Разработка урока "Буддийская картина мира (что такое карма)"
план-конспект урока (5 класс) по теме
План-конспект урока, самоанализ, будет полезным для педагогов, преподающих ОРКСЭ, учителя бурятского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayusheeva_o.b.rar | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Заявка
участника конкурса «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Аюшеева О.Б. МОУ Верхнешергольджинская СОШ
ФИО участника конкурса | Аюшеева Ольга Балдановна |
Должность | учитель бурятского языка |
Полное наименование ОУ, в котором работает участник конкурса | МОУ Верхнешергольджинская СОШ |
Адрес образовательного учреждения и телефон (с указанием кода) | Забайкальский край, Красночикойский район, с. Верхний Шергольджин, ул. Центральная 53, телефон 302-30-27-1-48 |
Сайт учреждения | |
e-mail учреждения | lyubov.tzybenova@yandex.ru |
Перечень представленных на конкурс материалов |
|
Контактный телефон участника | Домашний – 302-30-27-1-57 Сотовый - 89143564136 |
Адрес электронной почты участника конкурса | ayusheeva1960@yandex.ru |
Согласны ли вы на размещение ваших материалов на сайте ЗабКИПКРО? | Согласна |
Каким образом (из какого источника) вы узнали о проведении конкурса | Прочитала в учительской на доске объявлений |
Дата 29 марта 2013 г
Подпись участника конкурса Аюшеева О.Б.
Аюшеева О. Б. Урок
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы буддийской культуры
4 класс
Тема урока: Буддийская картина мира (Что такое карма)
Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у учащихся через беседу, дискуссию, исследовательскую деятельность, самостоятельную работу
- Познавательные: расширение кругозора, знакомство с новыми понятиями: (карма, хорошая карма, плохая карма, раскаяние)
- Логические: развитие логического мышления (умение объяснять, сравнивать, процессы анализа и синтеза, делать выводы).
- Регулятивные: организация своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценивание).
- Коммуникативные: продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии, толерантное отношение к чужому мнению.
- Личностные: способствовать формированию самостоятельности, уверенности в себе, предприимчивости, стремление к личностному росту, учить детей задумываться о последствиях своих поступков.
Оборудование: учебник В.Л. Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры», тетради по родословной № 1, № 2 по своей авторской программе «Моя родословная», проектор, интерактивная доска, надписи для голосования, жетоны красного и зелёного цветов.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня очень интересная тема урока. В качестве эпиграфа нашей встречи можно взять народную мудрость: « Что посеешь, то и пожнёшь». Пожелаем друг другу удачи (пожатие руки)
На доске расположены две надписи, касающиеся темы нашего урока. А на столах у вас лежат жетоны красного и зелёного цветов. Я предлагаю взять жетон красного цвета и поместить его под ту надпись, которой вы придерживаетесь.
Я оцениваю свои поступки Мне всё равно
(учащиеся делают выбор)
Учитель: Спасибо. В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение или нет.
II. Этап актуализации (создание ситуации успеха)
- Проверяем домашнее задание. Я давала вам задание по родословной.
- Что такое род?
- Несколько семей кровных родственников образуют Род.
- Кто такие предки?
- Предшественники по роду.
- Кто такие потомки?
- Будущее поколение.
- Назовите по памяти прямых предков по отцовской линии желательно до 7 колена (дети перечисляют)
- Существует ли связь между вами и вашими предками?
- Да. Внешние черты лица, свойства характера, талант передаются по наследству.
- Дома вы опросили родителей, родственников и написали небольшие сведения о своих предках, провели исследовательскую работу. Сегодня эти знания пригодятся вам на уроке.
III. Вступительное слово учителя
Все мы являемся частью окружающего нас мира. Как устроен этот мир? Что есть жизнь человека? Различные культуры, различные религии, различные люди объясняют это по – разному. Буддисты устройство мира объясняют при помощи таких понятий, как «карма», «колесо сансары». На эту тему отведено 2 урока: 1-й урок – что такое карма, 2-й урок – колесо сансары. Сегодня 1-й урок.
IV. Этап мотивации
На занятиях кружка «Моя родословная» в третьем классе мы проходили тему «Карма рода».
Приём «Корзина идей».
На экране слайд, где изображена корзина
Вопрос: Что такое карма?
- Ваши предположения будем закидывать в корзину (учитель записывает ответы детей на доске). Вот какие предположения назвали дети на уроке:
- Человек отвечает за свои поступки.
- Добро и зло передаются по наследству.
- Карма – это устройство мира.
- Карма – это волшебный компьютер, который следит за нашими поступками.
- У хороших родителей хорошие дети, у плохих родителей плохие дети и т.д.
- Ребята, а хочется ли вам узнать, чьё предположение является правильным?
.- Да.
- Будем искать истину.
V. Этап постановки учебной задачи
Учитель: Итак, тема нашего урока …
Учащиеся: Что такое карма.
Цель нашего урока: сформулировать словами новое понятие. «Карма – это …
VI. Этап планирования (запись на доске)
- Что такое карма (остальные пункты плана запишем по ходу урока)
- …
- …
- …
VII. Операционно – исполнительская часть.
Получение словесной формулировки нового понятия в ходе дискуссии
Учитель: Все наши действия – и мысли, и слова, и поступки – чем-то вызваны и имеют определённые следствия. Ты улыбнулся – и тебе улыбнулись в ответ. Ты сказал другу сгоряча недобрые слова – и вы поссорились. Попробуйте сами привести подобные примеры. Это несложно, правда? Сначала примеры с хорошими поступками. Теперь примеры с плохими поступками (дети приводят примеры из школьной жизни)
Дискуссия.
Учитель: Что является причиной кармы?
Ученики: Слово, поступок – причина кармы.
Учитель: Есть ли в мире безответные действия?
Ученики: Нет. Человек действует, так или иначе, из – за Причин, толкающих его.
Учитель: Это есть следствие. Сформулируйте словами понятие «карма». В ходе коллективной дискуссии рождается определение: Карма – это закон причины и следствия.
Учитель: Сравним отредактированный вариант формулировки понятия с тем, который предложен в школьном учебнике
Учитель: Вернёмся к «Корзине идей». Чьё предположение оказалось правильным? (дети рассуждают, называют правильные ответы).
Учитель: Вы привели разные примеры из своей школьной жизни. Карма, какой может быть?
Дети: Хорошей и плохой.
Учитель: Давайте дополним наш план урока
План.
- Что такое карма
- Хорошая карма
- Плохая карма
- О раскаянии (четвёртый пункт плана добавляет сам учитель)
Физминутка
VIII. Исследовательская деятельность учащихся
Учитель: Буддисты убеждены, что в мире нет безответных действий. Их результат может сказаться сразу или через некоторое время. Порой из-за неправильных действий родителей или других предков страдают их дети. Давайте посмотрим, как Законы кармы отражаются на нашей жизни. Рассказ о своих предках нам приготовил Нимбуев Алексей.
Задание для детей: определить карму его рода (схема в презентации урока)
Алёша объясняет
7 поколение – Нимбу – от него пошла наша фамилия, трудолюбивый
6 поколение – Жап – мастер по дереву, много работал
5 поколение – Тучин - мастер по дереву, добрый, трудолюбивый
4 поколение – Лайдап – механизатор, передовик колхоза, добрый, трудолюбивый, любил детей
3 поколение – Владимир – тракторист, мастер по дереву и металлу, трудолюбивый, общительный
2 поколение – Виталий – мастер производственного обучения, умеет мастерить из дерева и железа. Сам собрал мини – трактор. Скромный, умный.
1 поколение – Алексей – ученик 4-го класса, увлекаюсь техникой
Вопрос: Какая карма преобладает?
Ученики: преобладает хорошая карма
Учитель: Пример реального родословного древа одного улан – удэнца (схема в презентации урока) объясняет Цыремпилова Инесса (сообщение приготовила заранее)
7 поколение - Сокто – злой человек, бил жену и детей
6 поколение - Бадма – часто пил водку
5 поколение - Нима – ранен на войне
4 поколение - Жалсап – спился
3 поколение - Алдар – инвалид
2 поколение Бимба – ослеп
1 поколение – Хорло умер от рака.
Род прекратил своё существование. Подумайте, почему.
Вопрос: Какая карма преобладает?
Ученики: Плохая карма
Учитель: Это родословная линия от человека, который не уважал ни себя, ни других. Его потомки, притянутые к этому дереву, тоже отрабатывали тяжёлую карму. Наша жизнь зависит от наших предков, от семьи. От кого будет зависеть жизнь наших потомков?
Ученики: От нас, ведь мы когда то тоже будем родителями
Учитель: Помните, что вы – звено нерушимой цепи ваших предков и потомков. Именно от вас зависят жизнь и благополучие ваших детей и внуков (слайд). Недавно в школе прошёл конкурс по родословной на лучшего знатока пословиц о семье и родстве. Назовите пословицы иллюстрирующие закон причины и следствия.
Ученики: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется».
Учитель: Не зря эпиграфом нашего урока мы взяли известную пословицу. Какие ещё пословицы знаете связанные с кармой семьи или рода? (можно посмотреть в тетради по родословной)
Ученики: «Каков отец, таковы и детки», «Какова матка, таковы и детки», «Каково семя, таково и племя», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Каков брат, такова и сестра» и т. д.
Учитель: В этих мудрых пословицах есть глубокий смысл.
IХ. Самостоятельная работа учащихся
Детям раздаю карточки, где нарисованы два мешочка. На доске написаны разные понятия: доброе слово, жадность, болтливость, почитание старших, любовь, милосердие, крик, ругань, помощь друзьям, зависть, добрая память и т. д
Задание: В первый мешочек написать понятия, связанные с хорошей кармой, во второй мешочек – с плохой кармой. В каждый столбик самим добавить по 2 понятия (индивидуальная помощь слабым учащимся)
Проверка работы.
Учитель: Если эти два мешочка поставить на весы, то какая карма должна перевесить?
Ученики: Мешочек с хорошей кармой.
Учитель: Благая карма должна преобладать над плохой кармой, т.е. хороших поступков вы должны совершать больше (слайд)
Учитель: Объясните, как вы понимаете, что такое раскаяние.
(Работа в паре) Посоветуйтесь друг с другом. Совпадают ли ваши мнения? (спросить нескольких учеников)
Учащиеся: Это чувство глубокого сожаления о содеянном.
Учитель: Приходилось ли вам в чём – нибудь раскаяться? Приведите примеры из вашей жизни.
Учитель: Подлинное раскаяние и чувство глубочайшего сожаления о совершённом уменьшают последствия негативной кармы и даже полностью их устраняют.
Х. Рефлексивно – оценочная часть
Коллективное составление стихотворения из 5 строчек
Приём «Написание синквейна»
Карма
хорошая плохая
следит наказывает вознаграждает
от кармы не уйти
страж
Могут подойти слова: закон, скульптор
Учитель: Для того чтобы завершить занятие и подвести его итоги я предлагаю вам взять жетон зелёного цвета и снова сделать свой выбор.
Я оцениваю свои поступки Мне всё равно
Ученики делают выбор. Учитель подводит итоги занятия.
Свою работу на уроке учащиеся оценивают по 5-ти бальной системе на оценочных листах, ставя свою точку на шкале. Обмен мнениями с соседом.
Домашнее задание по тетради «Моя родословная», стр. 19
Заполнить таблицу. Записать сведения за неделю (оценить себя).
Счёт доброго | Счёт плохого |
Вопрос: Какая карма преобладает?
Приложение № 2
Краткая пояснительная записка
Автор разработки | Аюшеева Ольга Балдановна учитель бурятского языка |
Тема урока занятия | Буддийская картина мира. Что такое карма. |
Основной учебник | В. Л. Чимитдоржиев «Основы буддийской культуры»
|
Класс | 4-й класс |
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока | Проектор, интерактивная доска, учебники, тетради по родословной, классная доска |
Самоанализ представленного урока
Тема урока: Буддийская картина мира (1-й урок)
Класс: 4
Тип урока: Урок усвоения новых знаний (с опорой на знания, полученные на занятиях кружковой работы «Моя родословная»)
На тему «Буддийская картина мира» отводится 2 часа:
Первый урок – Что такое карма
Второй урок – Колесо сансары
Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у учащихся через беседу, дискуссию, исследовательскую деятельность, самостоятельную работу.
Задачи:
- Познавательные: расширение кругозора, знакомство с новыми понятиями: (карма, хорошая карма, плохая карма, раскаяние)
- Логические: развитие логического мышления (умение объяснять, сравнивать, процессы анализа и синтеза, делать выводы).
- Регулятивные: организация своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценивание).
- Коммуникативные: продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии, толерантное отношение к чужому мнению.
- Личностные: способствовать формированию самостоятельности, уверенности в себе, предприимчивости, стремление к личностному росту, учить детей задумываться о последствиях своих поступков.
Краткая характеристика класса
В классе 4 ученика: 2 девочки, 2 мальчика
Базовый уровень усвоения материала – 2 ч
Повышенный уровень усвоения материала – 2 ч
Уровень интеллектуальных способностей:
Средний – 2 ч
Выше среднего – 2 ч
Учебная мотивация: 2 ч, 50 %
№ | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент | Создание положительного эмоционального настроя | Пожатие руки |
2. | Создание ситуации успеха | Проверка домашнего задания – фронтальный опрос | Вспомнить значения слов: род, предки, потомки, назвать предков по отцовской линии до 7 колена |
3. | Мотивация | Целенаправленно создаётся учителем. Использование приёма «Корзина идей». Вопрос: Ребята, а хочется ли узнать, чей ответ является правильным? Будем искать истину | Появляется интерес. Ученики мотивированы |
4. | Определение темы урока, целеполагание | Учитель создаёт условия для самостоятельного выведения учащимися темы и цели урока | Самостоятельно выводят цель и тему урока |
5. | Планирование | Планирование в виде фронтальной беседы | План составляют в сотрудничестве с учителем |
6. | Получение словесной формулировки нового понятия (карма) | Создание проблемной ситуации | Коллективная дискуссия |
7. | Исследовательская деятельность учащихся | Организация дифференцированного обучения (выступления одарённых детей по родословной) | Самостоятельно сформулировать понятия «хорошая карма», «плохая карма» |
8. | Самостоятельная работа учащихся | Индивидуальная работа со слабыми учениками | Проявление навыков самостоятельной деятельности (самоорганизация) |
9. | Работа в паре | Создание проблемной ситуации: что такое раскаяние | Обмен мнениями |
10. | Рефлексия | Проверяет и закрепляет учебный материал урока и подводит учащихся к составлению синквейна | Составление синквейна |
11. | Оценочная часть | Организует самооценку | Самооценка |
12. | Домашнее задание | Мотивировать учащихся | Самоорганизация, проявление творчества |
13. | Методы и приёмы обучения | Создание проблемной ситуации, приём «Корзина идей», приём «Составление синквейна» |
14. | Формы организации | Беседа, дискуссия, дифференцированное обучение, организация исследовательской деятельности, голосование (демократичность), самостоятельная работа |
15. | Современные образовательные технологии | Технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, методика критического мышления |
16. | Позиции и роли учащихся | Партнёры, мыслители, творцы, исследователи, зрители, слушатели |
17. | Виды активности | Присутствует познавательная активность, социальная активность, физическая активность |
18. | Позиция учителя | Стиль общения – демократический, эмоциональный. Учитель – координатор деятельности, консультант |
19. | Информационная предметно – развивающая среда | Проектор, интерактивная доска, тетради по родословной, учебники, листы самооценки |
20. | Индивидуализация, дифференциация | Выступления по родословной – одарённые дети Индивидуальная работа со слабыми учащимися во время самостоятельной работы |
21. | Рефлексия | Составление синквейна, итоговое голосование, заполнение листов самооценки |
Дата 29 марта 2013 г
Подпись участника конкурса Аюшеева Ольга Балдановна
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль моделей в формировании современной картины мира.
1. Всякое представление информации о внешнем мире связано с построением некоторой модели. Модель позволяет многое узнать об изученных явлениях процессах. Но всякая модель кое-что "урезает". Важно науч...
Презентация урока "Развитие представлений человечества о мире. Картины мира" по экологии 9 класса
Презентация урока экологии для 9 класса...
Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".
Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смер...
Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
На уроке - семинаре курса "Новой истории" обучающиеся 8-х классов узнают новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...
Задания к теме "Картина мира" и "Личность в мире" 5-9 класс
Задания к теме "Картина мира" и "Личность в мире" 5-9 классОсновы духовно-нравственной культуры народов Россиимодуль Основы православной культурыосновная школа...
Методическая разработка по теме "Языковая картина мира детской поэзии Уолтера Де Ла Мара"
В данном материале представлен подробный план-конспект внеклассного мероприятия по теме "Языковая картина мира детской поэзии Уолтера Де Ла Мара" для учеников 8 класса. Целью проведения...
Методическая Разработка открытого мероприятия-конкурса по русскому языку «Патриотизм и толерантность. Роль языка в формировании картины мира». 2023г.
МР открытого мероприятия-конкурса по русскому языку «Патриотизм и толерантность. Роль языка в формировании картины мира». ОУД.01 Русский язык и ОУД.09 Родной язык, I курс, 1 семестр. Специ...