Урок "Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_sposobov_slovoobrazovaniya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение способов словообразования.
(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)
Ход урока:
Цель: повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ
I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ
В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.
А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.
Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Ответ: посторониться
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
Ответ: суффиксальный
II. Повторение словообразования
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)
- Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором
Способы словообразования | Определение | Пример |
1. Приста-вочный | присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия | бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра |
2. Суффик-сальный | Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия | Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать - думая |
3. Приста-вочно-суффик-сальный | Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия | Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река - заречный |
4. Бессуф-фиксный | Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных | Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь. |
5. Сложе-ние | Образование новых слов, с помощью двух или более корней | Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ |
6. Переход из одной части речи в другую | Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных (субстантивация) | Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы |
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
- О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
- Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
- При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
- Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
- Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Как определить способ словообразования:
- Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
- Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
- Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
- По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
- Выпиши все слова с приставками
- Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая
Бескрайний← край
бред ← бредить
выключатель← выключать
заколка← заколоть
заново← новый
придворный← двор
хлебозаготовка← хлеб+заготовить+к
педсовет←педагогический совет
разболеться←болеть
подарок←подарить
несущий←нести
услышать←слышать
мель←мелкий
взрослые←взрослые люди
соображая←соображать
V. Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
1) суффиксальный
2) сложение
3) субстантивация
4) приставочно-суффиксальный
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) субстантивация
4) бессуффиксный
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
1) полметра
2) умалишённый
3) контригра
4) архиважный
VI. Самостоятельная работа по карточка
Карточка № 1
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки. |
Карточка № 2 1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее. 2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать 3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом. Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования. |
Карточка № 3 1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых. 2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения. Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту. 3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками. |
Карточка № 4
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих. |
Карточка № 5 1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание. 2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом. Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой. |
Карточка № 6
2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы. 3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг. |
Карточка № 7
2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный. 3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Его никто не провожал: он не любил проводов. |
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание:
Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок "Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом."
Конспект бинарного урока по алгебре и информатике.. Данный урок позволяет проверить знания учащихся по теме"Функция. График функции. Описание свойств функции, заданной графически". По информатике на у...
Словообразование.подготовка к ЕГЭ.11 класс
В данном пособии представленно коментарии к правилу тренировочные упражнения,прверочные тесты....
Творческие и системные задания для подготовки к ЕГЭ естественно-научного цикла со способами решений и ответами. Познавательные задания по зоологии позвоночных
Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на...
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ . ПОДГОТОВКА К ЕГЭ . 11 КЛАСС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ " СЛОВОБРАЗОВАНИЕ . ПОДГОТОВКА К ЕГЭ . УСТНАЯ ЧАСТЬ " РАБОТА СОДЕРЖИТ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ О РАЗДЕЛЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ , ПРЕДНАЗНА...
Тесты. «Словообразование. Подготовка к ЕГЭ»
Тренировочные тесты по словообразованию для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ....
Способы решения текстовых задач ОГЭ математика 9 класс задание № 21 и ЕГЭ математика профильный уровень 11 класс задание № 11
в материале представлены различные типы текстовых задач и способы решения...
Шпаргалка по словообразованию (подготовка к ЕГЭ)
Шпаргалка по словообразованию (подготовка к ЕГЭ)...