Конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к выполнению задания С1"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 11 классе посвящен работе с текстом "О милосердии" с целью подготовки к написанию сочинения-рассуждения по критериям выполнения задания С1 на ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе.
Тема урока «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ по заданию С»
Цели урока:
1. Научиться излагать в письменной форме мысли о тематике текста, поднимаемых в нем проблемах и позиции автора.
2. Уметь комментировать избранную проблему, подбирая 3 необходимых аргумента и выстраивать их в логические цепочки.
3.Научиться строить текст сочинения таким образом, чтобы в нем находили отражения ответы, сформулированные в задании части С.
Оформление доски:
1.Высказывания знаменитых людей по теме «Сострадание»:
- Сострадание состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего (Л.Н.Толстой).
- Человек погибает, когда лишается дара сочувствовать, сострадать (М.Танк (Е.И.Сурко),белорусский писатель).
- Черствость души – самая страшная болезнь на свете (А.П.Чехов).
- Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека (Саади).
2.Пословицы:
- Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.
- Помощь, оказанная чужому, тебе самому оказанная помощь (аварская пословица).
- Сделаешь добро, добро встретишь (кабардино – балкарская пословица).
3. Синтаксические конструкции фразы – клише части задания С:
- Мне было интересно познакомиться с текстом…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…
- По мнению автора, это нелегкая задача, потому что…
- Позиция автора, на мой взгляд, такова….
- И в этом нельзя не согласиться с автором…
- Во – первых…, Во- вторых, … В – третьих, мне кажется,…
- Таким образом, поднятая автором проблема заставила задуматься…
Ход урока:
I. Объявление темы, цели урока.
II. Проверка домашнего задания (учащиеся дома выполняли задание В (повышенный уровень) с комментариями).
III.Работа с текстом:
А) Чтение текста (у каждого распечатка текста, см. приложение 2).
(1)Сострадание – активный помощник. (2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой , впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста.
(11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие.(13) но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они- де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.
(28)Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Львов)
Б) Вопросы по тексту:
1.Определите стиль и тип речи текста. Ответ аргументируйте.
2.Какие задания текста помогут вам выполнить задание С ( А29- А30, В8 – это хорошая основа для правильного определения проблемы текста и позиции автора).
3. Определите тему текста.
4.Зачитайте предложение, отражающее основную мысль текста (№7).
5. Перечислите проблемы, поднимаемые автором текста?
6.Какова позиция автора? (выражена в предложениях № 5,22, 31).Как она выражена? (прямо)
7. Как вы относитесь к мнению автора?
8. Какие аргументы приведете в доказательство своей позиции?
- Литературный материал: Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», отношение к людям Луки (М.Горький «На дне»), Данко (М.Горький « Старуха Изергиль») и т.д.
- Жизненные впечатления
- Пословицы, поговорки, высказывания великих людей.
IV. Композиция сочинения
Назовите обязательные части вашей работы.
1.Вступление.
2.Общая характеристика темы и проблематики текста.
3.Комментарий к одной из проблем.
4.Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
5. Выражение собственной позиции, ее аргументация.
6.Заключение, вывод.
V. Работа с черновиком.
1 ряд пишет часть работы, в которой будет отражена тема, проблема текста.
2 ряд - авторская позиция.
3 ряд – собственное отношение к поднятой проблеме (самая сложная часть работы, поэтому ее прошу написать сильных учащихся).
Вопросы 1 ряду:
- С чего начнете сочинение? (Тема, проблема. Лирические размышления, связанные с темой текста и его проблематикой).
- Какие слова, сочетания слов помогут вам при ответе на данное задание?
- Тема относится к числу вечных…
- В своей статье автор поднимает (формулирует, решает проблему (сложную, серьезную. злободневную)…
- Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…
Вариант №1
Проблема воспитания, сострадания, сочувствия – из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том - то и заключается особенность нравственных вопросов, что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно. Автор текста С. Львов обратился к «вечной» проблеме сострадания, сочувствия.
Вариант № 2
С.Львов, настоящий мастер слова, заставил меня задуматься о том, что такое сострадание и в чем оно проявляется. Сострадать и сочувствовать - это хорошо или плохо? Именно на эти вопросы старается ответить автор.
Убедительным доказательством правоты публициста являются его размышления о….
Вопросы 2 ряду:
Фразы- клише:
- Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую)…
- По мнению автора,…
- Публицист убежден в том, что…
Вопросы 3 ряду:
Фразы- клише:
- Не могу не согласиться с мнением…
- Я полностью разделяю точку зрения автора…
- Меня особенно взволновало, тронуло…
- Нельзя остаться равнодушным к …
- Какое обобщение можно сделать для приведенного литературного материала? (см. приложение 1,2)
VI. Чтение и редактирование черновиков.
VII. Подведение итогов, оценивание работы учащихся.
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по тексту части С.
Приложение 1.
Евгений Евтушенко «Не уставай»
С небес, подобно Прометею,
Укравший таинство огня,
Не уставай кормить своею
Сырою печенью орла.
Не уставай быть неусталым,
Неудержим, неуложим.
Не уставай быть добрым малым,
Но лучше добрым и большим.
Не уставай от сумасшествий,
Но ум бери в поводыри,
Вся жизнь свою самосожженствуй,
Но никогда не догори.
Не уставай в тех ожиданьях,
Каким вовек не сбыться въявь.
Не уставай в своих страданьях,
Но состраданье выше ставь.
Не уставай искать ответа
На то, на что ответа нет.
В неотвечаемости этой
Уже содержится ответ.
И в послежизни, жизнью ставшей.
Где снова юность настает,
Своею тенью неуставшей
Буди всех тех, кто устает
Приложение 2.
(1)Сострадание – активный помощник. (2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста.
(11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие.(13)Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.
(28)Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30)Содействием. (31)Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.
(С.Львов)
1.Высказывания знаменитых людей по теме «Сострадание»:
- Сострадание состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего (Л.Н.Толстой).
- Человек погибает, когда лишается дара сочувствовать, сострадать (М.Танк ,белорусский писатель).
- Слепую прихоть подавляй - и будешь благороден!
Калек, слепых не оскорбляй – будешь благороден!
Не благодарен, кто на грудь упавшему наступит.
Нет! Ты упавших поднимай – будешь милосерден! (Рудаки).
- Черствость души – самая страшная болезнь на свете (А.П.Чехов).
- Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека (Саади).
Пословицы:
- Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.
- Помощь, оказанная чужому, тебе самому оказанная помощь (аварская пословица).
- Сделаешь добро, добро встретишь (кабардино – балкарская пословица).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В 8».
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »Класс: 10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Базо...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Конспект урока русского языка в 6 классе с компетентностно-ориентированным заданием
Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное", на котором учащиеся знакомятся с новой для них частью речи. Творческая работа предполагает создание собственного продукта - текста прог...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Готовимся к ОГЭ Русский язык. 9 класс Алгоритм выполнения задания 13 (СПП с несколькими придаточными)
Данную презентацию можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 класс (на уроке, практикуме, элективном курсе, консультации)...
мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.
мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)
Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...