Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Захарчук Диана Вячеславовна

Технологическая карта урока

ФИО учителя   Захарчук Д.В.

Класс 5

Тема урока: Служебные части речи

Цель урока: создать условия для формирования  представления о самостоятельных и служебных частях речи .

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

·        осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

·        стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  •  формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  •  формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
  •  формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
  •  формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  •  формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

·        освоение знаний по теме: «Служебные части речи».

Оборудование урока:   ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sluzhebnye_chasti_rechi.ppt2.15 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Двадцать первое ноября . Классная работа.

Слайд 3

Вспоминаем то, что знаем. 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2 . Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3 . Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

Слайд 4

Вспоминаем то, что знаем. 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7 . Из данных слов выберите личные местоимения: а) школа, они б) мы, её, я в) ты, слово, вы 8. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

Слайд 5

1 – а 2 – б 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – б 8 – а Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3» Ключ:

Слайд 6

Служебные части речи.

Слайд 7

Цели урока: Повторить служебные части речи, их правописание; определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.

Слайд 8

Открываем новые знания.

Слайд 9

Открываем новые знания.

Слайд 10

Открываем новые знания. Служебные части речи: Предлоги Союзы Частицы

Слайд 11

Функции служебных частей речи Книга лежит на столе. Книга лежит … столе. Отец и мать пришли домой. Отец, мать пришли домой. Отец с матерью пришли домой, и мы сели ужинать. Отец с матерью пришли домой, мы сели ужинать. Я не рассказал секрет. Я рассказал секрет.

Слайд 12

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлог Союз Частица связывает соединяет придаёт существительные с однородные члены и отрицательный другими словами части сложного предложения смысл

Слайд 13

Предлоги, союзы, частицы- Все встали в один хоровод, Служебные важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значение свое привнесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут!

Слайд 15

1. На з...ре охотник засобирался в путь. 2. Костер разг…релся, и мы пр…ладили чайник. 3. За ужином не пр…рывались ра…сказы о пред…дущих поездках. 4. Учителя и дети заинтересовались пр…заманчивым предл…жением.

Слайд 16

в группах

Слайд 18

1.Вот тебе подушки белые подушки. 2.На горе подсолнышком выросли подсолнушки. 3.Подосинами накочке гриб вмалиновом платочке,подосиновиком звать, и его придется брать. Будь внимателен!

Слайд 19

Проверь себя! 1.Вот тебе под ушки белые подушки. 2.На горе под солнышком выросли подсолнушки. 3.Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке, подосиновиком звать, и его придется брать.

Слайд 20

Домашнее задание. Сочинить сказку о служебных частях речи или выполнить упр.220.

Слайд 21

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

Слайд 22

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя   Захарчук Д.В.

Класс 5в

Тема урока: Служебные части речи

Цель урока: создать условия для формирования  представления о самостоятельных и служебных частях речи .

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  •  формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  •  формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
  •  формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
  •  формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  •  формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме: «Служебные части речи».

Оборудование урока:   ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

  1. Самоопределение к деятельности Орг. момент

Приветствие учителя. Настрой на плодотворную работу.

Подготовка класса к работе.

Личностные:

самоопределение,

Регулятивные:

Целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Послушайте сказку (учитель рассказывает сказку).

-Что такое морфология?. Какие части речи вы знаете?

-На прошлых уроках мы с вами говорили о самостоятельных частях речи. Соответственно, тема нашего сегодняшнего урока….

Записываем тему урока в тетради.

-Но прежде чем начать говорить о новой теме, вспомним материал предыдущих уроков

Тест

-Какие цели мы должны поставить сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Определяют цели урока

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

построение речевого суждения.

  1. Постановка учебной задачи

Читается стихотворение (выводится на экран)

-Как вы думаете, что нет так в этом стихотворении? (пропущены слова)

-Какие слова пропущены? (Предлоги, союзы, частицы)

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Выявляют место и причину затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действия

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные: 

планирование

Познавательные:

структурирование знаний,

анализ, синтез, сравнение, рассуждение.

Коммуникативные:

разрешение конфликта,

умение выражать свои мысли

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте подумаем, какую функцию выполняют служебные части речи.

На экран выводятся предложения. (работа в парах)

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование,

структурирование знаний, классификация,  подведение под понятие.

Коммуникативные:

разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

  1. Первичное закрепление

Задание на карточках.

-Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение,  доказательство.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить орфограммы. Найти служебные части речи,
указать их роль.

Работа в группах. Выявление признаков служебных частей речи по аналогии

Выполняют работу в группах, осуществляют самопроверку и взаимопроверку, сравнивают с данным аналогом, делают вывод

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

Познавательные:

Анализ, синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.

  1. Включение в систему знаний и повторение.    

-Прочитайте предложения. Исправьте ошибки. (Предложения выводятся на экран).

Читают предложения, находят ошибки, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод.

Личностные:

осуществление личностного морального выбора

Регулятивные:

коррекция, оценка

Познавательные:

построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

  1. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дают ответы на вопросы

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Было это давным – давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка! Попытались как – то слова построиться. Становились и так и этак- все плохо получается. «Без командира не обойтись,- решили слова.- Призовем – ка на помощь Морфологию!» - Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология к слов.  - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя «Имя существительное!»- приказала Морфология.  - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя «Глагол!»- ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции объединились под своими знаменами.  Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королева – мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"

Это первый урок при изучении темы....

Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи

Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"...