Рабочая программа по русскому языку, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Литвишкина Галина Ивановна

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_russkiy_yazyk.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского

Буденновского района»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/ Г.И.Литвишкина/                                           

Протокол № ___

от «__»__________2016г.

«Согласовано»

Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского»

_____________/Л.Г.Валантырь/

«__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №15 с. Преображенского»

_____________/_С.И.Красницкий__/

Приказ № ___

от «__»__________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,

по русскому языку, 9  класс

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2016 г.

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы и приложения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

 Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Учебно – тематическое планирование

по   русскому языку

        

Класс: 9

Учитель:  Литвишкина Галина Ивановна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа

Плановых  контрольных работ 4 часов, уроков  развития речи  14 ч.

 Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений   Русский язык 5-11 класс; М.: Просвещение, 2012

Учебник:    Русский язык  9 класс под редакцией  Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; М.: Просвещение, 2013

Дополнительная литература:  Методические рекомендации к учебнику  Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; М.: Просвещение, 2013

Календарно-тематическое планирование по русскому языку   в 9 классе

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Подготовка к ГИА

По плану

По факту

Раздел1. Повторение изученного в 8 классе.

9

1.

Международное значение русского языка. (Русский язык – язык международного общения и сотрудничества).

1

02.09

Комплексный анализ текстов упр. 1, 2.

2.

Международное значение русского языка. (Русский язык – язык международного общения и сотрудничества).

1

06.09

Комплексный анализ текстов упр. 15.

3.

Р.Р Письменная и устная речь. Монолог и диалог. Стили языка. Стилистический анализ текста.

1

09.09

 

4.

Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения.

1

13.09

Обучение решению тестовых заданий типологии 5

5.

Простое предложение с обособленными членами. Обращение, вводные слова и конструкции.

1

16.09

Обучение решению тестовых заданий типа 7,8,9

6.

Входная контрольная работа.

1

20.09

7.

Сложное предложение. Союзные и бессоюзное предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. Функции знаков препинания.

1

23.09

Обучение решению тестовых заданий типа 11,12

8.

Р.рСочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой
в Москве»

1

27.09

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

9.

 Р.рСочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой
в Москве»

1

30.09

Анализ и редактирование  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Раздел 2. Сложносочиненные предложения.

9

10.

Понятие о сложносочиненных предложениях. Смысловые отношения в ССП.

1

04.10

Обучение решению тестовых заданий типологии 13.

11.

Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами.

1

07.10

Обучение решению тестовых заданий типологии 10.

12.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

    1

11.10

Обучение решению тестовых заданий типа 10

13.

Р.Р Обучающее сжатое изложение по тексту Демоверсии.

1

14.10

Обучение приёмам сжатия текста

14.

Р.Р Обучающее сжатое изложение по тексту Демоверсии.

1

18.10

Обучение приёмам сжатия текста

15.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

21.10

Комплексный анализ текста упр. 73 на основе решения тестовых заданий.

16.

Тренировочная работа в формате ОГЭ

1

25.10

17.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

28.10

18.

Контрольный диктант по теме «ССП»

1

Раздел 3. Сложноподчинённые предложения.

25

19.

Понятие о сложноподчиненных предложениях.  Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1

20.

Р.р Контрольное сочинение по картине И.Тихого «Аисты».

1

21.

Р.р Контрольное сочинение по картине И.Тихого «Аисты».

1

22.

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточных предложениях.

1

Комплексный анализ текста на основе упр. 93.

23.

Роль указательных слов в СПП.

1

24.

Роль указательных слов в СПП.

1

Комплексный

анализ текста упр. 100 .

25.

Р.Р Контрольное изложение «Этимология» (по упр. 95).

1

Отработка навыков сжато пересказывать текст (часть 1 ГИА)

26.

СПП с придаточными определительными

1

27.

СПП с придаточными изъяснительными. Синтаксический и пунктуационный анализ текста

1

28.

Контрольный диктант по теме «СПП с придаточными изъяснительными».

1

29.

Анализ контрольного диктанта по теме «СПП с придаточными изъяснительными».

1

30.

Р.рИзложение-восстановление текста по упражнению 106.

1

31.

СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени.

1

Комплексный

анализ текста на основе

 упр. 127.

32.

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1

Синтаксический и пунктуационный

анализ текста упр. 133.

33.

Р.р Языковой

анализ текстов на основе упр. 141, 143.

    1

34.

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

1

Синтаксический и пунктуационный

 анализ текста на

основе упр. 157.

35.

Обобщение по теме «Виды придаточных предложений».

1

36.

Р.р Контрольное сочинение по картине В.П.Фельдмана «Родина».

1

37.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания при них.

1

Синтаксический и пунктуационный

анализ текстов

 упр. 171,172.

38.

Виды подчинительной связи.

1

Синтаксический и пунктуационный анализ текстов упр.173

39.

Синтаксический разбор СПП.

1

Синтаксический и пунктуационный анализ текстов упр.179

40.

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение по интерпретации фрагмента прочитанного текста данного упр. 175.

1

41.

Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

.

42.

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

43.

Анализ контрольного диктанта по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

Раздел 4. Бессоюзное сложное предложение.

13

44.

Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП.

1

45.

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

1

46.

Тренировочная работа в формате       ОГЭ

1

47.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

48.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1

Решение тестовых заданий типологии 14

49.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

1

Решение тестовых заданий типологии14

50.

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

51.

Контрольный диктант по теме «БСП».

1

52.

 Анализ контрольного диктанта по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

53.

Употребление союзной и бессоюзной связи.

    1

54.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

    1

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений текста упр. 214

55.

Синтаксический разбор сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений текста  217

56.

Р.р Публичная речь.

1

Раздел 5. Систематизация и обобщение изученного.

14

57.

Систематизация и обобщение изученного. Фонетика и графика.

1

Комплексный анализ текста на основе упр. 230

58.

Лексика и фразеология. Лексический анализ.

1

Решение тестовых заданий типологии 2

59.

Морфемика. Словообразование.

1

60.

 Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ 9

1

61.

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ 9

1

62.

Анализ итоговой контрольной работы в формате ОГЭ 9.

1

63.

Морфология.

1

64.

Синтаксис и синтаксический разбор предложения.

1

65.

Синтаксис и синтаксический разбор предложения.

1

66.

Синтаксис и синтаксический разбор предложения.

1

67.

Р. р Контрольное  изложение .

1

68.

Комплексный анализ текста.

1

69.

Пунктуация и пунктуационный разбор предложения.

1

70.

Обобщение изученного и подведение итогов.

1

Содержание тем учебного курса

 

              Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5 - 8 классах  

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения

Союзные сложные предложения.  

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения  

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения  

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи  

Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке  

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи  

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;  
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;  
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2008.

Диапозитивы.

Русские и советские лингвисты.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта  среднего  общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании.

  1. М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по  русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2012).

  1. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 32-е издание, М., «Просвещение», 2012.

  1. Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. – М.,2009.

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М., 2012.

Приложения

ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ

К тексту 207. Фокус

Стрельба вызвала панику на асфальте во дворе. Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать. Дело в том, что ни коту, ни пришедшим она не причинила никакого вреда. Никто не оказался не только убит, но даже ранен; все, в том числе и кот, остались совершенно невредимыми. Кто-то из пришедших, чтобы это окончательно проверить, выпустил штук пять в голову окаянному животному, и кот бойко ответил целой обоймой. И то же самое — никакого впечатления ни на кого не произвело. Кот покачивался на люстре, размахи которой всё уменьшались, дуя зачем-то в дуло браунинга и плюя себе на лапу. У стоящих внизу в молчании на лицах появилось выражение полного недоумения. Это был единственный, или один из единственных, случай, когда стрельба оказывалась совершенно недействительной. Можно было, конечно, допустить, что браунинг кота — какой-нибудь игрушечный, но о маузерах пришедших этого уж никак нельзя было сказать. Первая же рана кота, в чём уж, ясно, не было ни малейшего сомнения, была не чем иным, как фокусом... (По М. Булгакову.)

(161 слово. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных,     прилагательных, глаголов и глагольных форм, н и нн в словах, ь, наречий, частиц, частицы не—ни, гласных после шипящих; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях).

226. У Ржавого болота

В первых числах марта буйно плясали метели вокруг березняков и осиновых перелесков, седыми космами хлестали поля, болота, овраги, заметая людские дороги и звериные тропы. А когда утихли метели — подули тёплые ветры, отмякли ели и сосны, посинели снега. И ночи были хрустально-ломки, с небольшим морозцем и крупными звёздами. Ночами снега покрывались плотным настом, и по насту хромой лесник Нефед ходил за Синь-бор, в чернолесье, слушать токованье тетеревов. Тетерева ворковали неуверенно и робко, но токовище уже намечалось у Ржавого болота. Здесь лесник построил шалаш, утренними зорями слушал, как с каждым днём крепли тетеревиные песни. В предутре по-зимнему хрустел снег, по-зимнему желты и холодны были зори. Перед восходом солнца чуфыкал токовик, как будто шоркал метлой по железному месту. Оживало безмолвие болот. Из шалаша Нефед видел, как на высокой осине косач, выгнув шею и распушив хвост, начинал свою песню. Из-за жухлых камышей вылезало большое красное солнце и алым цветом заливало чернолесье, и уже по-весеннему голубело небо; бурые ветки осин казались влажными. (А. Перегудов.)

(151 слово. Употребление знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, при однородных членах предложения, в сложноподчиненном предложении, при уточняющих членах предложения, обособленных обстоятельствах.)

ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

 Николай Алексеевич скучающими глазами обвёл знакомые, приятно-привычные предметы своего кабинета. Всё здесь было дорого, просто, прочно и красиво, в строгом скандинавском духе. Преобладал спокойный, холодный тёмно-синий цвет.

На громадном письменном столе были расположены в педантичном порядке бумаги, конверты, чернильницы, карандаши, перья, рамки с портретами, часы, лампа, подсвечники, вазы с цветами, бронзовые фигурки для надавливания на разрозненные бумажки и ещё какие-то красивые вещицы без определённого назначения. По стенам стояли шкафы американской системы, набитые книгами в переплётах и без переплётов, и все эти книги были расставлены строго по форматам — маленькие повыше, — и в каждом формате по алфавиту.

В углу, близ окна, стояла очень странная, но дорогая скульптура: словно ножом или долотом наспех вырезанная из липового чурбана фигура неуклюжего, некрасивого, голого увальня, опирающегося на палку и согнувшего для чего-то толстые, мягкие колени. Но это было не дерево, а мрамор, и непонятно было, зачем так безжалостно изуродован кусок прекрасного камня талантливым скульптором. А что скульптор был талантлив, это было несомненно при первом же взгляде на эту диковинную статую: столько в ней было силы и незабываемой выразительности.

В таком же странном роде были и несколько висевших по стенам картин в гладких серебристо-серого цвета рамах. Краски этих картин были непомерно ярки, а фигуры написаны были так, что долго надо было всматриваться, чтобы что-нибудь понять. И всё же это были картины, отмеченные печатью несомненного таланта, сильного, яркого, необузданно-смелого, хотя, к сожалению, слишком модного.

А всё модное в искусстве, как и в жизни, имеет тот прискорбный недостаток, что рано или поздно выходит из моды и забывается. Иное, впрочем, воскресает в поздних поколениях; иное же забывается и погибает навсегда. (Ф. Сологуб.)

(260 слов. Гласные в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Приставки пре- и при-. Сложные прилагательные. Однородные члены предложения.)

Задание. Напишите изложение по данному тексту и придумайте ему свой заголовок.

272. У реки

Вадим стоял под густою липой, и упоительный запах разливался вокруг его головы, и чувства, окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно, и, отвергнутый людьми, был готов кинуться в объятия природы; она одна могла бы утолить его пламенную жажду и, дав ему другую душу или новую наружность, поправить свою жестокую ошибку. Вадим с непонятным спокойствием рассматривал речные травы и густой хмель, который яркими, зелёными кудрями висел с глинистого берега. Вдали одетые туманом курганы, может быть, могилы татарских наездников, подымались, выходили из полосатой пашни; еловые, берёзовые рощи казались опрокинутыми в воде; и мрачный цвет первых приятно отделялся желтоватой зеленью и белыми корнями последних; летнее солнце с улыбкой золотило эту простую картину.

В шуме родной реки есть что-то схожее с колыбельной песнью, с рассказами старой няни; Вадим это чувствовал, и память его невольно переселилась в прошедшее, как в дом, который некогда был нашим и где теперь мы должны пировать под именем гостя; на дне этого удовольствия шевелится неизъяснимая грусть, как ядовитый крокодил в глубине чистого, прозрачного американского колодца.

Вдруг раздался в отдалении звон дорожного колокольчика, приносимый ветром... Вадим вздрогнул, не зная сам тому причины; он обернулся в ту сторону, где деревянный мост показывался между кустов и где дорога, желтея, терялась за холмами; там серая пыль клубилась вслед за простою кибиткой... «Не к нам ли? — подумал Вадим. — Но этого не может быть! Кому?» Его тревожил колокольчик, и непонятное предчувствие, как свинец, упало на его душу. Он побрёл вдоль по реке и старался рассеяться, но не мог: проклятый колокольчик его преследовал... (По М. Лермонтову.)

В захолустье

Серые тучи облекли всё небо, и серый, холодный, скупой сеялся сквозь них свет осеннего, скудного дня. Тоска разлита была в тяжёлых, мокрых тучах и в воздухе, холодном и сыром, и от земли, от этих немощёных улиц, поднималась неизбывная тоска.

Весь день шёл дождь, мелкий, упрямый, маленький и злой дождичек, гнусный спутник маленькой, тусклой жизни серого захолустья. Стёкла маленьких окон были от этого дождика слезливо мокры, и жидкая, липкая, чёрная грязь лежала на улицах, а на мостках, гнилых и грязных, пухли и зябли рябые лужицы, и мокры были давно уже голые ветки берёз и осин в садах и огородах за серыми заборами. Ветер проносился порывами, воя злобно и жалобно, сырой и холодный, и с мелкою яростью трепал эти голые ветки мокрых, растрёпанных деревьев. И в тонких визгах ветра всё та же слышалась безумная тоска.

По улице медленно тащилась телега с какими-то серыми кулями, колёсами увязая в грязи. Пегая лошадёнка тяжело ступала, звучно хлюпая в грязи ногами и тяжело дыша, вся мокрая, понурая, жалкая. И была она такая же тихая, с плачущими глазами, с растрёпанными ветром мокрыми космами седой гривы, и жалкая такая же, как бредущий по грязи рядом с телегою мокрый мужик в каком-то сером, заскорузлом кожане.

Через улицу медленно и лениво зачем-то перебирался босоногий мальчишка, высоко засучив ветхие штанишки и утопая в жидкой грязи до покрасневших голых коленок. На нём был надет рваный кафтанишко; его трёпаные светлые волосёнки прикрывала помятая шапка с расколотым козырьком; шею обматывал пухлый, грязно-красного цвета платок; голые худые ножонки были сини от холода и грязи. Остановившись посреди улицы, мальчишка засунул грязные пальцы в рот и пронзительно засвистал, посматривая направо и налево по улице, словно поджидая кого-то. Но никого не было, и мальчишка побрёл себе дальше, по-видимому, наслаждаясь этим купаньем в грязи под дождиком. (Ф. Сологуб.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....