить сказку о служебных частях речи или выполнить упр.220.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Захарчук Д.В.
Класс 5в
Тема урока: Служебные части речи
Цель урока: создать условия для формирования представления о самостоятельных и служебных частях речи .
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
- формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Служебные части речи».
Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
| Приветствие учителя. Настрой на плодотворную работу. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение, Регулятивные: Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| Послушайте сказку (учитель рассказывает сказку). -Что такое морфология?. Какие части речи вы знаете? -На прошлых уроках мы с вами говорили о самостоятельных частях речи. Соответственно, тема нашего сегодняшнего урока…. Записываем тему урока в тетради. -Но прежде чем начать говорить о новой теме, вспомним материал предыдущих уроков Тест -Какие цели мы должны поставить сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы, выполняют задание. Определяют цели урока | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: целеполагание Познавательные: применение методов информационного поиска, анализ. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения. |
| Читается стихотворение (выводится на экран) -Как вы думаете, что нет так в этом стихотворении? (пропущены слова) -Какие слова пропущены? (Предлоги, союзы, частицы) | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Выявляют место и причину затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действия | Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, рассуждение. Коммуникативные: разрешение конфликта, умение выражать свои мысли |
| Давайте подумаем, какую функцию выполняют служебные части речи. На экран выводятся предложения. (работа в парах) | Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, классификация, подведение под понятие. Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. |
| Задание на карточках. -Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму | Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
| Переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить орфограммы. Найти служебные части речи, Работа в группах. Выявление признаков служебных частей речи по аналогии | Выполняют работу в группах, осуществляют самопроверку и взаимопроверку, сравнивают с данным аналогом, делают вывод | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция. Познавательные: Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера. |
| -Прочитайте предложения. Исправьте ошибки. (Предложения выводятся на экран). | Читают предложения, находят ошибки, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод. | Личностные: осуществление личностного морального выбора Регулятивные: коррекция, оценка Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
| Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Учитель даёт дифференцированное задание на дом. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Личностные: нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Было это давным – давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка! Попытались как – то слова построиться. Становились и так и этак- все плохо получается. «Без командира не обойтись,- решили слова.- Призовем – ка на помощь Морфологию!» - Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология к слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя «Имя существительное!»- приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя «Глагол!»- ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции объединились под своими знаменами. Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королева – мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"
Это первый урок при изучении темы....
Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи
Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...
План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"
План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"...