Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Это первый урок при изучении темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_konspekt_7_kl.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наречие как часть речи ( первый урок в изучении темы). 7 класс.

Базовый учебник:  авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова. 2013г. М., «Просвещение»

Цели урока:

Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить  находить наречия в  предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме; учить  правильно использовать наречия в речи.

Развивающие: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

 Стадия вызова.

Актуализация знаний.

 Введение в тему.

Определение темы и целей урока

 Открытие нового знания

Закрепление знаний

Физкультминутка

Контроль усвоения материала

Итог урока

Рефлексия

 Домашнее задание

- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

(Слайд: улыбающееся солнышко)

Составьте из рассыпанных слов фразу

 «начинается»  «С»  «успех!» « удачи»                 « маленькой»

«С маленькой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

 Улыбнёмся друг другу, пожелаем успеха на уроке себе и товарищу.

- С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста.  (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)

- По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте)

        Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе.

        Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке.

        Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять.

                                                Твой друг.

  1. Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет, в этом письме некоторые предложения кажутся не совсем полными непонятными)
  2. Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые, на ваш взгляд, слова;
  3. Прочитайте свою дополненную версию письма;
  4. Постарайтесь определить, какой частью речи являются дополненные слова, сделайте вывод.

(Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова)

- Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма.

- Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде)

Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе.

        Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы  заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке.

 Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять.

                                                Твой друг.

- К каким частям речи относятся слова, которыми вы дополнили текст письма? (может быть прилагательные, существительные и слова незнакомой части речи)

- Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова новой, неизвестной нам, части речи)

  1. - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть речи? (Учащиеся высказывают свои предположения, если кто-нибудь из детей догадается?) Отгадайте ребус, назовите зашифрованные слова.

 

Рядом

Внутри

-К какой части речи относятся эти слова?

- Эта часть речи называется – наречием.

- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие)

- Какие поставим цели урока? (познакомиться  с новой частью речи)

- У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока,  заполнить по новой теме.

- Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать? В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем.

Обучающимся дан бланк кластера.

(Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол)

2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием.

Работа выполняется с комментированием.

Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово, был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д.

-Итак, какой вывод можно сделать после этого задания

-Что запишем в схеме? (Наречие связано с  глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их)

Работа с текстом учебника.

- А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные)

3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте, дополните схему.

Наречие

Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

       Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

         Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

     Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.

     И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.

Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.

     Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.

     В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством, бывает определением.

-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи?  Что еще можно добавить в нашу памятку?

Работа в группах:

Из текста выписать словосочетания:

1гр. «глагол +наречия», 2гр. «прилагательные + наречия», 3 гр. «наречия +наречия», 4гр. «причастие/деепричастие + наречие»

- Почему же вы решили, что выписанные части речи- наречия?

- Что обозначают выписанные вами наречия? К каким частям речи присоединяются?

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, встаньте, нагнитесь вперед, встаньте, тихо сядьте за парту.

- сколько наречий вам встретилось в физкультминутке?

4)  задание выполняют самостоятельно. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения.

 Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду презентации. Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

- Какие  знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются,   в предложении являются чаще всего обстоятельствами, реже определениями)

-Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд)

 (На слайде) Наречия – самостоятельная неизменяемая  часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

- С какими трудностями встретились на уроке?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

- На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного.

- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на слайде)

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример:                          Наречие

Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое

                         Поясняет, уточняет, раскрывает.

                         Нашу речь обогащает.

                                      Уточняет.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

- С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста?

- Варианты домашнего задания с целью закрепления полученных знаний. (Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий; или составить поздравление к новому году другу или родственникам)

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.

Настрой на урок

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися

Редактируют текст, делают выводы.

Формулируют  тему и цель урока.

Обучающиеся

 находят глаголы, прилагательные ставят вопросы к наречиям,

комментируют, делают вывод.

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы

Задание по группам, выполняют задание, один из группы отвечает.

Задание выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Составляют, добывают информацию, защищают каждое слово

Рефлексия. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование)

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

  

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока "Причастие как часть речи".

Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....

Конспект урока "Роль служебных частей речи"

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...

Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1.  ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2.  Место работыМОУ «СОШ № 31»...