Рабочая программа по русскому языку 11 класс элективный курс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 11 класс элективный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_11_klass.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Волгодонской район, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от______________№__________
___________ Ю.Г.Котляр
М.П.
Рабочая программа
по элективному курсу «Технология работы с КИМами» по русскому языку
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) ______________________11______________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__34______
Учитель __________________________________Кравцова Светлана Семеновна__________________
(ФИО)
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных организаций. Русский язык 10-11 классы. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. Москва, «Просвещение» 2013 год.
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Программа элективного курса состоит из 6-ти разделов: 1. Основные языковые нормы. 2. Синтаксис и пунктуация. 3. Орфография. 4. Лингвистический анализ текста (изобразительно-выразительные средства языка). 5. Анализ текста (Тема, идея, микротема, проблема текста). 6. Композиция и языковое оформление сочинения.
Раздел 1. Целью данного раздела предусмотрено повторение основных языковых норм: орфоэпических, синтаксических, норм согласования и управления.
Разделы 2, 3. В данных разделах систематизируются и обобщаются трудные вопросы орфографии и пунктуации.
Разделы 4, 5. В данных разделах систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Раздел 6. Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности (область С). Домашнее здание по элективному курсу не задаётся.
Содержание программы.
- Основные языковые нормы. 3 ч
- Синтаксис и пунктуация. 5 ч.
- Орфография. 8 ч.
- Лингвистический анализ текста. 8 ч.
- Анализ текста: тема, основная мысль, микротема, проблема текста. 3 ч.
- Композиция и языковое оформление сочинения: вступление, основная часть (аргументация), виды заключения.7 ч.
Практические работы:
1.написание сочинений-рассуждений;
2.редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
Цели элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
- Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Способствовать развитию письменной речи.
- Подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ.
- Научить грамотно заполнять бланки ответов.
В результате прохождения программного материала курса «Технология работы с КИМами» обучающиеся должны знать:
- основные языковые нормы: орфоэпические, нормы согласования и управления, синтаксические;
- орфографические и пунктуационные правила для выполнения тестовых заданий
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов.
Особенность программы: элективный курс не оценивается.
Раздел III «Календарно-тематическое планирование»
№ | Тема | кол-во часов | дата |
Основные языковые нормы. (3 ч. ) | |||
1 | Орфоэпические нормы. | 1 | 01.09 |
2. | Нормы согласования и управления. | 1 | 08.09 |
3. | Синтаксические нормы. | 1 | 15.09 |
Синтаксис и пунктуация. (5 ч.) | |||
4. | Принципы и функции русской пунктуации. Средства связи предложений в тексте. | 1 | 22.09 |
5. | Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. | 1 | 29.09 |
6. | Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в нём. | 1 | 06.10 |
7-8 | Практикум по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении и в ССП, СПП и БСП». | 2 | 13.10-20.10 |
Орфография (8 ч.). | |||
9 | Принципы русской орфографии. Орфограммы в корне слова. | 1 | 27.10 |
10 | Правописание приставок. | 1 | 10.11 |
11 | Правописание на стыке морфем. Правописание О и Е(Ё) после шипящих, и-ы после Ц. | 1 | 17.11 |
12 | Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи. | 1 | 24.11 |
13 | Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. | 1 | 01.12 |
14 | Правописание частиц НЕ и НИ. | 1 | 08.12 |
15 | Слитное, дефисное, раздельное правописание различных частей речи. | 1 | 15.12 |
16 | Практикум по теме «Орфограммы в корне, суффиксе, окончании» | 1 | 22.12 |
Тема 3. Лингвистический анализ текста (8 часов) | |||
17 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | 1 | 29.12 |
18-19 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. Лексические нормы. Лексическое значение слова. | 2 | 12.01-19.01 |
20 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы | 1 | 26.01 |
21-22 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы | 2 | 02.02-09.02 |
23 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции | 1 | 16.02 |
24 | Практикум по теме: «Лингвистический анализ текста». | 1 | 02.03 |
Тема 4. Анализ текста. (3 часа) | |||
25 | Содержание исходного текста. Тема, основная мысль, микротема. Проблема текста. | 1 | 16.03 |
26 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей | 1 | 23.03 |
27 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. | 1 | 06.04 |
Тема 5. Композиция и языковое оформление сочинения. (7 часов) | |||
28 | Композиция сочинения-рассуждения. Вступление к сочинению-рассуждению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция | 1 | 13.04 |
29-30 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения | 2 | 20.04-27.04 |
31 | Виды заключения сочинения-рассуждения. | 1 | 04.05 |
32-33 | Тренировочное сочинение | 2 | 11.05-18.05 |
34 | Практикум. Работа с тестами. | 1 | 25.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ: Рябичевская СОШ ___________ И.П.Кажурина
от _______ 20 __ года № __
__________ И.П.Кажурина ___________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по экологии 8 класс (элективный курс)
Данный материал включает в себя полностью разработанную рабочую программу по экологии человека....
Рабочая программа "Основы программирования 5 класс. Элективный курс"
«Введение в Scratch»...
Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)
Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)...
Рабочая программа по физике 11 класс (элективный курс)
физика (элективный курс) 11 класс 1 час в неделю...
Рабочая программа по физике 10 класс (элективный курс)
10 класс электив...