Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
- примерной программы основного общего образования по русскому языку;
-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики;
- учебного плана МБОУ «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год;
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
В качестве базового учебника используется учебник: Русский язык. 9 кл. /М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П. А. Леканта. –М.: Дрофа, 2014. Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 ч. в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_yaz_raboch._progr.docx | 66.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛАБАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ / Гречко А. А/ «____» ______________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________/ Директоров А. П./ Приказ от «___» ____________ 2017г. № __ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 9 класса
учителя Васильевой Ирины Витальевны
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол от « 28 » августа 2017г. № 1 |
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание обучения русскому языку в 9 классе отобрано иструктурировано на основе компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевойдеятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовымиумениями и навыками использования языка в жизненно важных для данноговозраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции —освоение основных знаний о языке как знаковой системе и общественномявлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладении основныминормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса играмматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу иоценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как онауке и учѐных- русистах; умение пользоваться различными лингвистическимисловарями.
Кулътуроведческая компетенция - осознание языка как формывыражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,национально-культурной специфики русского языка, владения нормами русскогоречевого этикета, культурой межнационального общения.В связи с тем, что учащимся 9 класса предстоит итоговая аттестация порусскому языку в новой форме, в содержание материала внесены уроки развитияречи, на которых идет отработка написания сжатого изложения, навыков работы
как с исходным текстом, так и созданным на основе исходного. Этим рабочаяпрограмма отличается от примерной программы с содержательной стороны.
Цели обучения
Курс русского языка 9 класса направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно ориентированного,когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному
языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения кязыку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности ; воспитание интереса илюбви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативныхумений и навыков, обеспечивающих свободное владение русскимлитературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;развитие готовности и способности к речевому взаимодействию ивзаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании вразличных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсахрусского языка; об основных нормах русского литературного языка; обосновных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование опознавать, анализировать, классифицировать языковыефакты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный и поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи :
Углубление знаний о лингвистике как науке; языке какмногофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистическойсистеме русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах иситуациях общения.
Развитие и совершенствование навыков самоконтроля, потребностистаршеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей иразнообразной справочной литературе для определения языковой нормы,связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
- Примерной программы основного общего образования (Русский языкс родным (нерусским) языком обучения);
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики,
- учебного плана МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики на 2017-2018 учебный год;,
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год,
- авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», авторы: Разумовская М.М., Капинос В.И.,Львова С.И. и др. – М., Дрофа, 2015 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Рабочая программаразработана на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений - Разумовская М.М., Капинос В.И.,Львова С.И. и др. – М., Дрофа, 2015 г
Программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской и др. отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используются
учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
книга для учителя,
рабочая тетрадь,
электронное приложение «Русский язык. 9 класс».
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,
способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):
I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.
Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"
В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация". "Речь".
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Учебному плану МБОУ «Салабайкасинская ООШ» для изучения русского языка в 9 классе отводится 136. часов в год, Количество часов по программе – 102.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Коммуникативная методика обучения основана на утверждении о том, что для успешного овладения языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. лексику, грамматику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
Основными формами работы являются: коллективная, групповые, индивидуальные.
Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
В основу педагогического процесса заложены следующие
- методы обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.):
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
* перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)
* словесные (беседа, рассказ и др.)
* наглядные (демонстрация, мультимедийная презентация, слайды, фотографии и др.)
* практические (упражнения, выполнение заданий и др.)
* логические (индукция, дедукция, аналогия и др.)
* гностические (репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, и др.)
* самоуправление учебными действиями (самост. работа с книгой, приборами и др.)
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
* методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, мозговой штурм, создание проблемных ситуаций и др.)
* методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
* устный контроль
* письменный контроль
- формы обучения:
- индивидуальные
- групповые
- фронтальные
- парные
- коллективные
- аудиторные и внеаудиторные
- классные и внеклассные
- школьные и внешкольные
- формы организации обучения (конструкции отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия)
- индивидуальные занятия ( консультация, самообучение)
- коллективно-групповые занятия (урок, лекция, семинар, учебная конференция, олимпиада, конкурс, экскурсия, деловая игра, учебная дискуссия, факультативное занятие, экзамен, лабораторно-практическое занятие, практикум и др.)
- индивидуально-коллективные (погружения, творческие недели, научные недели, проекты).
- технологии обучения (по преобладающему методу):
- обучение по алгоритму
- репродуктивные
- объяснительно – иллюстративные
- диалогические
- игровые
- проблемно-поисковые
- творческие
- информационные (компьютерные)
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету предусмотрены следующие виды контроля:
- предварительный контроль / диагностический контроль в начале учебного года или перед изучением новой темы
- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
- промежуточная (тематическая) проверка и оценка знаний, которая проводится по завершении цикла уроков;
- отсроченный контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, цикла (от 3 мес. до года)
- итоговая проверка и оценка знаний осуществляется в конце учебной четверти и года;
- промежуточная (по решению педагогического совета)
Методы и способы проверки и оценки знаний и умений учащихся:
- устный контроль (учебная дискуссия, беседа, опрос и др.)
- письменный контроль (упражнение, контрольная работа, тест, сочинение, отчет и др.)
- практический контроль
- компьютеризированный контроль
- самоконтроль
- комбинированный (уплотненный) контроль
Формы проверки и оценки результатов обучения:
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
- парный
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
О языке
Русский язык среди языков мира.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.
Жанрыпублицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Деловыебумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
Основныеумения
Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочеты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе,
путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Обобщение изученногов 5—8 классах
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложное предложениес разными видами связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | На развитие речи в том числе | На повторение в том числе |
1 | Международное значение русского языка | 1 | ||
2 | Повторение изученного в 5-8-ых классах | 12 | 5 | |
3 | Сложное предложение. Культура речи. | 7 | 1 | 2 |
4 | Сложносочинённые предложения | 17 | 3 | 3 |
5 | Сложноподчинённые предложения | 47 | 11 | 7 |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 19 | 2 | 2 |
7 | Сложные предложения с разными видами связи | 11 | 3 | |
9 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 22 | 6 | |
Итого: | 136 | 31 |
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
В результате изучения русского языка за курс 9 класса ученик должен:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст,
комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое,
ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать
коммуникативную цель слушания текста и в
соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать
языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому
языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного
текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа,
схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений,
докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы,
использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и
лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г.,№ 1312 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312».
- Примерная программа по русскому языку основного общего образования
- Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М. Дрофа, 2012
- Электронное приложение «Русский язык. 9 класс». Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта http://www.drofa.ru
- Электронные словари
- Сборник диктантов. 5-6 классы. Сост. В. Н. Горшкова. – М.:Вако.
- Г. А. Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. М., «Просвещение», 2012
- А. Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. М.: Творческий центр, 2012
Литературадля учащихся
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 9 класс М.: Дрофа, 2012 г.
- Электронное приложение «Русский язык. 9 класс». Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекантаhttp://www.drofa.ru
Приложение №1
Тематическое планирование
№ | Наименование тем уроков | Кол. часов |
1 | Международное значение русского языка-1 час | 1 |
Повторение изученного в 5-8-ых классах(12 часов) | 1 | |
2 | Р/р Устная и письменная речь | 1 |
3 | Р/р Монолог, диалог | 1 |
4 | Повторение фонетики, графики, орфоэпии | 1 |
5 | Р/р Стили речи | 1 |
6 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
7 | Предложения с обособленными членами | 1 |
8 | Предложения с обособленными членами (закрепление) | 1 |
9 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 |
10 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции (закрепление) | 1 |
11 | Р/р Подробное изложение | 1 |
12 | Р/р Подробное изложение | 1 |
13 | Повторение лексики | 1 |
Сложное предложение. Культура речи (7 часов) | ||
14 | Понятие о сложном предложении. | 1 |
15 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
16 | Разделительные и выделительные знаки препинания | 1 |
17 | Повторение фразеологии | 1 |
18 | Интонация сложного предложения | 1 |
19 | Р/р Сочинение «Любимый уголок природы» | 1 |
20 | Повторение :морфемика, морфемный разбор | 1 |
Сложносочинённые предложения(17 часов) | ||
21 | Понятие о сложносочинённом предложении | 1 |
22 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | 1 |
23 | Повторение: словообразование | 1 |
24 | ССП с соединительными союзами | 1 |
25 | ССП с разделительными союзами | 1 |
26 | ССП с противительными союзами | 1 |
27 | Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 |
28 | Повторение: морфология | 1 |
29 | Р/р Рецензия на литературное произведение, кинофильм | 1 |
30 | Р/р Рецензия на литературное произведение, кинофильм | 1 |
31 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения | 1 |
32 | Систематизация и обобщение по теме ССП | 1 |
33 | Систематизация и обобщение по теме ССП | 1 |
34 | Контрольный диктант по теме «ССП» | 1 |
35 | Работа над ошибками | 1 |
36 | Повторение :имя существительное (орфография) | 1 |
37 | Р/р Приемы сжатия текста | 1 |
Сложноподчинённые предложения(47 часов) | ||
38 | Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 |
39 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | 1 |
40 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
41 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
42 | Р/р Сочинение (отзыв по картине) | 1 |
43 | Повторение : имя прилагательное (орфография) | 1 |
44 | Союзы и союзные слова в ССП | 1 |
45 | Как отличить союзы от союзных слов | 1 |
46 | Роль указательных слов в СПП | 1 |
47 | Р/р Подробное изложение | 1 |
48 | Р/р Подробное изложение | 1 |
49 | Повторение: имя числительное (орфография) | 1 |
50 | СПП с придаточными определительными | 1 |
51 | СПП с придаточными определительными | 1 |
52 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
53 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
54 | Р/р Сжатое изложение | 1 |
55 | Р/р Сжатое изложение | 1 |
56 | Повторение: местоимение | 1 |
57 | СПП предложения с придаточными обстоятельственными | 1 |
58 | СПП с придаточными места и времени | 1 |
59 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
60 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 |
61 | Повторение: глагол | 1 |
62 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
63 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
64 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 |
65 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 |
66 | Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений» | 1 |
67 | Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений» | 1 |
68 | Контрольный диктант | 1 |
69 | Повторение. Работа над ошибками. | 1 |
70 | Р/р Сочинение-рассуждение по тексту | 1 |
71 | Повторение: глагол | 1 |
72 | СПП с несколькими придаточными | 1 |
73 | СПП с несколькими придаточными | 1 |
74 | Р/р Краткое сообщение | 1 |
75 | Повторение: наречие | 1 |
76 | Синтаксический разбор СПП | 1 |
77 | Р/р Сжатое изложение | 1 |
78 | Р/р Сжатое изложение | 1 |
79 | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | 1 |
80 | Повторение по теме | 1 |
81 | Урок-зачёт по теме СПП | 1 |
82 | Урок-зачёт по теме СПП | 1 |
83 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 |
84 | Повторение: причастие | 1 |
Бессоюзные сложные предложения(19 часов) | ||
85 | Понятие о БСП. | 1 |
86 | Интонация в БСП | 1 |
87 | Р/р Как писать сочинение на лингвистическую тему | 1 |
88 | Повторение: деепричастие | 1 |
89 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 |
90 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 |
91 | Двоеточие в БСП | 1 |
92 | Двоеточие в БСП | 1 |
93 | Тире в БСП | 1 |
94 | Тире в БСП | 1 |
95 | Р/р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 |
96 | Повторение: служебные части речи | 1 |
97 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | 1 |
98 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | 1 |
99 | Повторение по теме БСП | 1 |
100 | Урок-зачёт по теме БСП | 1 |
101 | Урок-зачёт по теме БСП | 1 |
102 | Контрольный диктант по теме «БСП» | 1 |
103 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
Сложные предложения с различными видами связи(11 часов) | ||
104 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | 1 |
105 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | 1 |
106 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | 1 |
107 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | 1 |
108 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи | 1 |
109 | Р/р Подробное изложение | 1 |
110 | Р/р Подробное изложение | 1 |
111 | Р/р Публичная речь | 1 |
112 | Р/р Сочинение | 1 |
113 | Контрольный синтаксический разбор | 1 |
114 | Повторение | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах(26 часов) | ||
115 | Роль языка в жизни общества. | 1 |
116 | Повторение. Фонетика и графика | 1 |
117 | Повторение. Лексика и фразеология | 1 |
118 | Морфемика | 1 |
119 | Словообразование | 1 |
120 | Орфограммы в корнях слов | 1 |
121 | Орфограммы в приставках | 1 |
122 | Функции Ь и ъ знаков | 1 |
123 | Морфология | 1 |
124 | Р/р Контрольное сжатое изложение | 1 |
125 | Р/р Контрольное сжатое изложение | 1 |
126 | Синтаксис. Словосочетание | 1 |
127 | Типы односоставных предложений | 1 |
128 | Однородные члены предложения | 1 |
129 | Р/р Контрольное сочинение-рассуждение | 1 |
130 | Р/р Контрольное сочинение-рассуждение | 1 |
131 | Правописание предлогов, союзов, частиц | 1 |
132 | Обособленные члены предложения | 1 |
133 | Вводные слова и конструкции | 1 |
134 | Репетиционный экзамен | 1 |
135 | Репетиционный экзамен | 1 |
136 | Итоговое занятие | 1 |
В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Приложение 2
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
- OrenEdu – сайтГУРЦРО
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русскийязык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- hhttp://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
- ttp://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8Интерактивные таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...