Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область,Волгодонской район, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от______________№__________
___________ Ю.Г.Котляр
М.П.
Рабочая программа
по______________________________________русскому языку_________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 7 б класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов_140____
Учитель ________________Кравцова Светлана Семеновна ____________________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе программы «Русский язык для общеобразовательных школ 5-9 классы». Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва.Просвещение.2011 год.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел I. Содержание учебного предмета.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО в 5-6-ых КЛАССАХ (17+3 ч)
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- высказывания о русском языке;
- чем отличаются: словосочетания от предложений, простые предложения от сложных, главные члены предложения от второстепенных;
разделы науки о языке;
- звуковые значения букв, разделение согласных на звонкие и глухие, согласные по твердости и мягкости;
- разделение звуков;
- способы образования слов;
- общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки;
- морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- правила и орфограммы;
- признаки текста;
- литературные стили языка.
Уметь:
- понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык - это прежде всего язык русского народа, русской нации;
- расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы;
- разъяснять значения слов и правильно их употреблять, пользоваться словарями, проводить анализ худож-го текста;
- соблюдать произносительные нормы;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- производить морфемный и словообр-й разборы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; определять способы образования слов разных частей речи;
выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи;
- владеть правильным способом применения изученных орфографических правил,аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
- владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, применять изученные орфограммы;
- выразительно читать, выделять абзацы, определять средства связи;
- определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения.
Причастие (32 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- определение причастия, грамматические признаки;
- особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы;
- что причастия склоняются так же, как и прилагательные;
- определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого;
- признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет»;
- отличие действительных причастий от страдательных;
- морфологические признаки, синтаксическую роль кратких и полных причастий и прилагательных;
- способы образования действительных причастий настоящего времени;
- способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола;
- признаки публицистического стиля;
- способы образования страдательных причастий настоящего времени;
- способы образования причастий, правописание причастий;
- признаки текста-описания, описания внешности человека;
- порядок морфологического разбора причастий;
- условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму.
Уметь:
- отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи;
- определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, определять языковые средства, характерные для этого стиля;
- при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму;
- устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом;
- определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др.;
- определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания;
- образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях;
- обосновывать выбор гласных в суффиксах –ущ-/-ющ-, -ащ- / -ящ-;
- обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении;
- понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять, определять принадлежность к типу речи, составлять план;
- определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий; согласовывать причастие с определяемым словом;
- выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени;
- определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом;
- выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени;
- выбирать правильное написание Н и НН в причастиях, опознавать причастия в тексте;
- определять страдательные причастия и отглагольные прилагательные, их различать;
- понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста;
- выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи;
- делать анализ правописания отдельных слов и пунктуации;
- применять изученные орфограммы;
- различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы;
- применять правописание в предложениях, правильно писать орфограмму;
- обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи;
- делать анализ правописания отдельных слов и пунктуации;
- владеть правильным способом применения изученных орфографических правил;
- применять изученные орфограммы.
Деепричастие (11 ч + 2 ч)
IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- лексическое, грамматическое значение деепричасти;
- определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;-
- правило правописания НЕ с деепричастиями.
- способы образования деепричастий.
- способы образования деепричастий совершенного вида
- Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий.
- образование деепричастий, постановку знаков препинания при деепричастном обороте.
Уметь:
- разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий
- разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям
- обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему
- образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы
- писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом
- создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения
- применять изученные орфограммы
- делать анализ правописания отдельных слов и пунктуации
- распознавать деепричастия по суффиксам, отличать деепричастия от других частей речи, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания
- применять изученные орфограммы
Наречие (27 ч + 3 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- морфологические признаки наречия
- разряды наречий по значению
3.способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной)
4.морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания
5.условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-.
6условия выбора написания Н и НН
7.Понимать роль наречий в сочинении с описанием действий,
8.условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий,
9.условия написания суффиксов наречий,
10.условия выбора и написания букв О и А на конце наречий.
- условия постановки дефиса в наречиях и других частях речи.
12.Понимать роль наречий в письменной и устной речи.
Уметь:
- понимать значение и уметь определять синтаксическую роль в предложении
- находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли
- создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание
- образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных
- соотносить правила написания НЕ с наречиями и другими частями речи, видеть структуру наречия, опознавать наречие и другие части речи с НЕ
- опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях
- правильно писать слова с Н и НН
- излагать действия, при пересказе соблюдать строгую последовательность, использовать наречия для передачи последовательности действий
- писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи
- писать наречия с суффиксами –О и -А
- создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства
- различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий
13.правильно писать наречия с Ь после шипящих на конце наречий
14делать анализ правописания отдельных слов и пунктуации
15отличать наречия от других частей речи, правильно строить предложения с наречиями
- применять изученные орфограммы
Категория состояния (4 ч + 2 ч)
IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
V. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- о категории состояния как о самостоятельной части речи
- порядок морфологического разбора
- орфограммы и правила
- правописание орфограмм и пунктуацию
Уметь:
- отличать категорию состояния от прилагательных и наречий
- разбирать категорию состояния как часть речи
- писать сжатое изложение
- делать анализ правописания отдельных слов и пунктуации
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (39+9)
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогамипо, благодаря,согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- их специфику, определять значение и роль предлога, находить в тексте
- определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении
- понимать роль предлогов в сочинении
- правописание предлогов
- образование и правописание предлогов
Уметь:
- различать служебные и самостоятельные части речи
- отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять в речи
- определять разряд предлогов по составу, производить морфологический разбор предлогов
- создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой
применять изученные орфограммы
- правильно писать производные предлоги, уметь отличать производные предлоги от сущ-х с непроизводными предлогами
- употреблять предлоги, правильно писать производные предлоги
- отличать наречия от других частей речи, правильно строить предложения с наречиями
- применять изученные орфограммы
Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- определение служебной части речи – союза
- разряды союзов по строению
- группы сочинительных союзов по значению
- разряды подчинит союзов по значению
- правила написания союзов, знать определение служебной части речи
Уметь:
- опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания
- определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях
- расставлять знаки препинания в сложном предложении
- определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простом и сложном предложении
- ставить знаки препинания в простых и сложносочиненных предложениях, выбирать союз в соответствии с его значением
- различать подчинительные союзы, употреблять в речи, выполнять морфологический разбор союзов
- создавать текст рассуждений: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание
8.отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме
- различать союзы от других частей речи, правильно использовать в сложном предложении
- опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, анализировать правописание союзов.
Частица
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Уметь писать рассказ по данному сюжету.
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- особенности частиц как служебной части речи
- частицы, образующие формы слов или новые слова
- смысловое значение частиц
- многообразие значений модальных частиц
- порядок разбора, синтаксическая роль
- смысловое значение частицы НЕ
- смысловое значение частиц
- правописание частиц, безошибочно писать частицы
- многообразие значений частиц, частицу НЕ и приставку НЕ
- разряды союзов по строению, правила написания союзов.
Уметь:
- отличать частицы от других частей речи, использовать частицы в разных стилях речи
- Понимать ее роль в предложении и при образовании форм глагола, степеней сравнения прилагат-х и наречий, усвоить формы вежливости при выражении просьбы и использовать их в речи
- определять ее смысловое значение
- находить их в тексте, определять значение, оценивать их выразительность, употреблять в речи
- отличать частицы по значению и написанию, отличать написание частиц со знаменательными частями речи от правописания союзов также, тоже, чтобы
- выполнять морфологический разбор частиц
- Определять ее смысловое значение (отрицат, утвердит), правильно писать частицу НЕ с разными частями речи
- использовать алгоритм рассуждения при различении значений этих частиц, различать приставку НЕ и частицу НЕ
- различать приставку НЕ и частицу НЕ, отрицательные частицы НЕ и НИ, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях
- различать частицу и приставку НИ, выбирать правильное написание
- применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу и приставку НЕ
- различать частицу и приставку НИ, выбирать правильное написание
- использовать алгоритм рассуждения при различении значений этих частиц
- создавать текст, определять тему, основную мысль, обдумывать содержание
применять изученные орфограммы
- различать частицу и приставку НИ, выбирать правильное написание
- применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу и приставку НЕ
- использовать частицы для выражения отношения к действительности, различать НЕ и НИ на письме
18.создавать текст, определять тему, основную мысль, обдумывать содержание
Междометие. Звукоподражательные слова (5 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:
Знать:
- что междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частями речи
- о пунктуационном оформлении междометий
- Междометия как особый раздел слов. Знать знаки препинания при междометиях
Уметь:
- распознавать междометия, определять группы междометий по значению и происхождению
- интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте
- использовать междометия для выражения эмоций, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия в предложениях
- использовать междометия для выражения эмоций, различать омонимические междометия и самостоятельные части речи
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(10 ч.)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | |||
уроки развития речи | Контрольные работы | ||||
1 | Повторения пройденного в 5-6 классах | 21 | 3 | 1 | |
2 | Морфология. Причастие | 38 | 6 | 1 | |
3 | Морфология. Деепричастие. | 13 | 2 | 1 | |
4 | Наречие | 30 | 3 | 1 | |
5 | Категория состояния. | 6 | 2 | ||
6 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица | 48 | 9 | 2 | |
7 | Междометие | 5 | 1 | ||
8 | Повторение изученного в 7 классе | 9 | |||
ИТОГО | 170 | 25 | 7 |
Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Знать:
- термины, звуки речи, их смыслоразличительные функции
- Основные понятия, правила, значения
- Изменение и образование слов (формы одного и того же слова и однокоренные слова).
- что изучает грамматика, понятия «морфология» и «грамматика»
- разделы науки о языке, о наличии двух или нескольких грамматических основ как признак сложного предложения
- орфографические правописания слов
- правила и орфограммыпо русскому языку за курс 7 класса.
Уметь:
- создавать текст рассуждений: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание
- применять изученные орфограммы
- распознавать разделы науки, уметь различать звуки речи
- определять уместность синонимов, антонимов в художественном тексте, употреблять фразеологические обороты
- находить в словах морфемы; выделять в слове окончание и основу; определять,какое грамматическое значение выражает окончание.
- уметь отличать грамматическое значение от лексического
- правильно составлять предложения, составлять простейшие ССП и СПП
- выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, определять значение морфем
- владеть правильным способом применения изученных орфографических правил
- производить языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разборы, синтаксический анализ)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА
I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и ин а в ы к а м и:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Обязательные формы контроля | Формы учета достижений | |||
Текущая аттестация | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
-тестирование -творческие работы -проверочная работа -контрольная работа -сочинение -различные виды диктантов -изложение -словарный диктант -терминологический диктант -устное монологическое высказывание на лингвистическую тему. | -традиционные диагностические и контрольные работы -разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий. | письменная контрольная работа | -ведение тетрадей по русскому языку; -анализ текущей успеваемости -ведение тетрадей на печатной основе «Комплексный анализ текста». | -анализ внеучебной активности учащихся -участие в предметных олимпиадах -участие в выставках, фестивалях, конкурсах, соревнованиях |
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-зачёт, урок-деловая игра, урок-мастерская и т.д.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Оценивание по русскому языку в 7 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с положением МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
Общие сведения о русском языке ( 1 час ) | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 02.09 |
Повторение пройденного в 5-6 классах(10ч.) | |||
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | 05.09 |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 06.09 | |
4 | Лексика и фразеология | 1 | 06.09 |
5-6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор | 2 | 07.09-09.09 |
7 | Словообразование и орфография | 1 | 12.09 |
8 | Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | 13.09 |
9-10 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 2 | 13.09-14.09-16.09 |
12 | Контрольный диктант по тексту администрации школы по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах» | 1 | 19.09 |
Текст и стили речи (3+2Р.Р. ) | |||
13 | Анализ контрольного диктанта. Текст. | ||
14 | Р.Р. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летный сад осенью» (упр. 48) | 1 | 20.09 |
15 | Диалог как текст. Виды диалога | 1 | 23.09 |
16 | Стили литературного языка. Публицистический стиль | 1 | 28.09 |
17 | Р.Р. Сочинение – рассуждение публицистического стиля. | 1 | 27.09-27.09 |
Морфология. Причастие (27+7 Р.Р.) | |||
18-19 | Причастие как часть речи. | 2 | 04.10-04.10 |
20-21 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 | 05.10-07.10 |
22-23 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | 10.10-12.10 |
24-25 | Р.Р. Описание внешности человека. Р.Р. Сочинение по картине В. Хабарова «Портрет Милы» с использованием диалога. | 2 | 11.10-11.10 |
26 | Действительные и страдательные причастия | 1 | 14.10 |
27 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | 17.10 |
28-29 | Действительные причастия настоящего времени Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | 18.10 18.10-19.10 |
30 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | 21.10 |
31-32 | Страдательные причастия настоящего времени Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | 24.10 25.10 |
33 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | 25.10 |
34 | Р.Р. Изложение | ||
35-36 | Гласные перед одной и двумя буквами Н в полных и кратких причастиях | 2 | 26.10-28.10 |
37-38 | Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных | 2 | 07.11-08.11 |
39 | Р.Р. Сочинение. Описание народной игрушки (упр.135,136) | 1 | 08.11 |
40-41 | Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 2 | 09.11-11.11 |
42 | Морфологический разбор причастия | 1 | 14.11 |
43-44 | Р.Р. Работа над выборочным изложением. Выборочное изложение по отрывку из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (упр.151). Портрет героя. | 2 | 15.11-15.11 |
45-46 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | 16.11-18.11-5321.11 |
47-48 | Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий | 2 | 22.11-22.11 |
49 | Р.Р. Сочинение-описание внешности человека (упр.166,167) | 1 | 23.11 |
50 | Систематизация и обобщение по теме «Причастие» | 1 | 25.11-28.11 |
51 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» с грамматическим заданием. | 1 | 29.11 |
Морфология. Деепричастие (10+2 Р.Р.) | |||
52 | Анализ контрольного диктанта. Деепричастие как часть речи. | 1 | 30.11 |
53-54 | Деепричастный оборот и знаки препинания при нём | 2 | 02.12-05.12 |
55 | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | 06.12 |
56 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | 06.12 |
57-58 | Деепричастия совершенного вида. | 2 | 07.12-09.12 |
59-60 | Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине «Вратарь» Р.Р. Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь» | 2 | 13.12-13.12 |
61 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | 12.12 |
62 | Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие» | 1 | 14.12 |
63 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». | 1 | 16.12 |
Наречие (18+3Р.Р.) | |||
64 | Анализ контрольного диктанта. Наречие как часть речи | 2 | 20.12-20.12 |
65-66 | Разряды наречий | 2 | 21.12-23.12 |
67-68 | Р.Р. Подготовка к сочинение по картине И. Попова «Первый снег» Р.Р. Сочинение - описание по картине И. Попова «Первый снег» | 2 | 27.12-27.12 |
69 | Степени сравнений наречий | 1 | 26.12 |
70 | Морфологический разбор наречия | 1 | 28.12 |
71-72 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е | 2 | 11.01-13.01 |
73 | Буквы Е и И в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях | 1 | 16.01-17.01 |
74 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е. | 1 | 17.01-18.01 |
75 | Р.Р. Описание действий | 1 | 20.01 |
76 | Буквы О иЕ после шипящих на конце наречий | 1 | 23.01 |
77 | Буквы О и А на конце наречий | 1 | 24.01-24.01 |
78-79 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | 25.01-27.01-30.01 |
80-81 | Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | 31.01-31.01 |
82 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 01.02 |
83 | Повторение и обобщение по теме «Наречие» | 2 | 03.02-06.02 |
84 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». | 1 | 07.02 |
Учебно- научная речь ( 2 ч.) | |||
85 | Анализ контрольного диктанта. Учебно- научная речь. Отзыв | 1 | 07.02 |
86 | Учебный доклад | 1 | 10.02 |
Категория состояния (3+1 Р.Р.) | 1 | 13.02-15.02 | |
87 | Категория состояния как часть речи | ||
88 | Морфологический разбор категорий состояния. | 1 | 17.02 |
89 | Р.Р. Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля» (упр.322) | 2 | 14.02-14.02 |
90 | Повторение и обобщение по теме «Категория состояния» | 1 | 20.02 |
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица ( 39 + 9 Р.Р.) | |||
91 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи | 1 | 21.02 |
92 | Употребление предлогов | 1 | 22.02 |
93 | Непроизводные и производные предлоги | 1 | 27.02 |
94 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | 1 | 01.03 |
95-96 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Сайкиной «Детская спортивная школа» Р.Р. Сочинение по картине Сайкиной «Детская спортивная школа». Группой портрет девочек – спортсменок. | 2 | 28.02-28.02 |
97-98 | Слитное и раздельно написание производных предлогов | 2 | 06.03-07.03 |
99 | Р.Р. Сочинение. Описание природы (упр.353) | 1 | 07.03 |
100 | Союз как часть речи. | 1 | 10.03 |
101 | Простые и составные союзы | 1 | 13.03 |
102 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | 14.03 |
103-104 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 2 | 14.03-15.03 |
105-106 | Сочинительные союзы | 2 | 17.03-20.03 |
107 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза | 1 | 21.03 |
108 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» (упр.384) | 1 | 22.03 |
109-110 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | 2 | 24.03-03.04 |
111 | Систематизация и обобщение по теме «Предлог» и «Союз» | 1 | 04.04-04.04 |
112 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз» и «Предлог». | 1 | 05.04 |
113 | Анализ контрольного диктанта. Частица как часть речи | 1 | 07.04 |
114 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | 11.04 |
115-116 | Смыслоразличительные частицы | 2 | 11.04-12.04 |
117-118 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | 14.04-17.04 |
119-120 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Конец зимы». Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы». | 2 | 18.04-18.04 |
121-122 | Морфологический разбор частиц. Отрицательные частицы НЕ и НИ | 2 | 19.04 |
123-124 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ | 2 | 26.04-28.04 |
125 | Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.446) | 1 | 25.04-25.04 |
126-127 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. | 2 | 02.05-02.05 |
128 | Систематизация и обобщение по теме «Частицы» | 1 | 03.05 |
129 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» с грамматическим заданием. | 1 | 05.05 |
130 | Анализ контрольного диктанта. Устные сообщения (упр. 457) | 1 | 10.05 |
Междометие (4 часа) | |||
131 | Междометие как часть речи. | 1 | 15.05 |
132-133 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 2 | 16.05-16.05 |
134 | Итоговый контрольный диктант по тексту администрации. | 19.05 | |
Повторение изученного в 7 классе ( 6 часов) | |||
135 | Анализ контрольного диктанта. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | 1 | 22.05 |
136 | Фонетика и графика | 1 | 23.05 |
137 | Лексика и фразеология | 1 | 24.05 |
138 | Морфемика. Словообразование | 1 | 26.05 |
139 | Морфология. Орфография | 1 | 29.05 |
140 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | 30.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ:Рябичевская СОШ ___________ И.П.Кажурина
от _______ 20 __ года №____
____________ И.П.Кажурина ______________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....