Урок-сказка по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бабурина Любовь Тимофеевна

Урок проходит в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx213.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка по теме «Лексикология»

 Учитель: Бабурина Л.Т.

Класс: 5

Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме. Задачи:

обучающие: 

-  формировать умение употреблять слова в соответствии с их                            лексическим значением;        

- закрепить практические навыки выбора гласных  букв  Е//И, А//О в корнях и  А//О в приставках  с чередованием, букв И//Ы после приставок, букв З//С в приставках.

- узнавать орфограммы и применять соответствующие правила;

- развивающие:

- обогащать словарный запас учащихся;

-развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;

-развивать орфографическую зоркость;

-умение работать в группе, паре.

-воспитательные:

- формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение,

 воспитание потребности пользоваться различными словарями.

 

Планируемые результаты:

 Личностные:

 Сформируют навыки индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма закрепления материала.

 Метапредметные:

 Коммуникативные:

 Сформируют навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), определят цели и функции участников, способы взаимодействия, установят рабочие отношения и будут эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, будут обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,  будут владеть монологической и диалогической  формами речи в соответствии с лексическими, грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, будут управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать);

Регулятивные:

Спроектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции;

 Познавательные:

 Объяснят языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения, применения правила, решения лингвистической, орфографической, синтаксической задач.

  Оборудование: кроссворд, презентация, , текст, тесты.

Вид урока: урок-сказка.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала, рефлексии.

Ход урока

   1. Организация начала урока.

   1.1. Приветствие:

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Ты, дружок, посмотри,

 Всё ли приготовил ты?

 

 

  1.2. Беседа с учащимися.

 Маленькие мои друзья!

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. К ним повернитесь и мило улыбнитесь.

 Подарим улыбку друг другу. Если мы научимся улыбаться красоте, добру, то наша улыбка будет возвращаться к нам с радостью. Ведь окружающий мир- это большое волшебное зеркало. От улыбки и настроение улучшается. Кстати, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (смайлики)

 Включаю музыкальный ларец. Буквально недавно на уроке литературы мы закончили изучение сказки. С чем ассоциируется в вашем воображении это слово?( с волшебством, колдовством, чудесами, приключениями, фантастикой).

 Обобщит ваши высказывания Фризен Екатерина (читает стихотворение о сказке).

 Мы не случайно заговорили о ней, так как наш урок мы постараемся провести в этой форме и мне хочется уточнить у вас по какой удивительной стране мы продолжим наше путешествие, а почему?

 Ну что ж, каждый из вас выбрал  домашнее задание по себе , и сегодня вы сами постараетесь в ходе нашего урока их оценить.

 Какова же цель и задачи нашего урока? (дети формулируют их самостоятельно)

 Итак,  урок нас к знаниям ведёт, вперёд, друзья, вперёд!

 

1.3. В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

 Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

 Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав кроссворд

          1.4. Разгадывание кроссворда.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1.        Слова, близкие по лексическому значению (синонимы)

 2.         Словарный состав языка (лексика)

3.        Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению ( омонимы)

 4.        Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)

 5.        Слова, противоположные по значению (антонимы)

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

     Какое  получилось     ключевое слово (Слова).

А для чего служат слова? (чтобы общаться; человек из слов строит предложения, текст; слова нужны, чтобы передать мысль)

Правильно, ребята. Максим Горький говорил: «Слово- одежда всех фактов, всех мыслей».

 А сколько слов в русском языке?

 Где мы можем об этом узнать?  (В словарях)

2. Рассказ ребят о словарях.

 ( Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля- 200 000 слов и 80 000 пословиц и поговорок)

 20- томный Словарь современного русского литературного языка- 140 000 слов

 Школьный толковый словарь русского языка- 7 000 слов)

3. Какие высказывания, пословицы, поговорки вы подобрали о слове?

 ( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Ласковое слово- что вешний день

От одного слова- да навек ссора

Сказанное слово серебряное, несказанное- золотое

 Слово пуще стрелы разит

 Бритва скребёт, а слово режет

Каждое слово необъятно)

 Какой вывод напрашивается?

( В названных пословицах народ высоко ценит слово) Правильно, ребята, пословицы- это мудрость народа, в них он выражает свои чувства и мысли).

-Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите число, классная работа. (стук в дверь)

4. Работа по теме урока.

Появляется Почтальон Печкин.

 -Кто это к нам пожаловал? Давайте его поприветствуем.

1. -Я вам принёс корреспонденцию, но вначале объясните значение выделенных слов.

  Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

 -Правильно, ребята! А что такое корреспонденция.

 Вы правильно ответили на вопросы, получайте её. (раздаёт письма, журнал и бандероль)

 5. Самостоятельная работа в группах и парах.

На выполнение заданий даётся  5 минут.

5.1.

- Это письмо предназначено словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы). На стук вышел один из братьев. Зовут его Смелый.

 Назовите имена остальных братьев. ( Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный).

Синонимы! Какое задание вы получили?

 «Дорогие синонимы! Хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.

 Отредактируйте текст.

 Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей.

 Труден путь: на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность.

 

 5.2. - Жильцов квартиры №2

         Застать сумели мы едва

         Они стояли у порога,

         Уже  готовые в дорогу.

 Угадайте, кто  они:

 Один высокий, другой низкий

 Один толстый, другой тонкий

 Один грустный,  другой весёлый. (Антонимы)

 Вскрыли братья конверт и обрадовались: наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Стали читать письмо -  и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное  пятно. Видимо, во время странствий побывало оно под дождём.

 Антонимы, какое задание вы выполняли?

 

 Помогите  прочитать письмо:

 «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.

 Я хочу, чтобы выросли вы людьми  смелыми……………………………

 

5.3.- Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

(Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником):

   Мы слова из русской речи, из родного языка.

 Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

 Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

 Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

 Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.  (Я.Козловский)

  (Омонимы).

 -Омонимы! Какое задание получили вы?

 

Нам почтальон Печкин принёс наш любимый журнал «Мир» и попросил определить значение  этого слова. Составить с этим словом предложение в любом из его значений.

  1. Вселенная.
  2. Планета, часть Вселенной.
  3. Земной шар.
  4. Дружеские связи, отсутствие войны.
  5. Тишина, покой.

6.Соглашение о прекращении войны.   

  Физминутка.

-Встанем, как аршин проглотили .

-Проголосуем обеими руками.

- Согнёмся в три погибели.

 -Попрыгаем, как заяц.

 -Дадим задний ход.

 - Посмотрим друг другу в глаза.

 - Сделаем хорошую мину.

 - Разведём руками.

 -А теперь руки в брюки.

 -Подержим нос по ветру.

 -Намылим друг другу голову.

 Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

 Что это за слова? (Фразеологизмы)

 Выполнить упр.№260, стр. 118.

 5.4.  –А под самой крышей  находится мансарда. Что обозначает это слово?

 Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова: пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти слова «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и , словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

 ( Я. Козловский).

- Что это за слова? (Метафоры).

 Для них почтальон Печкин принёс бандероль. Определите значение этого слова. Какое задание получили?

 

 

 Бандероль предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Нужно найти слова, использованные в переносном значении:

 

Усталое солнце по небу гуляет

 Ленивая туча над лесом скучает.

 На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                                                                           ( А.Громова).

 -Для чего служат метафоры? ( При помощи метафор поэты и писатели создают более живую, образную картину природы).

 

5.5._ Что это за слова?

 Праздный- праздничный,

 Невежливый- невежественный,

 Одеть- надеть .                               (Паронимы)

 

Почему надо быть особенно внимательным к использованию этих слов. Привести примеры.

 

 

5. Работа с текстом.

 

 ( в группах по уровням)

- Ребята, а сейчас мы будем работать в группах по уровням.  

6.1.- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его внимательно.

 

        На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула зарянка и скрылась во ржи.
      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

.

 

6.2.- Подумайте, о чем в нем говорится? ( о походе за ягодами и грибами)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Хорошая прогулка, Удачная прогулка, ....)

-К какому типу речи относится этот текст? (повествование)

- Какому стилю принадлежит? ( художественному)

      На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула зарянка и скрылась во ржи.
      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

               6.3. Введение нового знания: Словарная работа:

- Ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово ЗАРЯНКА? ( ответы)

- А хотите узнать? 

6.4.  Проектно- исследовательская работа   о слове «зарянка»              

                    3.8. Рассказ учителя о значении слова ЗАРЯНКА

Зарянка  - маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом.Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к 3-х месячному возрасту. 

       Старинная британская притча повествует о том, как серая зарянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца, который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.

   Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто  караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.

6.5. Разноуровневые задания.

1 уровень: выписать слова с безударной гласной в корне слова, объяснить их правописание.

 2 уровень: выписать слова с чередующимися гласными в корне, объяснить их правописание.

 3 уровень: выписать словосочетания с чередующимися гласными в корне и приставке. Объяснить их правописание.

7. Выполнение теста.

- Ребята, так как эта тема находит свое отражение в заданиях при подготовке к ОГЭ и  ЕГЭ, я вам предлагаю выполнить следующий  тест на стр. учебника 123, зад. 2.

8. Проверь себя.

 9. Подведение итогов урока.

- Ребята, наше путешествие по стране Лексикология подошло к концу.

               9.1. Рефлексия.

- Скажите, все ли у вас сегодня получилось на уроке? Что получилось? Свой ответ начните со слов: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я.........

- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? Какие?

9.2.   Создание синквейна.

Лексика.

 Выразительная, многообразная.

 Обогащает, развивает, наследует.

 В лексике наша жизнь.

 Слово.

              9.3. Выставление отметок.

9. Домашнее задание (дифференцированное).

 Почтальон Печкин: Опустела моя сумка. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка письма, используя выразительные средства языка.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"

Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"

Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...

Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)

Цель: Обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Сказки»Задачи:  1. Активизировать мыслительную и  творческую  деятельность   учащихся.2. Разв...