Урок-сказка по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-сказка по теме «Лексикология»
Учитель: Бабурина Л.Т.
Класс: 5
Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме. Задачи:
обучающие:
- формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- закрепить практические навыки выбора гласных букв Е//И, А//О в корнях и А//О в приставках с чередованием, букв И//Ы после приставок, букв З//С в приставках.
- узнавать орфограммы и применять соответствующие правила;
- развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся;
-развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;
-развивать орфографическую зоркость;
-умение работать в группе, паре.
-воспитательные:
- формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение,
воспитание потребности пользоваться различными словарями.
Планируемые результаты:
Личностные:
Сформируют навыки индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма закрепления материала.
Метапредметные:
Коммуникативные:
Сформируют навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), определят цели и функции участников, способы взаимодействия, установят рабочие отношения и будут эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, будут обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, будут владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с лексическими, грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, будут управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать);
Регулятивные:
Спроектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции;
Познавательные:
Объяснят языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения, применения правила, решения лингвистической, орфографической, синтаксической задач.
Оборудование: кроссворд, презентация, , текст, тесты.
Вид урока: урок-сказка.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала, рефлексии.
Ход урока
1. Организация начала урока.
1.1. Приветствие:
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Ты, дружок, посмотри,
Всё ли приготовил ты?
1.2. Беседа с учащимися.
Маленькие мои друзья!
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. К ним повернитесь и мило улыбнитесь.
Подарим улыбку друг другу. Если мы научимся улыбаться красоте, добру, то наша улыбка будет возвращаться к нам с радостью. Ведь окружающий мир- это большое волшебное зеркало. От улыбки и настроение улучшается. Кстати, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (смайлики)
Включаю музыкальный ларец. Буквально недавно на уроке литературы мы закончили изучение сказки. С чем ассоциируется в вашем воображении это слово?( с волшебством, колдовством, чудесами, приключениями, фантастикой).
Обобщит ваши высказывания Фризен Екатерина (читает стихотворение о сказке).
Мы не случайно заговорили о ней, так как наш урок мы постараемся провести в этой форме и мне хочется уточнить у вас по какой удивительной стране мы продолжим наше путешествие, а почему?
Ну что ж, каждый из вас выбрал домашнее задание по себе , и сегодня вы сами постараетесь в ходе нашего урока их оценить.
Какова же цель и задачи нашего урока? (дети формулируют их самостоятельно)
Итак, урок нас к знаниям ведёт, вперёд, друзья, вперёд!
1.3. В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав кроссворд
1.4. Разгадывание кроссворда.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Слова, близкие по лексическому значению (синонимы)
2. Словарный состав языка (лексика)
3. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению ( омонимы)
4. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)
5. Слова, противоположные по значению (антонимы)
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Какое получилось ключевое слово (Слова).
А для чего служат слова? (чтобы общаться; человек из слов строит предложения, текст; слова нужны, чтобы передать мысль)
Правильно, ребята. Максим Горький говорил: «Слово- одежда всех фактов, всех мыслей».
А сколько слов в русском языке?
Где мы можем об этом узнать? (В словарях)
2. Рассказ ребят о словарях.
( Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля- 200 000 слов и 80 000 пословиц и поговорок)
20- томный Словарь современного русского литературного языка- 140 000 слов
Школьный толковый словарь русского языка- 7 000 слов)
3. Какие высказывания, пословицы, поговорки вы подобрали о слове?
( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
Ласковое слово- что вешний день
От одного слова- да навек ссора
Сказанное слово серебряное, несказанное- золотое
Слово пуще стрелы разит
Бритва скребёт, а слово режет
Каждое слово необъятно)
Какой вывод напрашивается?
( В названных пословицах народ высоко ценит слово) Правильно, ребята, пословицы- это мудрость народа, в них он выражает свои чувства и мысли).
-Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите число, классная работа. (стук в дверь)
4. Работа по теме урока.
Появляется Почтальон Печкин.
-Кто это к нам пожаловал? Давайте его поприветствуем.
1. -Я вам принёс корреспонденцию, но вначале объясните значение выделенных слов.
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
-Правильно, ребята! А что такое корреспонденция.
Вы правильно ответили на вопросы, получайте её. (раздаёт письма, журнал и бандероль)
5. Самостоятельная работа в группах и парах.
На выполнение заданий даётся 5 минут.
5.1.
- Это письмо предназначено словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы). На стук вышел один из братьев. Зовут его Смелый.
Назовите имена остальных братьев. ( Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный).
Синонимы! Какое задание вы получили?
«Дорогие синонимы! Хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.
Отредактируйте текст.
Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей.
Труден путь: на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность.
5.2. - Жильцов квартиры №2
Застать сумели мы едва
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они:
Один высокий, другой низкий
Один толстый, другой тонкий
Один грустный, другой весёлый. (Антонимы)
Вскрыли братья конверт и обрадовались: наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Стали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время странствий побывало оно под дождём.
Антонимы, какое задание вы выполняли?
Помогите прочитать письмо:
«Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.
Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми……………………………
5.3.- Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
(Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником):
Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (Я.Козловский)
(Омонимы).
-Омонимы! Какое задание получили вы?
Нам почтальон Печкин принёс наш любимый журнал «Мир» и попросил определить значение этого слова. Составить с этим словом предложение в любом из его значений.
- Вселенная.
- Планета, часть Вселенной.
- Земной шар.
- Дружеские связи, отсутствие войны.
- Тишина, покой.
6.Соглашение о прекращении войны.
Физминутка.
-Встанем, как аршин проглотили .
-Проголосуем обеими руками.
- Согнёмся в три погибели.
-Попрыгаем, как заяц.
-Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Сделаем хорошую мину.
- Разведём руками.
-А теперь руки в брюки.
-Подержим нос по ветру.
-Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
Что это за слова? (Фразеологизмы)
Выполнить упр.№260, стр. 118.
5.4. –А под самой крышей находится мансарда. Что обозначает это слово?
Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова: пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти слова «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и , словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».
( Я. Козловский).
- Что это за слова? (Метафоры).
Для них почтальон Печкин принёс бандероль. Определите значение этого слова. Какое задание получили?
Бандероль предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Нужно найти слова, использованные в переносном значении:
Усталое солнце по небу гуляет
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
( А.Громова).
-Для чего служат метафоры? ( При помощи метафор поэты и писатели создают более живую, образную картину природы).
5.5._ Что это за слова?
Праздный- праздничный,
Невежливый- невежественный,
Одеть- надеть . (Паронимы)
Почему надо быть особенно внимательным к использованию этих слов. Привести примеры.
5. Работа с текстом.
( в группах по уровням)
- Ребята, а сейчас мы будем работать в группах по уровням.
6.1.- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его внимательно.
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула зарянка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
.
6.2.- Подумайте, о чем в нем говорится? ( о походе за ягодами и грибами)
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Хорошая прогулка, Удачная прогулка, ....)
-К какому типу речи относится этот текст? (повествование)
- Какому стилю принадлежит? ( художественному)
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула зарянка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
6.3. Введение нового знания: Словарная работа:
- Ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово ЗАРЯНКА? ( ответы)
- А хотите узнать?
6.4. Проектно- исследовательская работа о слове «зарянка»
3.8. Рассказ учителя о значении слова ЗАРЯНКА
Зарянка - маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом.Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к 3-х месячному возрасту.
Старинная британская притча повествует о том, как серая зарянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца, который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.
Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.
6.5. Разноуровневые задания.
1 уровень: выписать слова с безударной гласной в корне слова, объяснить их правописание.
2 уровень: выписать слова с чередующимися гласными в корне, объяснить их правописание.
3 уровень: выписать словосочетания с чередующимися гласными в корне и приставке. Объяснить их правописание.
7. Выполнение теста.
- Ребята, так как эта тема находит свое отражение в заданиях при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, я вам предлагаю выполнить следующий тест на стр. учебника 123, зад. 2.
8. Проверь себя.
9. Подведение итогов урока.
- Ребята, наше путешествие по стране Лексикология подошло к концу.
9.1. Рефлексия.
- Скажите, все ли у вас сегодня получилось на уроке? Что получилось? Свой ответ начните со слов: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я.........
- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? Какие?
9.2. Создание синквейна.
Лексика.
Выразительная, многообразная.
Обогащает, развивает, наследует.
В лексике наша жизнь.
Слово.
9.3. Выставление отметок.
9. Домашнее задание (дифференцированное).
Почтальон Печкин: Опустела моя сумка. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка письма, используя выразительные средства языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"
Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Урок-сказка по теме "Натуральные числа" (по мотивам сказки "Золотой ключик")
Презентация к уроку...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"
Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.2. Разв...