Урок подготовки к ОГЭ. Задание 7.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Попова Татьяна Владимировна.

На уроке использованиа технология фасилитации, метод "Мировое кафе", адаптированный к условиям обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка к ОГЭ. Задание 7»

Цель урока: формирование умения заменять словосочетание  одного вида подчинительной связи синонимичным словосочетанием другого вида.

Задачи урока:

  1. Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму через знакомство с согласованием, управлением и примыканием.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Оборудование: цветные карточки с заданиями, проектор для презентации, ноутбуки для индивидуального теста, карточки для вывода и со словосочетаниями.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Ребята! Садитесь на любые места, где вам удобнее.

  1. Актуализация знаний.

- Все готовы? Здравствуйте! Посмотрите на слайд.  

3 вида связи – не проблема.

Для нас – решаема дилемма.

Слайд 1. Виды связи (примеры).

Все ладненько – согласованье,

Сердца тут бьются в унисон.

Все неизменно – примыканье,

Невозмутим, как лорд Грэйстон.

Всем командирам командир

Вид связи – управленье.

С ним спорить трудно: он один

Укажет направленье.

- О чем пойдет речь на уроке? (о словосочетании)

- А разве в 8 классе вы не изучали эту тему?

- Тогда почему мы к ней возвращаемся?

- Все верно. Сегодня у нас урок подготовки к ОГЭ.

Слайд 2. Тема.

- И разбирать мы будем задание 7 второй части ОГЭ, которое на первый взгляд кажется простым, но вызывает определенные затруднения у выпускников. Оно звучит так:  

Слайд 3. Задание 7 (формулировка).

- Какую же цель мы себе поставим?

- Верно.  

Слайд 4. Цель урока.

Сегодня мы поговорим

И все попробуем понять,

Как поменять одно с другим,

Чтоб сдать экзамены на «пять».

Слайд 5. Виды связи (примеры).

- Предлагаю вам немного иную форму работы для более глубокого и точного понимания темы. Вы работаете в группах, строго следуя тому алгоритму, который предложен на цветных карточках. Выполняете работу коллективно, поэтому обязательно помогаете друг другу, подсказываете, советуетесь. Если возникнут какие-либо вопросы, поднимаете руку. Я к вам подойду. Результатом вашей групповой работы должен стать вывод, который вы напишите на карточке того же  цвета со словом «вывод». Данную карточку вы вывешиваете на нашу цветную доску обратной стороной, чтобы до определенного момента ваш вывод никто не смог прочитать.

- На выполнение задания в группе отводится 4 минуты. Как только они истекут, по моему хлопку вы по часовой стрелке переходите  к следующему столику. Опять выполняете задания и т. д.

- Поняли? Приготовились. Начали.

  1. Работа в группах.  

Группа СОГЛАСОВАНИЕ  (красные)

  1. Коллективно рассмотреть таблицу, вспомнить и обсудить вслух, какой вид подчинительной связи в словосочетании называется согласованием.

СОГЛАСОВАНИЕ

Вопросы от главного слова к зависимому

КАКОЙ?

ЧЕЙ?

Какими частями речи выражены

гл. сл.

завис. сл.

СУЩ.

МЕСТ.

ПРИЛ.

ПРИЧ.

ПОРЯДКОВОЕ ЧИСЛ.

ОПРЕДЕЛ. МЕСТ.

Признак

Оба слова стоят в одном роде, числе, падеже.

Прием

При склонении изменяются оба слова.

Например

какое?

НОВОЕ ПЛАТЬЕ

  1. Списать в столбик словосочетания, построенные на основе УПРАВЛЕНИЯ:  

доска из дуба, опушка леса.  

Заменить их синонимичными со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

                                            из чего?                         какой?

Образец (не писать): Сок из апельсина – апельсиновый сок.

При выполнении задания всё проговаривайте по очереди вслух и  пользуйтесь следующим правилом.

ПРАВИЛО

  1. Не менять главное слово.
  2. Зависимое изменить на однокоренное прилагательное или причастие.
  1. Вывод: замените словосочетание «ответ друга», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Полученное словосочетание записать крупно фломастером на красной карточке под словом «вывод» (главное слово не обозначать, вопрос не писать).

Группа УПРАВЛЕНИЕ   (зеленые)

  1. Коллективно рассмотреть таблицу, вспомнить и обсудить вслух, какой вид подчинительной связи в словосочетании называется управлением.

УПРАВЛЕНИЕ

Вопросы от главного слова к зависимому

КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

Какими частями речи выражены

гл. сл.

завис. сл.

СУЩ.

ГЛ.

СУЩ.

МЕСТ.

Признак

Главное слово управляет зависимым

(ставит его в нужный падеж).

Прием

При склонении (спряжении) изменяется только зависимое слово.

Например

    от кого?

ПИСЬМО ОТ СЕСТРЫ

           кому?

НАПИСАЛ ТЕБЕ

  1. Списать в столбик словосочетания, построенные на основе СОГЛАСОВАНИЯ:  волейбольные соревнования, бабушкина книга.

Заменить их синонимичными со связью УПРАВЛЕНИЕ.

                                            какая?                          по чему?

Образец (не писать): Домашняя  работа – работа   по  дому.        

При выполнении задания всё проговаривайте по очереди вслух и  пользуйтесь следующим правилом.

ПРАВИЛО

  1. Не менять главное слово.
  2. Зависимое изменить на однокоренное существительное  или местоимение. Если нужно, уберите предлог.
  1. Вывод: замените словосочетание «дружеский ответ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Полученное словосочетание записать крупно фломастером на зеленой  карточке под словом «вывод» (главное слово не обозначать, вопрос не писать).

Группа ПРИМЫКАНИЕ   (синие)

  1. Коллективно рассмотреть таблицу, вспомнить и обсудить вслух, какой вид подчинительной связи в словосочетании называется примыканием.

ПРИМЫКАНИЕ

Вопросы от главного слова к зависимому

НАРЕЧИЯ

ДЕЕПРИЧАСТИЯ

Н.Ф. ГЛ.

Какими частями речи выражены

гл. сл.

завис. сл.

ГЛ.

ПРИЛ.

СУЩ.

НАР.

НАР.

ДЕЕПРИЧ.

Н.Ф. ГЛ.

НАР. и ПРИЛ. в степени сравнения

Признак

Зависимое слово НИКОГДА не изменяется.

Прием

Определить, чем выражено зависимое слово. Если тем, что перечислено выше, то это примыкание.

Например

    куда?

ПОШЕЛ ВПЕРЕД

                                       как? что делая?

КРАСИТ РАЗГОВАРИВАЯ

  1. Списать в столбик словосочетания, построенные на основе УПРАВЛЕНИЯ:  дышит с напряжением, кофе из Испании.

Заменить их синонимичными со связью ПРИМЫКАНИЕ.

                                            как? с чем?                  как?

Образец (не писать): Сказал с тоской – сказал тоскливо.

При выполнении задания всё проговаривайте по очереди вслух и  пользуйтесь следующим правилом.

ПРАВИЛО

  1. Не менять главное слово.
  2. Зависимое изменить на однокоренное  наречие, деепричастие или глагол в начальной форме. Если нужно, уберите предлог.
  1. Вывод: замените словосочетание «ответ друга», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Полученное словосочетание записать крупно фломастером на синей карточке под словом «вывод» (главное слово не обозначать, вопрос не писать).

Группа АССОЦИАЦИИ (желтые)

  1. Ваша группа работает устно. Коллективно нужно разложить на парте смайлики на белых карточках с определенным видом связи: согласованием, управлением, примыканием.  Объясните друг другу вслух, почему вы разложили именно так.
  2. Обговорите устно, какие ассоциации возникают у вас при словах «СОГЛАСОВАНИЕ», «УПРАВЛЕНИЕ», «ПРИМЫКАНИЕ»?  
  3. Вывод: крупно фломастером записать эти ассоциации в виде слов (по одному слову на каждый вид связи) в схему на желтой карточке под словом «вывод».
  1. Закрепление.
  1. Вывод.  

- Итак, посмотрим, что у вас получилось. Группа согласование должна была  в выводе заменить данное словосочетание  синонимичным со связью «согласование». (Зачитать)

- У следующей группы при замене  должно получиться  словосочетание со связью «управление». (Зачитать)

- На синих карточках должен быть пример «примыкания». (Зачитать)

- На желтых карточках вы написали слова-ассоциации, которые вызывают у вас виды связи слов в словосочетании. (Зачитать)

- Попробуйте сделать вывод: как заменить данное словосочетание синонимичным с другим видом связи?  

Слайд 6. Вывод.

Вывод.

Главное слово не менять.  Зависимое заменить однокоренным словом другой части речи.

Если меняем на согласование, зависимое слово должны поменять на однокоренное прил, прич., поряд. числ. или опред. мест.

Если меняем на управление, зависимое  меняем на однокоренное сущ. или мест.

Если заменяем на примыкание, то зависимое – на нар., дееприч. или гл. в н.ф.

  1. Фронтальный опрос.

- Закрепим ваши умения. Я буду показывать карточки, на которых написаны словосочетания. Ваша задача  -  заменить данные сл/соч. синонимичными. Если карточка красного цвета, то вы должны заменить данное сл/соч. синонимичным со связью согласование. Зеленая карточка –  ваше сл/соч. должно быть со связью управление. Синяя – меняете на примыкание.

Ремонт школы (красная карточка)

Осиновый лист (зеленая)

Ложь человека (красная)

Мечтают с улыбкой (синяя)

Фронтовой привет (зеленая)

Ухватился с радостью (синяя)

  1. Контроль.  Индивидуальная работа. (Тесты на ноутбуках)

- Откройте компьютеры на ваших столах. На рабочем столе найдите «Задание7. Тест» (презентация). Внимательно читайте задания, думайте и выбирайте один ответ из предложенных.  Оценки, которые вы получите за выполнение теста, и будут вашими оценками за урок. Чтобы начать работу, нажмите на домик.

  1. Рефлексия.

- Попробуем подвести итог нашей работе. Я задам несколько вопросов, а вы ответьте, подняв кружок:  

Слайд 7. Ответы.

красного цвета, если ваш ответ – «ДА»,

зеленого, если ваш ответ – «НЕ СОВСЕМ»,

желтого при ответе «НЕТ».

- Вам было комфортно на уроке?

- Вы разобрались в теме?

- Вы выполните задание 7 на экзамене?

Слайд 8. Спасибо.

Слайд 9. Д.З.

  1. Д\з.

- Выберите  задание, с которым вы хорошо справитесь или которое вам наиболее интересно.

  1. Выписать из художественной литературы по 3 примера каждого вида связи.
  2. Составить и записать по 3 своих примера каждого вида связи.
  3. Выполнить задания на сайте www.fipi.ru.

(Раздел: Открытый банк заданий ОГЭ. Грамматика. Морфология)

  1. Составить тест, в котором нужно будет заменить данные словосочетания на синонимичные другого вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы.

Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы. ( на примере анализа 2-й главы романа м. Булгакова "Мастер и Маргарита")...

Урок "Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)

Урок по подготовке к ЕГЭ.  Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования....

Разработка урока русского языка "Подготовка к ГИА. Задания части В"

Закрепление анализа текста, используя знания орфографии, пунктуации, лексиски и синтаксиса. Разбор заданий ГИА по русскому языку (часть В)...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к выполнению задания С1"

Конспект урока русского языка в 11 классе посвящен работе с текстом "О милосердии" с целью подготовки к написанию сочинения-рассуждения по критериям выполнения задания С1 на ЕГЭ...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...