Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наречие как часть речи ( первый урок в изучении темы). 7 класс.
Базовый учебник: авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова. 2013г. М., «Просвещение»
Цели урока:
Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить находить наречия в предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме; учить правильно использовать наречия в речи.
Развивающие: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент Стадия вызова. Актуализация знаний. Введение в тему. Определение темы и целей урока Открытие нового знания Закрепление знаний Физкультминутка Контроль усвоения материала Итог урока Рефлексия Домашнее задание | - Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. (Слайд: улыбающееся солнышко) Составьте из рассыпанных слов фразу «начинается» «С» «успех!» « удачи» « маленькой» «С маленькой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Улыбнёмся друг другу, пожелаем успеха на уроке себе и товарищу. - С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика) - По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте) Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе. Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке. Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять. Твой друг.
(Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова) - Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма. - Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде) Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе. Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке. Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять. Твой друг. - К каким частям речи относятся слова, которыми вы дополнили текст письма? (может быть прилагательные, существительные и слова незнакомой части речи) - Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова новой, неизвестной нам, части речи)
Рядом Внутри -К какой части речи относятся эти слова? - Эта часть речи называется – наречием. - Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие) - Какие поставим цели урока? (познакомиться с новой частью речи) - У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока, заполнить по новой теме. - Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать? В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем. Обучающимся дан бланк кластера. (Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол) 2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием. Работа выполняется с комментированием. Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово, был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д. -Итак, какой вывод можно сделать после этого задания -Что запишем в схеме? (Наречие связано с глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их) Работа с текстом учебника. - А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные) 3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте, дополните схему. Наречие Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо! Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху. И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь. Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое. Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д. В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством, бывает определением. -Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи? Что еще можно добавить в нашу памятку? Работа в группах: Из текста выписать словосочетания: 1гр. «глагол +наречия», 2гр. «прилагательные + наречия», 3 гр. «наречия +наречия», 4гр. «причастие/деепричастие + наречие» - Почему же вы решили, что выписанные части речи- наречия? - Что обозначают выписанные вами наречия? К каким частям речи присоединяются? Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, встаньте, нагнитесь вперед, встаньте, тихо сядьте за парту. - сколько наречий вам встретилось в физкультминутке? 4) задание выполняют самостоятельно. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы. - Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду презентации. Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий. - Какие знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются, в предложении являются чаще всего обстоятельствами, реже определениями) -Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд) (На слайде) Наречия – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. - С какими трудностями встретились на уроке? - Где в жизни можно использовать полученные знания? - На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного. - Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на слайде) В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Пример: Наречие Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое Поясняет, уточняет, раскрывает. Нашу речь обогащает. Уточняет. Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста? - Варианты домашнего задания с целью закрепления полученных знаний. (Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий; или составить поздравление к новому году другу или родственникам) | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях. Настрой на урок Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися Редактируют текст, делают выводы. Формулируют тему и цель урока. Обучающиеся находят глаголы, прилагательные ставят вопросы к наречиям, комментируют, делают вывод. Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы Задание по группам, выполняют задание, один из группы отвечает. Задание выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. Составляют, добывают информацию, защищают каждое слово Рефлексия. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока | личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Регулятивные (контроль, коррекция знаний). Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование) Предметные Познавательные (общеучебные действия) Познавательные (наблюдение, поиск информации). Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регулятивные (анализ текстов) Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка)
Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи
Цель урока: познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...
Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...
Конспект урока "Причастие как часть речи".
Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....
Конспект урока "Роль служебных частей речи"
Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...
Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1. ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2. Место работыМОУ «СОШ № 31»...
схема конспекта урока союз как часть речи
схема конспекта урока...
Конспект урока "Числительное как часть речи
Материал для урока...