Разработка урока-занятия "Что такое звук"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Данный материал можно использовать как для урока, так и для внеклассных занятий(факультативов, элективов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока-занятия "Что такое звук" | 47.5 КБ |
Элективный курс о звуке. Автор Мезин М.Н. | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия : «Звуковые волны. Что такое звук?»
Цели: 1.образовательные:
обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений.
-Исследовать волновую природу звука.
-повторить основные знания о звуковых волнах из раздела «Акустика» 9 класса(природа звука и его характеристики)
2. воспитательные:
-научить работать с информацией
-получать её различными способами(справочная литература, Интернет, жизненный опыт), обобщать и обрабатывать информацию
-создавать ситуацию успеха, используя наглядные пособия, работу с компьютером, презентации, ТСО, физический эксперимент, оборудование для личностной реализации учащегося на уроке и формирования у него положительной мотивации к учебной деятельности
-обучить приёмам экспериментального исследования
-провести работу в программном обеспечении Internet Explorer.
3. развивающие.
-развитие интереса к изучению и исследованию физических процессов
-развитие навыков чётко и кратко излагать суть решаемых вопросов
- развитие навыков представлять результаты труда с использованием ИКТ.
Оборудование:
Персональный компьютер, подключенный к интернет, мультимедийный проектор, звуковой генератор, камертоны, осциллограф.
План .
1.Организационный момент.
2.Мотивационный этап
3.Деятельностный этап(повторение)
4.Экспериментальный этап
5.Оценочный этап
6.Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствия учащихся.
Сообщение темы и целей занятия.
II.Мотивационный этап.
Учитель: Человек живёт в мире звуков. Поэтому наше занятие имеет широкое практическое применение в повседневной практике. И ваши ответы будут зависеть от наблюдательности в жизни и от умения анализировать свои наблюдения.
Возникает проблемный вопрос: Звуки-это просто волны или мостик связи живой и неживой природы? И что такое звук в жизни человека? И вы сами докажите значимость звука в нашей жизни.
Предположим, что это просто волны и мы можем прожить без них. Но чего мы лишаемся?
Чтобы ответить на поставленный вопрос,
повторим основные понятия и определения с использованием компьютера,
исследуем природу звуковых волн.
III. Деятельностный этап (повторение)
(Диск 1С :Школа Физика 7-11 библиотека наглядных пособий)
- Как называется раздел физики, в котором изучается звуковые явления?
(Акустика)
- Что такое звук?
Параллельно просматривается презентация к уроку.
Звук – это механические волны определенной частоты, распространяющиеся в упругих средах и воспринимаемые органом слуха человека.
( №123 стр.121-130 )библиотека-типы объектов-определения.
3.Что необходимо иметь для передачи звука?
Для передачи звука необходимо иметь:
а) источник звука – колеблющееся тело, частота колебаний которого больше 16 Гц, но меньше 20000Гц. Именно такие колебания воспринимаются ухом человека. Источниками звука могут быть струны и воздушные столбы музыкальных инструментов, голосовые связки, мембраны телефонов и т.д.;
б) необходимо иметь среду для передачи звука.
При колебаниях источника окружающая его упругая среда то сжимается, то разрежается. Эти разрежения и сжатия перемещаются в среде вследствие колебания молекул;
в) так же необходимо иметь приемник звука.
Когда сжатия и разрежения достигнут приемника, которым может быть барабанная перепонка уха или мембрана микрофона, то они заставляют их совершать колебания с той же частотой, что и источник.
4. Что такое резонанс?
(№317 стр.311-320)
5.Каковы основные характеристики звука?
(Тон, громкость, скорость)
6.Что такое скорость волны?
(№342 стр.341-350)
7.Что такое тон?
(№376 стр.371-380)
8.Что такое камертон?
(Камертон – устройство представляющее собой источник звука, испускающий единственную частоту, называемый чистый тон. Чем больше размеры камертона, тем ниже звук.)
9.Что такое громкость звука и в каких единицах она измеряется?
(Громкость связана с энергией колебаний в источнике и волне, так как энергия определяется амплитудой колебаний, то громкость зависит от амплитуды колебаний.
Единица измерения громкости - бел, для практических целей используется десятая часть этой единицы: децибел (Дб))
Продемонстрировать работу динамика и громкость( №49 Анимации)
10. Что такое частота колебаний?
(422 стр.421-430)
11. Что такое амплитуда колебаний?
(высота звука-№39)
(№10 стр.1-10)
12. Что такое тембр?
Тембр – окраска звука, позволяющая определять звуки одинаковой частоты, исполненные на разных инструментах или разными голосами; совместное звучание основного тона и обертонов.
IV. Экспериментальный этап.
1.Экспериментальная задача: Исследовать зависимость частоты и амплитуды колебаний источника от высоты и громкости звука.
Демонстрация с осциллографом.
-Сделайте выводы.
Ученики делают выводы.
-А теперь посмотрим, правильно ли вы сформулировали выводы.
(Сформулированные выводы на компьютере.)
Диск: Библиотека-учебники-п.№35 – видеофрагменты №34. «Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука.»
2.Экспериментальная задача: «Исследование волновой природы звука.»
Исследование звуковых колебаний чистого тона, влияния частоты и амплитуды колебаний на пределы слышимости, сложения и резонанса колебаний.
Описание прилагается.
Учебный измерительный комплекс.
Доклады.
Ответ на поставленный проблемный вопрос.
Чего мы лишаемся? Если исчезнут все звуки. То все живые организмы перестанут общаться друг с другом на голосовом уровне, останется визуальный способ общения. Этот способ не даст нам возможности наслаждаться прекрасными звуками музыки, слышать трель соловья, мама не сможет услышать звонкий голос своего первенца…
Это вывод с обыденной точки зрения.
А с физической? Звуковая волна- это колебания частиц среды, распространяющиеся в пространстве. А колебания частиц возможны только благодаря взаимодействию и движению этих частиц. И если звук исчезнет, то исчезнет и движение.
V.Оценочный этап.
VI.Задание на дом.
Задание на дом: 1.Определить у себя дома источники шума и предложить меры их устранения.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Физика как учебный предмет уже по своей сути должна вызывать живейший интерес учащихся. Она является важнейшей составляющей культурологического образования человека.
При изучении темы « Колебания, волны, звук» в 9 классе учебник даёт мало сведений о мире звука и практически не касается океана музыки, так широко вошедшей в нашу жизнь и совершенно немыслимой без знания физических основ звука. Учащихся интересует вопрос об особенностях восприятия человеческой речи, а также многие важные аспекты происходящих физических процессов, понимание которых зачастую необходимо в практической деятельности.
Поэтому элективный курс « Удивительный мир звука» даст возможность глубже изучить звук, его характеристики, практическую значимость как средства общения людей и компонента их духовной жизни, приоткрыть учащимся окно в историю музыкальных инструментов, обогатить их опытом веков. С древних времён музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье. При изучении данного курса учащиеся смогут познакомиться со школой музыкальных чувств.
Объём курса рассчитан на 10 часов. Данный проект курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.
Задачи курса:
1. Раскрыть значимость звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни.
2. Высветить красоту темы.
3.Приоткрыть учащимся окно в историю музыкальных инструментов.
4.Показать синтез физики и музыки.
5.Способствовать формированию навыков работы с дополнительной и справочной литературой.
6. Расширить кругозор обучающихся.
Создание условий для формирования и развития обучающихся:
- Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-творческих способностей;
-умения работать в группе, вести дискуссию.
Цели курса: Основная цель обучения «Удивительный мир звука» состоит в том, чтобы овладеть теоретическими знаниями о физических особенностях звука, его характеристиках.
Приложение: Презентация « Удивительный мир звука».
Учебно – тематический план.
№ | Тема занятий | Количество часов | Форма проведения | Результат |
1 | Введение. Значение звука в жизни человека. «Что такое звук?». | 1 | Лекция. Презентация. | Формирование знаний о значении звука в жизни человека. |
2 | Свойства звука. | 1 | Творческая лаборатория, самостоятельная работа. | Создание таблицы «Свойства звуковых волн» |
3 | Характеристики звука(частота, скорость, интенсивность, тембр, громкость) | 1 | Работа со справочниками, таблицами, исследовательская работа. | Формирование знаний о характеристиках звука. |
4 | Разновидности звуков. Среда как условие передачи звука. | 1 | Работа с дополнительной литературой, таблицами. | Формирование понятия среды как условия передачи звука. |
5 | Музыкальные отрывки для иллюстрации характеристик звука и красоты музыкального звучания. | 1 | Прослушивание музыкальных отрывков. | Творческая работа учащихся. |
6 | Задачи о звуке – решение расчётных задач и постановка опытов. | 1 | Коллективно-групповая познавательная деятельность учащихся. | В результате решения задач получение новой научной или музыкальной информации. |
7 | Физические основы работы клавишных музыкальных инструментов. | 1 | Коллективная познавательная деятельность. | Доклады и реферативные сообщения. |
8 | Союз физики и музыки. | 1 | Устный журнал. | Отчёт. Презентации. |
9 | Порог слышимости. Применение звука в медицине. Тональная пороговая аудиометрия. | 1 | Практикум: «Узнай свои возможности!» | Определение с помощью звукового генератора и динамика порога болевых ощущений. |
10 | Итоговый проект. | 1 | Выводы, защита и обсуждение полученных результатов. | Творческие работы. Проект «Всё о звуке». |
Материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе познавательной, исследовательской деятельности:
-конспект
-таблицы
-эксперимент
-доклады и рефераты
-презентация
-творческие работы
- проект.
Список литературы:
- Журнал «Физика в школе», №3/ 1997г, №3/ 1998г.
- Наука- энциклопедия «РОСМЭН»
- Приложение к 1 сентября «Физика»№17/2000.
- Факультатив «Физические основы работы клавишных музыкальных инструментов», газета «Физика»-приложение к 1 сентября, №12,1999.
- Анфилов Г. В. « Физика и музыка».-М.: Детская литература,1964.
- Газарян С.С. « В мире музыкальных инструментов»/ Для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1985.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Факультативный курс физики.10 класс»
Саратовская область Самойловский район
Элективный курс по физике
«Удивительный мир звука»
Автор: Мезин М.Н.
Учитель физики
МОУ СОШ с. Святославка
2010
« Создай свой кружок»
Рабочая программа
элективного курса
по физике
«Удивительный мир звука»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Огонек всегда такой и хороший и плохой"
Пропаганда пожарной безопасности...
Разработка урока "Что такое традиция"
Урок - презентация для 10 класса (уч. New millenium English) с дополнительными материалами для интерактивной доски, видеофрагментом, карточками, текстом для аудирования...
Разработка урока по теме "Звуковые волны. Что такое звук?"
Данный урок поможет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемы...
Разработка урока, 9 класс, "Звук. Характеристики звука"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка паспорта проекта «Такой удивительный Шерлок» (по мотивам произведений А. Конан Дойля)
Паспорт проектной работы, выполненной на уроках английского языка в МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда» в 2015-2016 учебном году...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Такие разные животные»
Данная разработка прежде всего ориентироавна на учащихся 7 кл,. изучающих курс "Животные". Но может так же использоваться для учащихся других возрастных групп, так как способствует...
Фонетика. Что такое звуки речи
Фонетика. Что такое звуки речи...