Разработка урока русского языка "Подготовка к ГИА. Задания части В"
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Закрепление анализа текста, используя знания орфографии, пунктуации, лексиски и синтаксиса. Разбор заданий ГИА по русскому языку (часть В)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_podgotovka_k_gia_9_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:« Подготовка к ГИА (часть В)»

Цели:

-  закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса;

- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;

-  развивать навыки работы в группе;

-  развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений;

-  воспитывать любовь к родной земле, уважение к истории страны;

- развивать кругозор учащихся.

Ход урока

 Самая большая ценность народа – язык,

 на  котором он пишет, говорит, думает.
                                (Д.Н. Лихачев)

                                                                                                         

                                                             

  1. Оргмомент.                                                                СЛАЙД № 1, №2

                         

  1.  Слово учителя:

       Подготовка к ГИА – неотъемлемая часть современного курса  русского языка 9 класса. Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к словам Д Лихачева : « Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает» - эти слова –эпиграф урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст, работать с тестами, применять теоретические знания  при выполнении разных заданий. Сегодня часть урока мы проведем в форме урока-кейса. Всем желаю творческих успехов и надеюсь, что каждый урок  русского языка поможет вам при сдаче Государственного экзамена.

  Обратимся к структуре урока.                                         СЛАЙД № 3.

                                                 

Все задания части В разделены на 6 групп:

  1. В 1 – лексика  ( синонимы)
  2. В 2 – В 4 – орфография  ( правописание приставок, суффиксов, корней с чередующимися гласными)
  3.  В 5, В 10, в 11 – синтаксис и пунктуация  ( осложненное простое предложение)
  4.  В 8 – синтаксис   словосочетание и виды связи слов в словосочетании)
  5.  В 9, В 12 – синтаксис ( грамматическая основа предложения)
  6. В 6,  В 7, В 13, В 14 – синтаксис и пунктуация ( сложное предложение)

   Задания В1, В2, В4, В 8   мы будем выполнять вместе по КИМу Демо-версии 2011 года.

                  Прежде чем мы приступим к выполнению задания В 1, мне хочется обратиться к словам  К. Паустовского: « Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

  1. Работа по КИМу Демо – версии.   Текст Альберта Анатольевича Лиханова.

Задание В1.  Беседа:

 - Что такое синонимы?

        ( Синонимы – это слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают.).

- Какими могут быть синонимы по видам?  

  (Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы )

                                                                                                              СЛАЙД № 4, №5

Выполните задание по КИМу. (Послонялся – походил).

Выполните задание ( слайд №5)                                                

 

  1. Закрепительная работа.     Карта №1.

Замените выделенное слово синонимом.

  1. Девочка закоченела. - ЗАМЕРЗЛА
  2. « Умрем, но не отступим!»- как по- писаному сказал он. – УВЕРЕННО, БЕЗ ЗАПИНКИ
  3. Рыжий, да еще и подлиза. -ПОДХАЛИМ
  4. К  морю мы летели стрелой. - БЫСТРО

  1. Теоретический блок. Задания В 2 – В 4.                                   СЛАЙД № 6, 7

Беседа.

Какие чередования гласных вам известны?

( Чередование гласных о/а, е/и )

От чего зависит правописание чередующихся гласных в корне слова?

( От наличия суффикса –а- , например, в корнях –лаг-/лож,  кас/ кос; от ударения, например в корнях  -гор-/-гар, -зор-/-зар;  от согласной, например в корнях – рос-/-раст-(-ращ-), -скак-/

  -скок-; от значения, например в корнях –мак- /-мок-, -равн-/ -ровн-)

                                                 

  1. Закрепление ( ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ  В КОРНЕ)  

                                                                                                                            СЛАЙД № 8

                                                                                                                     

  1.  1)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней.
  2. 2) Этого положения он добивался долго.
  3. 3) Маше приходилось снова протирать поверхность.
  4. 4) Конь легко перескочил препятствие.
  5. 5)  На заре ты её не буди.

Задание из КИМа:  ПРИКОСНОВЕНИЕ

  1. Повторение теоретического материала и выполнение заданий                                                                                                                                   

                                                                                                                              СЛАЙД № 9,10.    

Беседа.

  Какие  еще орфограммы  нужно вспомнить, выполняя задания В2 – В4?

( Правописание приставок на з-, с-,  при-, пре- и суффиксов –н-, -нн-)

                         

    Карта № 2.

    Найдите и объясните орфограммы заданий части В    В3, В4

  1. Приблизившись ( приближение)к памятнику, мы были поражены ( краткое причастие) его величием.
  2. У неё было худое лицо, исцарапанные ( страдательное причастие) ноги.  
  3. Она  обессиленно ( наречие от обессиленный) села на корточки и закрыла голову руками.    

Задание из КИМа: ВСПЛЕСКИ, ПРИКЛЕЕНАЯ

8.Повторение теоретического материала и выполнение задания В 8.

            Беседа.

Что такое словосочетание?  

(   Словосочетание- это  синтаксическая единица, два слова, связанные по смыслу и грамматически )

 Какие виды связи слов в словосочетании вам известны?                                                                                              

  ( Подчинительные виды связи: согласование, управление, примыкание.)

 Задание из КИМа:  ЗАКРЫТА НА ВРЕМЯ

                                                                                                          СЛАЙД № 11,12,13,14,15,16,17.                  

                                                    Задание

 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

          Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

       Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

  Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

  Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения.

      Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

    Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  Ньютон был первым, кому удалось найти ясно сформулированный базис, исходя из которого он мог выводить широкое поле явлений посредством математического мышления.

      Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ

 Одно из самых  очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам  вслух на  уроке "Капитанскую  дочку".  

    Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

    Всё удивительно и интересно в жизни пчёл.

Замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, основанном на связи управление

Замените словосочетание горное село синонимичным, основанном на связи управление

Замените словосочетание голос отца синонимичным, основанном на связи согласование

Замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, основанном на связи управление

Задание 1.    Дать определение подлежащему и сказуемому.    

 (  Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Подлежащее  - главные член предложения,  грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым, отвечает на вопросы кто?  что?. Сказуемое – это главный член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.Сказуемое может быть глагольным  (простым и составным) и именным ( простым и составным )

 Задание 2.    Выполнить задания

                                                                                                                     

Найдите грамматическую основу в следующих предложениях      СЛАЙД   № 3,4,5

               

          Шестьдесят пять лет отделяют  нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  1. Оренбуржье внесло достойный вклад в общее дело победы над врагом.
  2. Читая книгу «Золотые звёзды Оренбуржья», мы узнаем имена героев-защитников Родины.
  3. Биографии героев – это часть истории нашего края.

Укажите количество грамматических основ в предложениях:

  1. Константин Александрович Скрытников – уроженец  Соль-Илецкого района, который воевал с 1943 по 1945 год  на Воронежском фронте.      2
  2.  С мая 1943 года в действующую армию был призван Валентин Федорович Пацюченко, Курская битва стала его боевым крещением, также он принимал участие в освобождении Украины, Польши, Чехословакии и штурме Берлина.      3

      Звание Героя Советского союза Михаилу Петровичу Колесникову, уроженцу Соль-Илецка, присвоено 10 апреля 1945 года.     1

    Герой СССР Иван Дмитриевич Ермолаев проявлял мужество и боевое мастерство,  его артиллерийский расчет дошел до Берлина, а после войны ветеран жил в Астрахани, преподавая в мединституте.                    3

      7 января 1988 года, выполняя интернациональный долг в Афганистане,  погиб в бою наш земляк Вячеслав Александров, ему присвоено звание Героя Советского Союза, его именем названа школа в селе Изобильное, по Волге ходит теплоход « Вячеслав Александров»                        4

Задание из КИМа:     В 9: НЕ БЫЛО                      В 12: 2

9. Слово учителя о СПП с несколькими видами придаточных, о видах подчинения.

                                             СЛАЙД  №,8,9,10,11.  

10. Закрепление изученного.

Определите вид подчинения

                Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что

    С. Королев - конструктор и основатель советской космонавтики.             (однородное)

  1. Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной- космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире.                             ( последовательное)
  2. Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло.

                                                                                                                                 ( параллельное)

11. Самостоятельная работа. Задание по вариантам( тесты ГИА)

18. Обобщение. Итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Подготовка к ЕГЭ" для 9 класса

Урок « Подготовка к ЕГЭ» апробирован в 9 классе МОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ» в 2010 году. При подборк...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи»

Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бере...

разработка урока русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению (9.3.)"

Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий  по подготовке к государственной итоговой атт...

Урок русского языка. Подготовка к ОГЭ (Задание 4).

Разборов способов связи в словосочетаниях. Алгоритм выполнения задания 4....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи. Предлог»

Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам...

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4)Словосочетание.Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях....

Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка п...