Конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к выполнению задания С1"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Кондрашова Людмила Васильевна

Конспект урока русского языка в 11 классе посвящен работе с текстом "О милосердии" с целью подготовки к написанию сочинения-рассуждения по критериям выполнения задания С1 на ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока по русскому языку65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ по заданию С»

Цели урока:

1. Научиться излагать в письменной форме мысли о тематике текста, поднимаемых в нем проблемах и позиции автора.

2. Уметь комментировать избранную проблему, подбирая 3 необходимых аргумента и выстраивать их в логические цепочки.

3.Научиться  строить текст сочинения таким образом, чтобы  в нем находили отражения ответы, сформулированные в задании части С.

Оформление доски:

1.Высказывания знаменитых людей по теме «Сострадание»:

  • Сострадание состоит не  столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего (Л.Н.Толстой).
  • Человек погибает, когда лишается дара сочувствовать, сострадать (М.Танк (Е.И.Сурко),белорусский писатель).
  • Черствость души – самая страшная болезнь на свете (А.П.Чехов).
  • Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека (Саади).

2.Пословицы:

  • Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.
  • Помощь, оказанная чужому, тебе самому оказанная помощь (аварская пословица).
  • Сделаешь добро, добро встретишь (кабардино – балкарская пословица).

3. Синтаксические конструкции фразы – клише  части задания С:

  • Мне было интересно познакомиться с текстом…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…
  • По мнению автора, это нелегкая задача, потому что…
  • Позиция автора, на мой взгляд, такова….
  • И в этом нельзя не согласиться с автором…
  • Во – первых…, Во- вторых, … В – третьих, мне кажется,…  
  • Таким образом, поднятая автором проблема заставила задуматься…

Ход урока:

I.  Объявление темы, цели  урока.

II. Проверка домашнего задания (учащиеся дома выполняли задание В (повышенный уровень) с комментариями).

III.Работа с текстом:

 А) Чтение текста (у каждого распечатка текста, см. приложение 2).

(1)Сострадание – активный помощник. (2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой , впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

           (7) Сочувствие – великая  человеческая способность и потребность,  благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста.

(11) У них, как правило, вырастают хорошие дети.  (12) Их, как правило, уважают окружающие.(13) но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

             (14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они- де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!

             (18)  На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом.  (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих  страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

               (28)Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие.  (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием.  (30) Содействием.  (31) Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь,  не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Львов)

Б) Вопросы по тексту:

1.Определите стиль и тип речи текста. Ответ аргументируйте.

2.Какие задания текста помогут  вам выполнить задание С ( А29- А30, В8 – это хорошая основа для правильного определения проблемы текста и позиции автора).

3. Определите тему текста.

4.Зачитайте предложение, отражающее основную мысль текста (№7).

5. Перечислите проблемы, поднимаемые автором текста?

6.Какова позиция автора? (выражена в предложениях № 5,22, 31).Как она выражена? (прямо)

7. Как вы относитесь к мнению автора?

8. Какие аргументы приведете в доказательство своей позиции?

  1. Литературный материал: Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», отношение к людям Луки (М.Горький «На дне»), Данко (М.Горький « Старуха Изергиль») и т.д.
  2. Жизненные впечатления
  3. Пословицы, поговорки, высказывания великих людей.

IV. Композиция сочинения

Назовите обязательные части вашей работы.

1.Вступление.

2.Общая характеристика темы и проблематики  текста.

3.Комментарий к одной из проблем.

4.Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.

5. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

6.Заключение, вывод.

V. Работа с черновиком.

1 ряд пишет часть работы, в которой будет отражена  тема, проблема текста.

2 ряд  - авторская позиция.

3 ряд – собственное отношение к поднятой проблеме (самая сложная часть работы, поэтому ее прошу написать  сильных учащихся).

Вопросы 1 ряду:

- С чего начнете сочинение? (Тема, проблема. Лирические размышления,  связанные с темой текста и его проблематикой).

- Какие слова, сочетания слов помогут вам при ответе на данное задание?

  • Тема относится к числу вечных…
  • В  своей статье автор поднимает (формулирует, решает проблему (сложную, серьезную. злободневную)…
  • Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…

Вариант №1

Проблема воспитания, сострадания, сочувствия – из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том - то и заключается особенность нравственных вопросов, что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно. Автор текста С. Львов обратился к «вечной» проблеме сострадания, сочувствия.

Вариант № 2

С.Львов, настоящий мастер слова, заставил меня задуматься о том, что такое сострадание и в чем оно проявляется. Сострадать  и сочувствовать - это хорошо или плохо? Именно на эти вопросы старается ответить автор.

Убедительным доказательством правоты публициста являются его размышления о….

Вопросы 2 ряду:

Фразы- клише:

  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую)…
  • По мнению автора,…
  • Публицист убежден в том, что…

Вопросы 3 ряду:

 Фразы- клише:

  • Не могу не согласиться с мнением…
  • Я полностью разделяю точку зрения автора…
  • Меня особенно взволновало, тронуло…
  • Нельзя остаться равнодушным к  …

- Какое обобщение можно сделать для приведенного литературного материала? (см. приложение 1,2)

VI. Чтение и редактирование черновиков.

VII. Подведение итогов, оценивание работы учащихся.

VIII.  Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по  тексту части С.

Приложение 1.

Евгений Евтушенко  «Не уставай»

С небес, подобно Прометею,

Укравший таинство огня,

Не уставай кормить своею

Сырою печенью орла.

Не уставай быть неусталым,

Неудержим, неуложим.

Не уставай быть добрым малым,

Но лучше добрым и большим.

Не уставай от сумасшествий,

Но ум бери в поводыри,

Вся жизнь свою самосожженствуй,

Но никогда не догори.

Не уставай в тех ожиданьях,

Каким вовек не сбыться въявь.

Не уставай в своих страданьях,

Но состраданье выше ставь.

Не уставай искать ответа

На то, на что ответа нет.

В неотвечаемости этой

Уже содержится ответ.

И в послежизни, жизнью ставшей.

Где снова юность настает,

Своею тенью неуставшей

Буди всех тех, кто устает


Приложение 2.

(1)Сострадание – активный помощник. (2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

           (7)Сочувствие – великая  человеческая способность и потребность,  благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста.

(11)У них, как правило, вырастают хорошие дети.  (12)Их, как правило, уважают окружающие.(13)Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

             (14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!

             (18)  На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом.  (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих  страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28)Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие.  (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием.  (30)Содействием.  (31)Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь,  не ожидая зова. (32)Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.

                                                                                                                                                      (С.Львов)

1.Высказывания знаменитых людей по теме «Сострадание»:

  • Сострадание состоит не  столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего (Л.Н.Толстой).
  • Человек погибает, когда лишается дара сочувствовать, сострадать (М.Танк ,белорусский писатель).
  • Слепую прихоть подавляй  - и будешь благороден!

            Калек, слепых не оскорбляй – будешь благороден!

            Не благодарен, кто на грудь упавшему наступит.

            Нет! Ты упавших поднимай – будешь милосерден! (Рудаки).

  • Черствость души – самая страшная болезнь на свете (А.П.Чехов).
  • Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека (Саади).

Пословицы:

  • Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.
  • Помощь, оказанная чужому, тебе самому оказанная помощь (аварская пословица).
  • Сделаешь добро, добро встретишь (кабардино – балкарская пословица).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В 8».

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »Класс: 10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Базо...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Конспект урока русского языка в 6 классе с компетентностно-ориентированным заданием

Урок  русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное", на котором учащиеся знакомятся с новой для них частью речи. Творческая работа предполагает создание собственного продукта - текста прог...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Готовимся к ОГЭ Русский язык. 9 класс Алгоритм выполнения задания 13 (СПП с несколькими придаточными)

Данную презентацию можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 класс (на уроке, практикуме, элективном курсе, консультации)...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)

Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...