Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)
рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_liter.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса для 11 классов по литературе
Пояснительная записка
Составление программы основано на содержании общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утверждён 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897) ;авторской программы Б.А.Ланина «Современная русская литература», М., Вентана-граф, 2011 г.
Обращение к составлению данной программы обусловлены проблемами в воспитании духовности и нравственности современного школьника.
Данная программа предлагает пересмотреть традиционный изучаемый материал по литературе в 11-классе. Изучение лучших произведений наиболее значительных писателей последних десятилетий, творчество которых позволяет судить об основных художественных и идейных исканиях нашего времени, предлагается выделить в отдельный курс для 11-го класса. А произведения, рассматриваемые на спецкурсе, — наше главное духовное, культурное достояние. По-настоящему овладеть им, сделать его частью жизни и души молодого человека можно только при серьёзной душевной и интеллектуальной сосредоточенности. Считаем, что занятия спецкурса и обеспечивают возможность подобной деятельности учащихся.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 11 классов, которым интересна современная русская литература. Он поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы.
Особенность программы в том, что в круг школьного изучения включаются произведения современной литературы, не являющиеся “классическими”, а, следовательно, возможны полярные взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому ученик в определённой степени должен самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении, отследить влияние на других писателей, наконец, сделать выводы о качественности текста.В рамках элективного курса рассматривается прежде всего литература последних двух десятилетий. Однако при изучении творчества современных российских авторов нельзя не принимать во внимание специфику литературного процесса конца 1980-х — начала 1990-х гг., когда в литературу одновременно вошли и произведения писателей русского зарубежья (от 1920-х до 1980-х гг.), и неопубликованные произведения авторов, остававшихся в России (от А. Платонова, Б. Пильняка до В. Ерофеева, А. Битова и многих других). Для понимания закономерностей, определивших развитие русской литературы конца XX — начала XXI в. и формирование новых литературных течений — таких, в частности, как русский постмодернизм, важно знакомство с этапными произведениями, ставшими «классикой» современной литературы («Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Пушкинский дом» A. Битова, «Школа для дураков» С. Соколова). Именно с их изучения начинается данный элективный курс (первые официальные публикации произведений пришлись на конец 1980-х гг.).
Логическим продолжением знакомства с литературой русского постмодернизма становятся, с одной стороны, тексты концептуалистов (1970—1980-е гг.), с другой — проза конца 1980-х гг. (творчество Т. Толстой). Далее в программе представлены наиболее характерные произведения русского постреализма (проза Л. Петрушевской, B. Маканина, С. Довлатова), реализма (роман Г. Владимова), неосентиментализма (проза Л. Улицкой).
Цели элективного курса:
помочь ученику представить современную литературную ситуацию; сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;
познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о современной литературе от периода “оттепели” до “постсоветского” периода;
совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
способствовать развитию эстетического вкуса, научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы.
формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
Задачи курса:
показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;
совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы;
продемонстрировать возможности литературно-критических жанров (аннотация, рецензия, обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими;
формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура
Учебный материал представлен в разделах.
1. Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов.
2. Рождение русского постмодернизма.
3. Литература 1990-х — начала XXI века:
4. Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.
5. Современная драматургия.
6. Современная литература.
Особенности русского постмодернизма
Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация, дискуссии о нём. Философия и эстетика постмодернизма. Краткий обзор биографии и творчества Вен. Ерофеева. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки». История создания и публикации поэмы. Экзистенциальная тема трагизма человеческого существования. Автор и герой: Веничка как повествовательная маска и как alter ego автора. Речевой портрет героя. Проблема жанра произведения В. Ерофеев
«Москва-Петушки»: поэма в прозе, травестийное житие, пародийная исповедь, “страсти Христовы”, путевые заметки. Многоообразие интерпретаций поэмы.
Андрей Битов. «Пушкинский дом». Творческий путь А.Г. Битова. Жанровые и стилевые искания. Эволюция прозы: от реалистической (ранние рассказы) до модернистской («Пушкинский дом»). Психологизм. Поиск героя — рядового интеллигента. История создания и публикации романа «Пушкинский дом». Полярность оценок романа. Роман-музей (роман-попурри). Биография героя как вариация на тему классических сюжетов. Герои-интеллигенты и герои-интеллектуалы в романе. Проблема внутренней свободы для героев романа.
Литература 1990-х — начала XXI века
Современная поэзия
Многообразие современной поэзии. Противостояние “громкой” и “тихой” поэзии. Е.Евтушенко и А.Вознесенский — реализм и романтизм, конкретность и условность, демократизм и элитарность. Традиционалисты, отразившие противоречия XX столетия, — Ю.Кузнецов и Н.Тряпкин. Авангардисты-радикалы — Г.Айги и В.Соснора. Нетрадиционные способы выражения мысли и чувств. Дискуссия о “сложной” поэзии и о праве поэта быть “непонятным” читателю. «Тамиздат» и «Самиздат». Вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления — Н.Коржавин, И.Бродский, Б.Чичибабин и другие. Поэты-неоклассики: попытка возрождения утраченной гармонии (Ю.Кублановский, Б.Кенжеев и другие). “Куртуазные маньеристы” (В.Степанцов, В.Пеленягрэ): типичный приём “маски”.
Н.Рубцов. Развитие Рубцовым есенинских традиций в книгах «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зелёные цветы», «Последний пароход» и другие. Концепция “тихой”, “смиренной” Родины («Ночь на родине», «Огороды русские», «Чудный месяц плывёт над рекою»). Философия покоя в лирике. Реалистическое и романтическое начало этой поэзии.
Иосиф Бродский. Творчество — “впадение в зависимость от языка”. Пространство и время в художественном мире Бродского. Бытие человека как путь утрат, “реальность отсутствия” и одиночество как значимые экзистенциальные мотивы лирики. Концепция поэта как “инструмента языка”: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского («Посвящение», цикл стихов «Часть речи»). Специфика ритмико-интонационного строя стихотворений И.А. Бродского
Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы. Концептуализм Д.Пригова, Л.Рубинштейна и Т.Кибирова. Д.А. Пригов. Авторская маска “Дмитрий Александрович Пригов”. “Маленький человек” и “великий русский поэт” как две ипостаси субъекта лирического высказывания. “Приговская строка” как композиционная и стилевая составляющая текста. Лев Рубинштейн. Творчество Т. Кибирова. Поэтика палимпсеста в поэзии Т. Кибирова.
“Авторская песня” (Булат Окуджава, Вероника Долина, Юлий Ким, Александр Розенбаум и др.). Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов).
Современная русская реалистическая проза
Ф. Абрамов. «Деревенская проза». «Последний старик деревни» и другие рассказы.
В.П.Астафьев. Рассказы «Людочка», «Пролётный гусь».
В.П.Астафьев. «Затеси» как лирические миниатюры. Нравственно-философские основы произведений Астафьева.Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе
Русский язык и русский человек
Татьяна Толстая. Своеобразие творчества. Эссе «Русский мир» как воплощение патриотизма от противного. Проблема сохранения родного языка в эмиграции и в России. Выражение глубины содержания через ироническую форму. Оскудение русского языка и русского человека как страшный, почти необратимый процесс. Вячеслав Пьецух как представитель иронического авангарда “другой прозы”. Характерные черты прозы. Традиции классиков в прозе Пьецуха. Пародия как ведущий литературный приём автора. Анекдот как традиционный жанр. Поэтика рассказа «Успехи языкознания».
Жизнь и мечта
Юрий Буйда. Фамилия автора как ключ к постижению творчества (по версии Ю.Буйды). Поэтика заглавия книги «Прусская невеста». “Колония текстов” (О.Славникова) как своеобразный жанр книги. «Фарфоровые ноги» как современная интерпретация известного сюжета о Золушке (Шарль Перро). Постоянное переплетение в сюжете примет реальности и фантасмагорических деталей.
Т.Толстая. Рассказ «Факир»: художественное пространство произведения. Контраст как основной композиционный приём рассказа. Функции вставных эпизодов. “Разоблачение” Филина и крушение мечты. Интертекстуальность в рассказе.
Русская классика на страницах современной литературы
Пушкинские мотивы и образ поэтав прозе Т.Толстой. «Ночь». «Сюжет». «Лимпопо». Ю.Буйда. «Синдбад-мореход». Поэзия Пушкина как сокровенная часть души современного человека. Сознательная проекция его сюжетов на различные литературные модели: «Крыжовник», «Наш человек в футляре». Щедринские мотивы и образы. В.Пьецух. Город Глупов в последние десять лет. Обращение к щедринскому сюжету как способ отражения косности и неизменяемости современной действительности. Л. Петрушевская. «Дама с собаками» Диалог с классикой («Дама с собачкой» А. П. Чехова, «Дама с камелиями» A. Дюма).
Тема войны в современной литературе
История создания дилогии «Прокляты и убиты» («Яма», «Плацдарм»). Беспросветная трагичность картин войны и мира в романе.Новая военная (“афганская”) проза. Проблема деформации человеческой психики. Светлана Алексиевич — журн алист и писатель. «Цинковые мальчики» как документально-художественный “жанр голосов”.Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала. Размышления о цене человеческой жизни. Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы. Самостоятельное исследование «Герой современной военной прозы».
Современная массовая литература.
Женская проза: Т.Толстая, Л.Улицкая, Л.Петрушевская
Место женской прозы в современном литературном процессе. От реализма к постмодернизму. “Игровая проза” Т.Толстой. Метафоричность — отличительная черта стиля. Исследование конфликта между реальным и воображаемым в творчестве Толстой. Т.Толстая. Роман «Кысь» как постмодернистская антиутопия.Яркость и самобытность прозы Л.Улицкой. Своеобразие конфликтов. Развитие гуманистических традиций и новаторство. «Перловый суп Психология шоковых состояний в прозе Л.Петрушевской. Система мотивов, характерных для прозы Петрушевской. Противоречие между бездушием мира и одушевлённостью человека — главный нерв её произведений.
Современная драматургия.
Театр А. Вампилова: философичность, острота социальной и нравственной проблематики. Соединение мелодрамы, комедии, романтической драмы. «Старший сын», «Утиная охота».
Современная драматургия. Реалистическая драма (Г.Горин, А.Галин, Л.Разумовская, М.Арбатова, Н.Птушкина). Драматургия Н.Коляды. “Маленький человек” в пьесах Коляды («Мурлин Мурло», «Манекен»). Модернистская драматургия (А.Слаповский, Ю.Мамлеев). Постмодернистская драматургия (Л.Петрушевская, А.Образцов, М.Угаров, Н.Садур и др.).
Б.Акунин. «Чайка» как постмодернистская пьеса-детектив. Юрий Кувалдин. «Ворона» как “выворотка” (Ю.Кувалдин) «Чайки» Чехова. Заключение. Особенности развития современной литературы. Взгляд молодого читателя.
Литература:
В. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».
А. Кабаков. «Невозвращенец».
Петрушевская. «Новые Робинзоны».
Маканин. «Лаз». Т. Толстая. «Кысь».
Вяч. Рыбаков. «Гравилет „Цесаревич"».
О. Аивов. «Выбраковка».
В. Пелевин. «Омон Ра».
Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998.
Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — М.,2002.
Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,1995.
А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».
Д. Быков. «Оправдание».
С. Витицкий. «Бессильные мира сего».
А. Аазарчук. «Гиперборейская чума».
А. Аазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».
Ю. Латынина. «Ничья».
С. Лукьяненко. «Спектр».
Сорокин. «Очередь».
В. Пелевин. «Жизнь насекомых».
Д. Талковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).
Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001.
Аиповецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.
Ю. Буйда. «Прусская невеста».
Э. Гер. «Дар слова».
П. Крусанов. «Укус ангела».
В. Пелевин. «Generation П».
Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени, поэтические цитаты в творчестве. Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Тандлевско-го, А- Новикова.
Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология.— М., 1998.
Салимон. «Брильянтовый и золотой».
И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».
А. Генис. «Раз. Два. Три».
Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».
К. Арагунская. «Рыжая пьеса».
Немзер А. Памятные даты. — М., 2002.
Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марйниной как отражение современной российской ментальности. — М., 2002.
Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог». Д. Донцова. «Созвездие жадных псов».
Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».
Н. Леонов. «Защита Гурова».
А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти». Т. Полякова. «Мой любимый киллер».
Агеев А. Газета, глянец, Интернет. — М., 2001.
Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. — М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе для 9-ого класса «Литература пушкинской поры»
Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деяте...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Программа элективного курса по литературе "Великая Отечественная война и ее отражение в литературе"
рабочая программа элективного курса по литературе предназначена для учащихся 11 класса...
Программа элективного курса по литературе "Золотой век русской литературы".10 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Программа элективного курса по литературе "Серебряный век в русской литературе и искусстве". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Программа элективного курса по литературе для старших классов "Портрет в литературе и живописи"
Элективный курс по литературе "Портрет в литературе и живописи" для старших классов школы даёт возможность глубокого проникновения в текст произведения, сравнения текста и художественн...
Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры....
Мне нравится
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (Элективный курс)
Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности....
Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ОГЭ 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для вып...
Рабочая программа основного общего образования элективного курса «Практическая грамматика английского языка» для 5 классов
Предлагаемый школьный курс «Практическая грамматика английского языка» относится к числу элективных курсов, которые являются неотъемлемой составной частью образования, предлагаемого учащимся 3-11 клас...
Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю
Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю...
Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 10 класс, 1 ч в неделю
Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 10 класс, 1 ч в неделю...
Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 11 класс, 2 ч в неделю
Рабочая программаи КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 11 класс, 2 ч в неделю...