Рабочая программа по русскому языку 11 класс элективный курс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 11 класс элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_11_klass.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область,  Волгодонской район, х.Рябичев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа

 «Утверждаю»

Директор МБОУ: Рябичевская СОШ

 Приказ от______________№__________

___________   Ю.Г.Котляр

М.П.

Рабочая программа

по элективному курсу «Технология работы с КИМами» по русскому языку 

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) ______________________11______________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов__34______

Учитель  __________________________________Кравцова Светлана Семеновна__________________

(ФИО)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных организаций. Русский язык 10-11 классы. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. Москва, «Просвещение» 2013 год.

 Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

  Программа элективного курса состоит из 6-ти разделов: 1. Основные языковые нормы. 2. Синтаксис и пунктуация. 3. Орфография. 4. Лингвистический анализ текста (изобразительно-выразительные средства языка). 5. Анализ текста (Тема, идея, микротема, проблема текста). 6. Композиция и языковое оформление сочинения.

Раздел 1. Целью данного раздела предусмотрено повторение основных языковых норм: орфоэпических, синтаксических, норм согласования и управления.

Разделы 2, 3. В данных разделах систематизируются и обобщаются трудные вопросы орфографии и пунктуации.

Разделы 4, 5. В данных разделах систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Раздел 6. Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности (область С). Домашнее здание по элективному курсу не задаётся.

Содержание программы.

  1. Основные языковые нормы. 3 ч
  2. Синтаксис и пунктуация. 5 ч.
  3. Орфография. 8 ч.
  4. Лингвистический анализ текста. 8 ч.
  5. Анализ текста: тема, основная мысль, микротема, проблема текста. 3  ч.
  6. Композиция и языковое оформление сочинения: вступление, основная часть (аргументация), виды заключения.7 ч.

Практические работы:

1.написание сочинений-рассуждений;

2.редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

                       Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»

Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению заданий   ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  3. Способствовать развитию письменной речи.
  4. Подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ.
  5. Научить грамотно заполнять бланки ответов.

В результате прохождения программного материала курса «Технология работы с КИМами» обучающиеся должны знать:

  • основные языковые нормы: орфоэпические,  нормы согласования и управления, синтаксические;
  • орфографические и пунктуационные правила    для выполнения  тестовых заданий
  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  •  анализировать форму исходного текста;
  •  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  •  создавать связное высказывание;
  •  излагать последовательно собственные мысли;
  •  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  •  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

        Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов.

    Особенность программы: элективный курс не оценивается.

                                              Раздел III «Календарно-тематическое планирование»

Тема

кол-во часов

дата

Основные языковые нормы. (3 ч. )

1

Орфоэпические нормы.

1

01.09

2.

Нормы согласования и управления.

1

08.09

3.

Синтаксические нормы.

1

15.09

Синтаксис и пунктуация. (5 ч.)

4.

Принципы и функции русской пунктуации. Средства связи предложений в тексте.

1

22.09

5.

Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения.

1

29.09

6.

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в нём.

1

06.10

7-8

Практикум по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении и в ССП, СПП и БСП».

2

13.10-20.10

 Орфография (8 ч.).

9

Принципы русской орфографии. Орфограммы в корне слова.

1

27.10

10

Правописание приставок.

1

10.11

11

Правописание на стыке морфем. Правописание О и Е(Ё) после шипящих, и-ы после Ц.

1

17.11

12

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

1

24.11

13

Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.

1

01.12

14

Правописание частиц НЕ и НИ.

1

08.12

15

Слитное, дефисное, раздельное правописание различных частей речи.

1

15.12

16

Практикум по теме «Орфограммы в корне, суффиксе, окончании»

1

22.12

Тема 3. Лингвистический анализ текста (8 часов)

17

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

1

29.12

18-19

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. Лексические нормы. Лексическое значение слова.

2

12.01-19.01

20

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы

1

26.01

21-22

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

2

02.02-09.02

23

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

1

16.02

24

Практикум по теме: «Лингвистический анализ текста».

1

02.03

Тема 4. Анализ текста. (3 часа)

25

Содержание исходного текста. Тема, основная мысль, микротема.

Проблема текста.

1

16.03

26

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

1

23.03

27

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

1

06.04

Тема 5. Композиция и языковое оформление сочинения. (7 часов)

28

Композиция сочинения-рассуждения. Вступление к сочинению-рассуждению.  Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция

1

13.04

29-30

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения

2

20.04-27.04

31

Виды заключения сочинения-рассуждения.

1

04.05

32-33

Тренировочное сочинение

2

11.05-18.05

34

Практикум. Работа с тестами.

1

25.05

Согласовано                                                                  Согласовано

Протокол заседания                                                                       Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ: Рябичевская СОШ                                                            ___________  И.П.Кажурина

от _______ 20 __ года № __                                                          

  __________         И.П.Кажурина                                                  ___________20_____года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по экологии 8 класс (элективный курс)

Данный материал включает в себя полностью разработанную рабочую программу по экологии человека....

Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)

Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)...

Рабочая программа по физике 11 класс (элективный курс)

физика (элективный курс) 11 класс 1 час в неделю...