Причастие
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Основные цели:
- сформировать умение определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
- тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Формирование универсальных учебных действий:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_chastprichastie.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Причастие
Тип урока: Усвоение нового материала.
Основные цели:
- сформировать умение определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
- тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Формирование универсальных учебных действий:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные: - Знать морфологические и синтаксические признаки причастий,
орфограмму «Не с причастием». - Уметь находить причастия.
Личностные: - Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные: - Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
- Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
- Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)
Материалы к занятию
Демонстрационный материал:
1) эталоны правописания НЕ с различными частями речи;
2) план действий; правила правописания НЕ с причастиями;
3) алгоритм определения слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
4) задание на первичное закрепление во внешней речи;
5) карточка для самостоятельной работы; 6) эталон для самопроверки; 7) карточка с ответами на вопросы на этапе рефлексии.
Раздаточный материал:
1) карточка с заданием на этапе актуализации;
2) карточка с пробным заданием;
3) вопросы на этапе рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, на меня, пожелайте удачи всем на уроке. Вы многое знаете, многое умеете. У вас все получится!
− Вспомните, что нового вы узнали на прошлых уроках?
− Сегодня мы с вами продолжим работать с темой «Причастие» и откроем новые знания. Что нужно для этого сделать? (Выяснить, что мы не знаем, выполнить пробные действия, зафиксировать затруднение, выяснить причину затруднения и самим открыть что – то новое.)
− Вспомните, какие формы работы используются на наших уроках? (Работа в парах, группах, самостоятельно.)
− Сегодня вы будете также использовать разные формы работы. Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− С чего обычно вы начинаете свою работу? (С повторения.)
− А для чего вы повторяете ту или иную тему? (Темы, которые мы повторяем в начале урока, связаны с новой темой, и это помогает нам открыть знание самостоятельно.)
− Вспомните, что такое причастие?
− Какие формы причастия вы знаете? (Краткую и полную.)
Задание на слух.
− Образуйте краткие формы причастия.
Слова для устного упражнения:
Причёсанный, огороженный, расколотый, прочитанный, построенный, политый, неумытый, нарезанный. (Учащиеся фронтально работают).
Следующее задание выполняется письменно.
− Перед вами на столах лежат карточки с заданием:
1) (не) ряшливый, 2) фильм (не) интересен, 3) (не) нужные для доказательств факты
4) (не) большая, а маленькая книга, 5) (не) высокий дом, 6) (не) пришел
− Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны будете выполнить? (Определить слитное и раздельное написание НЕ.)
− Каким правилом вы будете пользоваться? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.) Проверка по таблице на доске.
− На это задание отводится 1 минута, отвечать будете по цепочке.
Образец ответа
1) В первом примере НЕ пишется слитно, так как данное прилагательное без НЕ не употребляется.
2) Во втором примере слово «неинтересен» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ: «скучен». Краткая форма прилагательного на написание НЕ не влияет.
3) В третьем примере прилагательное «ненужные» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ: «лишние», а пояснительные слова («для доказательств») на написание НЕ с прилагательными не влияют.
4) В четвертом примере прилагательное «не большая» пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом «а».
5) В пятом примере прилагательное «невысокий» пишется слитно, так как мы можем заменить синонимом без НЕ: «низкий».
6) В шестом примере глагол «пришел» пишется с НЕ раздельно, так как глаголы всегда пишутся с отрицательными частицами раздельно.
− Скажите, в каком∙случае НЕ является морфемой, а в каком − частью речи? (Если слитное написание, то НЕ становится приставкой, а если раздельно, то НЕ становится частицей.)
− Правильно. Итак, на основе примеров вы вспомнили правила написания НЕ с разными частями речи. Уточните, с какими частями речи? (С прилагательными и глаголами.)
− Что вы сейчас повторили?
− Как вы думаете, что вы должны выполнить дальше? (Задание на пробное действие.)
− А что вам помогает понять и зафиксировать пробное действие? (Оно помогает понять и зафиксировать то, что мы не знаем.)
− Молодцы! На столах у вас лежат карточки с заданием на пробное действие:
1) (не)доумевающий, 2) (не)отмечен, 3) (не)нашедший дороги, 4) (не)обрезанная, а срубленная (вишня), 5) (не)погасший
На экране также выведены слова с проблемным написанием НЕ.
− Какая часть речи встречается в пробном задании? (Причастие.)
− Уточните свое задание. (Определить, в каких случаях НЕ пишется слитно, а в каких – раздельно в причастиях.)
− Кто не выполнил задание?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог определить, где надо писать слитно, а где раздельно НЕ с причастиями.)
− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнил задание правильно.
− Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог предоставить эталон.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить, в каких примерах НЕ пишется слитно, а в каких – раздельно.)
− В чем ваше затруднение? (В выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)
− Почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)
− Раз вы правильно поставили цель урока, значит, вы можете сами сформулировать тему урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)
− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание правил слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и глаголами, а также образование кратких причастий.)
− Значит, вам необходим план действий. Как вы думаете, что будет первым шагом? (Определить, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.)
Учитель вывешивает на доску шаги плана действий:
1. Определить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
− Зная условия выбора, что дальше вы можете сделать? (Создать эталон.)
На доске вывешивается второй шаг действия:
2. Создать эталон.
− И каков ваш последний шаг? (Сделать вывод.)
3. Сделать вывод.
− Вы прекрасно справились с заданием.
5. Реализация построенного проекта.
− На этапе актуализации вы вспомнили, что такое причастие, и сказали, что причастие обозначает признак по действию. Тогда скажите, признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (Прилагательного и глагола.)
− От прилагательного причастие взяло признак, от глагола – действие.
− Дальнейшую работу вы будете делать в группах. Вернитесь к пробному заданию. Против каждого примера напишите свое объяснение слитного и раздельного написания НЕ. Не забудьте то, что вы говорили, объясняя правописание НЕ в упражнении на этапе повторения. (Учащиеся дают ответы на первый и четвертый примеры, основываясь на тех знаниях, которые у них уже есть и озвучивают выполнение задания.)
− По аналогии вы увидели, что некоторые правила правописания НЕ с прилагательными повторяют правила правописания НЕ с причастиями. Предлагаю вам записать на отдельных листочках каждое правило.
- У каждой группы есть набор из пяти белых листков. Каждая группа вписывает правило, при этом предварительно представитель от какой-нибудь группы формулирует его. Необходимо дать учащимся высказаться, если формулировки группы чем-то отличаются друг от друга. Конечный вариант учитель вывешивает на доске. В результате этой работы на доске должно появиться:
- НЕ пишется слитно, если без НЕ причастие не употребляется
- НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление
Дети начинают свои рассуждения с определения обеих частей речи. Они конкретизируют свое внимание на том, что прилагательное обозначает признак, а причастие, помимо признака, несет в себе значение глагола, то есть действия.
− Как вы думаете, ребята, в слове «(не)отмечен» присутствует значение глагола? Вы ощущаете в слове действие какого-то предмета или лица? (Да.)
− Подумайте, по признакам какой части речи стоит определять правописание данного слова? (По признакам глаголом.)
− Почему вы так думаете?
− Так как глагол обозначает действие предмета.
− Запишите свой вывод в виде третьего правила:
- НЕ с краткими причастиями пишется раздельно
− Итак, у вас уже в наличии три правила написания НЕ с причастиями. Рассмотрите следующий, третий, пример. Как вы думаете, с каким примером его можно сопоставить? (С третьим примером из задания на этапе повторения.)
− Верно. И как вы будете рассуждать?
Учащиеся могут сами предположить, что рассуждать надо так же, как во втором примере, то есть основываясь на глаголе данной части речи. Следовательно, причастие «не нашедший» пишется с НЕ раздельно. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что причастие стоит в полной форме.
− Чем же отличается правописание прилагательного в первом упражнении от правописания причастия в данном упражнении? (Тем, что наличие зависимых слов на правописание НЕ с прилагательными не влияет, а наличие зависимых слов на правописание НЕ с причастиями влияет: НЕ будет писаться раздельно.)
− А что же такое «причастие с зависимыми словами»? (Это причастный оборот.)
− Сделайте вывод… (В причастном обороте НЕ с причастиями всегда будет писаться раздельно.)
− Уточним: за исключением какого случая? (Если без НЕ причастие не употребляется.)
− Зафиксируйте правило в творческих тетрадях.
Могут быть разные варианты:
НЕ пишется раздельно, если причастие в полной форме имеет при себе зависимые слова.
или
В причастном обороте причастие всегда пишется с НЕ раздельно.
На доску лучше поместить первый вариант.
− С четвертым примером вы уже определились, переходите к пятому. Как будете рассуждать? (Причастие в данном случае одиночное, без зависимых слов, в полной форме.)
− С каким примером из актуализации сопоставим данное причастие? (С пятым примером: «невысокий дом».)
− Как вы думаете, ребята, какой признак важнее в причастии «(не) погасший»: действие или признак?
Данный вопрос довольно сложный и предполагает, что ученики могут дать две версии ответа. Необходимо отметить всех, кто участвовал в дискуссии.
− Когда причастие одиночное, перевешивает признак прилагательного. Поднимете руку, кто высказался правильно…
− Сделайте вывод из нашей беседы, записав правило в творческой тетради.
НЕ пишется слитно, если причастие в полной форме одиночное.
− Сколько пунктов правил у нас получилось? (Пять.)
− На доске вывешены все пять правил – прочитайте их вслух, хором.
− Теперь творческое задание для каждой группы. Составьте алгоритм из данных правил. Соберите их так, чтобы был ясен ход ваших мыслей.
Если учащиеся затрудняются с работой, можно подсказать им, что самое первое, однозначное правило – это слитное написание НЕ с причастием, когда без НЕ причастие не употребляется. Важно также, чтобы дети поняли, что правописание НЕ зависит от формы причастия (полная или краткая), и строили алгоритм, основываясь на этих знаниях.
На эту работу отводится несколько минут, затем представители от каждой группы предлагают свои варианты алгоритмов.
Вместе с детьми учитель представляет свой вариант алгоритма.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
6. Первичное закрепление.
− Научиться применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями вам поможет следующее упражнение: вы должны объяснить слитное и раздельное написание с причастиями, используя построенный алгоритм. Отвечать вы будете по цепочке. С двумя первыми парами мы работаем все вместе, а вторые две пары вы будете также объяснять, работая в парах, проговаривая друг другу те правила, которые применяете в этом задании.
Задание проецируются на доску:
Невыполненное задание – задание не выполнено.
Незаконченная книга – не законченная мною книга.
Нерешённая задача – задача не решена, а списана.
Невымытый пол – пол не вымыт.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Разобрались? Как проверить, научились вы применять новое правило? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
– У вас на партах лежат карточки с заданиями:
1) (Не)навидевший.
2) Ещё (не)решённый.
3) (Не)написанная, а напечатанная работа.
4) (Не)скошенный луг.
5) (Не)прочитана.
− Какое задание вы должны выполнить? После работы учащиеся проверяют сделаны
задания по эталону для самопроверки:
− При выполнении этого задания у кого-нибудь возникло затруднение? Если да, то как вы думаете, почему?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (…)
− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание, которое включает и новую тему, и пройденный материал.)
− Предлагаю вам поработать у доски. Я продиктую вам предложение. Вашей задачей будет объяснить орфографию и пунктуацию, а также сделать полный синтаксический разбор предложения.
Предложение записывает ученик на доске.
Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на фоне неба.
Отвечать могут по цепочке либо по поднятой руке.
Образец ответа:
Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на фоне неба. (Повест., невоскл., простое, двусост., полное, распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)
Объяснение орфографии:
Причастие «освещённые» имеет неизменяемую приставку «о-».
В корне причастия «освещённые» «свещ» пишется гласная Е, так как можно подобрать проверочное слово с ударной Е: «свЕт».
В причастии «освещённые» пишется суффикс -ЕНН-, так как оно образовано от глагола соверш. в., а также данное причастие имеет при себе зависимое слово «ещё».
Причастие «освещённые» имеет окончание ЫЕ, так как можно задать вопрос от главного слова «горы». Горы (какие?) освещённЫЕ.
Частица НЕ пишется с причастием раздельно, так как причастие имеет при себе зависимое слово «ещё» и, следовательно, входит в состав причастного оборота.
Наречие «ещё» является исключением из правила «О / Ё после шипящих и Ц». В данном слове под ударением пишется Ё.
В корне существительного «солнцем» пишется непроизносимая согласная Л, так как можно подобрать проверочное слово, где данная согласная звучит четко: соЛнечный, соЛнышко.
Существительное «солнцем» имеет окончание ЕМ, так как данное существительное относится коII склонению и стоит в творительном падеже, единственном числе.
В корне глагола «выделялись» «-дел-» пишется гласная Е, так как можно подобрать проверочное слово с ударной Е: «дЕлит».
Существительное «(на) фоне» имеет окончание Е, так как данное существительное относится коII склонению и стоит в предложном падеже, единственном числе.
Объяснение пунктуации:
Данное предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку причастный оборот «еще не освещенные солнцем» стоит после главного слова «горы», он обособляется.
Следующее задание также выполняется у доски.
− Произведите морфемный разбор слова «освещённые»
Образец разбора.
Освещённые
Суффикс -ЕНН- указывает на то, что это страдательное причастие прошедшего времени.
Окончание -ЫЕ указывает на то, что данное причастие стоит во множественном числе.
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− У вас на партах лежат карточки с заданием:
1) Если причастие в полной форме одиночное, то с НЕ оно написано…
2) Если у причастия в полной форме есть зависимые слова, то с НЕ оно написано…
3) Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно написано…
4) Если причастие без НЕ не употребляется, то с НЕ оно написано…
5) Если причастие в полной форме употреблено при противопоставлении, то с НЕ оно написано…
− Закончите следующие предложения.
Задание следует сделать письменно.
− После того как сделаете задание, посмотрите на экран и сверьтесь с ответами:
1. Слитно 2. Раздельно 3. Раздельно 4. Слитно 5. Раздельно
– Молодцы!
Домашнее задание:
Придумайте к каждому правилу алгоритма свои примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 21 - 7 класс...
Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.
Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...