Разработка урока в 5 классе "Что такое текст?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка открытого урока в 5 «А» классе 2016 год
Конспект урока развития речи в 5 классе «Что такое текст»
Цели урока:
1 познакомить учащихся с отличительными особенностями
текста;
2 формировать у школьников навыки связного устного
высказывания (словесная зарисовка картины); 3способствовать воспитанию чувства прекрасного.
Оборудование: интерактивная доска, дидактический материал, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мушта Валентина Ивановна
МБОУ Бутурлиновская средняя
общеобразовательная школа
Разработка открытого урока в 5 «А» классе 2016 год
Конспект урока развития речи в 5 классе «Что такое текст»
Цели урока:
1 познакомить учащихся с отличительными особенностями
текста;
2 формировать у школьников навыки связного устного
высказывания (словесная зарисовка картины); 3способствовать воспитанию чувства прекрасного.
Оборудование: интерактивная доска, дидактический материал, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».
Ход урока.
1 Организационный момент
2 Орфографическая разминка
Задание: выпишите слова с пропущенными буквами, объясни их пра- вописание: (на интерактивной доске показан текст)
Кр…сив, нар…ден лес в дни ранней осени. Золотятся листья на д…- ревьях. Костром горят рябины. Словно груды малахита зел…неют мол…- дые ёлочки. Ш…лестят под н…гамии опавшие листья. Ещё цв…тут кое-где запоздалые осенние цв…ты. Прозрачен и чист воздух.
Цель: закрепление орфографических навыков.
3 Установка на активную познавательную деятельность на уроке.
Учитель: Сегодня мы с вами изучаем понятие текста. Вы сами определите, что такое текст и каковы его отличительные особенности.
(Знакомство с этимологией слова «текст»)
4 Практическая работа:
Задание 1: Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её, запишите; подчеркните главные члены предложений; обозначьте время глаголов-сказуемых.
(на интерактивной доске 2 текста)
- Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покры-лась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.
- Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
Цель: в ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нём ведётся речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой. Делается вывод о грамматической и смысловой связи предложений в тексте.
Задание 2: Попробуйте в предыдущем упражнении во втором тексте изменить: 1)порядок предложений; 2)порядок слов в предложениях;
3)заменить настоящее время глагола-сказуемого в одном предложении – прошедшим, в другом – будущим.
Цель:в ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что основными средствами грамматической связи предложений в тексте являются: порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
Задание 3: Из данных предложений составьте текст. Озаглавьте его, затем перескажите.
(На интерактивной доске показаны предложения)
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи.
Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы.
Цель: развитие логического мышления, связной речи обучающихся.
Задание 4: Сопоставительный анализ текстов. Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?
(на интерактивной доске выведены 2 текста)
- Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.
(А.Плещеев)
2. Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)
Цель: пятиклассники отмечают, что тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. А.С.Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создаёт унылую картину дождя. При сопоставительном анализе обучающиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкатель- ные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка.
Актуализация личных впечатлений учащихся: А каково ваше отношение к осени?
Задание 5: На интерактивной доске картина И.Левитана «Золотая осень».
Подготовка к словесной зарисовке:
- Какие впечатления оставила картина?
- Какие поэтические строки можно подобрать к ней?
- Художник изображает диковинный пейзаж или привычный вид русской природы?
- Что привлекло взгляд художника в этом пейзаже?
Актуализация личных впечатлений учащихся. Словесное устное высказыва- ние о картине.
Цель: формировать у школьников навыки связного устного
высказывания (словесная зарисовка картины);
способствовать воспитанию чувства прекрасного.
5 Подведение итогов урока: определение понятия «текст».
6 Оценки за урок. Домашнее задание (напишите небольшой текст по данному началу: «Наступила поздняя осень в лесу…»)
Использованная литература:
- «Русская речь» Е. И. Никитина Москва «Просвещение»2015г.
- «Уроки русского языка 5-6 классы» Захарова Т.А., Левина О.В. Москва «Планета» 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.
Цели урока: 1.Дать учащимся представление о тексте.2.Узнать основные признаки текста.3.Повторить понятия: сравнение, творительный сравнения.4.Продолжать формировать умение конструировать т...
разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"
Разработка урока по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...
методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"
Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....
методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"
Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....
Разработка урока "Буддийская картина мира (что такое карма)"
План-конспект урока, самоанализ, будет полезным для педагогов, преподающих ОРКСЭ, учителя бурятского языка...
Разработка урока-занятия "Что такое звук"
Данный материал можно использовать как для урока, так и для внеклассных занятий(факультативов, элективов)....
Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс
Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...