Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

 

Цели урока:

1.Дать учащимся представление о тексте.

2.Узнать основные признаки текста.

3.Повторить  понятия: сравнение, творительный сравнения.

4.Продолжать формировать умение конструировать текст, составлять текст на заданную тему.

5.Совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что такое текст?.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Урок развития речи.Что такое текст?

Учитель:Карпенко М.Е.

Цели урока:

1.Дать учащимся представление о тексте.

2.Узнать основные признаки текста.

3.Повторить  понятия: сравнение, творительный сравнения.

4.Продолжать формировать умение конструировать текст, составлять текст на заданную тему.

5.Совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.

  1. Работа над темой урока. (Слайд 1)

Слово учителя:

Вы часто сталкиваетесь с понятием текст. Читаете в в заданиях к упражнениям:

- прочитайте текст;

- спишите текст;

- перескажите текст и т.д.

А задумывались ли вы, что такое текст? Вот с этим вопросом мы сегодня и попробуем разобраться.

  1. Аналитическая беседа. (Слайд 2)

Чтение текста. (Он размножен и выведен на слайде)

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

                                                                                Н. Сладков

- Перед нами текст?

- Почему вы считаете, что это текст, а не просто группа предложений?

( Он на одну тему, в нем рассказывается об осенних листьях, у него есть автор)

Вывод. Текст написан на одну тему ( осенние литья) и подчинен одной мысли ( начался листопад).

Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.(Слайд 3)

У: связанный по смыслу, текст м.б. озаглавлен.Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.

Чтобы озаглавить текст, какой вопрос можно поставить?

( О чем говориться в тексте?) Слайд 4.

- Как можно озаглавить этот текст? ( Золотой дождь, осенние листья) (слайд с заголовком 5).

                                             Золотой дождь.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

                                                                                Н. Сладков

Есть еще обязательные признаки текста:

- должен быть зачин (начало). Это такое предложение, которое требует развертывания, пояснения.

- Укажите это предложение . 1 пр-е (Слайд 6)

Кроме того текст д.б. завершен, в нем д.б. законченность.

Какое предложение завершает текст? Последнее (Слайд 7)

Кроме того существует целый ряд способов соединения предложений в тексте. Это: ( слайд 8)

- порядок предложений в тексте;

- порядок слов в предложении;

- интонация;

-повторы слов;

- замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению.

Найдите эти средства связи в тексте.(Слайд с подчеркнутыми словами 9)

                                             Золотой дождь.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

                                                                                Н. Сладков

Подведем итоги. Какие признаки текста мы назвали?

 (слайд 10)

Признаки текста:

  1. Единство темы.
  2. Главная мысль.
  3. Заголовок.
  4. Связность изложения (по смыслу и грамматически)
  5. Законченность, завершенность, полнота.
  6. Наличие автора.

Откроем учебник на с. 24 . Прочитаем еще раз определение текста.

  1. Аналитическая работа.

Прочитайте предложения из упр. 29.

- Это текст?

- Почему? ( Предложения «разбежались», нет смыслового единства, зачина, законченности, нарушен порядок предложений в тексте)

- Попробуем собрать предложения в текст, исходя из признаков текста.

4. Конструирование текста. Работа в парах.

Проверка по слайду 11

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями.

( отмечаем зачин, концовку, порядок предложений в тексте и др.)

- Как можно озаглавить текст?

Если успеваем, записываем.

5.Словарный диктант.

Тексты  по жанру могут быть разными.  Правописание некоторых из текстовых жанров, с которыми вы уже встречались на уроках литературы и русского языка, мы сейчас повторим. ( ученик к доске)

Изложение, отзыв, сочинение, стихотворение, сказка, басня, письмо, рассказ, объявление, пьеса.

Проверка по слайду.12 В парах. Выставляем оценки.

  1. Творческая работа.

А сейчас мы обратимся к одному из этих жанров – сочинению.

Все наши тексты сегодня были посвящены осени. На урок вы принесли осенние листья: разные, красивые, разноцветные.

Попробуем описать свой осенний листочек.

Чтобы описание получилось красивым, мы можем использовать образные средства языка или фигуры речи.

- О каких средствах выразительности мы говорили на последнем уроке по развитию речи?

- Что такое сравнение?

- Творительный сравнения?

( слайд 13)

Найдите эти образные средства в тексте Н.Сладкова (возвращение к слайду)

А теперь сами соберите сравнения  с помощью стрелочек. (слайд 14)

Лист осины, … будто оранжевая звезда

Лист клена,…  точно золотая рыбка

Лист ивы,…как солнышко

Лист березы, …словно золотая монетка

Обратите внимание на союзы, с помощью которых присоединяются сравнения, и знаки препинания.

Посмотрите упр.45

Читаем задание, составляем и записываем предложения с Тв. Сравнения.

А теперь опишите свой листок, подумайте, с чем его можно сравнить, пофантазируйте. Определите форму, цвет, размер вашего листочка, не забудьте о зачине, порядке предложений в тексте, завершенности текста.

 Работа в парах или в группах.

Слушаем описания.

Итоги урока.

- Что нового о тексте вы узнали сегодня на уроке?

Готовы ли вы написать дома свой текст?

Дом. задание.

 Сочинение-миниатюра. Описание осеннего листочка.

Оценки за урок.

Задания к уроку.

1.Прочитайте текст.

                                           

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

                                                                                Н. Сладков

 

2.Соберите сравнения  с помощью стрелочек.

Лист осины, … будто оранжевая звезда

Лист клена,…  точно золотая рыбка

Лист ивы,…как солнышко

Лист березы, …словно золотая монетка

Обратите внимание на союзы, с помощью которых присоединяются сравнения, и знаки препинания.

Начался листопад.                                                          Листья падали дни и ночи.                                                                  Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.                                                                       Леса моросили дождем облетевшей листвы.                          Этот дождь шел неделями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "

Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...