Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
- примерной программы основного общего образования по русскому языку;
-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики;
- учебного плана МБОУ «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год;
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
В качестве базового учебника используется учебник: Русский язык. 8 кл. /М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П. А. Леканта. –М.: Дрофа, 2018. Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 ч. в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_8_kl_2017.docx | 65.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛАБАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ / Гречко А. А. / «____» ______________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________/ Директоров А. П./ Приказ от «___» ____________ 2017г. № __ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 8 класса
учителя Васильевой Ирины Витальевны
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол от « 28 » августа 2017г. № 1 |
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
- примерной программы основного общего образования по русскому языку;
-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики;
- учебного плана МБОУ «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год;
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Разумовской М.М.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс рассчитан на 4 часа в неделю, всего 136 учебных часа.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- игровые технологии
- проблемное обучение
- технология обучения на основе схем и таблиц
- групповые технологии
- современное традиционное обучение
- компьютерные технологии обучения.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формы и виды контроля образовательных результатов обучающихся:
индивидуальные задания;
комплексный анализ текста, редактирование;
диктанты объяснительные, предупредительные, с грамматическим заданием, словарные, распределительные, тематические;
тестирование;
устные монологические высказывания;
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-описание, сочинение-миниатюра;
изложение с творческим заданием, подробное, сжатое изложение;
работа с дидактическим материалом по группам;
самоконтроль усвоения темы;
работа с индивидуальным конспектом;
диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях;
тренинг;
практикум;
самостоятельная работа;
конструирование;
составление опорных схем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Функции русского языка в современном мире
Повторение пройденного в 5 - 7 классах
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Синтаксис. Пунктуация.
Простое предложение
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращение, вводные слова и междометия
Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Всего часов – 136
диктантов – 7 изложений – 5 сочинений - 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | практические работы* | контрольные работы | |||
1 | Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах | 12 | 10 | 1 | 1 |
2 | Синтаксис и пунктуация | 90 | 79 | 8 | 3 |
Итого: | 102 | 89 | 9 | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
- учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
-овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
-ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;
-находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами;
- определять тип и стиль текста;
- подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;
- писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы;
- совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем;
- находить и исправлять различные языковые ошибки;
- уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
-РазумовскаяМ.М., ЛьвоваС.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. – Москва, «Дрофа», 2011
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку. К учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – Москва, 2013
- Русский язык. Весь школьный курс в таблицах. Составитель Петкевич Л.А. – Минск, 2013
- Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11класы – Москва, 2014
- Русский язык. Сборник сочинений. 5-9 классы. – Москва, 2013
- Сборник диктантов. 5-9 классы.- Москва,2013
- Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – Москва, 2013
- Справочник по правописанию и литературной правке. Д.Э.Розенталь – Москва, 2008
- Русский язык. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта – 2013
Для ученика:
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. – Москва, «Дрофа», 2011
- Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – Москва, 2013г.
- Русский язык. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта – 2013г.
Приложение 1
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (1ч) | ||
1 | Русский язык в семье славянских народов. | 1 |
ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРЕНИЕ. (8ч) | ||
2 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 |
3 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 |
4 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 |
5 | Употребление дефиса. | 1 |
6 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и их омонимов. | 1 |
7 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | 1 |
8 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
9 | Разновидности речи. Стили речи. Повторение. | 1 |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (128ч) Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (6ч) | ||
10 | Словосочетание. | 1 |
11-12 | Словосочетание. | 2 |
13 | Словосочетание. | 1 |
14 | Предложение и его типы. | 1 |
15 | Интонация простого предложения. | 1 |
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (27ч) | ||
16 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | 1 |
17-18 | Р.р. Изложение №1 «Как я покупал собаку». | 2 |
19-20 | Сказуемое и способы его выражения. | 2 |
21-22 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 |
23 | Правила согласования главных членов предложения. | 1 |
24 | Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Повторение. | 1 |
25 | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 |
26-28 | Определение. Приложение. | 3 |
29-30 | Дополнение. | 2 |
31-32 | Обстоятельство. | 2 |
33-34 | Обстоятельство. | 2 |
35-36 | Контрольный диктант №2 «В лесу» по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Анализ контрольного диктанта. | 2 |
37 | Репортаж. | 1 |
38 | Репортаж. | 1 |
39 | Порядок слов в предложении. | 1 |
40 | Определения и приложения. | 1 |
41 | Дополнения и обстоятельства. | 1 |
42 | Обобщающий урок по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 |
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (21ч) | ||
43 | Виды односоставных предложений. | 1 |
44-45 | Определенно-личные предложения. | 2 |
46-47 | Р.р. Изложение с элементом сочинения №2 «Голубая ель». | 2 |
48-50 | Неопределенно-личные предложения. | 3 |
51-53 | Обобщенно-личные предложения. | 3 |
54-56 | Безличные предложения. | 3 |
57 | Назывные предложения. | 1 |
58 | Неполные предложения. | 1 |
59-60 | Односоставные предложения и их употребление в речи. | 2 |
61 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | 1 |
62-63 | Р.р. Сочинение №1 по картине А.А.Рылова «Домик с красной крышей». | 2 |
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (61ч) | ||
64-65 | Какие члены предложения являются однородными. | 2 |
66 | Как связаны между собой однородные члены предложения. | 1 |
67-69 | Как связаны между собой однородные члены предложения. | 3 |
70-71 | Средства связи между однородными членами предложения. | 2 |
72-74 | Однородные и неоднородные определения. | 3 |
75-76 | Однородные и неоднородные определения. | 2 |
77-78 | Р.р. Изложение №3 «Байкал». | 2 |
79-81 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 3 |
82 | Статья в газету. | 1 |
83-84 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». | 2 |
85-86 | Контрольный диктант №3 «Март» по теме «Однородные члены предложения». Анализ контрольного диктанта. | 2 |
87-88 | Предложения с обращениями. | 2 |
89 | Предложения с вводными конструкциями. | 1 |
90 | Вводные слова и омонимичные конструкции. | 1 |
91-92 | Предложения с вводными конструкциями (обобщение). | 2 |
93-94 | Предложения с вставными конструкциями. | 2 |
95-96 | Р.р. Изложение №4. | 2 |
97 | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ. | 1 |
98 | Контрольный диктант №4 «Дом Чайковского» по теме «Простое осложненное предложение». | 1 |
99 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
100 | Обособление второстепенных членов предложения. | 1 |
101-102 | Обособленные определения и приложения. | 2 |
103-106 | Обособленные определения. | 4 |
107 | Портретный очерк. | 1 |
108 | Портретный очерк. | 1 |
109-110 | Обособленные приложения. | 2 |
111-112 | Обособление определений и приложений (обобщающий урок). | 2 |
113 | Контрольный диктант №5 по теме «Обособление определений и приложений». | 1 |
114 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
115-116 | Обособленные обстоятельства. | 2 |
117 | Обособленные обстоятельства. | 1 |
118-119 | Р.р. Изложение (портретный очерк) №5 с творческим заданием. | 2 |
120 | Обособленные обстоятельства. | 1 |
121 | Контрольный диктант №6 «Тревожная ночь» по теме «Обособление обстоятельств». | 1 |
122 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
123-124 | Уточняющие члены предложения. | 2 |
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (13ч) | ||
125-126 | Оформление прямой речи на письме. | 2 |
127 | Оформление прямой речи на письме. | 1 |
128 | Диалог. | 1 |
129 | Косвенная речь. | 1 |
130 | Цитаты и их оформление на письме. | 1 |
131-132 | Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе. | 2 |
133 | Итоговый контрольный диктант №7 «Петербургская ночь». | 1 |
134 | Анализ итогового контрольного диктанта. | 1 |
135-136 | Итоговое повторение. | 3 |
Приложение 2
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
- OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- hhttp://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
- ttp://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
Контрольно-измерительные материалы
8 класс Входной контрольный диктант № 1.
Чёрная лисица
В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.
А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив их снегом, чтобы ниоткуда не видно было. Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают.
Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня, да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии исчезла.
Грамматические задания.
- Произвести синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
2 вариант – Но один молодой зверолов понял эту её хитрость.
- Произвести морфологический разбор слов:
1 вариант – за лисицей.
2 вариант – хитрость.
- Произвести морфемный разбор слов:
1 вариант – неожиданно, появилась, самострелы
2 вариант – запорошив, закружился, зверолов.
ВАРИАНТ № 2
В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед. Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.
Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сначала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как он смешон в эту минуту.
С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица.
Грамматические задания.
1 вариант.
1. Разбор по составу слов раздвигая, от прожорливых, оправдался.
2. Морфологический разбор слова летавших.
3. Синтаксический разбор предложения
Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед.
2 вариант.
1. Разбор по составу слов раскачивает, брошенной, до ближайшей.
2. Морфологический разбор слова не теряя.
3. Синтаксический разбор предложения
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад.
8 класс Входная контрольная работа № 1 в форме ГИА.
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16, 17, 18, 19, 20 не содержит ответов. Запишите ответы словами.
Вариант № 1.
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
А) здания; Б) взлететь; В) дальние; Г) губернии.
2. Какие пары слов не являются антонимами?
А) Отрицать – утверждать;
Б) порицание – поощрение;
В) мудрый – премудрый;
Г) отвлечённый – абстрактный.
3. В каком ряду во всех словах пишется буква е?
А) Засе_нный участок; пове_вший ветер; одолева_мый недуг;
Б) увид_вший; продвига_мый, разруш_нный дом;
В) постро_в мост, замет_вший неприятеля, проветр_нная комната;
Г) ветр_ная мельница, занавеш_нное окно, заболоч_нная местность.
4. В каком слове пишется а (я)?
А) Стро_щий; Б) кол_щий; В) стел_щий; Г) се_щий.
5. Какой глагол является переходным?
А) Ходить; Б) находить; В) спешить; Г) смеяться.
6. В каком предложении есть деепричастие?
А) Вдруг мимо меня, погоняемый мальчишками, промчался табун.
Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось защитить свою честь.
В) Тот, что жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято
верует в животворящий, полный разума русский язык.
Г) В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба.
7. В каком слове не пишется ь?
А) Хочет познакомит_ся с героем;
Б) удивиш_ся увиденному
В) береч_ся от простуды
Г) у него в глазах двоит_ся.
8. В каком ряду все глаголы изъявительного наклонения?
А) Играют, решили бы, станут чувствовать;
Б) откройте, запишешь, успеть бы;
В) учился, читают, начнут заниматься;
Г) измениться, шелестела, расскажи.
9. Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова.
Тогда он был бойкий, весёлый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким стареющим человеком. (Л.Толстой)
А) Наречие;
Б) прилагательное;
В) действительное причастие;
Г) страдательное причастие.
10. В каком предложении нужна одна запятая?
А) Раздвоенный рукав Млечного пути висит над головой.
Б) Облако – это же туман скопившийся высоко над землёй.
В) Гонимый сильным ветром дождь лил как из ведра.
Г) Молния освещающая окрестность стала шире и бледнее.
11. В каком слове пишется нн?
А) Школа дострое…а;
Б) варё…ое мясо;
В) написа…ое письмо;
Г) ошибки отмече…ы.
12. В каком слове НЕ пишется слитно?
А) Ничем (не) занавешенное окно;
Б) комната (не) проветрена;
В) (не) выдающиеся способности, а упорный труд;
Г) твои (не)допетые песни.
13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Водяные холмы гремят ударяясь о горы.
Б) Бабушка сидя рассказывала мне сказки.
В) Занимаясь спортом, можно укрепить своё здоровье.
Г) Девочка, рассмотрев картину, села.
14.В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка?
А) Более громче; Б) самый высокий;
В) наиболее важный; Г) менее ярко.
15.В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно?
А) (не) близко, а далеко, (ни) когда (не) затихает;
Б) (не)ряшливо, (не)когда писал, (не)смело вошёл;
В) отнюдь (не)дорого, (ни)кем (не)нарушаемая тишина;
Г) (не)когда говорил, (ни)чуть (не) сомневался.
Текст
(1)Я назвал одесскую осень лучезарной. (2)Я слышал это слово ещё в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла.
(3)Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.
(4)Одесская осень была лучезарна в полном смысле этого слова. (5)Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6)Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но ещё оттого, что солнце шло над горизонтом всё ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката.
(К.Г.Паустовский. )
16. Выпишите из 1 предложения слово, образованное суффиксальным способом.
17. Подберите антоним к слову терял из 6 предложения.
18. Из 3 предложения выпишите наречие превосходной степени.
19. Определите часть речи слова розовеющий из 5 предложения.
20. Из 6 предложения выпишите слово с непроизносимым согласным.
8 класс Входная контрольная работа № 1 в форме ГИА.
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16, 17, 18, 19, 20 не содержит ответов. Запишите ответы словами.
Вариант № 2.
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
А) Вчера; Б) пятью; В) змея; Г) иногда.
2. Какие пары слов не являются антонимами?
А) жадный - скупой;
Б) отрицательный – утвердительный;
В) сильный - обессилевший;
Г) правдивый - лживый;
3. В каком ряду во всех словах пишется буква и?
А) Засе_нный участок; повер_вший слову; одолева_мый недугом;
Б) увид_вший; продвига_мый, разруш_нный дом;
В) постро_в мост, замет_вший неприятеля, гон_мый властями;
Г) ветр_ная мельница, занавеш_нное окно, заболоч_нная местность.
4. В каком слове пишется у (ю)?
А) Стро_щий; Б) кле_щий; В) стел_щий; Г) засе_вший.
5. Какой глагол является переходным?
А) Ходить; Б) дружить; В) смешить; Г) удивляться.
6. В каком предложении есть причастие?
А) Не дожидаясь возвращения хозяев, Малеев покинул дом.
Б) Дом, окружённый трёхметровым забором, казался неприступной
крепостью.
В) Город, погрузившись во тьму, постепенно засыпал.
Г) Есть что-то бунинское в этом городке и в его греческих домах.
7. В каком слове не пишется ь?
А) Станет учит_ся лучше;
Б) нареж_те хлеб
В) береч_ся от простуды
Г) вода струит_ся.
8. В каком ряду все глаголы изъявительного наклонения?
А) Решают, бегали бы, станут работать;
Б) запойте, напишешь, успеть бы;
В) мучился, поют, будут заниматься;
Г) лениться, летела, подкажи.
9. Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова.
Место, выбранное для сбора, было очень удачно.
А) Наречие; Б) прилагательное; В) действительное причастие;
Г) страдательное причастие.
10. В каком предложении нужна одна запятая?
А) За три тысячи лет до нашей эры в Китае в качестве изысканного
лакомства употребляли охлаждённые фруктовые соки.
Б) Её фундамент пирамидальной формы сложенный из нетесаных камней
уходит очень глубоко в землю.
В) Как прекрасен мир звуков окружающих нас!
Г) Книга лежащая на столе привлекала всеобщее внимание.
11. В каком слове пишется нн?
А) Сочинение не дописа…о;
Б) жаре…ое мясо;
В) отправле…ое письмо;
Г) границы отмече…ы.
12. В каком слове НЕ пишется слитно?
А) Никем (не) замеченное пятно;
Б) комната (не) убрана;
В) (не) выдающиеся способности, а упорный труд;
Г) их (не)решённые проблемы.
13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Девочка, рассмотрев картину, села.
Б) Бабушка сидя рассказывала мне сказки.
В) Занимаясь спортом, можно укрепить своё здоровье.
Г) Водяные холмы гремят ударяясь о горы.
14.В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка?
А) Более выше; Б) самый красивый;
В) наиболее интересный; Г) менее изученный.
15.В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно?
А) (Не) узко, а широко, (ни) кого (не) замечает;
Б) (не)брежно, (не)когда писал, (не)смело вошёл;
В) совсем (не)красиво, (ни)чем (не)нарушаемая тишина;
Г) (не)кому говорить, (ни)в ком (не) сомневался.
Текст
(1) Я очень люблю наш кабинет биологии, оформленный необычно, со вкусом. (2)Прежде чем войти в кабинет, вы попадаете в благоухающий ароматами лесок – коридор. (3)Здесь, как в лесу, стоят деревья, покрытые осенней листвой. (4)Взгляните вверх, и увидите удобно устроившихся птиц, скучающую белку. (5)А внизу сквозь деревья сморит на вас волк, мягко пробирающийся по опавшим листьям. (6)Пройдёте дальше и вы окажетесь в кабинете. (7)Это большая комната с тремя окнами, выходящими на юг. (8)Тридцать столов светло-зелёного цвета. (9)На стенах, окрашенных в бледно-голубой цвет, портреты учёных, много таблиц, фотографии времён года. (10)И очень много цветов, радующих глаз своими неповторимыми красками и формами.
16. Выпишите из 1 предложения слово, образованное суффиксальным способом.
17. Подберите синонимы к слову необычно из 1 предложения.
18. Из предложений 8 и 9 выпишите сложные имена прилагательные.
19. Определите часть речи слова покрытые из 3 предложения.
20. Из 5 предложения выпишите слово с чередующейся гласной.
8 класс Контрольный диктант №2 по теме «Двусоставные предложения».
(вариант 1)
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин.
(По В. Пескову)
Грамматические задания.
- Сделать синтаксический разбор предложения. Выписать из него все словосочетания.
1 вариант: На суше он ее не убивает, а тащит в воду и топит.
2 вариант: Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
- В тексте диктанта подчеркнуть сказуемые разных видов, надписав вверху. (не менее 5 сказуемых).
- Графически объяснить знаки препинания в предложениях:
1 вариант: 2 абзац – 1, 2 предложения.
2 вариант: 5 абзац – 2, 3 предложения.
8 класс Контрольный диктант №2 по теме «Двусоставные предложения».
(вариант 2)
Барсук.
В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм.
Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. И не всегда удаётся услышать их шаги.
Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.
К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.
Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор! (119 сл.)
(По И.Соколову-Микитову.)
Грамматические задания.
1. Разобрать слова по составу:
Пробирается, обнюхивает, интересно (I вар.);
Сохранились, разыскивает, нетрудно (II вар.).
2. Сделать синтаксический разбор предложения. Знаки препинания
Барсук безобидное и очень полезное животное. (I вар.);
Барсук умный лесной зверь. (II вар.).
3. В тексте диктанта подчеркнуть сказуемые разных видов, надписав вверху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...