Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Цели урока:
1.Дать учащимся представление о тексте.
2.Узнать основные признаки текста.
3.Повторить понятия: сравнение, творительный сравнения.
4.Продолжать формировать умение конструировать текст, составлять текст на заданную тему.
5.Совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое текст?.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Урок развития речи.Что такое текст?
Учитель:Карпенко М.Е.
Цели урока:
1.Дать учащимся представление о тексте.
2.Узнать основные признаки текста.
3.Повторить понятия: сравнение, творительный сравнения.
4.Продолжать формировать умение конструировать текст, составлять текст на заданную тему.
5.Совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.
- Работа над темой урока. (Слайд 1)
Слово учителя:
Вы часто сталкиваетесь с понятием текст. Читаете в в заданиях к упражнениям:
- прочитайте текст;
- спишите текст;
- перескажите текст и т.д.
А задумывались ли вы, что такое текст? Вот с этим вопросом мы сегодня и попробуем разобраться.
- Аналитическая беседа. (Слайд 2)
Чтение текста. (Он размножен и выведен на слайде)
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Н. Сладков
- Перед нами текст?
- Почему вы считаете, что это текст, а не просто группа предложений?
( Он на одну тему, в нем рассказывается об осенних листьях, у него есть автор)
Вывод. Текст написан на одну тему ( осенние литья) и подчинен одной мысли ( начался листопад).
Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.(Слайд 3)
У: связанный по смыслу, текст м.б. озаглавлен.Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.
Чтобы озаглавить текст, какой вопрос можно поставить?
( О чем говориться в тексте?) Слайд 4.
- Как можно озаглавить этот текст? ( Золотой дождь, осенние листья) (слайд с заголовком 5).
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Н. Сладков
Есть еще обязательные признаки текста:
- должен быть зачин (начало). Это такое предложение, которое требует развертывания, пояснения.
- Укажите это предложение . 1 пр-е (Слайд 6)
Кроме того текст д.б. завершен, в нем д.б. законченность.
Какое предложение завершает текст? Последнее (Слайд 7)
Кроме того существует целый ряд способов соединения предложений в тексте. Это: ( слайд 8)
- порядок предложений в тексте;
- порядок слов в предложении;
- интонация;
-повторы слов;
- замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению.
Найдите эти средства связи в тексте.(Слайд с подчеркнутыми словами 9)
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Н. Сладков
Подведем итоги. Какие признаки текста мы назвали?
(слайд 10)
Признаки текста:
- Единство темы.
- Главная мысль.
- Заголовок.
- Связность изложения (по смыслу и грамматически)
- Законченность, завершенность, полнота.
- Наличие автора.
Откроем учебник на с. 24 . Прочитаем еще раз определение текста.
- Аналитическая работа.
Прочитайте предложения из упр. 29.
- Это текст?
- Почему? ( Предложения «разбежались», нет смыслового единства, зачина, законченности, нарушен порядок предложений в тексте)
- Попробуем собрать предложения в текст, исходя из признаков текста.
4. Конструирование текста. Работа в парах.
Проверка по слайду 11
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями.
( отмечаем зачин, концовку, порядок предложений в тексте и др.)
- Как можно озаглавить текст?
Если успеваем, записываем.
5.Словарный диктант.
Тексты по жанру могут быть разными. Правописание некоторых из текстовых жанров, с которыми вы уже встречались на уроках литературы и русского языка, мы сейчас повторим. ( ученик к доске)
Изложение, отзыв, сочинение, стихотворение, сказка, басня, письмо, рассказ, объявление, пьеса.
Проверка по слайду.12 В парах. Выставляем оценки.
- Творческая работа.
А сейчас мы обратимся к одному из этих жанров – сочинению.
Все наши тексты сегодня были посвящены осени. На урок вы принесли осенние листья: разные, красивые, разноцветные.
Попробуем описать свой осенний листочек.
Чтобы описание получилось красивым, мы можем использовать образные средства языка или фигуры речи.
- О каких средствах выразительности мы говорили на последнем уроке по развитию речи?
- Что такое сравнение?
- Творительный сравнения?
( слайд 13)
Найдите эти образные средства в тексте Н.Сладкова (возвращение к слайду)
А теперь сами соберите сравнения с помощью стрелочек. (слайд 14)
Лист осины, … будто оранжевая звезда
Лист клена,… точно золотая рыбка
Лист ивы,…как солнышко
Лист березы, …словно золотая монетка
Обратите внимание на союзы, с помощью которых присоединяются сравнения, и знаки препинания.
Посмотрите упр.45
Читаем задание, составляем и записываем предложения с Тв. Сравнения.
А теперь опишите свой листок, подумайте, с чем его можно сравнить, пофантазируйте. Определите форму, цвет, размер вашего листочка, не забудьте о зачине, порядке предложений в тексте, завершенности текста.
Работа в парах или в группах.
Слушаем описания.
Итоги урока.
- Что нового о тексте вы узнали сегодня на уроке?
Готовы ли вы написать дома свой текст?
Дом. задание.
Сочинение-миниатюра. Описание осеннего листочка.
Оценки за урок.
Задания к уроку.
1.Прочитайте текст.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Н. Сладков
2.Соберите сравнения с помощью стрелочек.
Лист осины, … будто оранжевая звезда
Лист клена,… точно золотая рыбка
Лист ивы,…как солнышко
Лист березы, …словно золотая монетка
Обратите внимание на союзы, с помощью которых присоединяются сравнения, и знаки препинания.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "
Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...
Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...